Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F65C. Мнимый покойник: мальчик раскрывает обмен.

.35.39.44.46.48.-.50.

Человек притворяется умершим (чтобы жениться на дочери либо чтобы иметь возможность поедать одному свою добычу). Один из его младших детей опознает (приемного) отца либо замечает, что мнимый покойник жив (сбегает с погребального костра, смеется и т.п.).

Западная Сибирь. См. мотив F65B. Ненцы; энцы.

СВ Азия. См. мотив F65B. Чукчи; береговые коряки (алюторцы); ительмены; русифицированные, вероятно, тундровые юкагиры.

Средний Запад. См. мотив F64 [сын узнает отца в муже сестры]. Оджибва (западные); западные болотные кри; степные кри.

Великие равнины. См. мотив F64 [сын узнает отца в муже сестры]. Кроу; санти; скиди пауни; (ср. сарси [у женщины муж и семилетний сын; она хочет уйти к любовнику; прячет под одеждой пузырь с кровью, делает вид, что у нее кровотечение, будто бы умирает, велит мужу оставить ее тело на дереве невысоко над землей; любовник спускает ее на землю, одевает в мужскую одежду, выдает за товарища; она навестила сына, подарила ему лук и стрелы; муж что-то заподозрил, собрал людей, велел всем сделать стрелы, женщина не умела, сделал плохо; муж оставил в типи ее и любовника, бросился на жену с ножом; он закричала, что станет куропаткой, взлетела, но муж успел отрубить ей одну ногу, женщина взлетела к небу, стала луной; о неверной жене говорят, что она как луна]: Dzana-gu 1921, № 16: 17-18).

Калифорния. См. мотив F64. Моначе; кавайису; китанемук.

Большой Бассейн. См. мотив F64 [сын Койота замечает, что отец скатывается с погребального костра, но другие ему не верят]: Оуэнс-Вели пайют; северные пайют: Kelly 1938, № 14a [Койот вызвал бурю, послал дочь починить крышу, насмотрелся снизу на ее вульву, которая была больше, чем у ее матери; говорит, что у него болят зубы и он умирает, велит не зарывать его а оставить на погребальном костре, не уходить, не оглядываясь; велит дочери выйти за определенного человека; сын оглядывается, видит, как отец спрыгивает с костра; приходит тот человек, женится; мальчик охотится на крыс с мужем сестры, узнает отца по гнилому зубу; рассказывает матери; та велит дочери искать у мужа в голове, дочь узнает отца; мать пытается ударить Койота палкой, тот убегает; возвращается, когда у дочери рождается от него ребенок], 14b [у Койота нет жены (вдовец?); он притворяется умирающим, велит дочери положить его на погребальный костер, выйти за человека с орлиным пером на шапке; брат оборачивается, замечает, что отец спрыгнул с костра; сын и дочь приходят к лагерь, где остановился Койот; дочь спит с ним; охотясь на крыс, сын узнает отца по гнилому зубу; сын и дочь сбежали от него]: 404, 404-405; Palmer 1946 [семь небольших звезд {очевидно, Плеяды} – мать, сын и пятеро дочерей; когда жили на земле, отец сказал, что умирает, пусть его положат на груду хвороста, подожгут, а сами тут же уйдут; но сын оглянулся и увидел, как отец скатился с костра; сказал матери, велел бежать на небо; отец стал искать их, не мог обнаружить след; сын засмеялся, отец взглянул вверх, но был слишком стар, чтобы прыгнуть на небо вслед за своей семьей; отец прицелился, сын превратил стрелу в три звездочки в ряд; отец превратил поднявшихся в звезды, а сын его – в койота; когда койот воет, он тоскует по своей семье]: 11-14; Steward 1936, № 23 (Оуэнс-Вели) [Койот посылает обеих дочерей чинить крышу, чтобы сравнить их вагины; симулирует смерть; одевшись индейцем-шошоном, берет в жены старшую дочь; сын узнает его по зубам на охоте на крыс; дочь/жена узнает его, вынимая из его головы насекомых (текст обрывается)]: 381; северные шошони; западные шошони; южные пайют; [сын опознает в муже сестры отца]; чемеэуви [как у южных пайют]; юте.

Большой Юго-Запад. См. мотив F64. Сын Койота замечает, что отец спрыгнул с погребального ложа. Липан; чирикауа; мескалеро; навахо; хавасупай; явапай.