Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F83A. Оскорбление передано через детей, ATU 36.

.15.-.17.21.22.27.-.31.33.34.

Один персонаж просит детей другого передать оскорбление их матери или отцу – обычно сообщает о своем намерении заняться любовью с их матерью. {данные ATU внесены в корреляционную таблицу, но не в текст}.

Испанцы (Галисия, Кадис) [заяц и лиса], португальцы [заяц и Лиса], французы [вероятно, лис и медведица или львица], фламандцы, голландцы, фризы [лис и медведица], Оман, тибетцы [заяц и львица], карены [заяц и тигрица], албанцы [заяц и медведица], болгары [заяц и медведица], венгры, боснийцы, русские [заяц и лиса], украинцы, осетины, грузины, турки, таджики [лис и медведица], горные таджики [лис и волчица], ягнобцы [лис и медведица], латыши [заяц и волчица], финны [заяц и лиса], литовцы, ливы, эстонцы, казахи [лис и медведица], хакасы [заяц и лиса], тувинцы [заяц и медведица].

Южная Европа. Португальцы [лиса оказывается в ловушке, заяц ее насилует]: Cardigos 2006, № 36: 26; испанцы (Галисия, Сьюдад-Реаль) [лиса приходит к зайчатам, просит передать их отцу, что съест его; заяц бежит в чащу, лиса за ним, застревает между стволами, заяц ее насилует]: Camarena, Chevalier 1997, № 36: 66-67.

Западная Европа. Французы [документировано с 12 в.; Лис (Заяц) говорит детям Медведицы (Лисы, Львицы), что хотел бы иметь любовь с их матерью; та узнает об этом, ждет Лиса (Зайца), чтобы убить его; убегая, тот проскакивает между деревьями, а преследовательница застревает; обидчик исполняет обещанное; возвращается, изменив свой облик; она спрашивает, видел ли он Лиса (Зайца); он спрашивает в ответ - того ли, который ее изнасиловал? Медведица (Лиса, Львица) думает, что о ее позоре уже всем известно]: Uther 2004(1), № 36: 35-36; фламандцы, голландцы: Uther 2004(1), № 36: 26; фризы [лис и медведица (застревает в расщепленном дереве)]: Kooi 1984, № 36: 287.

Тибет. Тибетцы [Лев ловит Зайца; тот говорит, что другой свирепый зверь живет в водоеме; Лев видит там свое отражение, прыгает, гибнет; Заяц говорит Львице, что сильно побил ее мужа; та бросается за ним, застревает в отверстии стены; Заяц подходит сзади, швыряет в нее камни, уходит; Львица умирает от истощения]: O'Connor 1906, № 9: 51-55.

Бирма, Индокитай. Карены [Заяц приходит к дочке Тигрицы, велит передать матери, что он собирается отхлестать ее палкой; Тигрица гонится за Зайцем, спрашивает, как тот пролез в заросли бамбука; он отвечает, что задом; Тигрица застревает, Заяц ее побил {возможно, в оригинале - изнасиловал}; в следующий раз Заяц отвечает, что он другой заяц, предлагает послушать скрипку дедушки, Тигрица защемила свой хвост между двух лиан; Заяц предлагает Тигрице спуститься в колодец послушать лягушек; щекочет Тигрицу, та машет лапами, выбрасывает Зайца, он засыпает колодец камнями; говорит белому буйволу, что черный хочет его убить, черному - что белый хочет убить; буйволы убивают друг друга; Заяц пляшет на трупах, напоролся на рог, умер]: Касевич, Осипов 1976, № 182: 492-494.

(Ср. Южная Азия. Хо [пока тигр с тигрицей охотятся, шакал приходит к тигрятам, называет себя чиновником раджи, отбирает мясо; так многократно; тигр видит его, гонится, застревает между двух скал; шакал говорит тигрице, что раджа посадил ее мужа в тюрьму, обещает заботиться о ней и тигрятах; тигрица гонит на него оленей, он не может их убить, делает вид, что внезапно заболел; в следующий раз шакал с тигрятами гонят оленей, тигрица убивает оленей; отослав ненадолго тигрицу с тигрятами, шакал съедает лучшие куски; так многократно]: Bompas 1909: 456-457).

Балканы. Албанцы [Заяц называет медвежат большеголовыми, обещает укусить; те рассказывают матери; она прячется; гонится за Зайцем; застревает между двумя деревьями; Заяц откусывает ей хвост, с тех пор он у медведей короткий]: Серкова 1989: 216-218; болгары [придя к медвежатам в отсутствие медведицы, заяц просит ей передать, что обесчестит их мать; медведица за ним гонится, застревает между деревьями, заяц забирается на нее]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 36: 47.

Средняя Европа. Русские (место зап. не указ.) [заяц подходит к дому лисы, та посылает детей сказать, что ее нет дома; заяц выражает сожаление: он собирался совокупиться с ней; лиса бросается в погоню за зайцем, застревает между двух берез, заяц ее насилует, убегает, вымазался углем; лиса подходит, принимает зайца за монаха, спрашивает, не видал ли тот зайца; мнимый монах: того, который тебя вчера поимел? лиса со стыдом уходит; «Ах, он подлец! Уже успел по всем монастырям расславить!»]: Афанасьев 1992, № 1: 10-11.

Иран - Средняя Азия. Таджики (Муминабад) [каждый раз лиса приходит к берлоге в отсутствие медведицы, спрашивает, медвежат, где их мать; медведица погналась за ней, лиса скрылась в мельничном желобе, медведица застряла, лиса сунула ей в зад палку; медведица попросила мужика освободить ее, стала приносить баранов, но обещала убить, если тот об этом расскажет; мужик рассказывает жене, медведица слышит; приходит на поле; в животе у мужика заурчало, он сказал, что это идут охотники, предложил спрятать медведицу в мешке, забил до смерти]: Левин и др. 1981, № 25: 133-134; горные таджики: Семенов 1900(1) (Каратегин) [Лис подходит к жилищу Волчицы, спрашивает Волченка, дома ли его мать; тот отвечает, что нет; Лис просит передать, что предастся с Волчицей любви; возвращается Волчица, ребенок говорит, что ее ожидает какой-то Лис; тот предлагает Волчице прогуляться, Волчица его съедает]: 23-24; 1900 (Дарваз, вверх по Пянджу) [Лис подходит к жилищу Медведицы, спрашивает Медвеженка, где его мать, он, мол, собирается ее изнасиловать; в следующий раз Медведица ждет Лиса, бросается за ним, тот пробегает через мельницу, Медведица застревает в дверях, Лис ее изнасиловал; взяв Медвежонка, Медведица ушла]: 22-23; ягнобцы [лис просит двоих медвежат передать их матери, что он будет с нею совокупляться; Медведица погналась за ним, лис проскочил через помещение для мельничного колеса, медведица застряла, он ее изнасиловал; медведица слышит, как пахарь со смехом рассказывает о случившемся сыну; медведица обещает его съесть; пахарь боится выйти в поле; лис велит идти, поднимет пыль, надо сказать, что это царский человек ищет шестилетнюю медведицу; медведица: положи меня в борозду; пахарь: быки раздавят; под сено – быки найдут; в мешок; медведица забирается в мешок, пахарь и лис забили ее до смерти]: Андреев, Пещерева 1957, № 18: 105-106.

Балтоскандия. Латыши [Заяц просит передать детям Волчицы, что он хочет ее отлупить {возможно, в оригинал – сойтись с ней}; так дважды; на третий раз Волчица прячется за печкой, гонится за Зайцем, тот пробегает между двумя сросшимися деревьями, Волчица застречает, Заяц ее лупит; убежал, вывалялся в золе; Волчица спрашивает "Хорька", не вид ли он Зайца; тот спрашивает – не того ли, кто ее отлупил между деревьями; Волчица стыдится и убегает]: Алксните 1958: 84-85; финны [заяц спрашивает лисят, где их мать; говорит, что хочет с ней переспать; лиса гонится за ним, он проскакивает через развилку дерева, лиса застревает, заяц совокупляется с ней; вымазался золой, встречает лису, та спрашивает, не видел ли он зайца; тот отвечает, что видел: сказал, что совокуплялся с лисой; лиса: о моем позоре уже все знают; заяц смеется, губа лопнула]: Рахимова 2000: 172-173.

Туркестан. Казахи: Каскабасов и др. 1979, № 39 [Лис встретил двух медвежат, говорит, что хочет иметь любовь с их матерью; Медведица в бешенстве гонится за Лисом, тот проскакивает через развилину дерева, Медведица застревает, Лис подходит к ней сзади, занимается с ней любовью, убегает; Медведица спрашивает пастуха, что тот видел; пастух отвечает, что ничего, лишь один лис имел любовь с медведицей; Медведица дала пастуху за молчание золото, тот принес золото, рассказал жене, Медведица слышала; Лис велит пастуху принести мешок, шило и кетмень; поднимает пыль, велит объяснить Медведице, что царевна больна, царские люди идут за медвежьей желчью; Медведица просит спрятать ее в мешок, Лис убивает ее шилом и кетменем; в награду Лис требует отдать ему одно из двух (видимо, тестикул) пастуха; у того бурчит в животе, он говорит, что проглотил собак и теперь те хотят выбраться и напасть на Лиса; Лиса убегает, пастух успевает схватить ее за хвост, убивает], 48 [Лис говорит медвежатам, что хочет иметь любовь с их матерью; в следующий раз Медведица бросается за ним, застрывает в отверстии в камне; Лис ее изнасиловал, Медведица с трудом выбралась; спрашивает пастуха, видел ли он что-нибудь; тот отвечает, что ничего особенного, только один лис изнасиловал одну медведицу; Медведица дает пастуху за молчание золото, а если тот проговорится, убьет; Лис подслушивал, обещает избавить пастуха от Медведицы, требует в награду возможность воспользоваться любой частью его тела; Лис поджег камыш, пастух сказал Медведице, что это слуги хана посланы достать медвежью печень как лекарство для жены хана; предлагает спрятать Медведицу в мешке; бьет ее там, убивает; пастух разделся, у него в животе стало урчать; он сказал, что в детстве проглотил двух маленьких кумаев (крылатая собака), они выросли и чувствуют близость лиса; Лис убежал], 49 [Медведица погналась за Лисом, тот в дом, она застряла в дверях, Лис вышел, изнасиловал ее; Медведица спрашивает пастуха, что тот видел; Что я мог видеть? Какой-то лис изнасиловал какую-то медведицу, только и всего; Медведица грозит убить пастуха, если тот расскажет; пастух рассказал в ауле, дети стали петь об этом; Медведица пришла за пастухом, тот попросил три дня попрощаться с родными; Лис предложил поднять пыль, будто ханский сын идет за медвежьим сердцем, чтобы жена поела; пастух предлагает Медведице спрятать ее в мешке, убивает; Лис требует за помощь почку пастуха; у того в животе урчит, он говорит, что проглотил щенка гончей; Лис убегает]: 80-81, 109-111, 113-114.

Южная Сибирь. Хакасы [заяц приходит к лисятам, говорит, что хотел бы совокупиться с их матерью; узнав об этом, лиса погналась за зайцем, тот проскочил под колодой, лиса застряла, заяц с ней сошелся; лиса пошла мыться, а заяц вымазалсяоб обгорелую колоду, поплыл по реке; ответил лисе, что новостей нет, только вот заяц с лисой совокуплялись; узнав, что ее позор известен, лисичка повесилась]: Катанов 1907, № 567: 493-494; тувинцы [заяц приходит к медвежатам; всячески поносит их мать, велит передать, что приходил и ругал ее заяц; дети передают; медведица идет по следам заяца, охотник ее подстрелил; умирая, медведица говорит, что нет сильнее человека; а заяц весной радостно поет – сколько у него крови и сколько мяса]: Самдан 1994, № 26: 393-397.