Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7B. Смерть прилипает к дереву, ATU 330.

.15.-.17.23.27.-.29.31.32.

Человек обладает деревом, с которого другие могут слезть лишь по его желанию. Он просит Смерть (черта) забраться на дерево. Смерть прилипает и вынуждена (на время) оставить человека в покое.

{Uther 2004 иногда учитывает варианты, в которых Смерть не прилипает к дереву, а ее заманивают лечь в гроб; это другой мотив, см. K60b; в частности h7b, по-видимому, отсутствует на Средней Волге и далее на восток, во всяком случае во всех публикациях, которые удалось проверить; ссылка в Uther 2004 на корейский вариант в Choi 1979 вообще ошибочна; в Китае мотива h7b точно нет; можно создать мотив «человек, обманувший Смерть», но он будет слишком общим}.

 

Испанцы, Арагон, каталонцы, португальцы, баски, итальянцы (Тоскана, Апулия, Тичино), сицилийцы, корсиканцы, сардинцы, французы (Артуа, Дофинэ, Пикардия), ладины, валлоны, ирландцы, валлийцы, англичане, шотландцы, немцы, фризы, австрийцы, фламандцы, голландцы, палестинцы, ория, сингалы, болгары, греки, словенцы, хорваты, румыны, лужичане, поляки, чехи, словаки, русские (Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Новгородская, Нижегородская, Смоленская), украинцы (Восточная Словакия, Угорская Русь, Гуцульщина, Галиция, Ивано-Франковщина, Буковина, Волынь, Подолия, Киевская), белорусы, грузины, мегрелы, литовцы, латыши, карелы, ливы, эстонцы, восточные саамы, финны, датчане, шведы, исландцы, норвежцы, коми.

Южная Европа. Испанцы [у тетки Нищеты и ее сына Голода пес Тарро; мальчишки воруют их груши; тетка добра к страннику; тот выполняет ее желание – чтобы залезший на грушу не смог слезть без ее разрешения; мальчишки приклеиваются, тетка бьет их; приходит Смерть с косой; тетка просит сорвать ей груш, Смерть приклеивается; старики не могут умереть, страдают; просят Нищету снять заклятье; та снимает с условием, что к ней с ее сыном Смерть без ее разрешения не придет]: Малиновская 2002: 167-170: Арагон [{видимо, как в испанском варианте}; у человека грушевое дерево, с которого не слезть без его разрешения; он заманивает туда Смерть]: González Sanz 1996, № 330D: 78; каталонцы (включая Мальорку) [кузнец (солдат, игрок) продал душу черту за то, чтобы разбогатеть, стать великим мастером и пр.; при встрече с Господом он был вежлив и добр; тот предлагает выполнить какое-нибудь его желание; тот просит, чтобы забравшийся в мешок не смог бы из него вылезти, севший на скамейку не мог бы встать, а залезший на грушу не мог бы слезть без его разрешения; черт трижды приходит забрать его душу, но, оказавшись в мешке, прилипнув к скамье или к груше, он вынужден каждый раз дать отсрочку на 10 лет; когда герой, наконец, умирает, он сперва идет в ад, но черти его боятся и не пускают; тогда он идет в рай и либо остается там, либо его не пускают (за то, что вступил в сделку с чертом; или рай уже полон; или св. Петр ведь предлагал попросить царство божие, а человек не послушался); в других версиях героиней является Нищета; когда за ней приходит Смерть, она предлагает ей забраться на грушу и отпускает с условием, что за ней она никогда не придет; поэтому нищета существует в мире]: Oriol, Pujol 2008, № 330: 81-82; португальцы [кузнец продает душу черту; солдат (кузнец) добр с нищими, а это св. Петр и Господь; ему обещано выполнение желаний; это: скамья или дерево, с которых не слезть без разрешения хозяина; шапка, которая подходит только ему; сумка, в которую попадают по желанию хозяина; всегда выигрывать в карты; всегда побеждать в сражении (драке); черт или Смерть прилипают к скамье; солдат велит черту оказаться в сумке и бьет ее молотом, положив на наковальню; черт в ужасе убегает; солдат идет в ад, но его туда не пускают; в рай тоже не пускают; он бросает в дверь рая свою сумку и сам утянут туда; обыгрывает черта в карты; бросает свою шапку на кресло св. Петра, так что только он может туда сесть]: Cardigos 2006, № 330: 81-82; баски [черт приходит за грешным кузнецом Франсиско; тот предлагает сперва позавтракать, они садятся за стол, черт прилипает к смоле, отпущен через три года; то же с другим чертом (сел в кресло); с третьим (залез на смоковницу и прилип); Ф. умер, пришел к вратам ада, его не пустили; у ворот рая Св. Петр тоже не пустил; пришла женщина, испугалась, что Ф. причинит ей вред, стала его хвалить; Св. Петр его пустил в рай]: Barandiaran 1962a, № 10: 44-49; итальянцы: Clouston 1887: 394-395 (Тоскана) [кузнец заключает договор с дьяволом; кто сядет на скамью, посмотрит в окно, залезет на смоковницу, не сможет встать, оторвать взгляд, слезть без его разрешения; через два года дьявол приходит, садится на скамью, вынужден дать расписку еще на два года; то же с окном; прилипнув к смоковнице, дьявол дает расписку в том, что он никогда не придет за душой кузнеца], 395-396 (Тоскана) [бабушка Нищета накормила пришедших Иисуса и Св. Петра, они обещали исполнить ее три желания; скамья у очага, смоковница, спасение души; приходит Смерть, не может встать со скамьи, Нищета получает еще сто лет жизни; то же - не может слезть со смоковницы; на третий раз Нищета просит разрешить произнести Ave Maria, но и не думает начинать молитву; поэтому Нищета до сего дня с нами]; Kabakova 2006, № 39 (Апулия) [зимой бабушка Нищета приютила Иисуса с Петром; попросила в награду, чтобы любой забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; Петр удивляется; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на дерево и она там осталась; поэтому Нищета до сих пор ходит по миру]: 79-82; Keller 1981 (Тичино) [Гансу 20 лет, он пошел странствовать; поделился едой с двумя странниками, это были Господь и Св. Павел; они предложили исполнить два его любые желания; Г.: все, что захочу, пусть окажется в моем мешке и без разрешения не покинет его; чтобы со смоковницы в моем саду никто не смог слезть без моего разрешения; что касается спасения души, то и сам смогу достичь; в городе черт с двум чертенятами поселились в ратуше, кто войдет, погибает; Г. приходит в ратушу, готовит еду, черти вываливаются из камина; Г. предлагает играть в карты: проигравший должен навсегда покинуть ратушу; черти проиграли, но не хотят уходить; Г. велит им оказаться в мешке; обещает освободить, если укажут, где зарыт клад; черт отказывается; на мешок сбрасывают железо; чертенята погибли, черт соглашается; ему приходится самому выкопать клад и расписаться кровью, что больше не станет пакостить; Г. ищет крестного для новорожденного; отказывается взять Господа или Св. Павла – в их мире нет справедливости; берет Смерть {мужского рода}, она ко всем относится одинаково; умирают жена и ребенок Г.; когда Смерть приходит за ним, он просит дать ему возможность поесть плодов от посаженных деревьев; Смерть обещает прийти через сто лет; Смерть приходит, проигрывает в карты, дает Гансу еще сто лет; на третий раз Г. предлагает ей залезть на смоковницу поесть плодов; Смерть не может слезть; дает еще сто лет; через 300 лет ведет Г. в ад; черт, увидев его, в ужасе гонит из ада прочь; у дверей рая Г. просит Св. Петра позвать его приятеля Св. Павла; пока тот его зовет,, Г. бросает через порог мешок, затем велит, чтобы он сам в нем оказался; так и остался в раю]: 190-197; сицилийцы [Pitré; мальчик по имени Случай (Occasion) был воспитан чужими, вырос, ушел странствовать, нанялся к хозяину постоялого двора, тот его усыновил; зашли Св. Фома и Господь, Св. Фома посоветовал попросить что-нибудь, Случай попросил, чтобы залезший на смокву не мог с нее слезть без его позволения, ибо мальчишки обрывают все плоды; Случай состарился, велел срубить смокву, сделать из древесины бутыль: кто в нее заберется, не вылезет; пришла Смерть, Случай попросил ее достать из бутыли муху, якобы, попавшую в вино; Смерть туда забралась, Случай заткнул отверстие пробкой; люди перестали умирать; Господь вмешался; Случай выпустил Смерть после того, как Господь обещал ему место в раю]: Crane 1885, № 63: 215-217; корсиканцы: Massignon 1984, № 1 [Иисус, Св. Петр и Св. Павел странствовали, заночевали у бедняка Бизонью («нужда»); утром предложили выполнить его три желанья; он попросил, чтобы каждый, кто сунет руку достать трут; сядет на скамью; залезет на грушу прилип и освободился лишь по его желанию; пришла Смерть, сунула руку, прилипла, дала еще сто лет жизни; то же – скамья; груша; Смерть решила больше к Бизонью не приходить, тот жив до сих пор], 37 [бедняк Пиппареллу гостеприимно принял Иисуса и Св. Петра; Петр посоветовал попросить у Господа благодати; П. попросил, чтобы его трубка всегда горела и не требовала заправки табаком; чтобы без его разрешения никто не мог встать со скамьи и вылезти из мешка; П. состарился, пришел чертенок за его душой; П. попросил его сесть на скамью, развел в очаге жаркий огонь, затем велел прыгнуть в мешок, отнес к кузнецу, тот его долго бил молотом, отпустил, чертенок убежал; позже П. не пустили в рай, в чистилище, а в аду захлопнули перед ним дверь, когда поняли, кто пришел; П. попросил Петра приоткрыть дверь в рай, бросил туда скамью, вошел за своим имуществом; с тех пор сидит в раю на скамье и курит трубку]: 3-4, 86-88; сардинцы, ладины: Uther 2004(1), № 330: 219-220.

Западая Европа. Французы: Clouston 1887 (Артуа) [старушка всегда подает бедным и нищим; пришедший святой предлагает ей исполнить любое ее желание; она просит, чтобы никто без ее позволения не мог слезть со сливы; когда пришла Смерть, старушка попросила ее достать слив; шесть месяцев никто не умирал; один врач полез освободить Смерть и тоже застрял; наконец, старушка сама захотела умереть; попала в рай]: 389-390; Joisten 1991, № 21.1 (Дофинэ) [крестьянин по имени Victor Hugo дает приют Богу с апостолами; Бог обещает выполнить его желание; ВГ просит, 1) чтобы залезший на его яблоню без его разрешения не смог слезть (он думает о рвущих яблоки мальчишках), 2) чтобы он выигрывал в карты, 3) чтобы севший в его кресло не смог бы встать без его позволения; приходит Смерть, человек предлагает ей сорвать яблоки, Смерть прилипает к яблоне; ВГ отпускает ее за обещание прийти за ним лишь через сто лет; он богатеет, играя в карты, уезжает в южные страны, вернувшись, видит, что все его знакомые уже умерли; приходит Смерть, садится в кресло, не может встать, отпущена за обещание не приходить за ВГ вовсе; тот состарился, сам идет на тот свет; обыгрывает Сатану в карты, получает души трех милордов, попавших в ад из-за ВГ, которому все проиграли; Бог пускает ВГ в рай, но лишь в каморку при входе; входящие видят его с мешком, в котором души милордов]: 162-166; Лопырева 1959, № 46 (Пикардия) [бедного кузнеца прозвали Злосчастье, его собаке дали кличку Нищета; Господь просит подковать осла, З. ничего не берет с него, Господь спрашивает, что тот хочет; Св. Петр подсказывает, чтобы тот попросил место в раю, но З. просит, чтобы без его разрешения никто не мог встать с кресла, слезть с орехового дерева, вылезти из кошелька; З. заключает договор с дьяволом, тот дает ему денег; первый раз сажает того в кресло и бьет, затем просит Дьявола с дьяволятами набрать орехов, тоже бьет, в третий раз предлагает Дьяволу показать свою мощь, забравшись в кошелек; когда З. умер, Св. Петр не пустил его в рай, но из ада его тоже выгнали; З. и Н. до сих пор живут на земле]: 209-214; валлоны: Laport 1932, № 330 [кузнец заключил договор с чертом; тот на 7 лет обещал обеспечить его работой; Господь со св. Петром играли в лакросс и Господь сломал клюшку; принес кузнецу починить; за это обещал выполнить три желания; тот просит грушу, с которой не слезть, кресло (не встать) без его разрешения, сумку, в которую залезет любой по его приказу; черт трижды приходит, попадает в каждую из ловушек; дважды откладывает срок на очередные 7 лет, на третий раз обещает снабжать кузнеца железом до конца его дней; черти не пускают кузнеца в ад, св. Петр – в рай; тот просит приоткрыть дверь, чтобы взглянуть на райский сад, бросает туда свой фартук, впущен его подобрать и не возвращается], *330C [у бедняка по имени Нищета есть грушевое дерево; св. Петр и Господь странствуют, бедняк их приютил, они обещают исполнить желание; Нищета просит, чтобы с его груши никто не слез без его разрешения; приходит Смерть; отпущена, обещав, что за Нищетой она никогда не придет], *330D [у феи грушевое дерево, с которого не слезть без ее разрешения; юноша по имени Удача забрался на дерево поесть груш; подошла Нищета, просит грушу, Удача отказывается ей дать; Нищета попросила фею оставить Удачу навечно на груше; поэтому Удача лишь время от времени бросает (людям) свои плоды, а Нищета так и нищенствует повсюду]: 48-49, 49, 50; австрийцы (Каринтия) [кузнец продал душу черту, чтобы разбогатеть и женитьтся; на исходе 10 лет, когда дьявол должен был за ним прийти, появилось Святое Семейство; кузнец подковал осла Св. Иосифа, попросив за работу скамью, с которой не встать без разрешения хозяина, вишневое дерево, хватающее похитителей вишен, мешок, из оказавшегося в котором лишь хозяин может выпустить; первого присланного Князем Тьмы черта кузнец сажает на скамью, бьет плетью; второго бьет, когда тот на вишне, самого Князя Тьмы выпускает из мешка за обещание не брать его душу; после смерти кузнеца не пускают ни в рай, ни в ад; он притворяется старушкой, проскальзывает в рай; увидев внизу свадьбу своей вдовы с другим мужчиной, бросает молот, убив обоих; кузнеца выгоняют, он вечно странствует между землей и небом]: Стеблова 1999: 214-218; фламандцы [мальчишки воруют груши бедной женщины по имени Нищета; однажды приходит старик, женщина делится с ним последним хлебом; тот предлагает выполнить ее просьбу, она хочет, чтобы забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; мародеры тут же прилипли, она их отпустила через год; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на грушу; отпустила через 10 лет за обещание не приходить за ней; так и живет среди людей]: Van den Berg 2000, № 22: 30-33; голландцы [Harry Stoe Vandyck, London 1827; Harry Stoe Vandyck, London 1827: рыбак Jan Schalken принимает на ночлег незнакомца; тот обещает исполнить его три желания; рыбак просит для себя и для своей жены Mietje 50 добавочных лет жизни; чтобы залезший на его грушу не мог слезть без его разрешения (груши часто воровали); чтобы севший в кресло не мог встать без его разрешения (а то жена часто вскакивала и мешала ему); когда пришла Смерть (это мужчина), рыбак велел ей явиться через 50 лет; затем заманил Смерть на грушу, отпустил за обещание еще 50 лет; после этого супруги спокойно умерли]: Clouston 1887: 392-394; немцы, фризы, ирландцы, валлийцы, шотландцы, англичане: Uther 2004(1), № 330: 219-220.

Передняя Азия. Палестинцы [среди солдат царя Ирода был итальянец Франческо – заядлый игрок, всех обыгрывал; Ироду пришлось изгнать его из Иерусалима; он стал разбойником, заставляя странников играть с ним; но выигрывавших у него отпускал; пришел Иисус с апостолами; их не ограбили, но приютили, ночью Ф. накрыл И. своей накидкой, а сам терпел холод; И. предложил исполнить его желание, Ф. попросил о четырех; чтобы он всегда выигрывал; чтобы севший на камень при входе в пещеру не мог встать без его разрешения; чтоб с лимонного дерева без разрешения нельзя было слезть; чтобы он, Ф., узнал Азраеля, в каком бы обличьи тот ни пришел; И. обещал, что если у Ф. возникнет еще одно желание, он его тоже исполнит; когда А. пришел в первый раз, он сел на скамью; обещал не больше не приходить 15 лет; в следующий раз Ф. заманил его забраться на дерево сорвать для него лимон; еще 15 лет; на третий раз А. забрал Ф.; его не пустили в ад; он 7 раз обыграл дьявола в карты и тот отказался пустить его в ад; придя в рай, Ф. сказал, что раскаялся, напомнил об обещании И., и Мар Батрус (св. Петр) его впустил]: Ханауэр 2009: 164-170.

Южная Азия. Ория [дети воруют плоды гуавы с дерева старика; тот попросил богиню, чтобы приходящие за плодами прилипали к дереву; в это время Бог Смерти прислал слуг за душой старика; те стали рвать плоды и прилипли; Бог Смерти пришел сам и тоже прилип; старик освободил их с условием, чтобы они сделали его молодым]: Mohanti 1975: 94-95; сингалы [незамужняя женщина родила сына, ответила, что ее муж - Мара (Смерть); М. стал покровительствовать мальчику; велел стать лекарем; если он, М., будет у больного в головах, надо дать лекарство, тот выздоровеет, если в ногах - больной умрет; юноша решил спасти одного больного, дал лекарство и велел повернуть кровать; М. решил убить юношу; сел на стул, юноша велел М. приклеиться, отпустил за три года жизни; через три года попросил М. сорвать кокос, велел приклеиться к пальме; снова освободил за три года жизни; через три года юноша заперся в комнате, М. проник через замочную скважину; юноша попросил показать и залезть в бутылку; заткнул ее пробкой; с тех пор его больные всегда выздоравливали]: Волхонский, Солнцева 1985, № 170: 383-384.

Балканы. Болгары [Господь (со Св. Петром) ночуют в доме, предлагают хозяину исполнить его желание; тот просит, чтобы каждый, кто залезет на его яблоню, не смог слезть; приходит Смерть (посланный Богом ангел), человек просит его достать яблоко, Смерть прилипает; на протяжении долгого времени (200 лет) никто не умирает; человек понимает, что это неправильно, освобождает Смерть, та забирает его душу]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 330D: 131; словенцы, хорваты, румыны, греки: Uther 2004(1), № 330: 219-220.

Средняя Европа. Лужичане [приезжает человек на осле; кузнец подковал осла, оставил хозяина на ночлег; тот обещает исполнить его три желания; кузнец хочет, чтобы севший в его кресло не мог встать, залезший на его яблоню слезть, забравшийся в мешок - вылезти без его разрешения; через несколько лет приходит мужчина-Смерть; кузнец просит его сесть в кресло, тот прилипает; кузнец отпускает его за обещание дать ему еще 10 лет жизни; через 10 лет просит Смерть забраться на яблоню сорвать пару яблок; отпускает за обещание за ним больше не приходить; к кузнецу приходит Черт, решает проникнуть через замочную скважину; кузнец подставляет мешок, завязывает в нем Черта, бьет, тот обещает оставить его в покое; отпущен]: Sagen aus Heide 1970: 115-119; поляки [кузнец продал душу дьяволу за то, чтобы разбогатеть; пришедшие в облике нищих Иисус и Св. Петр дали ему волшебные способности: кто заберется на его грушу (сядет на лавку и т.п.), не сможет слезть (встать с нее) без его позволения; когда за кузнецом приходит Смерть, он посылает ее достать с дерева груши; приходит черт – садится на лавку; отпускает их за обещание больше к нему не приходить; устав от жизни, кузнец идет на небо, туда его не пускают; идет в ад, черти от него разбегаются; он вытаскивает из котлов души; вместе с овцами приходит к воротам неба, бросает в приоткрытые ворота свой мешок и проникает туда сам]: Krzyżanowski 1962, № 330: 109-110; русские (Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Новгородская, Нижегородская, Смоленская), украинцы (Восточная Словакия, Угорская Русь, Гуцульщина, Галиция, Ивано-Франковщина, Буковина, Волынь, Подолия, Киевская), белорусы [Солдат (кузнец) и черт (Смерть): св. Петр (Бог, странник) исполняет желание солдата; Смерть не сможет сойти со скамьи, с яблони, выйти из табакерки, торбы; солдата не хотят пускать ни в рай, ни в ад]: СУС 1979, № 330A: 122-123; чехи, словаки: Uther 2004(1), № 330: 219-220.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [Разбойник требует от старика отпустить девушку; тот отвечает, что он – Смерть, через неделю приедет за ним; Разбойник велит построить прочный дворец с единственной дверью; засыпает; проснувшись, видит рядом Смерть; просит, чтобы тот поклялся, что не заберет его, пока он не дочитает молитву; он не дочитывает; Смерть предлагает дружбу; он будет видеть Смерть, стоящую в головах или в ногах больного; если в головах – больной выздоровеет; разбойник становится лекарем, разбогател, ибо всегда верно предсказывает исход болезни; читает до конца молитву над утонувшим ребенком, ребенок оказывается Смертью; человек просит разрешить попрощаться с отцом, тот просит Смерть сорвать грушу; Смерть забралась на дерево, не может слезть (Иисус был у старика, тот пожаловался на мальчишек, И. обещал, что залезший на грушу не слезет без разрешения хозяина); старик берет со Смерти обещание не убивать его сына, пока тот сам не попросит; тот попросил, когда вовсе состарился]: Курдованидзе 1988(1), № 43: 166-169; мегрелы [Глахуа нищенствовал, но дома у него была груша, плодоносившая круглый год; кто-то стал воровать груши; три странника зашли к нему во двор; Г. развел костер обогреть их; странники предложили исполнить его желание; он просит, что груши не воровали; странники обещают, что всякий залезший на грушевое дерево слезет с него лишь с разрешения Г.; Г. застал богатого соседа, стал собирать дрова сжечь его, соседи упросили пощадить; однажды к Г. пришла Смерть с косой; тот попросил разрешения напоследок поесть груш; не может сорвать с земли; Смерть залезла на дерево; Г. отпустил ее за обещание вернуться за ним лишь когда он сам ее позовет; он позвал Смерть, когда совсем одряхлел]: Степанов 1898, № 3: 10-13.

Балтоскандия. Литовцы: Кербелите 2014, № 65 [163 варианта; паныч дал кузнецу денег, взяв расписку кровью; кузнец подковал коня Св. Петра; попросил за это, чтобы без его разрешения никто не смог вынуть руку из мешка с гвоздями, встать со стула и слезть с яблони; через три года паныч пришел за деньгами; он просит его сунуть руку в мешок; его брата, который затем пришел, сесть на стул; другого брата залезть на яблоню; каждого мучает раскаленными клещами, прежде чем отпустить с обещанием больше не приходить; умирая, кузнец просит положить в гроб молоток и гвозди; его не пускают в рай: не все гвозди вбил в подкову Св. Петра, обманул; черти не пускают его в ад, а когда он сломал дверь, они разбежались; пришлось кузнеца взять в рай, а чертей загнали назад], 66 [человек дал старику хлеба; тот выполнил его просьбу: без его разрешения никто не встанет и никто не слезет с яблони; черт сел на камень, Смерть забралась на яблоню; однажды он отпустил их; черт убежал, а Смерть пришла к Богу; тот разрешил убить этого человека; но она его не узнала и стала резать всех подряд, был большой мор]: 146-148, 148-150; латыши [Кузнец помогает старичку – богу, за что бог выполняет три его желания: прожить долгую жизнь; чтобы никто без ведома кузнеца не мог сойти со скамьи; слезть с яблони; в условленное время смерть (черт) приходит за кузнецом, он велит ей сесть на скамью и отпускает лишь тогда, когда та обещает долго не появляться; во второй раз смерть (черт) садится на яблоню, в третий кузнец загоняет смерть в ядро и кует ее – смерть насилу выбирается; когда кузнец умирает, его не впускают ни в рай, ни в ад, наконец он попадает в рай]: Арийс, Медне 1977, № 330A: 278; ливы [у крестьянина ночуют трое незнакомцев; уходя спрашивают, чего он хочет; Чтобы яблоки с дерева не пропадали (их кто-то ворует); яблоки созрели; хозяин вышел, увидел на дереве мальчиков и взрослого, они не могли отцепиться; он их отпустил; за ним пришла Смерть; он попросил ее сорвать ему в дорогу яблоко; Смерть приклеилась; он отпустил ее за обещание дать еще много лет жизни]: Loorits 2000(4): 171-172; эстонцы (Амбла) [когда Смерть с косой пришла к Яагупу, он попросил подождать, пока сварит пива; Смерть напилась, подарила ему сто лет; в следующий раз Я. пошел к знахарю, тот посоветовал поставить у печки железный стул, окурить его травами; Смерть села на стул, не может встать; Я. отпустил ее за обещание еще ста лет; в следующий раз знахарь посоветовал окурить грушу; Я. попросил Смерть поесть груш, пока он собирается, Смерть не может слезть; подарила еще сто лет; когда пришла, Я. надоело жить, он с радостью пошел со Смертью]: Järv et al. 2015: 89-90; шведы [кузнец приветил св. Петра и Господа (либо подковал их коней); они спросили, чего он желает; он попросил, чтобы с его скамьи и дерева никто не мог бы слезть без его разрешения, а также сумку, в которой по его приказу окажется любой, кого он захочет туда отправить; кузнец отдал черту душу за то, что он станет мастером в своем деле; когда черт пришел, он не смог встать со скамьи, слезть с дерева; кузнец избавился от договора с чертом, но не принят ни в ад, ни в рай; тогда он забросил в рай свою сумку и велел самому себе в ней оказаться]: Liungman 1961, № 330: 71; норвежцы [кузнец заключил на 7 лет договор с чертом; на этот срок он будет лучше всех мастеров; вешает на двери табличку "Мастер мастеров"; к нему заходят неузнанными Господь и Св. Петр; Господь отделяет от лошади одну ногу за другой, сует в горн, подковывает, прикладывает ноги назад; кладет в печь мать кузнеца, перековывает ее в молодую девушку; когда на следующий день кузнеца просят подковать лошадь, он пробует повторить трюк, вынужден уплатить за погибшую лошадь; кладет в печь старую нищенку, та сгорает; кузнец говорит Господу, что черт не исполнил договор; Господь обещает выполнить три просьбы кузнеца; тот просит, чтобы без его разрешения никто не мог бы 1) слезть с груши, 2) встать с кресла, 3) выбраться из его кошелька; Петр говорит, что просить надо было царствие небесное; когда черт приходит за душой кузнеца, тот предлагает ему сперва собрать груши; черт обещает больше не приходить еще 4 года; то же с креслом – еще 4 года; предлагает черту забраться в кошель, кладет в печ, бьет молотом; черт обещает не приходить никогда; состарившись, кузнец идет в ад, черт не велит его пускать, запирает засовы; кузнец пролезает в рай, когда дверь приоткрыли впустить портного, которого он встретил по дороге]: Dasent 1970: 105-113; карелы (людичи): Kecskeméti, Paunonen 1974, № 330: 226; восточные саамы (Утсйоки, Финляндия) {нет полной уверенности, что там мотив с пересонажем, прилипшим к дереву}: Kecskeméti, Paunonen 1974, № 330B: 226; (финны, исландцы, датчане: Uther 2004(1), № 330: 219-220.

Волга – Пермь. Коми: Плесовский (на коми яз.) в Kecskeméti, Paunonen 1974, № 330: 226.