Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F60. Трикстер лечит девушку. .19.42.43.48.

Девушка или женщина заболела. Персонаж приходит ее лечить. Лечение состоит в том, что он совокупляется с ней, либо пытается это сделать.

Меланезия. Моно (о-ва Шортланд) [Porana приходил лечить заболевших женщин, на самом деле совокуплялся с ними; мужчины убили его в мужском доме, пуская ветры (это для П. смертельно)]: Wheeler 1926, № 02: 42; (ср. вирам [Duviar видит, как две девушки купаются в его ручье; чтобы наказать их, кладет кусочек сахарного тростника в волшебный крокодиловый зуб, посылает под водой в вагину старшей девушки; та заболевает, ее гениталии распухли; двое юношей, сперва старший, затем младший, приходят ее лечить; каждый говорит, что он Д., не может вылечить; настоящий Д. приходит (в пути принимает облик казуара), извлекает кусок тростника; девушки уговаривают его лечь с ними; ночью Д. так много совокуплялся со старшей, что утром она уже пошла рожать; на следующую ночь то же с младшей; обе рожают по сыну]: Williams 1969: 390-391).

(Ср. Микронезия. Лосап (Каролины) [у Iol дочь, она залезла на дерево, он увидел ее гениталии, решил, что это рана; повел к мудрецу, тот смазал "рану" соком; но на следующий день рана опять видна; мудрец сошелся с девушкой, та рада; когда плывет в лодке с отцом, объясняет, в чем дело; он трижды совокупляется с дочерью, забыв о приближении бури; лодка опрокинулась, их проглотила рыба; теперь в потрохах этой рыбы словно бы один на другом мужские и женские органы]: Mitchell 1973, № 63: 183-185).

СЗ побережье. Беллакула [Ворон велит горящей коре упасть между ног сидящей у очага женщины; чтобы вылечить ожог, советует пойти в лес и сесть на растение, которое можно узнать по его колебательным движениям; прячется в земле, выставив свой пенис; девушка замечает глаза Ворона, уходит]: McIlwraith 1948(2): 410-413; квакиутль (тлатласикоала невети) [Норка желает, чтобы лодка с женщинами опрокинулась; ныряет, запечатывая им гениталии смолой; Енот спрашивает, кто сможет вылечить женщин; Норка вызывается это сделать; снимает смолу, совокупляясь с каждой из женщин; все беременеют]: Boas 1895, № XVIII/1: 172.

Побережье - Плато. Шусвап [Койот спрашивает двоих девушек, хотят ли они изаи; они думают, что это лосось, отвечают Да; далее как у томпсон]: Teit 1909a, № 53: 741; томпсон: Hanna, Henry 1996 [Койот послает свой пенис через реку в младшую из трех девушек; говорит, какой осокой его отрезать; конец остается в девушке, она заболевает; Койот приходит под видом шамана; отгораживает больную занавеской из тростника, совокупляется, конец пениса прирастает назад; Койот уходит, девушка выздоравливает]: 41-43; Teit, № 2 [в начале времен Койот делает сына из глины; тот купается, растворяется в воде; из смолы - тает на солнце; из белого камня – живет, его имя Нликсентем; Гагара и Утка отдают ему дочерей в жены, одна темнокожа, вторая светлая; Койот превращает свои экскременты в птенцов орла, просит сына лезть за ними на дерево, велит дереву стать высоким, в одежде и облике сына приходит к его женам, берет светлую, прогоняет темнокожую; Н. идет по небесной равнине, вытаскивает большие съедобные корневища, из отверстий дует ветер, эти корневища – звезды; заходит в пустую землянку, берет корзину, корзины набрасываются на него; он кладет корзину назад, велит корзинам стать слугами людей; тот же эпизод в землянке циновок; шильев; гребней, берестяных сосудов; Н. приходит к двум слепым старухам; они едят гнилое дерево, передают пищу друг другу, Н. перехватывает ее, старухи ссорятся, обвиняя друг друга; чувствуют мужчину, говорят, что он плохо пахнет; Н. превращает их в рябчиков двух видов; приходит к супругам-Паукам, они называют себя его дедом и бабкой, спускают на землю в корзине; Н. находит верную жену и сына; люди Койота голодают, Ворон обнаруживает вернувшегося Н., получает мясо для своих детей; люди заставляют его признаться, откуда мясо; возвращаются к Н., празднуют, просят его принять назад и вторую жену; Н. посылает Койота за тушей убитого оленя, Койот падает в реку, плывет до запруды, за ней две сестры держат лососей; превращается в деревянную тарелку; поедает еду, тарелку бросают в огонь, Койот превращается в младенца, сестры усыновляют его; в их отсутствие он ломает запруду, выпуская лососей в реки; идет вниз по течению; спрашивает трех или четырех девушек, хотят ли они лососины, младшая отвечает, Да; он посылает в нее через реку свой пенис, конец остается в вагине, девушка заболевает; Койот разносит лососей по рекам; группа девушек отвечает, что хотят мяса горных баранов, а не лососину; в этом месте Койот создает пороги; под видом шамана приходит к заболевшей, просит всех громко петь, оставить его с девушкой в парильне, совокупляется, извлекает конец пениса, девушка выздоравливает; Койот создает фальшивые ягоды на кустах, договаривается с Гризли съесть сперва ее запасы, затем его; убегает, ягоды засыхают]: 21-29; халкомелем (низовья р.Фрэзер) [Норка превращается в красивого рыбака; дочь вождя просит дать ей рыбу; тот бросает рыбу через реку; рыба в воде входит в девушку; она заболевает; Норка в образе шамана приходит ее лечить; совокупляется, она тут же рожает сына; от него происходят члены одной из родовых групп]: Boas 1895: 25-26; коулиц [1) молодая женщина хворает; Швани приходит ее лечить; совокупляется, а люди в это время бьют по доскам, поют заклинания; говорит, что больная выздоровеет, уходит; 2) девушка растет слишком медленно; Ш. обещает ее вылечить; зарывается на пляже в песок, выставив пенис; употребив это лекарство, девушка вырастает]: Adamson 1934: 263; верхние коулиц [Койот видит купающихся девушек, просит Крапивника одолжить ему его пенис; пенис надо носить в корзине, кормить пахучими муравьями; Койот посылает его через реку в девушку; Жаворонок кричит, чтобы отрезали пенис травинкой; Койот возвращает его Жаворонку, приходит под видом шамана к заболевшей девушке; велит громче бить в бубен, совокупляется с ней; убегая, крича, как назвать ребенка, который родится]: Jacobs 1934, № 1: 102-103; нэ персэ [Койот видит пятерых купающихся девушек-Уток; посылает свой пенис через реку; привязывает камешек, чтобы он был под водой; закончив совокупляться со старшей сестрой, велит другим отрезать пенис травой; тот превращается в речной порог; девушка заболела; Койот приходит ее лечить, совокупляется, достает конец пениса; девушка выздоравливает, Койота считают сильным шаманом]: Erdoes, Ortiz 1984: 318-319; якима [Гуси – сестры и братья, презирают Журавля; одна спустилась посмотреть, как тот ловит рыбу; попробовала так же, заболела, наглотавшись воды и рыбы; Журавль пришел ее лечить, велел бить в бубны; сказал, что болезнь серьезна; но она беременна (не ясно, он забеременел ее сейчас или раньше); она родила Журавленка; Гуси четыре раза несут Журавля в море, где много рыбы; от еды он тяжелеет, на четвертый раз они его сбрасывают, он тонет; за это его жена убивает своих братьев, лишь младший убежал; Журавленок вырос, стал лекарем; дал женщине-Лягушке красивую одежду, которую, как и его отец, держал у себя в животе]: Beavert 1974: 137-144; клакамас [Койот говорит Фазанихе, что он ее брат; просит ее детей танцевать (закрыв глаза?), незаметно сворачивает им шеи; некоторые спасаются, они предки нынешних фазанов; Койот приходит в дом, где мать и дочь; говорит, что девушка низкого роста, пусть придет на пляж, там найдет целебное средство; спрятался в песке, выставив пенис, девушка на него села; мать говорит дочери, что та выросла; Койот видит девушек на другом берегу реки; они зовут его совокупляться; Койот переплывает реку, но девушки теперь на той стороне, где он сам перед этим был; экскременты Койота говорят ему, что это не девушки, а... (информант не знал перевода); Койот велит им стать двумя скалами; приходит к мужчине, из тела которого что-то сочится; тот собрал это, испек, дал Койоту; Койот не ест, хозяин положил ему с собой в сумку; когда открыл, там осетрина; Койот вернулся, вместо дома – вода; справил нужду, его экскременты говорят, что хозяин был Осетром; Койот помогает человеку взвалить на спину хворост; тот говорит, что у него рожает жена; Койот выдавливает гной из пальца женщины, велит носить плод в чреве, а не в пальце, показывает, как совокупляться; другой человек рубит в щепу деревья, кормит щепками свой длинный пенис; Койот поменялся с ним пенисами; если не давать пенису щепок и веток, тот кусает ноги; Койот пускает пенис под водой в младшую девушку; боится, что ее унесет река, велит отрезать пенис осокой; приходит под видом шамана лечить заболевшую; делает вид, что слаб, его должны нести 5 девушек, 5 вдов, 5 брошенных женщин; совокупляется с ними; велит Журавлям, Стервятникам, Гусям громко петь; Блоха входит, видит, что шаман совокупляется с девушкой; Койот убегает, девушка выздоровела; см. далее мотив K1H]: Jacobs 1958, № 9: 80-92; санпуаль [Койот посылает свой длинный пенис в купающихся девуек; пенис не перерубить топором; Койот сам велит резать травой; головка остается в девушке, она заболевает; Койот, скрыв, кто он, приходит ее лечить; после совокупления она выздоравливает]: Ray 1933, № 23: 175-176; тилламук [Южный Ветер; как у санпуаль; женщины пробуют резать разными острыми травинками; отрезанный пенис превращается в песчаную косу; придя лечить девушку, Южный Ветер велит выйти всем, кроме двух слепых старух; те догадывают­ся, что он делает; девушка хочет его наградить; он отвечает, что за секс плату будут получать только женщины, а не мужчины]: Jacobs, Jacobs 1959, № 38: 123-124, 126; верхние коквил [девушка заболела, шаманы бессильны; отец приглашает еще одного, уходит в парильню; тот просит мать девушки оставить его одного с ней на ночь; совокупляется; утром девушка здорова, все рады]: Jacobs 2007: 261-262; калапуя [человек кормит свой огромный пенис щепками; Койот меняется пенисами, пускает свой новый через реку в купающуюся дочь вождя; кричит другим девушкам отрезать кончик травой; меняется пенисами назад; девушка заболевает; Койот приходит к ней подвидом шамана; велит всем громко петь, совокупляется; из ее вагины выливается вода; люди посылают вошь, затем блоху посмотреть; обе смыты водой; паук возвращается, сообщает; Койот убегает]: Gatschet et al. 1945, № 5: 240-244.

Калифорния. Шаста [с другого берега реки Койота зовут лечить больную девушку; он велит оставить его в доме с больной, отверстия плотно закрыть; Змея подглядывает, видит, что Койот совокупляется с девушкой; Койот убегает, бросается в дупло дуба, велит отверстию закрыться; малый дятел прилетает долбить дуб; Койот просит его созвать всех птиц на помощь; выйдя наружу, вытаскивает свои кишки, кровью раскрашивает всех птиц]: Dixon 1910a, № 22: 33-34; юки [девушка-Жаворонок больна; Койот приходит ее лечить, совокупляется; девушка визжит, люди вбегают, Жаворонок взлетает на ветку вместе с висящим на ней Койотом; все стреляют в него, промахиваются; Голубая Сойка отсекает пенис Койота стрелой; Койот падает, убегает]: Kroeber 1932b: 938; ачомави [девушка больна, ее мать ищет шамана; Койот притворяется, будто он шаман; велит оставить его наедине с больной; насилует ее, она кричит; мать заглядывает в дом, бьет Койота, тот убегает, его пенис остается в вагине; мать желает, чтобы Койот ослеп; он делает себе новые глаза из смолы; желает, чтобы девушка заболела смертельно; Дрозд приходит лечить ее; Койот превращается в мальчика, сопровождает Дрозда; тот высасывает пенис из вагины; Койот хватает свой пенис, убегает]: Angulo 1928: 587; винту [Койота позвали лечить девственницу; он велел оставить его вдвоем с пациенткой в темном помещении, всем наруже громко стучать; заглянувший, увидел, что Койот совокупляется с девушкой; его стали бить; он убежал, крикнув, что только так и надо лечить]: DuBois, Demetracopoulou 1931, № 63: 388-389; майду [мать принимает Койота за лекаря, просит вылечить дочь; он совокупляется с девушкой; мать бросается бить его, он убегает, конец его пениса остается в вагине; Барсук извлекает пенис; мать собирается его жарить, Койот хватает его, убегает]: Shipley 1963, № 2: 13-19.