Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7d. Смерть и вязанка дров, ATU 845. .15.-.17.23.27.-.32.

Человек призывает Смерть, а когда та приходит, просит ее помочь ему поднять вязанку дров или тащить воз с дровами.

Итальянцы, (баски), ирландцы, французы, фламандцы, немцы, фризы, сирийцы, Непал, тамилы, Древняя Греция, болгары, венгры, словенцы, чехи, русские (Архангельская, Башкирская, Воронежская), грузины, пуштуны, узбеки, латыши, литовцы, финны, карелы, башкиры.

Южная Европа. Итальянцы [старик тащит воз дров, зовет Смерть; та появляется, он просит ее помочь тащить воз]: Uther 2004(1), № 845: 476; (ср. баски [{в Uther 2004 этот текст упомянут как испанский и отвечающий определению сюжета 840, что неверно}; человек, приносивший в селение соль, измучен ведьмами, разорявшими его дом; призывает Смерть; когда та появилась, решил не умирать]: Camarena, Chevalier 2003, № 845: 336-337).

Западная Европа. Ирландцы, французы, фламандцы, немцы, фризы [старик тащит воз дров, зовет Смерть; та появляется, он просит ее помочь тащить воз]: Uther 2004(1), № 845: 476: Uther 2004(1), № 845: 476.

Передняя Азия. Сирийцы [изнемогая под тяжестью вязанки дров, человек призывает смерть; Смерть спрашивает, что ему нужно; он просит помочь поднять вязанку и взвалить ее на спину]: Белов, Вильскер 1960: 152.

Южная Азия. Непал [The old man and Death; {этнос и конкретное содержание текста не известны}]: Jason 1989, № 845: 35; тамилы [пожилой дровосек призывает Ema-tutha (посланец смерти); тот {либо человек с этим именем – из текста не ясно} появляется и спрашивает, зачем его звали; дровосек: помоги, пожалуйста, положить мне на спину вязанку дров]: Robinson 1885, № 15: 38.

Балканы. Древняя Греция: Гаспаров 1968, № 60 [«Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал. “Чтобы ты подняла мне эту ношу”, – ответил старик. Басня показывает, что всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен»]: 81; Perry 1965, № 60 [The Old Man and Death: An old man plodding wearily along the road with a load of wood on his back throws down his burden in despair and calls upon Death to come to him. Immediately Death appears in person and asks the old man why he had summoned him. In order,” replies the old man, “that you may lift up this burden for me”]: 431); венгры, словенцы [старик тащит воз дров, зовет Смерть; та появляется, он просит ее помочь тащить воз]: Uther 2004(1), № 845: 476; болгары (сюжет в основном в письменной традиции) [старик или старуха тащит вязанку дров и от усталости призывает Смерть; когда та появляется, просит ее помочь тащить дрова]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 845: 299.

Средняя Европа. Чехи [старик тащит воз дров, зовет Смерть; та появляется, он просит ее помочь тащить воз]: Uther 2004(1), № 845: 476; русские (Архангельская, Башкирская, Воронежская) [Старик (старуха) и Смерть: измученный старик просит смерти; когда Смерть является на призыв, он просит помочь ему с грузом или, наоборот, отказывается от помощи]: СУС 1979, № 845: 215.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (1 запись) [уставший старик зовет смерть; когда Смерть приходит, он просит ее помочь тащить ношу]: Kurdovanidze 2000, № 845: 70.

Иран – Средняя Азия. Пуштуны [устав, старик бросает наземь вязанку хвороста, выражает желание, чтобы его прибрал Азраил; А. появляется, старик просит помочь положить хворост ему на спину]: Лебедев 1955: 146; узбеки: Stein 1991 в Uther 2004(1), № 845: 475-476.

Балтоскандия. Латыши: Арийс 1968 [старик тащит вязанку хвороста, причитает, хоть бы смерть скорей пришла; Смерть появляется, спрашивает, что он хотел; старик просит ее помочь тащить вязанку]: 300-400; Арийс, Медне 1977, № 845 [Старик и смерть. Старик, неся хворост, призывает смерть, т.к. ему очень тяжело. Но когда смерть приходит, старик, испугавшись, просит ее поднять ему на плечи вязанку хвороста]: 327; литовцы, финны, карелы: Uther 2004(1), № 845: 476.

Волга – Пермь. Башкиры [Кунтуар промотал имущество; пошел за дровами, не в силах поднять связку; «Почему Ажаль (смерть) не заберет мою душу?» Ажаль: зачем звал? – Помоги вязанку на плечи взвалить; в следующий раз К. заблудился, вызвал А., чтобы помог ему выбраться; К. запихал его в дупло вяза и заделал отверстие; одряхлел, решил умереть, открыл дупло, но А. убежал]: Бараг 1992, № 47: 97-98