Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F31. Разбитое яйцо. .31.37.59.63.64.67.68.72.

Девушка или женщина зачинает, не зная о том, от рептилии, когда незаметно для себя касается мертвой рептилии или когда ей внутрь попадает вытекшая из рептилии жидкость (обычно, когда со­держимое змеиного яйца случайно стекает ей между ног).

Балтоскандия. Финны [SyöjätärLapahiitto плюнул в море; девушка Kasaritar проглотила морскую пену, забеременела на три года, родила ящерицу, ставшую жить в куче хвороста, в гнилом пне]: Abercromby 1900, № 13a: 331.

Амур – Сахалин. Маньчжуры [женщина пять дней не может разродиться; нищий советует послать за старухой, живущей за 20 ли на ЮВ; она помогает, велит подставить корыто, из женщины выходят две змеи, их спускают в прорубь; женщина забеременела, съев какую-то траву (ягоды?) на горе]: Lattimore 1933: 276-279.

Гвиана. Калинья: Magaña 1982: 100.

Центральная Амазония. Низовья Риу-Негру (манао?) [женщина приходит жить в дом женатого человека; прядет, ее плохо кормят; хозяин дает ей съесть два яйца мутума, засовывает в одно из них волос; женщина беременеет, сын разговаривает с ней из утробы; выползает змеей, лезет на дерево, сбрасывает для матери плоды; женщина бежит, человек прячет ее в сосуде; змей поднимается на небо; говорит своему деду, что станет появляться в начале лета, когда надо будет полоть огороды]: Barbosa Rodrigues 1890: 242-243; паринтинтин [Табаэ (бабка Баиры) находит яйцо; змееныш из яйца заползает ей в живот; приходя к каштановому дереву, она раздвигает ноги, змея выползает, собирает для нее плоды; люди проследили за старухой, убили ее и змею, труп сожгли; на этом месте возник огород с кукурузой, маниоком, ямсом, бананами и др.; птицы научили людей готовить сельскохозяйственные продукты; змея превратилась в лиану на каштановом дереве]: Pereira 1980(2): 589-591.

Восточная Амазония. Шипая [младший брат не дает сестре рыбу, она ловит сама; на обратном пути находит, печет, съедает яйцо птицы мутум; рожает мальчиков и девочек; они охотятся для нее, возвращаются к ней в утробу; лезут на дерево за каштанами; она говорит братьямu, что каштаны нашли на земле; младший брат следит, рубит пуповины выведшим из утробы детям; куски превращаются в несъедобных рыб; дети уходят, становятся индейцами мундуруку; убивают своего дядю, когда тот их навещает; оба племени начинают враждовать]: Nimuendaju 1922: 399-400.

Боливия – Гуапоре. Суруи [у двоих девушек первые месячные; одна подбирает птичье (ant bird) яйцо, оно разбивается, содержимое течет ей в вагину; она беременеет; ее нерожденный сын-Радуга велит ей идти одной к плодовому дереву, выходит из матки, собирает для матери плоды, возвращается; люди подсматривают за ней; влюбленный в нее юноша рубит Радугу; большая часть устремляется в небо, оставшаяся - назад в матку; девушка рожает мальчика, он тут же делается мужчиной; обрабатывает огромное поле, сеет неизвестную ранее кукурузу; обезьяна крадет несколько зерен, люди узнают о кукурузе; несколько женщин заблудились среди кукурузы, стали горлинками]: Mindlin 1995, № 1: 3-5.

Южная Амазония. Калапало [человек женился на младшей сестре, старшая его отвергла; он приготовил ей змеиные яйца, она поела, забеременела; пошла за древесной корой, сын-змей из чрева предложил достать кору, заполз на дерево, стал сбрасывать кору, а хвост оставался в чреве женщины; в следующий раз так же стал сбрасывать матери плоды с пальмы, но выполз весь и мать убила его; отрезала голову, бросила в реку, так возник электрический угорь; тело превратилось в свирепых индейцев каяпо]: Basso 1987: 286-291; мехинаку [у женщины суя была огромная грязная вагина; копая маниок, она не заметив положила в корзину змеиное яйцо; змееныш вылупился, спустился, проник ей в вагину; ее живот раздулся. все считали ее беременной; змей внутри нее поедал всю еду, высовывал голову, поедать ее экскременты; стал выползать, возвращаясь в женщину, чтобы поспать; когда пришло время родить, женщина попросила брата очистить от ветвей дерево, села перед ним, змей выполз, поднимаясь по стволу; брат рубил его на куски. из них возникли индейцы суя]: Gregor 1985: 56-57; камаюра: Münzel 1973: 199; Seki 2010, № 3 [возвращаясь с огорода, женщина подобрала яйцо, думала, что птичье, положила в корзину с клубнями маниока, яйцо разбилось, содержимое попало женщине в вагину, она забеременела от змея; трое старших братьев ругают ее, младший четвертый не ругает; женщина хочет собрать плодов пальмы, змей вылезает у нее из вагины, хвост остается в женщине, змей ползет на пальму, сбрасывает плоды, возвращается в матку; женщина рассказывает об этом младшему брату; тот все видит сам; женщина провоцирует змея достать плоды с более высокой пальмы, затем с еще более высокой; на этот раз лишь кончик хвоста остается в вагине, затем и он выходит; по просьбе сестры, брат рубит змея на части, складывает куски в четыре кучи; вернувшись через три дня, видит, что куски превратились в воинов, они делают стрелы; воины просят, чтобы пришла их мать; убивают ее старших братьев, уходят; (p. 70: это предки индейцев, живущих ниже по течению Шингу)]: 205-221; трумаи [девушка находит змеиное яйцо, принимает за яйцо птицы пакурау, несет на голове; яйцо разбивается, содержимое попадает ей в вагину; она рожает змею; ее мать рубит змею на части; из них возникают индейцы суя, убивают всех, кроме матери и дяди]: Monod Becquelin 1975, № 57: 188; рикбакца [думает, что это птичье яйцо, вешает себе на шею]: Pereira 1994, № 7: 87-88; пареси: Pereira 1986, № 2: 92-93; Pereira 1987, № 105 [девушка находит яйцо водной змеи, играет с ним, беременеет, рожает змея; он достает для нее орехи пальмы; плавает в озере и возвращается; когда брат женщины Матина не принес племяннику-змею дичь с охоты, тот его проглотил; отвечает матери, что может отрыгнуть ее брата назад; навсегда уходит в озеро]: 588; умотина: Oberg 1953 [женщина находит в лесу яйца анаконды, кладет в корзину, несет за спиной, жидкость из лопнувшего яйца попадает ей в вагину; она зачинает сына-змея; он выходит из ее чрева, лазает на пальму собирать для нее орехи, возвращатся в лоно; двое сыновей женщины рубят его на куски; женщина хоронит его на расчищенном участке; из него вырастает первая кукуруза]: 108; Schultz 1962, № g [люди глушат рыбу ядом тимбо; женщина подбирает вместе с рыбами яйцо анаконды, принимает за яйцо птицы мутум, кладет в корзину; жидкость из лопнувшего яйца попадает ей в вагину; она зачинает сына-анаконду; он выходит из ее чрева, лазает на пальму собирать для нее орехи, возвращается; двое сыновей женщины рубят его на куски; перед смертью сын-анаконда просит его зарыть на расчищенном участке; из него вырастает первая кукуруза]: 236-237; бороро: Wilbert, Simoneau 1983, № 71 [чудовищный змей Butoríku пожирает женщину, вешает ее ожерелье над входом в свою пещеру; ее сын Пари Джура тренирует силу, оставляет на тропе препятствия; Б. застревает под поваленным деревом, ПД убивает его дубиной; каждой женщине достается кусок мяса; Aturuaródo не прикрыла листьями гениталии, зачала от крови змея; сын выходит из ее утробы, лезет на дерево за плодами для матери, возвращается в утробу; А. сообщает об этом мужчинам, провоцирует сына выйти снова; его убивают, сжигают; из золы вырастают уруку, табак, хлопок], 72 [Colbacchini 1925: 190-192; Atuaroddo встречает мужа, убившего анаконду (ğure); беременеет от крови, потекшей из тела змеи; сын-змей выползает из ее утробы на дерево за плодами для матери, возвращается в утробу; А. рассказывает об этом братьям; они убивают, сжигают змея; на этом месте вырастают уруку, табак, кукуруза, хлопок]: 138-141, 142-144.

Чако. Чороте [у женщины месячные, она находит, кладет себе в вагину змеиную кожу; ее живот распух; сходившиеся с ней юноша умирают от укуса змеи; ]: Wilbert, Simoneau 1985, № 105 [у женщины по имени Вампир месячные, она касается гениталиями змеиной кожи; ястреб Joisá сует деревяшку, змеи кусают ее; он ведет женщину в заросли, люди их поджигают; он видит головы змей у нее в вагине; бежит, она бросает в него гремучую змею, но он уклоняется; она сгорает, змеи тоже, но часть уползла, от них происходят нынешние], 106 [у женщины месячные, змеиная кожа случайно попадает ей в вагину; в ее чреве теперь много змей; кожа с менструальной кровью породили яд; сходящиеся с ней мужчины гибнут; Ahóusa надевает на пенис тростинку, чувствует, что змеи кусают ее; он ведет женщину туда, где мужчины подожгли растительность; сам выскакивает, лишь чуть-чуть обгорел, теперь перья на затылке этой хищной птицы короткие; женщина сгорела, из нее выползли все змеи; А. разгреб золу, там был червячок, он стал сосущим кровь вампиром; некоторые змеям А. вытащил ядовитые зубы, они теперь безвредны]: 203-204, 205-208.