Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G19. Сожженные мужчины приносят растения. .68.72.

После конфликта в общине первопредков группа мужчин или юношей (пареси: мальчик и девочка) сгорают в костре (прыгают через него и пр.). В результате люди обретают культурные растения, преиму­щественно кукурузу.

Южная Амазония. Ваура [кукуруза из пепла]: Schultz, Chiara 1971: 125-127; камаюра [кукуруза, тыквы, перец из пепла]: Münzel 1973: 169-174; бакаири [мальчики так долго проходили инициацию, что кончили самоубийством; вернувшиеся родственники стали себя винить, разожгли костер и прыгнули в него, сняв одежду; душа руководившего этим yawíti явилась людям и научила сажать кукурузу и другие культурные растения, а также исполнять танец кукурузы]: Oberg 1953: 77; пареси [различные сорта кукурузы, фасоль, бататы и пр.]: Steinen в Magaña 1988a, № 151: 264; бороро: Wilbert, Simoneau 1983, № 68 [вопреки запрету, женщина Ароджиареудо спит с мужем перед тем, как идти за медом; поэтому принесенный ею в мужской дом мед густеет (отныне всегда такой); А. подсматривает за тем, как мужчины делают ожерелья из раковин; тогда мужчины прыгают в огонь, вылетают оттуда птицами яркой окраски; прыгнувший на край костра становится желтым мако, т.к. жар недостаточен, чтобы перья его стали красными (ранее птицы существовали, но не имели окраски); на месте сожжения А. вырастают уруку, хлопок, тыква-горлянка; А. первой находит их, теперь ими владеет ее род], 69 [четверо юношей перепрыгивают костер, пятый падает в огонь, т.к. шестой наступил ему на пятки; прыгнувшие превращаются в ярко окрашенных птиц; из пепла вырастают те виды кукурузы, которые назвали первые четверо; пятый сказал, что он кукуруза из костей и мяса, но такая кукуруз не выросла, т.к. он не сумел перепрыгнуть]: 132-136.

Чако. Нивакле [люди бегут, спасаясь от ягуара; одна женщина остается в селении с бабкой, т.к. не хочет идти с нелюбимым мужем; приходит неизвестный мужчина, приносит жареную человечину; когда просит воды, женщина отсылает его к источнику, подсматривает за ним; видит, как он превращается в ягуара; по совету бабки, убегает зигзагами; находит людей, ягуара-преследователя убивают и сжигают; мужчины продолжают прерванную игру - стреляют из луков в натянутую веревочку; просят детей сходить к матерям, пусть принесут мужьям попить; женщины этой просьбы не выполняют; обиженные мужчины разводят костер, прыгают в него, крича кто какой птицей собирается стать; из огня они вылетают в облике водоплавающих птиц, летят на озеро, пьют там вволю; теперь посылают громы и молнии. Они же принесли людям семена культурных растений - кукурузы, фасоли, тыквы]: Wilbert, Simoneau 1987b, № 88: 216-218.