Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7B. Смерть прилипает к дереву. .15.16.23.27.-.29.31.

Человек обладает деревом, с которого другие могут слезть лишь по его желанию. Он просит Смерть или Черта забраться на дерево. Те надолго прилипают либо вынуждены оставить человека в покое.

Испанцы, Арагон, баски, итальянцы (Тоскана, Апулия, Тичино), сицилийцы, французы (Артуа, Дофинэ, Пикардия), шотландцы, австрийцы, фламандцы, голландцы, ория, сингалы, болгары, лужичане, грузины, мегрелы, литовцы, ливы, эстонцы, норвежцы.

Южная Европа. Испанцы [у тетки Нищеты и ее сына Голода пес Тарро; мальчишки воруют их груши; тетка добра к страннику; тот выполняет ее желание – чтобы залезший на грушу не смог слезть без ее разрешения; мальчишки приклеиваются, тетка бьет их; приходит Смерть с косой; тетка просит сорвать ей груш, Смерть приклеивается; старики не могут умереть, страдают; просят Нищету снять заклятье; та снимает с условием, что к ней с ее сыном Смерть без ее разрешения не придет]: Малиновская 2002: 167-170: Арагон [{видимо, как в испанском варианте}; у человека грушевое дерево, с которого не слезть без его разрешения; он заманивает туда Смерть]: González Sanz 1996, № 330D: 78; баски [черт приходит за грешным кузнецом Франсиско; тот предлагает сперва позавтракать, они садятся за стол, черт прилипает к смоле, отпущен через три года; то же с другим чертом (сел в кресло); с третьим (залез на смоковницу и прилип); Ф. умер, пришел к вратам ада, его не пустили; у ворот рая Св. Петр тоже не пустил; пришла женщина, испугалась, что Ф. причинит ей вред, стала его хвалить; Св. Петр его пустил в рай]: Barandiaran 1962a, № 10: 44-49; итальянцы: Clouston 1887: 394-395 (Тоскана) [кузнец заключает договор с дьяволом; кто сядет на скамью, посмотрит в окно, залезет на смоковницу, не сможет встать, оторвать взгляд, слезть без его разрешения; через два года дьявол приходит, садится на скамью, вынужден дать расписку еще на два года; то же с окном; прилипнув к смоковнице, дьявол дает расписку в том, что он никогда не придет за душой кузнеца], 395-396 (Тоскана) [бабушка Нищета накормила пришедших Иисуса и Св. Петра, они обещали исполнить ее три желания; скамья у очага, смоковница, спасение души; приходит Смерть, не может встать со скамьи, Нищета получает еще сто лет жизни; то же - не может слезть со смоковницы; на третий раз Нищета просит разрешить произнести Ave Maria, но и не думает начинать молитву; поэтому Нищета до сего дня с нами]; Kabakova 2006, № 39 (Апулия) [зимой бабушка Нищета приютила Иисуса с Петром; попросила в награду, чтобы любой забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; Петр удивляется; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на дерево и она там осталась; поэтому Нищета до сих пор ходит по миру]: 79-82; Keller 1981 (Тичино) [Гансу 20 лет, он пошел странствовать; поделился едой с двумя странниками, это были Господь и Св. Павел; они предложили исполнить два его любые желания; Г.: все, что захочу, пусть окажется в моем мешке и без разрешения не покинет его; чтобы со смоковницы в моем саду никто не смог слезть без моего разрешения; что касается спасения души, то и сам смогу достичь; в городе черт с двум чертенятами поселились в ратуше, кто войдет, погибает; Г. приходит в ратушу, готовит еду, черти вываливаются из камина; Г. предлагает играть в карты: проигравший должен навсегда покинуть ратушу; черти проиграли, но не хотят уходить; Г. велит им оказаться в мешке; обещает освободить, если укажут, где зарыт клад; черт отказывается; на мешок сбрасывают железо; чертенята погибли, черт соглашается; ему приходится самому выкопать клад и расписаться кровью, что больше не станет пакостить; Г. ищет крестного для новорожденного; отказывается взять Господа или Св. Павла – в их мире нет справедливости; берет Смерть {мужского рода}, она ко всем относится одинаково; умирают жена и ребенок Г.; когда Смерть приходит за ним, он просит дать ему возможность поесть плодов от посаженных деревьев; Смерть обещает прийти через сто лет; Смерть приходит, проигрывает в карты, дает Гансу еще сто лет; на третий раз Г. предлагает ей залезть на смоковницу поесть плодов; Смерть не может слезть; дает еще сто лет; через 300 лет ведет Г. в ад; черт, увидев его, в ужасе гонит из ада прочь; у дверей рая Г. просит Св. Петра позвать его приятеля Св. Павла; пока тот его зовет,, Г. бросает через порог мешок, затем велит, чтобы он сам в нем оказался; так и остался в раю]: 190-197; сицилийцы [Pitré; мальчик по имени Случай (Occasion) был воспитан чужими, вырос, ушел странствовать, нанялся к хозяину постоялого двора, тот его усыновил; зашли Св. Фома и Господь, Св. Фома посоветовал попросить что-нибудь, Случай попросил, чтобы залезший на смокву не мог с нее слезть без его позволения, ибо мальчишки обрывают все плоды; Случай состарился, велел срубить смокву, сделать из древесины бутыль: кто в нее заберется, не вылезет; пришла Смерть, Случай попросил ее достать из бутыли муху, якобы, попавшую в вино; Смерть туда забралась, Случай заткнул отверстие пробкой; люди перестали умирать; Господь вмешался; Случай выпустил Смерть после того, как Господь обещал ему место в раю]: Crane 1885, № 63: 215-217.

Западая Европа. Французы: Clouston 1887 (Артуа) [старушка всегда подает бедным и нищим; пришедший святой предлагает ей исполнить любое ее желание; она просит, чтобы никто без ее позволения не мог слезть со сливы; когда пришла Смерть, старушка попросила ее достать слив; шесть месяцев никто не умирал; один врач полез освободить Смерть и тоже застрял; наконец, старушка сама захотела умереть; попала в рай]: 389-390; Joisten 1991, № 21.1 (Дофинэ) [крестьянин по имени Victor Hugo дает приют Богу с апостолами; Бог обещает выполнить его желание; ВГ просит, 1) чтобы залезший на его яблоню без его разрешения не смог слезть (он думает о рвущих яблоки мальчишках), 2) чтобы он выигрывал в карты, 3) чтобы севший в его кресло не смог бы встать без его позволения; приходит Смерть, человек предлагает ей сорвать яблоки, Смерть прилипает к яблоне; ВГ отпускает ее за обещание прийти за ним лишь через сто лет; он богатеет, играя в карты, уезжает в южные страны, вернувшись, видит, что все его знакомые уже умерли; приходит Смерть, садится в кресло, не может встать, отпущена за обещание не приходить за ВГ вовсе; тот состарился, сам идет на тот свет; обыгрывает Сатану в карты, получает души трех милордов, попавших в ад из-за ВГ, которому все проиграли; Бог пускает ВГ в рай, но лишь в каморку при входе; входящие видят его с мешком, в котором души милордов]: 162-166; Лопырева 1959, № 46 (Пикардия) [бедного кузнеца прозвали Злосчастье, его собаке дали кличку Нищета; Господь просит подковать осла, З. ничего не берет с него, Господь спрашивает, что тот хочет; Св. Петр подсказывает, чтобы тот попросил место в раю, но З. просит, чтобы без его разрешения никто не мог встать с кресла, слезть с орехового дерева, вылезти из кошелька; З. заключает договор с дьяволом, тот дает ему денег; первый раз сажает того в кресло и бьет, затем просит Дьявола с дьяволятами набрать орехов, тоже бьет, в третий раз предлагает Дьяволу показать свою мощь, забравшись в кошелек; когда З. умер, Св. Петр не пустил его в рай, но из ада его тоже выгнали; З. и Н. до сих пор живут на земле]: 209-214; австрийцы (Каринтия) [кузнец продал душу черту, чтобы разбогатеть и женитьтся; на исходе 10 лет, когда дьявол должен был за ним прийти, появилось Святое Семейство; кузнец подковал осла Св. Иосифа, попросив за работу скамью, с которой не встать без разрешения хозяина, вишневое дерево, хватающее похитителей вишен, мешок, из оказавшегося в котором лишь хозяин может выпустить; первого присланного Князем Тьмы черта кузнец сажает на скамью, бьет плетью; второго бьет, когда тот на вишне, самого Князя Тьмы выпускает из мешка за обещание не брать его душу; после смерти кузнеца не пускают ни в рай, ни в ад; он притворяется старушкой, проскальзывает в рай; увидев внизу свадьбу своей вдовы с другим мужчиной, бросает молот, убив обоих; кузнеца выгоняют, он вечно странствует между землей и небом]: Стеблова 1999: 214-218; фламандцы [мальчишки воруют груши бедной женщины по имени Нищета; однажды приходит старик, женщина делится с ним последним хлебом; тот предлагает выполнить ее просьбу, она хочет, чтобы забравшийся на ее грушевое дерево не мог бы слезть без ее разрешения; мародеры тут же прилипли, она их отпустила через год; когда пришла Смерть, Нищета предложила ей забраться на грушу; отпустила через 10 лет за обещание не приходить за ней; так и живет среди людей]: Van den Berg 2000, № 22: 30-33; голландцы [Harry Stoe Vandyck, London 1827; Harry Stoe Vandyck, London 1827: рыбак Jan Schalken принимает на ночлег незнакомца; тот обещает исполнить его три желания; рыбак просит для себя и для своей жены Mietje 50 добавочных лет жизни; чтобы залезший на его грушу не мог слезть без его разрешения (груши часто воровали); чтобы севший в кресло не мог встать без его разрешения (а то жена часто вскакивала и мешала ему); когда пришла Смерть (это мужчина), рыбак велел ей явиться через 50 лет; затем заманил Смерть на грушу, отпустил за обещание еще 50 лет; после этого супруги спокойно умерли]: Clouston 1887: 392-394; шотландцы [мотив известен]: Shaw 2012.

Южная Азия. Ория [дети воруют плоды гуавы с дерева старика; тот попросил богиню, чтобы приходящие за плодами прилипали к дереву; в это время Бог Смерти прислал слуг за душой старика; те стали рвать плоды и прилипли; Бог Смерти пришел сам и тоже прилип; старик освободил их с условием, чтобы они сделали его молодым]: Mohanti 1975: 94-95; сингалы [незамужняя женщина родила сына, ответила, что ее муж - Мара (Смерть); М. стал покровительствовать мальчику; велел стать лекарем; если он, М., будет у больного в головах, надо дать лекарство, тот выздоровеет, если в ногах - больной умрет; юноша решил спасти одного больного, дал лекарство и велел повернуть кровать; М. решил убить юношу; селе на стул, юноша велел М. приклеиться, отпустил за три года жизни; через три года попросил М. сорвать кокос, велел приклеиться к пальме; снова освободил за три года жизни; через три года юноша заперся в комнате, М. проник через замочную скважину; юноша попросил показать и залезть в бутылку; заткнул ее пробкой; с тех пор его больные всегда выздоравливали]: Волхонский, Солнцева 1985, № 170: 383-384.

Балканы. Болгары [Господь (со Св. Петром) ночуют в доме, предлагают хозяину исполнить его желание; тот просит, чтобы каждый, кто залезет на его яблоню, не смог слезть; приходит Смерть (посланный Богом ангел), человек просит его достать яблоко, Смерть прилипает; на протяжении долгого времени (200 лет) никто не умирает; человек понимает, что это неправильно, освобождает Смерть, та забирает его душу]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 330D: 131.

Средняя Европа. Лужичане [приезжает человек на осле; кузнец подковал осла, оставил хозяина на ночлег; тот обещает исполнить его три желания; кузнец хочет, чтобы севший в его кресло не мог встать, залезший на его яблоню слезть, забравшийся в мешок - вылезти без его разрешения; через несколько лет приходит мужчина-Смерть; кузнец просит его сесть в кресло, тот прилипает; кузнец отпускает его за обещание дать ему еще 10 лет жизни; через 10 лет просит Смерть забраться на яблоню сорвать пару яблок; отпускает за обещание за ним больше не приходить; к кузнецу приходит Черт, решает проникнуть через замочную скважину; кузнец подставляет мешок, завязывает в нем Черта, бьет, тот обещает оставить его в покое; отпущен]: Sagen aus Heide 1970: 115-119.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [Разбойник требует от старика отпустить девушку; тот отвечает, что он – Смерть, через неделю приедет за ним; Разбойник велит построить прочный дворец с единственной дверью; засыпает; проснувшись, видит рядом Смерть; просит, чтобы тот поклялся, что не заберет его, пока он не дочитает молитву; он не дочитывает; Смерть предлагает дружбу; он будет видеть Смерть, стоящую в головах или в ногах больного; если в головах – больной выздоровеет; разбойник становится лекарем, разбогател, ибо всегда верно предсказывает исход болезни; читает до конца молитву над утонувшим ребенком, ребенок оказывается Смертью; человек просит разрешить попрощаться с отцом, тот просит Смерть сорвать грушу; Смерть забралась на дерево, не может слезть (Иисус был у старика, тот пожаловался на мальчишек, И. обещал, что залезший на грушу не слезет без разрешения хозяина); старик берет со Смерти обещание не убивать его сына, пока тот сам не попросит; тот попросил, когда вовсе состарился]: Курдованидзе 1988(1), № 43: 166-169; мегрелы [Глахуа нищенствовал, но дома у него была груша, плодоносившая круглый год; кто-то стал воровать груши; три странника зашли к нему во двор; Г. развел костер обогреть их; странники предложили исполнить его желание; он просит, что груши не воровали; странники обещают, что всякий залезший на грушевое дерево слезет с него лишь с разрешения Г.; Г. застал богатого соседа, стал собирать дрова сжечь его, соседи упросили пощадить; однажды к Г. пришла Смерть с косой; тот попросил разрешения напоследок поесть груш; не может сорвать с земли; Смерть залезла на дерево; Г. отпустил ее за обещание вернуться за ним лишь когда он сам ее позовет; он позвал Смерть, когда совсем одряхлел]: Степанов 1898, № 3: 10-13.

Балтоскандия. Литовцы: Кербелите 2014, № 65 [163 варианта; паныч дал кузнецу денег, взяв расписку кровью; кузнец подковал коня Св. Петра; попросил за это, чтобы без его разрешения никто не смог вынуть руку из мешка с гвоздями, встать со стула и слезть с яблони; через три года паныч пришел за деньгами; он просит его сунуть руку в мешок; его брата, который затем пришел, сесть на стул; другого брата  залезть на яблоню; каждого мучает раскаленными клещами, прежде чем отпустить с обещанием больше не приходить; умирая, кузнец просит положить в гроб молоток и гвозди; его не пускают в рай: не все гвозди вбил в подкову Св. Петра, обманул; черти не пускают его в ад, а когда он сломал дверь, они разбежались; пришлось кузнеца взять в рай, а чертей загнали назад], 66 [человек дал старику хлеба; тот выполнил его просьбу: без его разрешения никто не встанет и никто не слезет с яблони; черт сел на камень, Смерть забралась на яблоню; однажды он отпустил их; черт убежал, а Смерть пришла к Богу; тот разрешил убить этого человека; но она его не узнала и стала резать всех подряд, был большой мор]: 146-148, 148-150; ливы [у крестьянина ночуют трое незнакомцев; уходя спрашивают, чего он хочет; Чтобы яблоки с дерева не пропадали (их кто-то ворует); яблоки созрели; хозяин вышел, увидел на дереве мальчиков и взрослого, они не могли отцепиться; он их отпустил; за ним пришла Смерть; он попросил ее сорвать ему в дорогу яблоко; Смерть приклеилась; он отпустил ее за обещание дать еще много лет жизни]: Loorits 2000(4): 171-172; эстонцы (Амбла) [когда Смерть с косой пришла к Яагупу, он попросил подождать, пока сварит пива; Смерть напилась, подарила ему сто лет; в следующий раз Я. пошел к знахарю, тот посоветовал поставить у печки железный стул, окурить его травами; Смерть села на стул, не может встать; Я. отпустил ее за обещание еще ста лет; в следующий раз знахарь посоветовал окурить грушу; Я. попросил Смерть поесть груш, пока он собирается, Смерть не может слезть; подарила еще сто лет; когда пришла, Я. надоело жить, он с радостью пошел со Смертью]: Järv et al. 2015: 89-90; норвежцы [кузнец заключил на 7 лет договор с чертом; на этот срок он будет лучше всех мастеров; вешает на двери табличку "Мастер мастеров"; к нему заходят неузнанными Господь и Св. Петр; Господь отделяет от лошади одну ногу за другой, сует в горн, подковывает, прикладывает ноги назад; кладет в печь мать кузнеца, перековывает ее в молодую девушку; когда на следующий день кузнеца просят подковать лошадь, он пробует повторить трюк, вынужден уплатить за погибшую лошадь; кладет в печь старую нищенку, та сгорает; кузнец говорит Господу, что черт не исполнил договор; Господь обещает выполнить три просьбы кузнеца; тот просит, чтобы без его разрешения никто не мог бы 1) слезть с груши, 2) встать с кресла, 3) выбраться из его кошелька; Петр говорит, что просить надо было царствие небесное; когда черт приходит за душой кузнеца, тот предлагает ему сперва собрать груши; черт обещает больше не приходить еще 4 года; то же с креслом – еще 4 года; предлагает черту забраться в кошель, кладет в печ, бьет молотом; черт обещает не приходить никогда; состарившись, кузнец идет в ад, черт не велит его пускать, запирает засовы; кузнец пролезает в рай, когда дверь приоткрыли впустить портного, которого он встретил по дороге]: Dasent 1970: 105-113.