Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G6A. Дерево года. .14.17.28.29.32.34.36.

Кабилы, сирийцы, русские, черкесы, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, армяне, казанские татары, башкиры, тувинцы, монголы Ордоса, эвены, якуты.

Северная Африка. Кабилы: Frobenius 1921a, № 50 [агелит (начальник селения) требует купить 1) тень, 2) ложных мулов, иначе отрубит всем головы; дочь старика покупает шляпу и деревянные туфли ходить по грязи; агелит требует отгадать, что такое дерево с 12 ветвями, на каждой по 30 листьев, на каждом листе 5 семян; девушка: это год с 12 месяцами, в кажом по 30 дней, каждый день 5 молитв; агелит велит прийти на базар ни голым и ни одетым; дочь отцу: обмотай одно бедро кожей, а других там не будет – постыдятся прийти; старик признается агелиту, что не он, а его дочь умна; агелит на ней женится; послал негров отнести ей ткани, каждого сорта по два куска, а разноцветный платок – один; девушка взяла по нити разного цвета, завязала узелки, велела передать агелиту, что ткани на небе, а здесь уменьшились; агелит все понял, нашел украденное, негров обезглавили; агелит велит жене не вмешиваться в дела, иначе отошлет обратно к отцу; в темноте осленок подошел не к ослице, а к мулице, ее владелец сказал, что это мулица родила; хозяин ослицы пришел жаловаться; т.к. осленок уже долго жил с мулицей, он пошел к ней, а не к матери, агелит решил в пользу хозяина мулицы; жена агелита дала совет владельцу ослицы: пусть расскажет, как рыбы вышли из реки и съели пшеницу на поле; агелит: рыбы не выходят из реки; человек: мулица не может родить; агелит все понял, велел жене уходить, забрав самое дорогое; ночью жена велела положить спящего мужа в сундук и отнести к ее отцу; агелит рассмеялся и вернул жену]: 256; Rivière 1882, № 4 [судья спрашивает, что за дерево с 12 ветвями, на каждой ветви 30 листьев, на каждом листе 5 плодов; дочь продавца мыла объясняет ему: дерево – мир, ветви – месяцы, плоды – 5 ежедневных молитв; узнав, как умна девушка, кадий решил жениться, послал муку, масла и деньги; посланные застали девушку одну; девушка: брат ушел бить и быть битым, мать ушла повидать того, кого никогда не видела, отец ушел лить воду в воду; (и другие загадки); только кадий все понял: брат пошел играть, мать – принимать роды, отец – на мельницу; кадий разрешил жене навестить отца, когда та захочет, забрать то, что ей больше нравится; двое пришли с тяжбой: кобыла одного родила, а жеребенок пошел за мулицей другого; кадий решил в пользу владельца мулицы; жена кадия велела владельцу кобылы сказать, что когда у мулицы будет детеныш, наступит конец мира; кадий все понял и велел жене уходит, забрав самое дорогое; она дала мужу пирожок с опиумом, увезла с собой; кадий обещал жене ее слушаться]: 159-161.

Передняя Азия. Сирийцы [("Повесть об Ахикаре Премудром"; видимо, создана в Ассирии VII в. до н.э.; древнейшие фрагменты V в. до н.э. на арамейском найдены на Элефантине среди документов иудейской военной колонии; древнейшие сирийские списки XII-XV вв. н.э.; сирийская версия легла в основу переводов и переделок на арабском, эфиопском, армянском, румынском, славянском); фараон велит мудрецу Ахикару отгадать загадку; на столбе 12 кедров, у каждого тридцать колес, у каждого колеса два каната – белый и черный (год, 12 месяцев, 30 дней, день и ночь); велит сплести пять веревок из песка; А. просит выдать одну веревку со складов как образец; тот отказывается; тогда А. просверливает 5 отверстий в стене, сыплет туда песок, лучи света переплетаются наподобие витой веревки; А. просит, чтобы эти веревки взяли, а он сплетет другие; фараон велит сшить разбитый жернов; А. просит отрезать от нижнего жернова недостающие куски для верхнего; фараон отдает А. египетскую подать за три года]: Белов, Вильскер 1960: 29-30.

Средняя Европа. Русские [стоит дуб, на дубу 12 гнезд, на каждом гнезде по 4 синицы, у каждой синицы по 14 яиц, семь беленьких да семь черненьких]: (источник? цит. по Аминев 2005: 72-73).

Кавказ - Малая Азия. Черкесы [загадка: «На одном дереве – двенадцать веток, на каждой ветке – по тридцать листьев, у каждого листа одна сторона белая, другая сторона черная» (год, месяц, день, ночь)]: Шишканова 2011: 257; карачаевцы и/или балкарцы [загадки: «Упавшее дерево, а на этом дереве двенадцать веток» (прошедший год и месяцы), «На одном дереве – двенадцать веток, на каждой ветке – тридцать листьев, на каждом листе – по два ореха, один черный, другой белый» (год, месяц, день, ночь)]: Шишканова 2011: 89, 100; карачаевцы [загадка: на одном дереве – 12 веток, на каждой ветке – по 30 листьев, а на каждом литке – по одной белой и по одной черной тле]: Джуртубаев 1991: 55; ногайцы [загадка: «Одно дерево, двенадцать веток, тридцать листьев, каждый лист с одной стороны белый, с другой – черный» (год, двенадцать месяцев, тридцать суток, день, ночь)]: Шишканова 2011: 161; армяне [загадка: На току стоит дерево, на дереве – семь комнат, в каждой комнате – семь иголок (ток – небо, дерево – солнце, иглы – лучи по числу дней недели)]: Карапетян 1967: 75; Орбели 1982 (Мокс): 122.

Волга – Пермь. Казанские татары: Замалетдинов 2010, № 10 (1 запись) [царевич Кулаф, царство которого захватили враги, берется ответить на вопросы царевны Турандук; не ответивших убивают; 1) какая мать рожает детей, выпускает на свет, а затем поглощает – море и реки; 2) без чего не было бы ни живого, ни неживого – солнце; 3) у какого дерева одна сторона листьев белая, а другая черная – год; К. сам задает вопрос – как звать такого-то царевича (имея в виду себя); Т. подослала служанку, К. стал размышлять вслух, назвав свое имя; Т.: я имею право не выходить за К., но выйду за него по любви; отец Т. отвоевал царство К.]: 49-54; Махмутов 2013 [загадки: «Есть на свете дерево, на нем триста шестьдесят пять листьев, одна сторона их светлая, другая – темная» (год, сутки, день, ночь), «Что сие? Создал всевышний древо, на этом древе двенадцать веток, на каждой ветке по тридцать листьев, каждый лист снаружи черный, изнутри белый» (год, месяцы, сутки, ночь, день), «Тополь один, ветвей двенадцать, на каждой ветке четыре воробья, на каждого воробья семь листьев, каждый с одной стороны белый, с другой – черный» (год, месяцы, недели в месяце, сутки в неделе, день и ночь)], № 162-163, 166: 54-55; башкиры [{ссылка на башкирские публикации}; загадка: имеется дерево с 12 ветками, в каждой по 4 ответвления, в каждом ответвлении по 7 листочков, у каждого листочка одна сторона белая, другая черная; загадка: у дерева 12 веток, на каждой по 30 листьев, внутренняя сторона листа черная, наружная белая]: Аминев 2005: 73.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы (Ак-Суг) [загадка: «У золотого тополя двенадцать ветвей и триста шестьдесят листьев» (12 месяцев года и 360 суток)]: Катанов 1907, № 1405: 180монголы (Ордос) [Шургульджин Хан хочет женить глупого сына на умной девушке; собирает людей, велит через месяц ответить, что такое дерево о 12 ветвях, на них 360 желтых цветков смотрят вверх, 360 – вниз; дочь одного старика объяснила отцу (год); Ш. задает вторую загадку: пять мириадов желтых зайцев, во главе их заяц с белым пятном на лбу (звезды и луна); третья загадка: десять мириадов число джака (вид кустарника), растет он на красном пне (горы и гора Сумеру); Ш. велит принести три сапека (мера веса) мяса, завернутого в кости, и два сапека костей, завернутых в мясо (яйцо и ююба); узнав, что у старика дочь, Ш. обещает прийти, велит приготовить кумыс из молока кастрированного быка; девушка выходит навстречу: отец рожает, она должна бежать за акушеркой; Ш. женит сына на девушке; велит сыну приветствовать его на лошади о двух головах; жена: возьми стельную кобылу; Ш. велит сыну приветствовать его ни в юрте, ни снаружи; жена: встань между решеткой юрты и кошмой; приготовить путы из золы; жена: вот путы из пырея, сожги их перед царем, останется зольный след; Ш. решил идти на соседнего царя; глупый сын разболтал; Ш. пленен, брошен в колодец, ест собственных вшей; сановник отправлен привести народ Ш.; Ш.: скажите моим людям, что я счастлив, тогда придут; что живу в доме темном как гроб, ем козлятину и баранину на ковре из пестрой парчи и полосатого желтого шелка, наслаждаюсь пятью видами драгоценностей (бирюзой, кораллом, перламутром, рубином и лазуритом), что лежат на куске синего шелка, который не имеет границ; когда придете, пустите перед собой рогатый скот, за ними безрогих; среди нашего скота есть красный баран с гнутыми рогами, что всегда позади; когда пойдете, убейте его; у изголовья – шершавый напильник, а у ног острые ножницы – возьмите с собой; пусть пойдут лишь трое послов; лишь невестка все поняла: напильник – жена Ш., ножницы – она сама, красный баран – муж, рогатые – войско, драгоценности – солнце, луна и звезды; и т.д.; враги уничтожены, Ш. освобожден, его сын убит; Ш. выдал невестку за сына младшего брата, сделав его царем]: Mostaert 1937, № 9 в Соловьева 2014.

Восточная Сибирь. Якуты [загадка: «Посреди большой поляны стоит дуб, он, говорят, имеет двенадцать ветвей, на каждой ветви, говорят, по четыре птичьих гнезда и в каждом гнезде находится семь яиц» (год, месяцы, недели и дни)]: Бётлингк 1989: 120; эвены [загадка: «У загадочного дерева двенадцать веток, на каждой ветке по тридцать листьев» (год, двенадцать месяцев, тридцать дней)]: Новикова 1987: 128 (=Бурыкин 2001, № 27: 114).