Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

G6A. Дерево года. .14.17.28.29.31.32.34.36.

Кабилы, арамеи, русские, черкесы, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, армяне, карелы (ливвики), казанские татары, башкиры, мари, тувинцы, монголы Ордоса, эвены, якуты.

Северная Африка. Кабилы: Frobenius 1921a, № 50 [агелит (начальник селения) требует купить 1) тень, 2) ложных мулов, иначе отрубит всем головы; дочь старика покупает шляпу и деревянные туфли ходить по грязи; агелит требует отгадать, что такое дерево с 12 ветвями, на каждой по 30 листьев, на каждом листе 5 семян; девушка: это год с 12 месяцами, в каждом по 30 дней, каждый день 5 молитв; агелит велит прийти на базар ни голым и ни одетым; дочь отцу: обмотай одно бедро кожей, а других там не будет – постыдятся прийти; старик признается агелиту, что не он, а его дочь умна; агелит на ней женится; послал негров отнести ей ткани, каждого сорта по два куска, а разноцветный платок – один; девушка взяла по нити разного цвета, завязала узелки, велела передать агелиту, что ткани на небе, а здесь уменьшились; агелит все понял, нашел украденное, негров обезглавили; агелит велит жене не вмешиваться в дела, иначе отошлет обратно к отцу; в темноте осленок подошел не к ослице, а к мулице, ее владелец сказал, что это мулица родила; хозяин ослицы пришел жаловаться; т.к. осленок уже долго жил с мулицей, он пошел к ней, а не к матери, агелит решил в пользу хозяина мулицы; жена агелита дала совет владельцу ослицы: пусть расскажет, как рыбы вышли из реки и съели пшеницу на поле; агелит: рыбы не выходят из реки; человек: мулица не может родить; агелит все понял, велел жене уходить, забрав самое дорогое; ночью жена велела положить спящего мужа в сундук и отнести к ее отцу; агелит рассмеялся и вернул жену]: 256; Rivière 1882, № 4 [судья спрашивает, что за дерево с 12 ветвями, на каждой ветви 30 листьев, на каждом листе 5 плодов; дочь продавца мыла объясняет ему: дерево – мир, ветви – месяцы, плоды – 5 ежедневных молитв; узнав, как умна девушка, кадий решил жениться, послал муку, масла и деньги; посланные застали девушку одну; девушка: брат ушел бить и быть битым, мать ушла повидать того, кого никогда не видела, отец ушел лить воду в воду; (и другие загадки); только кадий все понял: брат пошел играть, мать – принимать роды, отец – на мельницу; кадий разрешил жене навестить отца, когда та захочет, забрать то, что ей больше нравится; двое пришли с тяжбой: кобыла одного родила, а жеребенок пошел за мулицей другого; кадий решил в пользу владельца мулицы; жена кадия велела владельцу кобылы сказать, что когда у мулицы будет детеныш, наступит конец мира; кадий все понял и велел жене уходит, забрав самое дорогое; она дала мужу пирожок с опиумом, увезла с собой; кадий обещал жене ее слушаться]: 159-161.

Передняя Азия. Арамеи: Белов, Вильскер 1960: 29-30 [("Повесть об Ахикаре Премудром"; видимо, создана в Ассирии VII в. до н.э.; древнейшие фрагменты V в. до н.э. на арамейском найдены на Элефантине среди документов иудейской военной колонии; древнейшие сирийские списки XII-XV вв. н.э.; сирийская версия легла в основу переводов и переделок на арабском, эфиопском, армянском, румынском, славянском); фараон велит мудрецу Ахикару отгадать загадку; на столбе 12 кедров, у каждого тридцать колес, у каждого колеса два каната – белый и черный (год, 12 месяцев, 30 дней, день и ночь); велит сплести пять веревок из песка; А. просит выдать одну веревку со складов как образец; тот отказывается; тогда А. просверливает 5 отверстий в стене, сыплет туда песок, лучи света переплетаются наподобие витой веревки; А. просит, чтобы эти веревки взяли, а он сплетет другие; фараон велит сшить разбитый жернов; А. просит отрезать от нижнего жернова недостающие куски для верхнего; фараон отдает А. египетскую подать за три года], 230-239 [царь в Тегеране потерял трон и имущество; его сын с его согласия продал его и царицу индийскому царю, сам отправился странствовать; встречный попросил его передать письмо другому царю; юноша повязал голову платком, в котором находилось письмо; намочил его конским потом и выпил эту влагу; вскрыл письмо, в нем был приказ казнить подателя; юноша пришел в город; старушка: царевна Караманэ требует отгадать ее загадки и загадать ей такую, которую сама отгадать не сможет; неудачников казнят, 99 голов уже на частоколе; юноша отвечает на все вопросы; (примеры): гроб, который все время движется, а его содержимой живет (кит с Ионой внутри); на дереве 12 веток, на каждой 30 листиков, каждый лист наполовину белый, наполовину черный (год, 12 месяце, 30 дней, день и ночь); загадка юноши: богатый человек разорился, отправился просить у Бога удачи; в пути повстречал смерть, повязал ею голову, затем положил в карман; вытер ею тело и пил воду, которая не от неба и не от земли; К. переоделась, неузнанной пришла к юноше, провела с ним ночь, узнала секрет, но забыла свою накидку; утром К. послала служанку за юношей; юноша просит передать: меня посетила голубка, мы ели и пили, она улетела, а если вздумает отрицать, я положу перед ней ее оперение; царь выдал дочь за юношу; тот выкупил родителей, еще больше разбогател, унаследовал трон тестя].

Средняя Европа. Русские (загадки о годе): Садовников 1876, № 2005 (Олонецкая губ.) [«Пал брус / Во всю Русь; / В этом брусу / Двенадцать блок, / В каждой блоке / Четыре вершинки»], № 2005а [«Лежит брус / Во всю Русь / И на том брусу / Двенадцать гнезд / И во всяком гнезде / По четыре яйца»], № 2005б (Ярославская губ.) [«Лежит брус через всю Русь; двенадцать гнездышек в нем, в каждом гнезде по четыре яичка»], № 2006 (Ставропольский уезд Самарской губ.) [«Стоит лес; в лесу лежит колода, на колоде – двенадцать гнезд, в каждом гнезде – четыре яйца, в каждом яйце по семь зародышей»], № 2006а [«Лежит колода / Поперек дороги; / В колоде – двенадцать гнезд, / В гнезде – по четыре яичка, / В яичке по семь зародышков. / Что выйдет?» (год)], № 2006б (Архангельская губ.) [«...Концом к болоту, / В этой колоде / Двенадцать гнезд, / В каждом гнезде / По четыре желтыша, / В каждом желтыше / По семь дней»], № 2006в (Нерчинский окр.) [«...У этой колоды / Двенадцать сучков, / На каждом суку / По четыре гнезда, / В каждом гнезде / По семь зародышей»], № 2007 (Псковская губ.) [«Стоит столб до небес, / На нем двенадцать гнезд, / В каждом гнезде / По четыре яйца, / В каждом яйце / По семь зародышей»], № 2007а [«Стоит столб / От земли до неба, / На столбе – двенадцать гнезд / В каждом гнезде / По четыре яйца, / В каждом яйце / По семь цыплят»], № 2007в [«...На столбе двенадцать гнезд, / В гнезде по четыре чирка, / У чирка – по семь яиц»], № 2008 (Тихвин, Новгородская губ.) [«Стоит дуб; / На дубу двенадцать гнезд, / На каждом гнезде / По четыре синицы, / У каждой синицы / По четырнадцать яиц: / Семь беленьких, / Да семь черненьких»], № 2008б [«На дубу двенадцать ветвей, / На каждой ветке / По четыре отростка, / На каждом отростке / По семь прутьев»], № 2008в (Псковская губ.) [«Вырос дуб; на дубу двенадцать сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в двух гнездах по семь, а в двух гнездах по восемь детей»], № 2008г [«Стоит дуб о двенадцати ветвях; на каждой ветви по четыре гнезда; в каждом гнезде по шесть простых яиц, а седьмое красное»], № 2009 [«Выросло дерево / От земли до неба; / На этом на дереве / Двенадцать сучков, / На каждом сучке / По четыре кошеля, / В каждом кошеле / По семь яиц, / А седьмое красное»], № 2009а [«Стоит дерево о двенадцати сучках, / На каждом сучку двенадцать ветвей, / На каждой ветке по четыре отростка, / На каждом отростке по семь прутьев»], № 2009б (Псковская губ.) [«Какое дерево имеет двенадцать сучьев, на каждом суку по четыре ветки, а на каждой ветке по семь листьев?»], № 2010 [«Стоит дерево; с одной стороны – листья белые, с другой – черные»], № 2011 [«Вырос куст / Из четырех мест, / На том кусту – / Двенадцать гнезд; / В каждом гнезде – / По четыре синицы, / У каждой синицы / По четырнадцать яиц: / Семь беленьких / Да семь черненьких]: 248-249.

Кавказ - Малая Азия. Черкесы [загадка: «На одном дереве – двенадцать веток, на каждой ветке – по тридцать листьев, у каждого листа одна сторона белая, другая сторона черная» (год, месяц, день, ночь)]: Шишканова 2011: 257; карачаевцы и/или балкарцы [загадки: «Упавшее дерево, а на этом дереве двенадцать веток» (прошедший год и месяцы), «На одном дереве – двенадцать веток, на каждой ветке – тридцать листьев, на каждом листе – по два ореха, один черный, другой белый» (год, месяц, день, ночь)]: Шишканова 2011: 89, 100; карачаевцы [загадка: на одном дереве – 12 веток, на каждой ветке – по 30 листьев, а на каждом литке – по одной белой и по одной черной тле]: Джуртубаев 1991: 55; ногайцы [загадка: «Одно дерево, двенадцать веток, тридцать листьев, каждый лист с одной стороны белый, с другой – черный» (год, двенадцать месяцев, тридцать суток, день, ночь)]: Шишканова 2011: 161; армяне: Карапетян 1967 [загадка: На току стоит дерево, на дереве – семь комнат, в каждой комнате – семь иголок (ток – небо, дерево – солнце, иглы – лучи по числу дней недели)]: 75 (=Орбели 1982 (Мокс): 122); Мелик-Шахназаров 1904, № 15 (Зангезурский уезд) [«Что это за дерево, которое имеет 12 ветвей, каждая из них по 4 ветви с черными и белыми плодами?» (год, 12 месяцев, 4 недели, дни и ночи)]: 100.

Балтоскандия. Карелы (ливвики) [дуб вырос от земли до неба, 52 сучка на нем: ка каждом сучке по 7 яичек – 5 красненоких, 2 черненьких (красненькие яички – скоромные дни, черненькие – постные)]: Макаров, Рягоев 1969, № 15: 128.

Волга – Пермь. Казанские татары: Замалетдинов 2010, № 10 (1 запись) [царевич Кулаф, царство которого захватили враги, берется ответить на вопросы царевны Турандук; не ответивших убивают; 1) какая мать рожает детей, выпускает на свет, а затем поглощает – море и реки; 2) без чего не было бы ни живого, ни неживого – солнце; 3) у какого дерева одна сторона листьев белая, а другая черная – год; К. сам задает вопрос – как звать такого-то царевича (имея в виду себя); Т. подослала служанку, К. стал размышлять вслух, назвав свое имя; Т.: я имею право не выходить за К., но выйду за него по любви; отец Т. отвоевал царство К.]: 49-54; Махмутов 2013 [загадки: «Есть на свете дерево, на нем триста шестьдесят пять листьев, одна сторона их светлая, другая – темная» (год, сутки, день, ночь), «Что сие? Создал всевышний древо, на этом древе двенадцать веток, на каждой ветке по тридцать листьев, каждый лист снаружи черный, изнутри белый» (год, месяцы, сутки, ночь, день), «Тополь один, ветвей двенадцать, на каждой ветке четыре воробья, на каждого воробья семь листьев, каждый с одной стороны белый, с другой – черный» (год, месяцы, недели в месяце, сутки в неделе, день и ночь)], № 162-163, 166: 54-55; башкиры [{ссылка на башкирские публикации}; загадка: имеется дерево с 12 ветками, в каждой по 4 ответвления, в каждом ответвлении по 7 листочков, у каждого листочка одна сторона белая, другая черная; загадка: у дерева 12 веток, на каждой по 30 листьев, внутренняя сторона листа черная, наружная белая]: Аминев 2005: 73; мари: Китиков 2006, № 468 (Советский р-н) [загадка: «Один дуб, двенадцать сучьев, триста шестьдесят пять листьев» (год)], № 469 (Параньгинский р-н) [«Сосна, на сосне двенадцать сучьев, на каждом сучке четыре гнезда, в каждом гнезде по семь яиц» (год)]: 77.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы (Ак-Суг) [загадка: «У золотого тополя двенадцать ветвей и триста шестьдесят листьев» (12 месяцев года и 360 суток)]: Катанов 1907, № 1405: 180; монголы (Ордос) [Шургульджин Хан хочет женить глупого сына на умной девушке; собирает людей, велит через месяц ответить, что такое дерево о 12 ветвях, на них 360 желтых цветков смотрят вверх, 360 – вниз; дочь одного старика объяснила отцу (год); Ш. задает вторую загадку: пять мириадов желтых зайцев, во главе их заяц с белым пятном на лбу (звезды и луна); третья загадка: десять мириадов число джака (вид кустарника), растет он на красном пне (горы и гора Сумеру); Ш. велит принести три сапека (мера веса) мяса, завернутого в кости, и два сапека костей, завернутых в мясо (яйцо и ююба); узнав, что у старика дочь, Ш. обещает прийти, велит приготовить кумыс из молока кастрированного быка; девушка выходит навстречу: отец рожает, она должна бежать за акушеркой; Ш. женит сына на девушке; велит сыну приветствовать его на лошади о двух головах; жена: возьми стельную кобылу; Ш. велит сыну приветствовать его ни в юрте, ни снаружи; жена: встань между решеткой юрты и кошмой; приготовить путы из золы; жена: вот путы из пырея, сожги их перед царем, останется зольный след; Ш. решил идти на соседнего царя; глупый сын разболтал; Ш. пленен, брошен в колодец, ест собственных вшей; сановник отправлен привести народ Ш.; Ш.: скажите моим людям, что я счастлив, тогда придут; что живу в доме темном как гроб, ем козлятину и баранину на ковре из пестрой парчи и полосатого желтого шелка, наслаждаюсь пятью видами драгоценностей (бирюзой, кораллом, перламутром, рубином и лазуритом), что лежат на куске синего шелка, который не имеет границ; когда придете, пустите перед собой рогатый скот, за ними безрогих; среди нашего скота есть красный баран с гнутыми рогами, что всегда позади; когда пойдете, убейте его; у изголовья – шершавый напильник, а у ног острые ножницы – возьмите с собой; пусть пойдут лишь трое послов; лишь невестка все поняла: напильник – жена Ш., ножницы – она сама, красный баран – муж, рогатые – войско, драгоценности – солнце, луна и звезды; и т.д.; враги уничтожены, Ш. освобожден, его сын убит; Ш. выдал невестку за сына младшего брата, сделав его царем]: Mostaert 1937, № 9 в Соловьева 2014.

Восточная Сибирь. Якуты [загадка: «Посреди большой поляны стоит дуб, он, говорят, имеет двенадцать ветвей, на каждой ветви, говорят, по четыре птичьих гнезда и в каждом гнезде находится семь яиц» (год, месяцы, недели и дни)]: Бётлингк 1989: 120; эвены [загадка: «У загадочного дерева двенадцать веток, на каждой ветке по тридцать листьев» (год, двенадцать месяцев, тридцать дней)]: Новикова 1987: 128 (=Бурыкин 2001, № 27: 114).