Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F98. Бог и корова. .16.17.23.27.29.

Небесное антропоморфное божество спускается на землю и сходится с коровой.

Ирландцы, Шумер, Вавилония, Угарит, Древняя Индия, Древняя Греция, хетты, калмыки.

Западная Европа. Ирландцы [Dagda – главный солнечный бог, господин знания; он сошелся с богиней Boand, Белой Коровой, которая ассоциируется с луной; Млечный Путь – ее след, она опрыскала небо своим молоком, так появились звезды]: Roberts 2016: 11-12.

Передняя Азия. Шумер [брак Быка и Земли имеет в мифологии древнего мира сакральный смысл, поскольку с Быком отождествляется животворящее Небо; земля поэтому воспринимается как великая Корова, а их соединение (брак Энлиля и Нинхурсаг, Набу и Ташмет) порождает жизнь как таковую; все оплодотворители Земли – и Ан, и Энлиль, и Энки – называются am-gal, gu4-gal – "великий Тур" или "великий Бык"]: Емельянов 1999: 69-70; Угарит: Гордон 1977 [Баал побеждает семиглавого Левиафана; Мот требует, чтобы Б. предстал перед ним в Подземном царстве; Б. испуган, природа становится бесплодной; прежде, чем сойти в преисподнюю, Б. совокупляется с телкой, она родила ему быкоподобного сына; сестра Б. Анат рассекает, сжигает, развеивает М., сеет его останки в поле; богиня солнца Шапш находит Б., тот снова сражается с М., начинается новый семилетний цикл]: 226-230; Иванов 1977 [(сходный эпизод в мифе об Алияне Ваале)]: 291; Вавилония [(сходный эпизод в аккадской мифологии в связи с богом луны Сином)]: Иванов 1977: 291.

Южная Азия. Древняя Индия (арии): Эрман, Темкин 1975, № 3 [обратившись в быка, Рудра вступил в брак с Землею, породив трижды семь сыновей; это Маруты, боги бури, дружина Индры]: 18-19; Elwin 1949 (Упанишады, Brihad-Aranyaka) [Atman разделил себя на мужчину и женщину, сошелся с женой; затем воплотился в быка, жена в корову; и т.п. все животные от лошадей до муравьев; так возникли все твари]: 282; West 2007 [в RV 1.160.3 Дьяус и Парвити описываются как бык и корова]: 184.

Балканы. Древняя Греция [Иó была дочерью Инаха (либо Пирена, либо Иаса), жрицей богини Геры; Г. засатала ее с Зевсом и тот превратил И. в белую корову, поклявшись в том, что с ней не сходился; Г. выпросила у З. эту корову, приставила к ней стражем всевидящего Аргоса; тот привязал ее к оливе в роще Микен; З. велел Гермесу украсть корову; тот убил Аргоса камнем; Гера наслала на корову слепня, убегая от которого Ио обошла многие земли и в Египте, вернув себе человеческий облик, родила сына Эпафа]: Апол. II,1,3.

Кавказ – Малая Азия. Хетты [Бог Солнца увидел внизу корову, им овладело желание, он спустился, сошелся с ней; корова родила мальчика, хотела его проглотить, но Бог Солнца не позволил, унес ребенка на небо, велел, чтобы птицы отнесли его в горы; там его нашел рыбак; велел жене сделать вид, что рожает; соседи поверили, что это сын рыбака (текст обрывается)]: Иванов 1977: 164-166; калмыки [У живших в безлюдной степи одиноких старика и старухи была корова, но не было быка. Старик сам вступает в связь с коровой. Рождается мальчик с большими рогами. Он отправляется на свершение деяний, которые могли бы принести пользу всем живым существам. Увидев, как владыка верхнего мира Хормуста в облике белого быка, сражается с владыкой злых сил Арахой, принявшим облик черного быка, мальчик сначала ранит черного быка, а затем убивает владыку злых сил. Супруга Арахи разрубает мальчика на семь частей. Хормуста поднимает его останки на небо, где они превращаются в созвездие Большой медведицы]: Бичеев 2005: 16; (ср. карачаевцы [есть выражение Жер бугъасы – желди ("бык земли – ветер")]: Джуртубаев 1991: 68).