Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F51C. Ребенок-женьшень. .26.33.37.

Корни женшеня – мальчики или девочки, которые помогают герою.

Китайцы (Шаньдун), дунгане, маньчжуры, удэгейцы.

Китай. Китайцы (Шаньдун; см. Кляус 2015: 301-302) [у горы Тайшань (это Шаньдун) жил старый монах с 12-летним послушником; мучил мальчика непосильной работой, плохо кормил; пришли две девочки в красных куртках и зеленых штанишках, затем привели других; легко выполняли любую работу; монах заставил мальчика рассказать о них; велел незаметно привязать веревку к ноге одной из девочек; по веревке нашел женьшень; четыре корешка бросил в котел, остальные запер в шкафу; девочки стали звать на помощь; мальчик открыл шкаф; девочки сказали, что четырех сестер все равно не вернуть, надо спасаться; зачерпнули из котла суп и полили на землю, храм стал подниматься в облака; монах привел других монахов, что сварить все корешки и омолодиться; уцепился за храм, но девочка ударила монаха по пальцам, он упал и разбился; в ясную погоду над горой Тайшань виден храм с красными стенами и зеленой крышей]: Рифтин 1957: 186-190.

Туркестан. Дунгане [у бедняка Цунью десятилетняя дочь Хуар; помещик заболел, ему нужен самый старый женьшень, он требует, чтобы Ц. его достал, обещает половину земель и богатства; к Х. приходит играть девочка Бонфур, говорит, что живет в лесу; родители догадались, кто она, согласны достать женьшень; просят Х. воткнуть в одежду Б. рыболовный крючок с красной ниткой; во сне Б. просит Х. не выкапывать ее, а трижды позвать, она сама выйдет; Ц. находит женьшень по нитке, трижды кричит "Бонфур", корень прыгает ему в руки; Ц. сомневается, не бежать ли с семьей и продать корень; Б. приходит во сне к Х.: дайте настой помещику; тот выздоровел, выполнил договор в надежде дорого продать корень; спрятал его в сундук, поставил стражу; заболел губернатор, помещик пошел взять женьшень, но корень исчез]: Юсуров 1970: 51-57; (ср. русские СЗ Маньчжурии [дедушка копает женьшень; к внуку приходит играть другой мальчик; дедушка советует привязать к нему красную нитку; они приходят по нитке к женьшеню, выкопали корень, получили хорошие деньги]: Кляус 2015: 303-304).

Амур – Сахалин. Маньчжуры [(ср. дунгане, Юсуров 1970); родители с сыном по имени Шляпка Гриба живут в лесу; он с утра до вечера убегает играть в лес; родители удивлены; мальчик отвечает, что с ним играет красный толстячок; те все понимают, дают иголку с красной ниткой, велят незаметно прикрепить иголку к толстячку; следят за сыном; вечером толстячок убегает; родители идут по красной нитке, находят огромный корень женьшеня; к утру выкопали; когда сын узнал, пришел в ужас; родители положили корень в котел; муж думал: стану бессмертным, возьму в жены прекрасную фею вместо старой жены; жена: стану развлекаться, мне никто не будет нужен; если же съесть корень напополам, ни один не станет бессмертным; жена: сходи за своими родителями; муж: и ты сходи; оба вышли; в этот момент сын вынул корень из котла, вынес во двор; родители вернулись; каждый лишь обошел дом вокруг, чтобы первым взять корень; муж: я вернулся проверить, закрыто ли окно, а то воры унесут корень; жена: а я – закрыта ли крышка котла, а то собака залезет; корень превратился в красного толстячка, взял мальчика на руки, убежал; родители стали драться, а корень и мальчик пропали]: Bäcker 1988, № 14: 105-109; удэгейцы [Гиáту попросил китайского царя разрешить искать женьшень; ушел в лес, сын остался джома; пришла рыжеволосая девочка; играя с ней, мальчик потом все забывал; чтобы не забыть, порезал ножом руку; девочка показала дорогу – пусть Г. по ней пойдет; тот пошел, нашел женьшень; девочка попросила ее взять, она любит сына Г.; велит сказать царю, что он нашел мало женьшеня; царь хотел ударить ножом, девочка подбежала, вонзила в царя его собственный нож; царь умер, Г. с семьей хорошо жил]: Лебедева и др. 1998, № 54: 319.