Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H46A. Cобака и колос. .12.26.-.28.29.31.-.36.

Особенности вегетации злаков (обычно размер хлебного колоса) определены поведением собаки в эпоху творения. См. мотив H46.

Леле, французы (Верхние Вогезы), китайцы (Сычуань, Гуандун, Ганьсу, Хубей), лису, словенцы, болгары, румыны, гагаузы, поляки, русские (Смоленская, Брянская, Тверская, Архангельская), белорусы, украинцы (западные и восточные), армяне, латыши, коми, удмурты, мари, чуваши, казахи, дунгане, алтайцы, буряты, ойраты (торгуты), монголы, сибирские татары, якуты.

Западная Африка. Леле [Kounimo (бог дождя и грозы) распространил по земле семена культурных растений; одна женщина толкла их в ступе, все время ударяла концом песта по К., велела ему отодвинуться; одна собака не могла найти место справить нужду – всюду росли культурные злаки; К. поднялся вверх и забрал злаки с собой; теперь их надо выращивать]: Ruelland, Caprile 1993: 19-21.

Западная Европа. Французы (Верхние Вогезы) [ржаной колос начинался от земли, но Бог решил наказать людей за их прегрешения, оставив только солому; один из ангелов спросил, виноваты ли также собака и кошка; Бог ответил, что нет; тогда пусть на конце стебля останет колос с зерном, которое люди оставляют собакам и кошкам; Бог согласился]: Kabakova 1998, № 98: 112-113.

Китай. Китайцы: Eberhard 1937, № 86 (Сычуань, Гуандун, Ганьсу, Хубей) [после потопа Бог посылает людям домашних животных; те должны взять с собой рис, но берет только Собака; плывя через море, теряет почти все зерна, остается немного на хвосте; поэтому у риса зерна лишь наверху метелки]: 130-131; 1965, № (Сычуань) 10 [после потопа люди спустились с гор, но есть нечего; увидели, как собака выползает с залитого водой поля, а у нее на хвосте скопления рисовых зерен; с тех пор немного риса всегда дают собаке]: 9-10; лису [зерна риса были величиной с человеческую голову; трапезовать надо было три раза в месяц, а снимать урожай раз в 12 лет; одна женщина подтерла младенца рисиной; дух риса Dza-ni улетел на небо, люди и домашние животные голодают; собака добралась на небо, увидела кучу риса в резиденции верховного бога Vὸusa, обвалялась в нем, побежала назад; когда плыла через Салуэн, большинство рисинок смыло, но три она принесла хозяину и из них был выращен новый рис; но с тех пор зерна маленькие, надо собирать урожай каждый год и часто есть; в 15-ый день второй луны справляют праздник Нового Урожая Риса; собакам дают зерно, овощи и мясо; в зависимости от того, что они выберут, в наступившем году надо уделить больше внимания выращиванию злаков, овощей или разведению скота]: Dessaint, Ngwâma 1994: 233-234.

Балканы. Болгары: Ковачев 1914 [небо было низко; жница подтерла ребенка рукой и вытерла руку о небо; оскорбленное небо стало подниматься, унося с собой колосья, которые в то время были до половины покрыты зернами; собака прыгнула и удержала часть колоса; с тех небо и Бог далеки, колос маленький, а то, что ест собака, это халяль]: 16; Маринов 2003 [колос был полон зерен от корней до макушки; женщина подтерла колосом ребенка, Бог уничтожил колос; часть вернул, когда собака попросила оставить немного ей]: 88; гагаузы; румыны: Brill, Ispas 2005 {перевод и уточнения локализации записей Н.Г. Голант}, № 10907 (Мунтения) [колос был от земли; напали татары, сожгли поля, люди убежали в леса; собака выхватила из огня один колос, принесла людям; когда эти зерна посеяли, выросла пшеница с колосом только наверху – столько собака захватила пастью; поэтому собаке надо давать вдоволь хлеба], 10908 (Трансильвания) [Ной сошел с ковчега, стал сеять, колос был от земли; люди стали злыми, за это Бог взял колос, начал отряхивать; когда его рука приблизилась к верху стебля, Бог решил, что оставляет без пищи птиц небесных; поэтому колос остался лишь на верхушке], 10909 (Олтения) [Бог создал пшеницу с колосом от земли, отдал собаке; та ела только верх, поэтому бог сделал колос коротким], 10910 (Трансильвания) [пшеница была с колосом от земли; женщина подтерла ребенка стеблями пшеницы; Бог решил забрать колос; люди упросили его пожалеть хотя бы птиц; Бог оставил только (короткий) колос; вар.: женщина была еврейкой, поэтому пшеница, посеянная евреями, не растет и нет евреев-земледельцев], 10911 (Молдова) [кукурузный початок и колос пшеницы были от земли; одна женщина насмехалась над зерновыми, бог забрал злаки; Матерь Божья схватила часть, велела оставить столько, сколько надо для кошки и собаки; поэтому с ними надо хорошо обращаться]: 229-231; Niculiţă-Voronca 2008 [Бог в начале мира дал хлеб, такой, что початок был от земли до верхушки, колос от корня до верха; одна женщина насмехалась над хлебом, Бог схватил кукурузу и пшеницу, чтобы людям было нечего есть; Матерь Божья схватилась рукой за колос и за початок, и сказала: «Господи, сжалься, хотя бы столько оставь, сколько нужно для кошки и для собаки!» И сколько она схватила тогда в руку, такой величины остались кукуруза и колос]: 130.

Средняя Европа. Поляки (польско-литовско-белорусское пограничье) [1) люди забыли взять в ковчег хлеб, пес схватил в пасть колосья, поэтому мы живем на собачьей доле; 2) колосьев после потопа осталось столько, сколько влезло в пасть собаке; 3) собаки и коты спаслись от потопа на вершине и выли с голоду; Бог оставил им колосок (в то время хлеба были ветвистые)]: Белова 2004a: 262; русские (Брянская) [много вариантов; колос рос от земли; Бог наказывает ленивую жницу или карает за грехи; собака и кошка просят оставить им долю]: Белова 2004: 495-498; белорусы [повсеместно, множество вариантов; колос рос от земли; женщина подтерла ребенка блином; Бог стал обдирать зерна, но оставил немного ради собаки и кошки]: Белова 2004: 477-495; русские: Белова, Кабакова 2014, № 335 (Курская) [у хлеба было много колосьев; женщина подтерла ребенка блином; Господь послал голод на три года; люди выгнали из дома собак – нечем кормить; Господь спросил, почему они воют; вернул колос, но только один на стебель], 336 (Тверская) [женщина подтерла ребенка блином; Господь стал обдирать зерна с колоса; кошка с собакой взмолились, Господь оставил часть зерна ради их, велел людям кормить собаку и кошку]: 216, 216-217; украинцы: Булашев 1909: 372-373 (Старобельский уезд) [люди питались листьями и корой липы, Бог дал пшеницу собаке, т.к. она завыла с голоду; человек выхватил у собаки изо рта сброшенный с неба колос, стал сеять; поэтому грех убивать собаку], 373 (Купянский уезд) [колос начинался от земли, колосья подрезали шилом; Христос со св. Петром в образе странников зашли к женщине просить милостыни; та подтерла блином оставленные ребенком следы, бросила блин просившим; Христос стал ошмыгивать колос снизу вверх; собака стала выть, Петр упросил оставить зерен ей на долю], 373-374 (Купянский уезд) [Петр и Спаситель ходили в образе нищих; женщина выхватила из-под ребенка кусок хлеба, дала им; Спаситель стал ошмыгивать колос, собака завыла, Спаситель оставил на два вершка собаяью долю]; Сумцов 1890b [был хлеб стоколос; Спаситель, Петр и Павел ходили в виде нищих, попросили у женщины милости, та дала кусок хлеба, которым подтерла ребенка; Бог стал отдирать пшеницу снизу доверху, но оставил немного ради собак]: 12.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [небо было близко к земле; женщина подтерла ребенка колосом пшеницы, бросила колос в небо; небо лишило пшеницу колоса; собака стала выть; собака стала выть, прося хлеба; небо сжалилось, позволило пшенице иметь небольшой колос; люди отобрали у собак их долю]: Арутюнян 2007: 36.

Балтоскандия. Латыши: Бривземниакс 1887, № 40 (Лифляндия) [хлебные растения состояли из одних колосьев; одна женщина подтерла горбушкой ребенка; Бог запретил колосьям расти; собака умолила его оставить колос такой длины, какой помещается ей в пасть]: 43-44; Погодин 1895 [колосья были до земли; Бог собирал милостыню; баба пекла блины, подтерла блином ребенка, сказала Богу, что лучше так, чем дать нищему; Бог уничтожил колос, но собака и кот упросили оставить для них; сколько схватили в рот, столько осталось]: 438.

Волга – Пермь. Коми; удмурты; мари; чуваши.

Туркестан. Казахи (Тарбагатай) [люди и лошади питались травой, людям ничего не оставалось; Бог стал посылать людям с неба крупу; мальчик остался в юрте, обмарался, спрятал нечистоты в мешке с крупой; Бог стал посылать вместо крупы снег, люди стали есть друг друга; остался одноглазый трехногий большеухий человек; исхудал, вернулся на стойбище, застал там девушку и собаку; девушка рассказала, что собаке Бог давал по два зерна в день, та одно отдавала хозяйке; стала есть через день, а часть зерен посеяла; от них нынешние злаки, от брака девушки с одноглазом - люди]: Ивановский 1890b: 264-265; дунгане (Ганьсу).

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы; балаганские буряты; ойраты (торгуты Тарбагатая); монголы.

Западная Сибирь. Сибирские татары.

Восточная Сибирь. Якуты.