Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F68. Мнимая покойница переодевается мужчиной. .44.46.50.

Женщина притворяется умершей или умирает на самом деле. (Бывший) возлюбленный приходит к ней на могилу. Она идет с ним, стремясь избежать разоблачения, надевает мужскую одежду, но в итоге опознана.

Средний Запад. Степные кри [женщина договаривается с любовником, что притворится умирающей; просит мужа оставить ее тело на дереве и уйти; любовник забирает ее; она переодевается мужчиной; старший из ее двоих сыновей узнает ее по ямочкам на щеках, когда все они пьют у ручья; сообщает отцу; с согласия ее родственников, тот убивает жену; любовник убегает; убивает двух женщин-черноногих, третью берет в плен; дарит мужу ее, лошадей и скальпы; муж прощает его, они становятся друзьями]: Curtis 1976(18): 133-134.

Великие Равнины. Черноногие: Fraser 1990 [девушка против воли выдана за старого вождя; все время плачет, рожает ребенка, все равно умирает от горя; ее прежний возлюбленный ждет на могиле; она выходит к нему, но говорит, что должна покормить свого младенца; надевает мужскую одежду, идет в дом вождя; выдает себя чем-то, муж пытается ее схватить; она выпрыгивает через дымовое отверстие, но он успевает отрубить ей ногу; небожители помещают ее на луну; там видна старая женщина без ноги]: 36-37; Wissler, Duvall 1908, № 8 [у женщины двое детей и родинка на икре левой ноги; человек с луны соблазняет ее, она пропадает, муж женится на другой; женщина тоскует по детям; нарядившись мужчиной, приходит с новым мужем в прежний дом под видом индейцев кри; дети подозревают, что это мать; прежний муж просить делать стрелы, меньший из пришедших делает их очень плохо; ночью муж зажигает огонь, узнает родинку; утром отрубает жене ногу, когда та с новым мужем выскакивает из дома; теперь на луне видна женщина с одной ногой]: 72-73; осэдж [женщина притворяется, что умирает; ее хоронят, откочевывают на другое место; ее сын возвращается, встречает живую мать, берет ее в жены; она надевает мужскую одежду; оба возвращаются к племени, их принимают за супругов; женщина заботится о ее, якобы, осиротевших маленьких детях; дочь узнает ее по шраму на ноге; люди оставляют любовников; бывший муж убивает обоих]: Dorsey 1904c, № 21: 25-26.

Большой Юго-Запад. Липан [жена вождя притворяется умирающей; просит похоронить ее в ее типи в неглубокой могиле лицом наружу; любовник ее откапывает, наряжает мужчиной; на танцах ее узнает ее маленький сын; муж убивает стрелой спящих любовников, оставляет тела в положении копуляции; отец женщины дает ему в жены другую дочь]: Opler 1940, № 1: 219-217.