Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H6D. Украденное бессмертие. (.14.).17.25.27.30.38.

Добыв средство, обеспечивающее бессмертие, персонаж засыпает. В это время средство похищает другой персонаж.

Вавилоняне [похищает змея], Древний Китай [похищает Чанъэ - жаба, жена И], болгары [выпивают дочери Александра], греки [забирает и проливает сестра Александра], персы [похищает ворон], о-ва Мияко [похищает змея].

(Ср. Северная Африка. Арабы Египта (зап. в Каире от грамотного, восходит к "Роману об Александре") [El-Khidr – родственник по матери Искандера Двурогого; тот спросил Ангела, нельзя ли жить до дня Воскрешения Мертвых, дабы славить Бога; Ангел сообщил, что в Долине Тьмы есть источник бессмертия; один мудрец сказал, что по пути к источнику надо преодолеть Заброшенную Страну (Ruined Quater), которой владеет Ahmad el-Rifa'Ai, путь занимает 12 лет; Искандер с войском и El-Khidr пошли к источнику с войском, Ангел дал каждому воину звучащую бусину ориентироваться в темноте; El-Khidr нашел источник, выкупался и напился, но скрыл это от остальных, посоветовал возвращаться; это Бог хотел, чтобы El-Khidr жил до дня Воскрешения; по пути некоторые воины подобрали камни, казавшиеся изумрудами и рубинами]: El-Shamy 1980, № 23: 137-138, 271).

Передняя Азия. Вавилония (первые 11 табличек аккадской поэмы) [царь Гильгамеш жесток с подданными; боги создают дикого человека Энкиду, чтобы тот победил Г.; Э. покидает зверей и идет к людям после того, как его обольстила блудница Шамхат; Г. и Э. борются и становятся друзьями, убивают стража кедрового леса Хумбабу; боги хотят наказать их, Э. умирает; Г. хочет понять тайну смерти; идет ущельем сквозь гряду окружающих мир гор, уговорив человека-скорпиона его пропустить; посещает сад, где на деревьях растут самоцветы; живущая у моря Сидури указывает ему путь; Уршанаби переправляет его через воды смерти на остров, где живет бессмертный Ут-Напишти; тот рассказывает Г. историю потопа, помогает достать со дна моря цветок вечной молодости; пока Г. спал, змея украла цветок, возвращаясь в свою нору, сбросила кожу; Г. сокрушается, что добыл способность омолаживаться не себе (и всем людям), а змеям]: Дьяконов 1961: 7-82.

(Ср. Южная Азия. Махабхарата, Пураны, Рамаяна: Эрман, Темкин 1975, № 12 [когда в результате пахтанья моря возник сосуд с напитком бессмертия амритой, им готовы были завладеть асуры; Вишну превратился в красавицу, отвлек их внимание, амритой завладели боги], 14 [(Махабхарата, кн.1); мать Гаруды Вината оказалась в рабстве у своей сестры Кадру, матери змей-нагов; те обещали освободить ее и Г., если Г. добудет для них напиток бессмертия амриту; Г. полетел к богам, съев по дороге слона и огромную черепаху; разметал в стороны охранявших амриту богов и подлетел к чаше; взять ее мешало вращающееся колесо, усаженное клинками; Г. превратился в птичку, проскользнул между клинков, унес чашу; сторожившим ее двум драконам бросил в глаза песок; Индра догнал Г., тот обещал ему вернуть амриту, нагов обмануть; пока наги совершали омовение, готовясь выпить напиток, Г. забрал чашу назад; змеи получили бессмертие, когда лизали траву, на которой стояла чаша, с тех пор их языки раздвоились]: 33, 35-38).

Китай. Древние китайцы [после того, как И поразил девять из десяти солнц, Небесный правитель рассердился, оставил И на земле; И продолжает бороться с чудовищами; И идет на запад, получает от Си-ванму снадобье бессмертия; если выпьют двое, станут бессмертными на земле, если один – станет небесным божеством; жена И Чанъэ тайком приняла снадобье, улетела на луну, стала там жабой (по другой версии осталась женщиной); на каменных рельефах и кирпичах эпохи хань Чанъэ изображается в виде жабы с пестом в руках, толкущей лекарство; на луне есть еще заяц, который толчет в ступе снадобье бессмертия, есть коричное дерево и У Ган; он хотел стать бессмертным, был сослан за свои проступки на луну срубить коричное дерево; рубит, а оно вновь срастается]: Юань Кэ 1987: 154-159, 317 (прим. 94).

Балканы. Болгары [царь Александр отправился на край земли за водой бессмертия; там темно; чтобы найти путь назад, оставлял попеременно кобыл и жеребят, они ржали, зовя друг друга; вернувшись, А. оставил сосуд с водой бессмертия на окне, лег спать; его три дочери отпии воды бессмертия, а сестра опрокинула сосу; А. ее зарубил, она стала дельфином; А. умер, а его три дочери бессмертны, живут под церковью в источники в Асеновграде; по ночам слышен их зов "где ты, царь Александр"; А. прорыл Босфор, сошла вода, которая заливала Болгарию; он увидел, как рыбы пожират друг друга, решил что так должны поступать и люди; с тех пор начались войны]: Илиев 2001: 33-34; греки: Dähnhardt 1910 (Калаврита, север Пелопоннеса) [один из офицеров Александра Великого рассказал его сестре, что тот добыл воду бессмертия, уговори ее выпить этой воды и вымыться ею; воду после мытья она выплеснула на улицу, та попала на курицу и на {непереведенное слово; вероятно, дикий лук – см. Megas}; с тех пор курица ежегодно линяет и омолаживается, а дикий лук зелен, даже если его выдернуть из земли]: 263; Megas 1970, № 75 [узнав о воде бессмертия, Александр на Буцефале проскакивает между толкучих скал, убивает драконов, набирает в сосуд бессмертной воды, возвращается, засыпает; его сестра, увидев сосуд с водой, полила ею дикий лук, поэтому тот никогда не вянет; А. превратил сестру в сирену с рыбьим хвостом, чтобы она вечно страдала; но она любит брата; спрашивает моряков, жив ли А.; если сказать, что умер, от горя поднимет шторм, корабль утонет; надо отвечать, что жив и царствует]: 200-202.

Иран – Средняя Азия. Персы [на западе в покрытой вечной тьмой местности Zulmát близ горы Каф есть источник с живой водой; поверхность почвы вокруг горячая; пройти туда можно лишь с разрешения Khawji Khizr; Александр с 40 всадниками отправился туда; ХХ. разрешил пройти, объяснил, как не обжечь ноги; А. наполнил сосуд; выйдя в светлый мир, повесил его на ветку; прилетел Ворон (Crow), напился воды, опрокинул сосуд, жидкость пролилась на дерево; дерево стало вечнозеленым (p.142: поэтому кипарис либо сосна считаются священными), Ворон – бессмертным, А. же не напился живой воды; некоторые спутники А. подобрали в темной стране камни, они оказались золотом; другие решили вернуться и тоже взять, но ХХ. им больше не вышел навстречу и они не нашли дороги]: Donaldson 1938: 92.

Япония. О-ва Мияко [Месяц дает Акариядзагама кадку с живой и кадку с мертвой водой, посылает на землю, велит полить живой водой человека, мертвой - змея; достигнув земли, А. засыпает, змей расплескивает живую воду на себя; испуганный А. поливает мертвой человека, возвращается на небо; Месяц наказывает его, веля отныне стоять на луне с кадкой в руках]: Невский 1996: 269-270.