Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F55. Чего ты хочешь? .11.18.19.37.41.43.(.44.45.).46.48.49.68.72.75.

Персонаж не понимает, чего хочет другой противоположного пола; называет или показывает различные предметы и части тела; собеседник удовлетворен, когда она или он называет или обнажает свои гениталии.

Ака, мургнин, тиви, киваи, орочи, кучин, верхние чехалис, коулиц, тилламук, кус, черноногие, юрок, карок, синкион, винту, юте, пареси, чамакоко, яганы.

Бантуязычная Африка. Ака [Mômbôngi (маленькая рыбка) живет с мужем и матерью; притворившись, будто ее укусила рыбка, мать М. возвращается в лагерь, где остался зять, просит того принести подходящих дров, чтобы согреться; отвергает все, что тот предлагает; говорит, Да, когда тот показывает свой пенис; зятю потом стыдно; то же на следующий раз (делает вид, что уколола палец ноги); М. разрезала свою мать на мелкие кусочки и те превратились в рыбок момбонги]: Motte-Florac 2004, № 29: 126-129.

Австралия. Мурнгин [мальчик стонет, мать последовательно предлагает ему разную еду и питье, он отказывается; наконец, мать спрашивает, не хочет ли он ее вагину, он отвечает, что да]: Warner 1937: 561-562 в Roheim 1945: 208-209, в Waterman 1987, № 4770: 130; тиви [Ящерица возбужен позой сидящей рядом сестры; отказывается, когда она предлагает ему печень, кишки валлаби; она догадывается, что ему надо, несколько раз отсылает за чистой водой; наконец, пьет воду и совокупляется с ним; ее муж Белогрудый Орел посылает Zothbwe на дерево за медом, обрубает сук, Ящерица падает; его побили]: Waterman 1987, № 4775(1): 130.

Меланезия. Киваи [у старых супругов родился мальчик Гануми; они сделали так, что все девочки, когда вырастут, должны будут его полюбить; спустили в миске вниз по реке; Гебае родила ребенка в язвах, увидела Гануми, взяла вместо настоящего сына; младенец увидел девочек с задранными юбками, стал кричать, Хочу красное; те приносили ему красные цветы и плоды, потом поняли, что он хочет; его положили с ними спать, но он ничего не смог сделать; утром не смог срубить саговую пальму; жены забросили его на пальму, исцарапали себя, сказали, что на них напали враги; красная птица виовио уронила на него свой помет, он стал этой птицей; женщины увидели ее отражение в колодце, каждая захотела себе; он пошел лишь к Гебае; стал юношей, спал с ней; решил, что спал с матерью; оба поднялись на небо; Гром и Молния велели им не подходить к горячему солнцу; Гебае жарила саго, случайно бросила горсть в лицо Гануми, стала оттирать; с тех пор на месяце пятна; фазы луны – Гануми выходит из своей хижины]: Ландтман 1977, № 100: 274-276.

Амур - Сахалин. Орочи: Аврорин, Лебедева 1966, № 4 [младший брат девушки Гилэнгэты плачет; та дает ему юколы, он не берет, плачет опять; Чего ты хочешь, жениться на мне? Мальчик смеется; она велит ему принести кухонную доску; он рубит на ней, она просит его отойти подальше, а то у нее болит голова; наряжается, в берестяном коробе уплывает вниз по реке; Вороненок находит девушку, приводит в свой дом, там везде вороний помет; туда приходят двое сыновей старика Ка; просят покамлать в доме их отца; Вороненок берет жену с собой; его мать предупреждает, что сыновья Ка ее отберут; Вороненок видит, что его жена сидит с сыновьями Ка; перестает камлать, уносит на спине месяц, его мать уносит солнце; старик Ка дает Воронам семь собачьих голов для еды; за это Вороны возвращают светила; сыновья Ка убивают стрелами Вороненка и его мать, забирают жену Вороненка], 16 [младший брат плачет, хочет жениться на сестре; та просит его принести доску для кройки, сама убегает; находит сестру, ее муж - медведь, он обещает не убивать шурина; медведь борется со своим врагом, мальчик стреляет, случайно убивает мужа сестры, а не врага; убивает медведицу, ею оказывается его сестра; ее двое сыновей-медвежат плачут, роют берлогу; лунная старуха поднимает их на луну]: 188-189, 132-133.

Субарктика. Кучин [Джатеаквойнт помогает одному великану убить другого; остается наедине с женой победителя; говорит, что он хочет чего-то; она предлагает ему сверло, краску, нож и т.п.; наконец понимает; во время совокупления ее вагина проглатывает Д.; великанша вскакивает и вытряхивает его из себя]: McKennan 1965: 108-109.

Побережье - Плато. Верхние чехалис [Маленький Крапивник убивает лося; его бабка отказывается нести различные куски мяса, говоря, что ее любовник-Ворон станет называть ее гениталии грудь, нога и т.п.; берет пенис, мастурбирует им; однажды Крапивник плачет; бабка предлагает ему различную еду; наконец, спрашивает, хочет ли он совокупляться; Да; она просит вырыть на полу яму, чтобы удобно поместить свой горб; они лежат, накрывшись шкурой, птичка заглядывает в дом; затем стучит, Крапивник открывает, спрашивает, какие новости; Крапивник совокупляется с бабушкой; он дерется с гостем; бабка бросает в гостя горящую кору, попадает в Крапивника, тот сгорает; она склеивает кости смолой, но он каждый раз тает на солнце; превращается в крапивника]: Adamson 1934: 36-38; коулиц [Крапивник живет с бабкой, влетает в зад к лосю, убивает его изнутри; бабка отвергает разные части туши, хочет гениталии; Крапивник объясняет, что мясо предназначено для еды, а не секса; говорит, что проголодался; отвергает мясо, ягоды; радуется, когда бабка предлагает ему свой зад; выкапывает яму, бабка в нее ложится, он занимается с ней любовью; слышит, как двое беседуют, один рассказывает, что кто-то совокупляется с бабкой Крапивника; Крапивник дерется с обидчиком (это птица), бабка случайно толкает в огонь не обидчика, а Крапивника; четырежды склеивает ему кости смолой, он каждый раз тает на солнце; превращается в крапивника; бабка превращается в голубую птичку (Bluebird), поет к дождю]: Adamson 1934: 185-188; тилламук [Дикая Женщина находит мальчика-Крапивника, воспитывает как внука; возбуждает в нем желание; спрашивает, чего он хочет, предлагая любые вещи; на вопрос, хочет ли он совокупляться, получает ответ: Да; велит привязать ее за руки, ноги и шею так, чтобы казалось, будто ее насилуют; прохожий заглядывает в это время в дом, рассказывает другим; с тех пор родственники друг с другом не совокупляются]: Jacobs, Jacobs 1959, № 16: 61-62; кус [юноша идет на игры в селение; просит у бабки что-нибудь на голову; отвергает все виды головных уборов; рассердившись, она предлагает свой лобковый волос; он в восторге; играя, превращается в голубую сойку]: Jacobs 1940, № 26: 181-182.

(Ср. Средний Запад. Меномини [мальчик просит у сестры нитку сделать силок, чтобы поймать Солнце; отвергает сухожилие, волос с ее головы, принимает лобковый волос]: Hoffman 1896: 181-182; восточные болотные кри (река Виниск) [Chakapesh живет со старшей сестрой, их родителей убили великаны; находит тропу, по которой ходит Солнце; просит у сестры подходящий материал сделать силок; он последовательно все отвергает; наконец, она дает ему собственный волос; тогда он раздвигает ей ноги, вырывает лобковый волос; Солнце попал в капкан, утром темно; Белка, Мышь не могут приблизиться, Землеройка перегрызла силок]: Bird 2007: 29-36).

(Ср. Северо-восток. Монтанье [см. мотив A37; Щакабиш поднимается по дереву на небо вслед за сестрой; видит ее вагину; засыпает на тропе Солнца; тот опаляет его одежду; Щ. просит у сестры ашистуку; она дает веревку; Нет; лобковый волос; Да; Щ. делает капкан, Солнце попадает в него]: Desbarats 1969: 58-63).

Великие равнины. Черноногие [Напи (Старик) испражняется на одежду спящей девушки; та просит его убрать экскременты; он требует плату за это; она последовательно предлагает различные предметы, своих родственников, части своей одежды, в итоге соглашается отдаться сама; просит не вводить пенис полностью; Старик подвязывает его, но затем вводит, убивая девушку; меняется пенисами с птичкой; отец девушки велит всем прыгать через реку, птичка не может, объясняет, что ее длинный пенис – от Старика; тот обещает вылечить девушку; ставит на выходе двоих старух с молотками и двоих мужчин с копьями, бросает жир, старухи и мужчины убивают друг друга; Старик убегает]: Wissler, Duvall 1908, № 18: 34-35; Josselin de Jong 1914: 23-27: 34-35; (ср. черноногие [см. мотив J19; пока охотника нет, злой дух приходит к его жене; та подает гостю мясо на всевозможных подносах (из дерева, коры, рогов бизона и лося, на куске одеяла); он каждый раз отвечает, что с такой посуды не ест; женщина раздевается, подает мясо на своей одежде; Это ближе всего к тому, что мне надо; кладет мясо себе на живот; он вспарывает его, вынимает близнецов]: Wissler, Duvall 1908, № II1: 40-41; гровантр [как у черноногих, № II1; см. мотив J19; приходит слепой старик; женщина подает еду в различных сосудах; затем в своем мокасине, в поножах, в снятой с себя нижней одежде; по мере того, как она раздевается, старик говорит: Это ближе]: Cooper 1975, № 10: 462-465; кроу [жена на сносях; уходя на охоту, муж велит ей не отвечать незнакомцу; гость - слепой со вторым лицом на затылке, спрашивает, где вход; младенец из чрева матери говорит ему, что с востока; женщина дает гостю мясо на тарелке из кожи, из коры; тот каждый раз отвергает поданное, говорит, что его тарелка – живот беременной; убивает женщину, положив ей на живот раскаленный камень; вынимает близнецов, бросает одного за перегородку, другого в реку; ставит труп женщины так, будто она улыбается; муж оставляет труп жены на помосте; Домашний сын просит у отца мяса, выходит из-за перегородки; Речной тайком от отца выходит играть с братом; отец замечает следу, Домашний рассказывает ему о смерти матери; они надевают перчатки, которые Речной не в состоянии прокусить, ловят его; у Речного Мальчика есть другой "отец" в реке; мальчик отдает ему свои острые зубы; братья находят у отца коробку и в ней белый порошок; когда сыпят себе на пенис, получают удовольствие; тратят весь, наполняют коробку золой; пенис отца от золы лишь болит; братья воскрешают мать, чтобы у отца была жена; для этого стреляют вверх, велят ей отойти, чтобы стрела на нее не упала; (далее об истреблении близнецами чудовищ)]: Lowie 1918: 85-89; арапахо [муж велит жене не выглядывать из типи и не отвечать незнакомцам; на третий раз она прокалывает шилом отверстие посмотреть, кто ее зовет; человек входит в типи; она предлагает ему мясо сперва в различных сосудах, затем на своей верхней одежде; он говорит, что из этого не ест; она снимает платье или мокасин, он отвечает, что это ближе; раздевается, кладет мясо себе на тело; он съедает мясо, вспарывает ей живот, одного мальчика бросает у двери, второго - в ручей; см. мотив J26]: Dorsey, Kroeber 1903, № 139-142: 341-379).

Калифорния. Юрок [девственница рожает мальчика; он плачет, она предлагает ему различную пищу; когда называет свои гениталии, он встает, идет к ней, совокупляется, вырастает; так появился пенис]: Kroeber 1976, № F7: 246; карок [Пенис и Вульва живут вместе; она спрашивает, что он хочет есть, называет всевозможные субстанции и предметы; когда называет вульву, он бросается на нее и ест до сих пор]: Kroeber, Gifford 1980, № E1: 46; синкион [старик вожделеет к жене сына; говорит ей: Хочу есть то, что мой сын ел прошлой ночью; она предлагает ему различную еду; наконец, понимает; они спят вместе; сын побивает отца камнями; он едва жив, уходит]: Kroeber 1919, № 8: 348; винту [идет дождь; мальчик (это птичка sibit'sibit) просит бабушку: Дай мне то, что хочу!; отвергает различные предметы; она раздевается, дает ему предметы своей одежды; когда дает несколько лобковых волосков, он принимает их; кладет себе на голову, дождь прекращается; с тех пор у этой птички на голове хохолок]: DuBois, Demetracopoulou 1931, № 75: 396.

Большой Бассейн. Юте: Lowie 1924, № 36a (южные юте) [ревнивый Лис побил жену; она уходит с маленьким сыном; попадает к Скунсу, тот ее убивает; Барсук оживляет, требует платы; она не понимает его слов; указывает на различные части своего тела и предметы одежды; когда указывает на гениталии, Барсук говорит: Да!]: 67-68; Sapir 1930, № 4 (уинтах) [жена Совы расставляет перед домом острые косточки; муж просит взглянуть, что у него с подошвами, она вонзает косточки глубже; Сова велит жене после его смерти выйти за его брата Ястреба (Chicken Hawk); они приходят к матери Скунса, та велит им бежать; Скунс их догоняет; женщина бросает вошь, говорит, что там горные бараны, просит Скунса добыть их, сама убегает, обернув свою накидку вокруг куста; Скунс догоняет, убивает их своей струей; Барсук их оживляет; она спрашивает, чем ей его вознаградить; называет все предметы одежду; наконец, Мою вульву? Барсук совокупляется с ней; на стойбище Койот предлагает женщине кроликов, она не берет; она поднимается на скалу к Ястребу; утром Ястреб убивает Койота дубиной, бьет Барсука]: 495-505.

Южная Амазония. Пареси [женщина-Крыса разговариват со своим маленьким сыном, который плачет; предлагает ему разные виды растительной пищи; он каждый раз отвечает, что его экскременты или процесс дефекации будут иметь изъян (не тот цвет и т.п.); она спрашивает, не хочет ли он совокупляться; он отвечает, что да; они совокупляются; поэтому крысы и иные животные сочетаются с матерями и сестрами]: Pereira 1987, № 236: 723.

Чако. Чамакоко [юноша видит вагину матери, когда мать покрывает циновками крышу хижины; плачет, отказывается от всякой еды, говорит, что хочет другого; она совокупляется с ним; отец убивает его; птицы его оживляют; он и его младший брат превращаются в ягуаров, убивают родителей]: Wilbert, Simoneau 1987a, № 61-63: 187-198.

Огненная Земля. Яганы [когда отец уходит на охоту, мальчик видит вагину матери; кричит, Я хочу это!; она последовательно предлагает ему все, что годится для еды и игры, он отказывается; красит себя в черный и красный цвет, подходит к матери, не обращая внимая на других людей, вует руку ей в вульву; они уплыли в лодке на остров, занимались любовью, пока не превратились в диких гусей]: Gusinde 1937: 1195-1197 (пер. в Wilbert 1977, № 26: 73-76).