Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H43aa. Оплеванные фигуры. .14.28.31.-.36.39.

Создав тело человека, творец отлучается. В это время его противник оплевал еще не ожившую фигуру, вымазал ее грязью и т.п.

Арабы Алжира, русские, украинцы, литовцы, сету, мари, мордва, чуваши, коми, удмурты, казахи (север Казахстана), чулымские тюрки, кумандинцы, тубалары, шорцы, хакасы, тофалары, балаганские буряты, монголы (Внутренняя Монголия), манси, южные селькупы, тундровые ненцы, якуты, западные эвенки (илимпийские, туринские, подкаменно-тунгусские), эвены, Русское Устье, юкагиры.

Северная Африка. Арабы Алжира (плато Тиарет) [когда человек был изгнан из рая, это был нематериальный дух; Бог сделал человека из глины; Сатана спустился на землю посмотреть, что за форму придаст человеку Бог; вид человека показался ему столь отвратительным, что он плюнул в его сторону; плевок попал туда, где сейчас пупок; когда ангелы принесли (душу) человека, чтобы поместить ее в тело, они увидели на теле пятно; один из них соскреб испачканную глину с этого места и бросил в сторону; вмятина на этом месте осталась; выброшенный кусок Бог превратил в собаку; поскольку собака создана из слюны Дьявола, мусульмане считают ее нечистой, но поскольку также и из части тела самого человека, собака есть его лучший друг; внедрять душу ангелы начали с ног; когда она достигла коленей, человек попытался подняться, ангелы помешали; то же, когда душа достигла талии; и лишь когда душа достигла головы, ангелы разрешили человеку встать; нетерпение – характерная черта человека]: Aceval 2005: 10-11.

Средняя Европа. Русские: Власова 1986, № 41 (Орловская губ.) [Бог создал Адама и Евгу, пустил жить в раю, оставил чистую Собаку сторожить рай от лукавого; тот дал Собаке кусок хлеба, она его пропустила, он с головы до ног оплевал А. и Е.; Бог вывернул А. и Е. наизнанку, поэтому слюна поганая; сделал собаку нечистым зверем, она по шерсти погана, а по нутру чиста, зовется не собака, а пес]: 38; Добровольский 1891, № 9 [Бог сделал человека, отошел, велел собаке сторожить; Черт навел холод, дал собаке шубу, за это она пустила его; поэтому собаку в церковь не пускают, а кошку оставляют ловить мышей; Сатана оплевал человека, Бог вывернул человека наизнанку]: 230-231; Кузнецова 1998 (центральные и северные губернии, Харьковск. губ.) [Бог сотворил тело человека, отошел, оставив собаку, которая была тогда без шерсти, стеречь его; Сатана, напустив холод, соблазняет собаку теплой шерстью, чтобы она подпустила его к человеку; оплевал человека; Бог вывернул человека наизнанку нечистым внутрь]: 99, 101, 160; Морохов 1998, № 457 [Бог сотворил человека, Дьявол обмазал его соплями и грязью; Бог снял грязь, сотворил из нее собаку, велел охранять человека; Дьявол испугался ее и ушел; (зап. Е.Т. Соловьевым в 1874 в Казанской губ.)]: 427; украинцы [Бог слепил человека из глины, оставил собаку охранять, полетел на небо за душой; Дьявол напустил холод, дал собаке теплую шубу, чтобы она его пропустила; оплевал человека; Бог вывернул человека наизнанку, затем вдунул душу]: П.И[ванов] 1892: 89-90; украинцы (гуцулы) [вначале везде вода; по воде ходил Бог, на облаках спал Алей (Илья); одно место на водах покрылось пеной, Бог превратил ее в Aridnyk (Сатану); велел ему нырнуть, тот принес под ногтем глины со дна, Бог сделал из этого землю; Бог лег отдохнуть; А. стал пытаться столкнуть его в воду, но по мере того как тащил к краю, земля становилась все больше; проснувшись, Бог бросил А. в воду, та покрылась льдом; А. пробил лед головой, снова вылез на сушу; после этого Бог стал звать его врагом, а не другом; Алей проснулся, увидел землю, в испуге толкнул ее, образовались долины и горы; чтобы такое не повторялось, Бог приковал его за руку к скале; одной же рукой он может сотрясать лишь облака (гром); лишь А. обладал способностью создавать и лишь Бог мог оживлять создания; поэтому все создания принадлежали А., Бог должен был их у него украсть; их борьба завершилась тем, что Бог бросил А. в тюрьму; когда они сражались, кусок кожи Бога был сорван с его руки и упал на землю; из этого возник Адам; однажды А. сорвался с цепи, нашел А., оплевал его и тот стал нечистым; тогда Бог вывернул А. наизнанку, нечистота осталась внутри; когда А. спал, Бог положил рядом с ним веточку ивы, из нее возникла Ева; она съела плод запретного дерева, стала причиной греховности людей; люди размножились; грешившие стали чертями – помощниками А.; первые люди были маленькими и длиннобородыми («лектобороды»); после них землю населили великаны; они были злыми, их Бог уничтодил потопом; спасся лишь Ной с семьей; вар.: из воды торчал рог, двое за него уцепились и не утонули; с тех пор люди все меньше, снова станут карликами]: Koenig 1936: 369-370.

Балтоскандия. Сету [после того, как Бог создал человека, черт пришел и оплевал его, поэтому Богу пришлось вывернуть человека наизнанку]: Eisen 1926: 100 в Masing 1998: 64; литовцы [Черт оплевал / проколол человека, вылепленного им самим / Богом; поэтому люди болеют]: Кербелите 2001: 76.

Волга - Пермь. Коми: Конаков 1999 [=Konakov et al. 2004: 272; первоначально у людей вместо кожи было прочное роговое покрытие, теперь оставшееся только на ногтях; родители оставили ребенка под надзором собаки; Омöль, соблазнив собаку теплой шерстью, получил доступ к ею ребенку и обмазал его своими соплями и слюной; после этого роговое покрытие сохранилось лишь на ногтях]: 43; Konakov et al. 2004 [Jen поставил собаку охранять незаконченного человека; Omeľ дал ей теплую шубу, та разрешила ему подойти к фигуре человека, О. вымазал ее слюньями]: 271-272; Налимов 1907 [Ен создал первого человека беспомощным ребенком; Омель старался ему навредить; Ен поставил Собаку караульщиком; О. стал ласкаться к ней, обещая в подарок шубу; та пропустила его поласкать человека; О. вымазал его своей слюной; человек стал слюнявым, сопливым; Ен велел, чтобы человек давал собаке столько хлеба, сколько уместится у нее на носу; много вариантов, все сходные]: 20; Рочев 1984, № 107 [крестьянин нанял в няньки собаку; леший обещал ей шубу, если даст осмотреть ребенка; леший оплевал ребенка, вывернул наизнанку, собаке дал шубу; хозяин вернулся, прогнал собаку на двор; раньше у ребенка была твердая кожа, теперь осталась лишь на ногтях]: 114 (=2006: 156); удмурты [Инмар слепил человека, отправился на небо за душой; Шайтан подкупил сторожа-собаку, дав шерсть для защиты от холодов, оплевал человека; И. вывернул человека наизнанку, поэтому все болезни внутри; а собака верно служит человеку]: Владыкин 1994: 321-322; Перевозчикова 1988: 39; мари: Акцорин 1991, № 7 [Юмо сотворил человека, оставил голую собаку охранять; Удей нагнал холод, обещал собаке шубу, если та пустит его к человеку; оплевал его; из-за этого у человека бывают различные болезни]: 38; Аноним 1858 [Юма сотворил тело человека, пошел в другое место для сотворения души, оставил пса сторожем; пес был без шерсти; Кереметь произвел холод, дал псу шерсть, тот допустил его к телу; К. К. охаркал человека, положив зародыш всех болезней]: 210; Васильев 1907 [Юма слепил человека, пошел на небо за душой; Киреметь оплевал его тело, Ю. не смог вычистить, вывернул наизнанку]: 50-51; Верещагин 1996 [(по В. Бехтерев 1880); Керемет плавал в виде селезня, Юмо велел ему достать со дна землю; К. принес землю, но часть утаил во рту; Ю. покрыл землей воды, а К. выплюнул утаенное, создав горы и голые скалы; Ю. ударил по камню молотом, искры превратились в ангелов (шукчиев); искры от ударов К. превратились в злых духов; Ю. оставил черного пса сторожить тело человека, отошел за душой; К. наслал холод, подкупил пса теплой шерстью, оплевал тело человека, сделав его греховным]: 134; мордва: Веселовский в Кузнецова 1998 [Чам Пас слепил человека из глины, ушел для сотворения души, приставив собаку караулить тело; Шайтан напустил мороз, предложил одеть собаку шерстью, если та допустит его к человеку; оплевал человека, от этого произошли болезни; стал вдувать в него свое зловонное дыхание; ЧП прогнал Ш, собаке велел всегда носить нечистую шерсть, человека выворотил наизнанку, вдунул в человека свое дыхание; теперь человек склонен и ко злу, и к добру]: 101; Девяткина 1998: 169 [Шкай слепил человека из глины, приставил сторожить собаку, сам ушел за дыханием; черт подкупил собаку шерстью, оплевал человека; исплеванные места Шкай повернул вовнутрь, они превратились в болезни], 297-298 [в отсутствие Шкабаваза Шайтан приходит к воротам рая, обманув собаку, проникает туда, оплевывает человека, кроме кончиков пальцев на руках и ногах; до этого кожа была роговая; Шкабавазу не удалось очистить плевки, он вывернул кожу человека наизнанку]; Седова 1982 [Чам-паз (бог солнца) плюет, плевок превращается в камень, он разбивает его, тот превращается в Шайтана; Ч. велит нырять, достать землю со дна; Ш. утаил часть во рту, выплюнул, появились горы; Ч. сделал голубое небо, Ш. – тучи, Ч. велел им приносить дождь; Ч. сделал полезных животных, Ш. – хищников, змей, пауков, комаров; Ч. сделал человека под охраной собаки, Ш. дунул на нее холодом, та была голой, спряталась в сене; Ш. оплевал человека, дав ему болезни, пороки; Ч. дал человеку разум, Ш. отослал в нижний мир]: 13-15; чуваши [Турă создает сушу ровной, она растет; Шуйттан выплевывает утаенный во рту ил, создает горы, овраги, либо вызывает бурю в океане, пока земля не успела отвердеть; чтобы Ш. выплюнул ил, Т. бьет его, из брызг крови возникли злые духи; Т. выпрашивает землю, соглашается на пятачок, чтобы опереться посохом, делает дырку в земле, проваливается в нижний мир; из дырки выходят болезни, гады; Т. загоняет их назад; Ш. неумело подражает Т.; Т. делает яблоки, корову, овцу, Ш. – картофельные ягоды, козу, свинью; хищных и вредных животных, пресмыкающихся, рыб (бросая в воду камешки); Т. сделал человека, пошел за душой, оставил сторожить собаку без шерсти; Ш. напустил холод, обещал собаке шубу, оплевал человека; Т. вывернул человека наизнанку, собаке велел есть кости, терпеть побои]: Егоров 1995: 117-118.

Туркестан. Казахи ("сибирские киргизы") ["Акмолинские областные ведомости за 1890 г.; Бог сотворил тело человека из глины, пошел за душой, оставив собаку караульщиком; пришел Черт, собака не пустила его; Ч. напустил стужу, собака пропала, Ч. оплевал человека (отсюда грехи, мучения, болезни); Бог вернулся, вложил душу, выругал Черта, болезни и грехи оставил, т.к. они необходимы; собаку наградил теплой шубой]: Ивановский 1891: 250; (ср. Кондыбай 2005 [источник на казахском; в одной казахской сказке пестрая кобыла сотворила человека из глины, а собака ей помогала]: 203).

Южная Сибирь - Монголия. Чулымские тюрки [везде вода, плавает гагара; Бог: чем питаешься? – Землей. – Где она? – Под водой. – Достань, отблагодарю. Гагара трижды принесла землю, получилась лепешка, Бог на нее лег; черт схватил его за ногу и сбросил в воду; Бог на суше, много земли образовалось; черт схватил спящего Бога за ноги, потянул в воду, а земля расширяется; таскал, пока кругом сухо стало; черт запросил половину земли; Бог отказал; ну, хоть кол воткнуть; Бог разрешил, черт воткнул кол и вынул, оттуда комары, мошки; Бог заткнул дыру; сделал собаку; сделал человека; пошел за душой, велел собаке охраняться человека; черт попросил пропустить: накормлю и осыплю черной шерстью; собака пропустила; черт проткнул пуп и наплевал туда; Бог велел собаке служить человеку; с тех пор у людей болезни]: Лукина 2004, № 5.1: 97-98; кумандинцы [Творец сделал тело человека, пошел за душой, оставил Собаку и Кошку сторожить; Бес подкупил Собаку, дав ей теплую шкуру, оплевал человека; Кошка не пропускала Беса, он плюнул ей в рот, она замолчала; Творцу пришлось вывернуть человека наружу; у собаки поганая шкура, но чистый рот, у кошки - наоборот]: Хохолков 1997: 16-17; тубалары [Пояна создал человека, пошел за душой к Кудаю, собаке велел караулить; Эрлик пообещал дать ей золотые волосы, она отдала ему человека, он заплевал его; К. не смог его вычистить, вывернул наизнанку, собаку сделал поганой]: Радлов 1989: 221; шорцы: Хлопина 1978 [Ульгень создал светила, гладкую землю, реки; Эрлик – горы; У. создал человека, пошел искать душу, оставил голую собаку сторожить; Э. дал ей шерсть, чтобы не замерзнуть зимой, за это она подпустила его к творенью; Э. измазал человека грязью; У. вернулся, не найдя души; согласился, что душу вдохнет Э., она будет принадлежать ему; Э. вдохнул душу через рот через полый стебель дягиля; У. согласился дать Э. землю, в которую упирается его посох; из ямки поползли змеи и насекомые; Э. провалился в нее, живет в нижнем мире; У. добыл огонь, разогнал гадов дымом]: 71-72; Штыгашев 1894 ("кузнецкие инородцы") [сперва одна вода; Бог часто сплевывает на одно место, слюна образует кучу, из нее вылезает дьявол Айна, называет его другом; Бог велит ему нырять достать землю, сказать, Помоги, Господи! А. не говорит, земля дважды смывается с его рук, но на дне он ее ест; в третий раз принес землю, Бог высушил, разбросал ее, сотворив сушу; земля в желудке А. стала расти; Бог разрезал, почистил, вылечил А., лег спать; А. пытался перевернуть землю, но лишь растянул ее; упросил дать кусок земли хотя бы размером с костыль; провалился вниз, а из отверстия вышли гады и насекомые, колючие растения, появились горы, болота; Бог укрепил землю на трех китах (кер-палык); когда те меняются местами, происходят землетрясения; Бог сотворил человека из глины, пошел за душой, оставил собаку сторожем; дьявол Айна дал собаке шерсть, за это та подпустила его к человеку, он наплевал ему в рот; поэтому у людей во рту слюна и харкотина; Бог оживил человека, собаке велел быть его слугой]: 1-8; хакасы [сначала была утка; сделав другую товарищем, послала ее за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в нее; оставшаяся отправляет ласточку за душой человека, велев собаке караулить и лаять на Эрлик-хана; Э. сотворил зиму, дал собаке шубу, оплевал человека; Бог вылил на человека душу, сделал ему жену из ребра; велел есть красную смородину на восходе, но не на заходе солнца; жена поела; женщина с ребенком и кобыла с жеребенком питаются травой, женщина перевалила через семь горок, кобыла через одну; Бог решил, что если люди станут питаться травой, то съедят ее всю; см. мотив D13]: Катанов 1963: 155-156; Радлов 1907: 523-524; тофалары [когда земля оттаяла и высохла, бурхан сделал из травы человека; глаза остались не сделанными, бурхан оставил голую собаку стеречь творение, пошел искать глаза; Аза плюнул на собаку, та покрылась шерстью; плюнул на человека, ушел; бурхан нашел человека покрытого соплями, вывернул наизнанку]: Рассадин 1996, № 8: 16; балаганские буряты (запись Хангалова): Гомбоев 1890, № 1в [=Хангалов 1960: 8-10; везде одна вода; Шибэгэни-бурхан, Мадари-бурхан и Эсэгэ-бурхан увидели птицу ангата, она плавала с 12 детьми; велели ей нырнуть, достать черную глину, красную глину, песок (хара-шоро, улан-шоро, илхэ); та нырнула, достала; они разбросали по воде черную землю, красную глину и песок, сотворили землю, на ней выросли травы и деревья; после этого создали человека; из красной глины тело, из камня кости, из воды кровь; сделали мужчину и женщину, легли спать; чья свеча наутро будет гореть, в чьем горшке вырастет цветок, тот оживит людей и станет им покровительствовать; Шибэгэни-бурхан проснулся, увидел, что перед Мадари-бурханом горит свеча, в его горшке цветок; подменил, снова лег, был признан победителем; М.: теперь оживленные тобой люди тоже будут красть и ссориться; после этого М. и Э. поднялись на небо, а Ш. остался на земле, оживил сделанных двух людей; бурханы сделали их покрытыми шерстью, а собаку голой; Шибэгэни-бурхан поднялся на небо, оставил собаку сторожить; пришел Шитхыр, собака начала лаять, тот соблазнил ее, дав шерсть и пищу, оплевал людей, ушел; Шибэгэни-бурхан вернулся, проклял собаку, велев ей грызть кости, есть экскременты; соскреб шерсть с людей, оставив на голове, ибо люди держали на голове руки, поэтому она не была оплевана]: 65-66, 66-67, 67-69 (сотворение суши на с.67); монголы (Внутренняя Монголия) [Бог спустился на землю, сделал из глины мужчину и женщину; их фигуры были покрыты волосами; отправился на небо за священной водой оживить фигуры, оставив Собаку и Кошку сторожить; Дьявол дал Кошке молока, Собаке мяса, те пропустили его, он помочился на фигуры; Бог вернулся, велел Кошке вылизать фигуры; шерсть сошла и Бог покрыл ею шкуру Собаки, та обросла шерстью; у человека волосы остались на голове (эту часть моча Дьявола не запачкала), в паху и под мышками (туда Кошка не дотянулась); поэтому рот кошки и шерсть собаки поганые; если бы люди были оживлены по плану Бога принесенной водой, они были бы бессмертны]: Nassen-Bayer, Stuart 1992: 324-325.

Западная Сибирь. Ненцы: Головнев 1995 [(4 варианта); Нум Вэсако (Старик) сделал из песка человека и собаку; пошел принести им одежду, Собаке велел охранять человека; Нга Сэсако дал Собаке одежду, та не залаяла, он оплевал человека, теперь человек болеет; Нум Вэсако велел Собаке служить человеку]: 399-400; Кулешевский 1868 (район между Обской губой и Тазовской Губой) [Нум создал человека и собаку, оба были голые, человек не чувствовал мороза, собака его охраняла; Дьявол напустил особенно сильный мороз, собака согласилась пропустить Дьявола к человеку за то, что дьявол покрыл ее шубой; дьявол плюнул на человека, тот покрылся волдырями, заболел оспой; собака перестала охранять, стала гоняться за зверем; чтобы утешить человека, Нум дал ему женщину, с тех пор люди стали размножаться]: 116-117; Лар 2001 (Ямал) [Нум и Нга – сыновья старухи Пухуца; Нга просит есть, П. говорит, что пусть сперва Нум сделает землю; велит построить чум, где она станет жить под землей со стариком Вэсоко (Ири-Вэсоко); Нум велит Гагаре нырять, та приносит со дна сперва песок, затем ил, на третий раз траву; Нум лепит землю, бросает на воду; та сперва неустойчива; Нум кладет ее на кита, земля снова дрожит; бросает за землю камень из меди, железа и прозрачного камня; земля застывает; для матери Нум делает красную землю, ставит чум; Нга хочет землю себе, братья долго сражаются; мирятся; Нум скатывает шарик, бросает, возникает солнце; у Нга получается луна; Нум лепит голого человека, он хочет есть; Нга делает волосатых людей, они дерутся, Нум советует отправить их под землю; братья сражаются, Нуму приходится согласиться, чтобы они оба вдохнули жизнь в человека; было тепло, человек и собака ходили голые; Нга дал собаке теплую шкуру, за это та пропустила его к человеку, Нга его оплевал, наслал болезни; человек стал охотиться, одеваться в шкуру собаки; Нум велел собаке питаться калом, быть слугой; научил человека шаманить; ушел на небо, отдал Нга подземный мир]: 188-205; южные селькупы [запись И.Н. Гемуева, 1980, информант в молодости шаманил; «Земля тонула ведь перво. Бог послал гагару, тот ничего не достал. Гоголь (порья) достал песок. Это наша земля. Бог змею пустил, потом птицу, рябок. А раньше – копылуху. А рябок напугал копылуху. Копылуха стала его клевать, вот поэтому у рябка только немного белого мяса, остальное черное. А вперед всех – людей пустил. Люди передрались, он змею пустил, чтобы она их разгоняла. Собак пустил, как человека голого пустил. Она мерзнет – черт пришел. – Что случилось? Застываю. Ей шкуру черт дал. Вот теперь болеем – кашляем. Бог послал – сделал человека из глины, сидит как человек. А черт плевал – плевал. Вот за это болеем]: Бауло, Тучкова 2016, № 4, фрагмент 3; манси [Черт приносит Богу черной земли, чтобы сделать людей; сам пытается делать их тоже, но получаются ящерица, жук, жаба; Бог оставил Собаку стеречь созданных им людей, она мерзла; Черт стал кашлять, натянул на Собаку шкуру за то, что она подпустила его к людям; вымазал людей соплями и слюнями; Бог вывернул людей наизнанку, велел им теперь сморкаться и кашлять; Собаке велел оставаться в натянутой Чертом шкуре]: Лукина 1990, № 114Б: 300.

Восточная Сибирь. Якуты [творец построил каменный дом, сделал статуи людей, поставил сторожа не пускать внутрь злого духа; тот подкупил сторожа обещанием подарить ему теплую шубу; войдя в дом, перепачкал статуи нечистотами; Творец превратил сторожа в собаку, статуи выворотил наизнанку; с тех пор люди внутри полны грязи]: Миддендорф 1989: 20 (пересказ в Holmberg 1927: 374); илимпийские эвенки (Чиринда, 2007) [Давным-давно собака умела говорить по-человечески; бог делал мужчин и женщин из глины, обрызгивал специальной водой – они оживали; однажды он пошёл за водой, приказал собаке охранять людей; собака рассказала обо всём злому духу (харги), тот оплевал лица людей; узнав это, бог рассердился на собаку, сказал, что отныне она будет питаться объедками и станет немой; если бы злой дух не оплевал людей, они бы не умирали]: Дувакин 2013; туринские эвенки [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею, сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); эвенки Подкаменной Тунгуски (р. Катанга) [Бог (шовоки) обрабатывал камень и землю; положил на доску сушиться, сказал, что пусть у человека будет крепкая душа, оставил Собаку караулить; Сатана дал Собаке кафтан, за это та допустила его к душам людей, он плюнул на них; Бог вернулся, заплакал, от плевка Сатаны люди стали умирать]: Василевич 1936, № 31: 30-31; эвены [Бог велел Собаке стеречь человека от Черта; Собака была без шерсти; Черт дул на нее, заморозил, она сказала, где человек; Черт оплевал его, теперь человек болеет; Бог дал Собаке шерсть, велел служить человеку, есть его кал]: Чадаева 1990: 124;

СВ Азия. Русское Устье [были приготовлены тела человеческие; Христос пошел по души, оставил сторожем собаку без шерсти; Сатанаил обещал ей шерсть, за это она пропустила его, он оплевал тела; Христос вернулся, вложил души, сказал, что теперь люди будут болеть; собаку будут бить, станет жить на морозе]: Азбелев, Мещерский 1986, № 76: 214; юкагиры (лесные, с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии) [Христос решил создать людей; сделал храм; уходил, собирал нужное для того, чтобы делать людей; закрывал храм на замок, а ключ отдавал собаке-сторожу; когда Христос улетел, к собаке пришел черт; снова стал просить ключи, на этот раз принес кушанье, от которого у собаки потекли слюнки; она все забыла, побежала и потеряла ключи; черт их взял и, пока собака ела, плевал и харкал на людей; пришел Христос, обругал собаку и наказал ей лазать по помоям; затем стал чистить людей, некоторых очистил полностью, некоторые остались с грязью (они теперь с плохим характером)]: Жукова, Прокопьева 1991, № 3: 146-147.