Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H9A. Кто родит раньше. .19.25.38.41.42.

Из двух женщин, одна из которых ассоциируется с камнем, а другая с растением, потомство оставляет только женщина-растение, поэтому люди таковы, каковы они есть (смертны, способны говорить и пр.). Либо дети, рожденные двумя женщинами, обладают противоположными свойствами (умелый и неумелый и т.п.).

Urawa Valley, апаяо, (тболи), ями, Кодзики и Нихон-Сёки, талтан, цимшиан.

Меланезия. Долина Urawa [первым забеременел камень, но не смог родить; тогда бамбук родил первых людей; если бы люди родились из камня, они бы жили вечно]: Schmitz 1960: 241-243 в Yamada 2002: 69.

Филиппины. Апаяо [Камень и Дикий Банан оба беременны, Камень собирается родить раньше; Банан отвечает, что в этом случае люди окажутся неспособными говорить; Банан родил раньше, Камень не смог родить, зародыш виден до сих пор в местности Macaltog]: Wilson 1947b: 87 (пересказ в Eugenio 1994, № 165: 282); (ср. тболи [верховный бог Dwata с сыновьями выкопал ямки для столбов дома; из вынутой земли его жены Hyu We и Sedek We вылепили фигуры людей; Х. сделала как надо, а у С. ноздри были открыты вверх, а гениталии на коленях; С. стала рушить рис, ударила пестом о небо, оно отодвинулось от земли; С. и Х. поссорились, Х. ударила вылепленные С. фигуры, их носы и гениталии попали туда, где сейчас; Х. хотела поместить фигуры на луну, чтобы они всегда оставались детьми; С. хотела поместить на камень, чтобы были тверды как камень; Х. не согласилась, отвернулась, тогда С. положила на банан; поэтому люди плодятся как бананы и умирают; Д. оживил фигуры, дунув на них]: Eugenio 1994, № 182: 307-308); ями ["основной антропогенетический миф ями основан на рассказе о происхождении от камня и от бамбука"; камень упал с неба в Ipaptok; другой предок вышел из выросшего бамбука; предок из камня пошел в Iratay, предок из бамбука – в Ivarino; они стали делать лодки; вышедший из бамбука поместил ребра лодки наружу, она развалилась; вышедший из камня поместил внутри, она поплыла]: Benedek 1991.

Япония. Кодзики 1994, гл.32 [бог Амацухико-хикохо-но ниниги-но микото просит у Оояма-цуми-но ками его младшую дочь Деву Цветения Цветов на Деревьях; тот отсылает ее вместе с ее старшей сестрой Девой Долговечности Скал; последняя некрасива, поэтому А. отказывается от нее; тесть говорит, что из-за этого жизнь людей будет недолговечна как цветы на деревьях]: 88-89; Нихон Сёки 1996, свиток 2: 158-159 [внук богини Аматерасу спускается с неба; выбирает в жены Деву Цветения Цветов на Деревьях; отвергает ее некрасивую старшую сестру Вечную Скалу; если бы он выбрал иначе, люди жили бы вечно].

Субарктика. Талтан [женщина-Дерево и женщина-Камень рожают; Ворон опаздывает, не успевает помочь им; сын Камня умирает; если бы оказалось наоборот, люди жили бы вечно; подобно деревьям, некоторые люди стареют быстрее других]: Teit 1919, № 1.21: 216.

СЗ побережье. Цимшиан [Ворон совокупляется с камнем и с бузиной; если бы Камень родила первой, люди были бы покрыты твердой чешуей и не умирали; первой рожает Бузина, поэтому люди смертны, а прочное покрытие только на пальцах (ногти)]: Boas 1895, № XXIII/2: 278; 1902: 72; Deans 1891: 34.

(Ср. Побережье - Плато. Карьер [см. мотив B6, L1; брат и сестра остаются одни, вступают в брак; их маленький сын убивает людей, вынимая языки спящим; две девушки находились в ритуальной изоляции, спасаются; толкают ребенка в огонь, его пепел превращается в комаров; одна зачинает от камня; умирает, т.к. ее ребенок слишком тяжел и тверд; другая зачинает от пера, рожает Ахлнук'а и его троих братьев (Ahlnuk, Tachandalkan, Taslas и еще один); они убивают большую змею, которая топила людей; убивают двух гризли, не дававших людям воды; А. спрашивает человека, что он делает; Вырезаю дубину убить А.; А. касается пальцем его губ, тот падает замертво; братья приходят к людям, собирающимся разрезать женщину, чтобы извлечь ребенка; А. учит родам; человек гарпунит рыбу своей заостренной берцовой костью; А. превращается в лосося, человек промахивается, ломает кость о камень; снова затачивает; А. делает ему нормальную ногу, дает острогу (происхождение остроги)]: Jenness 1934, № 6: 129-136).