Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7A. Cмерть и лекарь. ATU 332. .14.-.17.23.27.-.32.34.

Получив от Смерти (редко: Счастья или некоего духа) знание, исцелится больной или нет, человек с собирается ли она унести его душу, человекзнать, выздоровеет лиУ.няк хвалит его за беспристрастие; У.т сам; бедняк ругает оботановится лекарем, богатеет. Обычно он видит, где именно находится Смерть (дух и пр.) рядом с постелью собирается ли она унести его душу, человекзнать, выздоровеет лиУ.няк хвалит его за беспристрастие; У.т сам; бедняк ругает обо больного, и на основании этого знает, что с тем случится.

Арабы Египта, Ливии, арабы и берберы Марокко, палестинцы, арабы Сирии, Ирака, Катара, Кувейта, Йемена, испанцы, каталонцы, португальцы, баски, мальтийцы, шотландцы, ирландцы, французы, немцы, голландцы, австрийцы, санталы, тамилы, сингалы, словенцы, хорваты, сербы, албанцы, болгары, македонцы, греки, румыны, венгры, поляки, чехи, словаки, русские, украинцы, белорусы, абхазы, адыги, осетины, ингуши, даргинцы, рутульцы, грузины, армяне, турки, персы, саамы, финны, карелы, эстонцы, латыши, литовцы, шведы, норвежцы, датчане, исландцы, коми.

Северная Африка. Арабы Египта, Ливии, арабы и берберы Марокко: El-Shamy 2004, № 332: 176-178.

Южная Европа. Испанцы [поденщик решает взять в крестники для сына первого, кто встретится на дороге; это Смерть; мальчик выучился на врача; Смерть-крестница дарит ему травинку; ей он вылечит каждого, если увидит, что Смерть стоит в головах; если в ногах, лечить нельзя, больной должен умереть; юноша трижды нарушает запрет; первые два раза, когда юноша польстился на деньги и вылечил богачей, Смерть прощает; во второй он лечит обещанную ему в жены принцессу; Смерть вводит его в комнату, где горят свечи, просит найти свою; это огарочек, он гаснет, юноша умирает]: Малиновская 2002: 79-81; баски [в дом бедного угольщика постучал Бог; тот не открыл дверь, сказав, что Бог несправедлив; на следующий вечер постучала Смерть; угольщик открыл, т.к. Смерть со всеми равна; Смерть наградила его, посоветовав пойти к больной королеве; если Смерть стоит в головах, королева скончается, если в ногах - выздоровеет; увидев смерть в ногах королевы, угольщик "вылечил" больную; стал придворным врачом; однажды и к нему пришла Смерть; он попросил разрешить прочитать Отче наш и Аве Мария; Отче Наш прочитал, а Аве Мария и не собирался; тогда Смерть сделала вид, что повесилась; увидев труп, человек прочел Аве Мария и Смерть его забрала]: Azcua 1942, № 59: 166-170; мальтийцы [бедняк встречает Смерть, имеющей образ уродливой старухи; та наделяет его способностью видеть, стоит ли она у изголовья больного, и тогда тот умрет, или в ногах, и тогда тот выздоровеет; бедняк становится знаменитым лекарем, богатеет; Смерть показывает ему множество свечей, каждая – жизнь какого-нибудь человека; человек видит, что его свеча (лампада) сейчас погаснет; либо пытается добавить туда масла из лампад своей жены и детей; Смерть обвиняет его, он умирает]: Mifsud-Chircop 1978, № 332: 88-89; каталонцы [Смерть обещает сделать угольщика богатым: пусть тот притворится врачом, а Смерть будет указывать, умрет пациент или выздоровеет; когда Смерть приходит за ним, бывший угольщик просит разрешить сперва прочитать молитву и не заканчивает ее; Смерть пытается спровоцировать человека и в конце концов ей это удается: она притворяется трупом, который лежит на дороге, человек вынужден прочитать молитву и умирает]: Oriol, Pujol 2008, № 1199: 216; итальянцы, португальцы: Uther 2004(1), № 332: 222-223.

Западная Европа. Ирландцы [бедняк в графстве Корк не может найти крестника новорожденному; отвергает дьявола, Бог (тот несправедлив), соглашается на предложение Смерти (мужчина) – он одинаков со всеми; Смерть учит, как избавиться от нищеты; назвать себя лекарем, подойти к постели больного; если Смерть в головах, тот умрет, если в ногах – выздоровеет, а какие лекарства давать – все равно; однажды увидел Смерть в головах у постели друга, велел повернуть кровать; Смерть сказал, что теперь он его увидит лишь когда он придет за ним самим; когда Смерть пришел забрать человека, тот попросил не забирать его, пока он не прочтет молитву; Смерть обещал, а человек с тех пор не читал молитв; однажды плачущий мальчик стал жаловаться, что забыл молитву, которой его научила мать, поэтому не может вернуться домой – отец убьет; человек прочитал для него Отче наш; ребенок оказался Смертью и забрал его]: Muller 2006, № 103: 159-162; шотландцы, голландцы, немцы, фламандцы, австрийцы, ладины: Uther 2004(1), № 332: 222-223; французы (Дофинэ) [у супругов 12 детей, родился еще один; мать пошла искать ему крестную, встретила старуху, это была Смерть, она взяла мальчика на воспитание; сделала знаменитым лекарем; когда он увидит Смерть в головах больного, значит болезнь неизлечима, если в ногах – пусть говорит, что вылечит; король позвал его к больной дочери; увидев смерть в ее головах, юноша велел повернуть кровать, чтобы Смерть оказалась в ногах; Смерть сказала, что прощает его в последний раз; когда он прибег к той же уловке у постели больного короля, Смерть убила его]: Joisten 1991, № 22: 168.

Передняя Азия. Палестинцы [Аллах последовательно посылает трех ангелов принести с земли горсть пыли; каждый раз земля стонет и содрогается; двое добрых ангелов не могут исполнить поручение; Азраэль исполняет, назначен собирать души людей; сослан на землю за прегрешения, работает лекарем; умирая, учит сына: если тот увидит его в головах больного, значит больной умрет, а если в ногах, то выздоровеет; сын стал знаменитым и богатым; однажды богач, которому он сообщил, что надежды нет, стал его умолять, обещая награду; лекарь велел повернуть кровать, но А. каждый раз оказывался в головах; тогда сын сказал ему: Папа, кажется, мама идет; А. исчез, богач выздоровел, но лекарь утратил свою способность видеть ангела смерти; А. пришел к сыну, собираясь забрать его душу; перед этим показал лампы, в которых разное количество масла; увидев свою, сын попытался долить в нее масло, но опрокинул кувшин и умер]: Ханауэр 2009: 159-164; арабы Сирии, Ирака, Катара, Кувейта, Йемена: El-Shamy 2004, № 332: 176-178.

Южная Азия. Санталы [пастух находит фруктовое дерево, под ним заклятый людьми дух-бонго (его завалили колючками, которые бонго не могут преодолеть); за свое освобождение бонго обещает наделить юношу способностью видеть бонго, понимать их язык и язык животных; юноша видит бонго, мучающего больного, прогоняет его; становится лекарем, женится, богатеет; смеется, видит ссору муравьев из-за рисинки; жена настаивает, чтобы он объяснил, в чем дело; он рассказывает, утрачивает полученный дар]: Bodding 1942, № 5: 69-73; тамилы [брахман четырежды слишит оклик с требованием не совершать омовения, не молиться, не есть, не останавливаться; это живущий на баньяне дух брахмаракшас; в прошлой жизни он был музыкантом, но не делился знаниями, за это возрожден злым духом; рядом кто-то играет на волынке столь плохо, что это приносит ему страдания; он просит перенести его на другой баньян; за это обещает покинуть принцессу, которую никто не может вылечить, если брахман придет под видом целителя; но запрещает приходить к другим одержимым принцессам – убьет; брахман лечит принцессу, получает награду, женится, становится знаменитым целителем; его зовут к другой принцессе; у него нет выбора, он приходит и велит брахмаракшасу убираться, иначе заиграет на той волынке; злой дух в ужасе убегает, все хорошо]: Natesa Sastri 1884-1888, № 19: 214-220; сингалы [незамужняя женщина родила сына, ответила, что ее муж - Мара (Смерть); М. стал покровительствовать мальчику; велел стать лекарем; если он, М., будет у больного в головах, надо дать лекарство, тот выздоровеет, если в ногах - больной умрет; юноша решил спасти одного больного, дал лекарство и велел повернуть кровать; М. решил убить юношу; селе на стул, юноша велел М. приклеиться, отпустил за три года жизни; через три года попросил М. сорвать кокос, велел приклеиться к пальме; снова освободил за три года жизни; через три года юноша заперся в комнате, М. проник через замочную скважину; юноша попросил показать и залезть в бутылку; заткнул ее пробкой; с тех пор его больные всегда выздоравливали]: Волхонский, Солнцева 1985, № 170: 383-384.

Балканы. Венгры, румыны, словенцы, сербы, болгары, хорваты: Uther 2004(1), № 332: 222-223; греки [бедняк взял Харона крестником; тот посоветовал ему стать врачом; если увидит Х. в ногах больного, пусть берется лечить, а в головах – не браться, умрет; однажды сказал, что через три года его заберет; человек решил скрыться; но через три года Х. явился, когда человек сидел в кафе; сказал, что Бог не разрешает ему смягчиться на просьбе и изменить решение; забрал его душу, не дав допить кофе; Х. не признает родственных и дружеских уз]: Schmidt 1877, № 22: 117-118; македонцы: Архипова 1962 [Счастье хозяина поля учит батрака поймать в мешок его Счастье; тот ловит, бьет Счастье; оно просит не бить, учит стать лекарем: если он увидит ангела в ногах больного, можно лечить, если в головах – больной наверняка умрет; бедняк разбогател]: 128-131; Martin 1955 [у бедняка пятеро детей, он трудится, а толку нет; в цепи жнецов последний, задержался, все поносят его; по пути к дому заметил, что забыл серп; вернулся на поле, видит женщину, та говорит сама с собой, что она Судьба хозяина поля, ей нелегко, вот собирает колоски; ругает Судьбу бедняка: та валяется без дела, играет на тамбурице, задумала проскочить между ног бедняка зайцем, чтобы тот попытался ударить ее серпом, а попал бы себе по ноге; Судьба хозяина советует бедняка заранее приготовить мешок и поймать зайца, когда тот бросится между ног; бедняк поймал свою судьбу, стал нещадно бить; та обещает изменить свое поведение; учит найти источник, вода из которого исцелит царевну; бедняк так и делает, получает щедрое вознаграждение; Судьба советует ему стать лекарем; если увидит ее в ногах больного, тот выздоровеет, а если в головах – не стоит браться лечить, смерть неизбежна; все так и стало, Судьба стала работать, бедняк разбогател]: 87-92; албанцы [бедный юноша просит Смерть скорее прийти; та предлагает ему стать лекарем; если он увидит Смерть возле больного, значит тот безнадежен, а если нет – выздоровеет; юноша прославился; Смерть показала ему горящие светильники, его собственный вот-вот погаснет; через 3 часа юноша умер]: Серкова 1989: 170-173.

Средняя Европа. Поляки [сын вдовы Бартек вытаскивает из болота старуху-Смерть; та берет его в ученье; отпуская через пять лет, объясняет, что если он увидит ее в ногах больного, того надо лечить, если в головах – тот умрет; Б. разбогател; увидев Смерть в головах бедной вдовы, повернул ту головой в обратную сторону; Смерть в гневе ушла, вдова выздоровела; затем так же спасает свою мать; оба раза Смерть прощает его; в третий раз Б. спасает витязя, чтобы отразить натиск врагов; Смерть уводит его к себе, разрешает перелить масло из плошек трех спасенных людей в свою; Б. отказывается, умирает]: Каралийчев, Тодоров 1969(3): 122-140; чехи [бедняк несет крестить сына, никто не хочет быть крестницей, женщина-Смерть согласна; приводит бедняка в подземелье, там горят свечи по числу людей, Смерть зажигает новую для крестника, его отец - для себя; Смерть учит, что когда он увидит ее в ногах больного, пусть лечит, когда в головах - больной обречен; бедняк становится знаменитым лекарем; однажды велит развернуть кровать, Смерть велит так больше не делать; он устал жить, смерть бьет его веткой, он умирает; Смерть учит сына знанию трав, тот тоже становится знаменитым лекарем]: Боголюбова, Талова 2000: 189-193; словаки: Uther 2004(1), № 332: 222-223; русские, украинцы, белорусы [Смерть кума: бедняк (солдат) становится лекарем; когда Смерть в ногаз у больного, постель или больного поворачивают, чтобы Смерть оказалась в голове; в конце концов Смерть приходит за самим лекарем]: СУС 1979, № 332: 122; Ончуков 2008, № 40 (Архангельская) [Перед смертью отец завещал сыну съесть калач с тем своим другом, который не берет взяток. Сын хочет есть, вспоминает про калач и отправляется искать друга отца. Встречает седого старичка, Миколу-угодника, который отпускает взятку за свечу, встречает святителя Егорея он поступает так же. Встречает страшного высокого старика, который называет себя другом отца, потому что забрал у него душу– с ним сын съедает калач. Смерть предлагает молодцу идти в город и предсказать судьбу заболевшего царя, но предупреждает, что награду тот должен взять такую, какую сможет унести. Молодец предсказывает выздоровление, т.к. видит, как смерть сидит у изголовья, царь награждает молодца, он берет умеренную награду. Смерть отправляет молодца к другому царю предсказать смерть, он предсказывает, за что царь завещает ему свой трон. Смерть предупреждает, что на троне молодцу отведено сидеть ровно 30 лет. В назначенный срок приходит Смерть, царь просит в последний раз прогуляться в саду и посмотреть на город. Он спрашивает Смерть, почему в городе все плачут, Смерть отвечает, что горюют о смерти царя, потому что по саду гуляет его душа, а сам царь уже мертв]: 149-159.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [старик клялся именем Смерти; та пришла, притворившись попутчиком; старик говорит, что все во власти Смерти; той нравятся его слова, она дает ему способность видеть ее воочию, стать лекарем; если она будет у ног больного, тот выздоровеет, если у изголовья – умрет; когда сам заболел, Смерть встала у его изголовья; он берет с нее клятву не убивать его, пока он не купит поминальные свечи; отказывается купить, живет дальше]: Бгажба 2002: 246-247; адыги (бжедуги) [бедняк не приглашает Бога разделить трапезу, т.к. Бог не справедлив; приглашает Псэхэх (ангел смерти); тот советует идти к больной дочери пши; если он, П., будет стоять у нее в головах, девушка умрет, если в ногах – выздоровеет; бедняк видит П. в головах, дает девушке воды с мукой, она выздоравливает, пши его награждает]: Алиева 1978, № 57: 321-322; осетины [бедняк не может кормить семью, уходит из дома; Бог посылает посредника Уасгерги задержать его, затем идет сам; бедняк ругает обоих за несправедливость; Бог посылает Уодесага (забирающий душу); бедняк хвалит его за беспристрастие; У. дарит ему зеркало, советует стать лекарем; если в зеркале он увидел У., то больной умрет, если нет – выздоровеет, пусть прописывает любое лекарство; бедняк становится знаменитым врачом, богатеет; лечит царя]: Дзагуров 1983, № 105: 447-458; ингуши [Цаген заболел, Аллах послал ангела забрать его душу; Ц. просит сперва разрешить ему произнести пятикратную молитву; А. велит ангелу не забирать душу Ц., пока тот не произнесет молитву пять раз; Ц. произносит дважды; говорит ангелу, что последние молитвы произнесет, когда ему надоест жить]: Капиева 1991: 170-171; даргинцы [умирающий Насреддин просит Азраила разрешить ему произнести две молитвы; А. соглашается сам, получает разрешение от Бога; Н. отказывается произнести вторую молитву, продолжает жить; для него А. видим; А. сообщает, что если он будет стоять у ног больного, Н. может обещать выздоровление, если у головы – верную смерть; Н. становится знаменитым врачом, богатеет; отказывается делиться с А., тот ничего не может поделать]: Халилов, Османов 1989: 244-245; рутульцы [бедняк встретил попутчика; каждый раз, когда тот заходит в какой-нибудь дом и затем выходит, оттуда раздается плач; попутчик признается, что он Азраил; говорит, что хочет помочь бедняку; пусть тот скажется лекарем; когда увидит А., сидящим у изголовья больного (для других А. останется невидимым), пусть вызывается лечить и берет награду; однажды А. сам приходит к этому человеку; тот просит дать ему пожить, пока не упадет шапка, подброшенная к потолку; А. следит за шапкой, а человек в это время ложится к нему головой; А. жалуется Аллаху, но тот разрешает оставить человека в живых, если он смог перехитрить А.]: Алиева 2013, № 63: 275-276; грузины [Разбойник требует от старика отпустить девушку; тот отвечает, что он – Смерть, через неделю приедет за ним; Разбойник велит построить прочный дворец с единственной дверью; засыпает; проснувшись, видит рядом Смерть; просит, чтобы тот поклялся, что не заберет его, пока он не дочитает молитву; он не дочитывает; Смерть предлагает дружбу; он будет видеть Смерть, стоящую в головах или в ногах больного; если в головах – больной выздоровеет; разбойник становится лекарем, разбогател, ибо всегда верно предсказывает исход болезни; читает до конца молитву над утонувшим ребенком, ребенок оказывается Смертью; человек просит разрешить попрощаться с отцом, тот просит Смерть сорвать грушу; Смерть забралась на дерево, не может слезть (Иисус был у старика, тот пожаловался на мальчишек, И. обещал, что залезший на грушу не слезет без разрешения хозяина); старик берет со Смерти обещание не убивать его сына, пока тот сам не попросит; тот попросил, когда вовсе состарился]: Курдованидзе 1988(1), № 43: 166-169; армяне (Баралети – село с армянским населением) [мужик идет искать крестного отца для сына; жена велит найти самого богатого; мужик отвергает Христа, Св. Георгия (они бедны), приглашает Смерть (та в богатой одежде); после крещения Смерть советует мужику браться лечить больного, если увидит ее в ногах, отказываться, если в головах; мужик становится знаменитым лекарем, богатеет; однажды видит Смерть у своей головы; берет с нее обещание не умертвлять его, пока он не кончит молитвы; обрывает молитву на середине; с перерывом в несколько лет мужик добавляет по строчке, но до конца далеко; Смерть приносит ему во двор золотой гроб, сверху пакет, на нем текст молитвы; увлекшись, мужик дочитал ее до конца, Смерть выскочила из гроба и убила его]: Богоявленский 1894в: 145-148; турки [Азраил дает бедняку лекарство и велит применять его, если тот не видит его у постели больного; если не видит, то больной выздоровеет; однажды человек видит А. около себя, но выпрашивает у него еще 40 лет жизни]: Eberhard, Boratav 1952, № 112: 133.

Иран – Средняя Азия. Персы (Хорасан) [собиравший колючку бедняк делается врачом, договорившись с ангелом смерти: увидев его, он будет знать, умрет пациент или нет; когда приходит его собственный смертный час, человек обманывает ангела смерти, попросив разрешения до того, как умрет, прочитать молитву, которую он не заканчивает]: Marzolph 1984, № 332: 76.

Балтоскандия. Саамы, карелы, латыши, шведы, датчане, исландцы: Uther 2004(1), № 332: 223; эстонцы (западная Эстония, Торма) [бедняк не может найти крестника новорожденному; Смерть соглашается стать им; дарит на зубок возможность стать лекарем: если человек увидит ее в головах больного, значит тот умер, а если в ногах, пусть берется лечить – больной выздоровеет; богач пообещал за выздоровление большие деньги; увидеть Смерть в головах, лекарь велел повернуть кровать; по пути домой человек встретил Смерть; та говорит, что теперь умереть должен он сам; привела в дом, где горящие свечи: каждая – жизнь человека, сколько осталась гореть, столько и проживет; человек упросил Смерть дать ему новую свечу, но порывом ветра свечу задуло и он умер]: Järv et al. 2015: 93-97; финны [батрак заработал 3 эре, купил три хлеба, пошел странствовать; дает трем нищим по хлебу; один дарит сумку, в которую влезает все, что захочешь; карту, которая всегда выигрывает; сумку в которой не переводятся деньги; спускает с неба в сумку стаю гусей; останавливается в доме, отдав в уплату гусей; хозяин поселяет его в комнате, куда приходит черт; человек обыгрывает его, забирает деньги; заманивает в сумку, велит кузнецам бить ее молотами, велит черту убираться подальше; в следующий раз предлагает стать большим, затем крохотным, заманивает в бочку, затыкает; выпускает за обещание не возвращаться; женится, ищет крестника для ребенка, навстречу Смерть; Смерть дарит крестнику мазь, вылечивающую любые болезни; приходит к смертельно больному королю; смерть стоит в головах; человек поворачивает кровать, успевает подойти к голове раньше Смерти, мажет мазью, король выздоравливает; Смерть хочет его убить, человек велит ей забраться в сумку; отпускает за обещание дать ему еще 30 лет жизни; если он скажет кому-нибудь «Глубоко благодарен», то сразу умрет; он их произносит, Смерть ведет его в рай, там не хотят картежника; в ад; он играет с чертом, выигрывает множество душ, кладет их в свою сумку; ее понесли в рай; он направил ее на себя, попал в сумку, оказался в раю]: Salmelainen 1947: 14-18 (=Goldberg 1953: 31-46); норвежцы [юноша тащит тяжелый бочонок с пивом, думает, с кем бы часть распить, чтобы было легче нести; гонит прочь Провидение (несправедлив), Дьявола (вредоносен), садится пить со Смертью, т.к. тот равен со всеми; Смерть награждает его: бочонок не иссякнет, пиво станет лекарством, юноша - лекарем; если увидит Смерть в ногах больного, надо браться лечить, если в головах - бесполезно; у постели принцессы юноша видит Смерть в головах; велит слугам повернуть кровать; Смерть хочет его забрать; тот просит забрать после того, как он прочтет молитву, останавливается, не сказав последнего слова; однажды Смерть приносит ему доску с полным текстом; юноша просыпается и читает до конца, Смерть забирает его]: Asbjíørsen, Moe 1960: 131-134; литовцы: Кербелите 2014, № 52 [бедняк идет искать крестника для ребенка; отвергает Бога (несправедлив), соглашается на предложение Смерти (справедлива); мальчик вырос, Смерть велела ему стать доктором; если увидит ее в голоах больного, тот умрет, если в ногах – выздоровеет; когда пришел через его самого, он повернул кровать; но в конце концов Смерть его одолела]? 53 [старик велит юноше не побираться, а стать доктором; если увидит смерть в головах больного, тот умрет, а в ногах – выздоровеет; король хорошо заплатит, если дочь выздоровеет; доктор вертит кровать до тех пор, пока Смерть не остается в ногах; по пути домой человек увидел огромный дом, внутри свечи; старик: ты поменял свою жизнь на жизнь королевны; света королевны разгорелась, а его стала гаснуть; добравшись до дому, человек умер], 54 [человек взял кумой девушку-Смерть, у нее коса; он стал доктором: если Смерть в ногах, больной выздоровеет; увидел Смерть в головах у пани; велел привязать к кровати ножи и вертеть кровать; пани выздоровела; израненная Смерть пришла за доктором; тот предложил ей влезть в бутылку, закупорил; люди перестали умирать; доктора не нужны, человек потерял заработок; выпустил Смерть; она зарубила его первого, началось моровое поветрие]: 120-121, 121-123, 123-125; Лëбите 1965 [бедняк не может окрестить ребенка, старуха предлагает быть крестницей; делает человека знаменитым лекарем; пусть смело идет лечить, если увидит ее в ногах больного, пусть дает снадобье, если в головах, то говорить, что больной умрет; увидев Смерть в головах больной королевны, человек до тех пор поворачивал кровать, пока Смерти не надоело и она не осталась стоять в ногах; обещает за это скосить лекаря, тот просит разрешить сперва сделать гроб, просит примерить, приколачивает крышку, зарывает; 50 лет никто не умирает; один человек стал доставать камни, наткнулся на гроб, Смерть выскочила, скосила всех, кого было надо]: 244-246.

Волга – Пермь. Коми [бедный брат попросил у богатого лошадь; тот дал, но без сбруи хомута; бедняк привязал сани к хвосту лошади, хвост оторвался; за это год проработал на богатого брата; затем еще год у мельника за пир под конец и за еду, что останется; понес сверток с едой домой, отказался дать Господу, но поделился со Смертью; благодарная Смерть сделала его лекарем: если сидит у ног больного, можно лечить, если в головах – умрет; бедняк разбогател; богатый брат притворился больным, бедный увидел Смерть у него в головах, велел готовить воду обмыть; тот вскочил, ударился о косяк и умер]: Плесовский 1975: 120-124.

Южная Сибирь. Хакасы [человеку надоела скупая жена; он замаскировал дыру в земле деревьями и травой, послал туда жену за ягодами, она провалилась; ребятишки плачут, человек спустил веревку вытащить жену, а вытащил Дьявола (Айна); тот {в благодарность, что спас его от сварливой женщины} посылает человека вылечить дочь богача (Айна сам ее лечит, но невидим для окружающих); запрещает идти лечить царя; человек идет, Айна хочет его съесть, человек пугает его своей женой, тот убегает; царь выздоровел]: Катанов 1907, № 375: 387-388.

(Ср. Япония. Ikeda 1971, № 332 [европейский сюжет в произведениях японского автора 19 в.]: 91).