Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F69. Непристойное приглашение. .43.48.49.

Муж (мужской родственник) женщины через ее детей приглашает ее прийти и заняться с ним любовью; приглашение сделано в завуалированной форме; женщина приходит.

Побережье - Плато. Тилламук [Дикая Женщина посылает двух своих внуков к своему мужу Журавлю, чтобы тот рассказал им историю; каждый вечер тот рассказывает одну и ту же; девочка не помнит, мальчик пересказывает матери: На реке я увидел лодочку (=вагину) с кривым гребцом (клитором); женщина обижается на слово кривой); в небе увидел пучок травы (лобковые волосы); женщина каждый раз возвращается от мужа, расцарапав себе руки, чтобы дети думали, что она с ним боролась; дети подсмотрели за бабкой, убежали; Журавль создает холмы, чтобы Дикая Женщина их не догнала; та находит внучкины куклы; колдует над ними, заставив девочку совершить инцест с братом; рождается мальчик; Дикая Женщина убивает его отца, направив на него свой посох; мать прыгает в огонь, ребенка спасает Орел; прячет от своей сзлой дочери; делает вид, что это новорожденный; в кострище Орел находит лодыжку матери мальчика и ребро отца, дает ему ими играть; дочь Орла говорит ему, что он играет костями родителей; превращается в крота; приемные родители рассказывают о смерти настоящих; юноша усится от Громовой Птицы летать, сестра-крот идет под землей; Голубая Сойка говорит, что сердце Дикой Женщины в ее плетеном головном уборе, висит на стене; его рвут, Дикая Женщина умирает; далее о сватовстве юноши к дочери Громовой Птицы, дающего трудные поручения; см. мотив K27]: Jacobs, Jacobs 1959, № 14: 46-54; кликитат [старуха посылает своего внука Дикого Кота к Старику спросить, какой сейчас месяц; тот просит передать, что месяц Совокуплений; старуха сердится, надевает украшения, идет к Старику; тот предлагает ей сесть ему на пенис; они совокупляются; Дикий Кот подглядывает за ними, поджигает дом, они гибнут; Дикий Кот приходит к воде, пьет, его зубы вываливаются; подобрав их, он приходит к женщине-Гризли; она забирает его зубы, дает зубы гризли, спит с ним; он уходит к Медведице; прибегает Гризли, бросает ему его зубы, забирает свои; теперь Медведица берет его зубы, дает свои; эпизод повторяется, когда от Медведицы он приходит к Пуме, от Пумы к Выдре; Дикий Кот приходит к пятерым женщинам-Мышам; те роют подземный ход, убегают с ним, Гризли преследует их; одну за другой убивает четырех; пятая с Диким Котом прячется на дереве над озером; Гризли видит их отражение, затем поднимает голову; лезет на дерево; просит Мышь искать у нее в голове; там жабы вместо вшей; ища в голове Мыши, убивает ее; убивает Дикого Кота]: Jacobs 1934, № 12: 24-27.

Калифорния. Винту [старуха посылает своих двух мальчиков-оленят (вариант: мышей) к их дяде; тот спрашивает, Как ваша тетя, у которой волосы на лобке как медвежья шерсть? Старуха идет к нему; спрашивает, куда ей сесть; Мне на член; они совокупляются, его семя льется у нее изо рта]: DuBois, Demetracopoulou 1931, № 68: 393.

Большой Бассейн. У пайют: в тот момент, когда женщина и ее мужской родственник начинают совокупляться, дверной проем в его доме исчезает; два сына женщины приходят за ней и видят любовников через отверстие в крыше; убивают обоих. Северные пайют (Оуэнс-Вели) [женщина посылает своих двоих сыновей к Гремучей Змее - брату ее мужа; он рассказывает им истории; каждый раз просит принести от их матери каши; она сердится, уходит его бранить; он просит ее подойти ближе, еще ближе; она садится к нему на колени, затем начинает совокупление]: Steward 1936, № 30, 31: 397-400, 408-409; северные шошони [младший из двух братьев просит мать рассказать историю; та отвечает, что ее отец Змей мастер рассказывать; Змей говорит, Вагина вашей матери, мальчик передает ей его слова; мать берет палку, идет к отцу; Змей заползает ей в чрево; сын заглядывает в землянку, видит мать мертвой; сын трет ей живот, из чрева выскакивают разные животные, он убивает их; Змей спасается; братья извлекают из чрева свою новорожденную сестру; старший велит младшему не бросать ее; тот бросает, когда девочка его испачкала; девочка пропадает; братья приходят к Дзоавицу, видят сестру - беременную жену великана; убивают Д. скребками, забирают сестру; старший велит младшему не смотреть на нее, когда она готовит; тот начинает ей помогать по хозяйству; ее волосы загораются, она сгорает]: Lowie 1909b, № 27: 287-288; южные пайют: Lowie 1924, № 14 (шиввиц) [младший сын просит мать что-нибудь рассказать; ей некогда, она предлагает ему пойти к их деду Змее; возвратившись, мальчик передает ей слова Змеи: У твоей матери снизу торчат синяя штука и красная штука; у твоих бабки, сестры и тетки тоже; женщина говорит, Он никогда и не смотрел на меня; идет к нему]: 136-137; Sapir 1930, № 15 [один из двух сыновей молодой женщины просит мать рассказать историю; она отсылает их к деду, пусть он расскажет; тот говорит, Под твоей матерью сияет красным, сияет фиолетовым; мать берет палку, идет к деду, спрашивает, когда это он это с ней делал; тот (он – Гремучая Змея), обвивает ее, пьет ее мочу; так продолжалось много раз; старший брат велел младшему наступить матери на живот, тот выдавил из нее змеенышей; последним вышел человеческий младенец, старший брат велел его взять, наступая по головам змей; дальше рассказчик не помнит]: 447-449.