Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H46. Доля собаки. (.26.).27.-.29.31.-.36.

Бог в наказание отбирает у людей хлеб, но оставляет часть ради животного (обычно собаки), поэтому злаки еще существуют.

Французы (Верхние Вогезы), (бретонцы), словенцы, болгары, македонцы, румыны, гагаузы, поляки, русские (Тверская, Курская, Смоленская, Архангельская), белорусы, украинцы (Волынь и весь запад, Киевская, Черниговская, Полтавская, Харьковская), осетины [ради лошади], армяне, латыши, карелы, коми, удмурты, мари, чуваши, казанские татары, казахи, дунгане, алтайцы, буряты, ойраты (торгуты, дюрбюты), монголы, монгоры, сибирские татары, туруханские эвенки, якуты.

(Ср. Китай. Лису [зерна риса были величиной с человеческую голову; трапезовать надо было три раза в месяц, а снимать урожай раз в 12 лет; одна женщина подтерла младенца рисиной; дух риса Dza-ni улетел на небо, люди и домашние животные голодают; собака добралась на небо, увидела кучу риса в резиденции верховного бога Vὸusa, обвалялась в нем, побежала назад; когда плыла через Салуэн, большинство рисинок смыло, но три она принесла хозяину и из них был выращен новый рис; но с тех пор зерна маленькие, надо собирать урожай каждый год и часто есть; в 15-ый день второй луны справляют праздник Нового Урожая Риса; собакам дают зерно, овощи и мясо; в зависимости от того, что они выберут, в наступившем году надо уделить больше внимания выращиванию злаков, овощей или разведению скота]: Dessaint, Ngwâma 1994: 233-234).

Западная Европа. Французы (Верхние Вогезы) [ржаной колос начинался от земли, но Бог решил наказать людей за их прегрешения, оставив только солому; один из ангелов спросил, виноваты ли также собака и кошка; Бог ответил, что нет; тогда пусть на конце стебля останется колос с таким количеством зерна, какое люди оставляют собакам и кошкам; Бог согласился]: Kabakova 1998, № 98: 112-113; (ср. бретонцы (Morbihan) [сперва колос начинался от земли; но за грехи людей Иисус решил уморить их голодом и стал сдирать зерна, начиная снизу; Св. Дева остановила его, чтобы людям хоть немного осталось]: Guillaume 1902, № 3: 56).

Балканы. Словенцы [земля рожала много зерна, люди его не ценили; Бог проклял землю; люди и животные стали просить Бога о помощи, Бог не простил; последней прибежала собака с высунутым языком, стала умолять Бога; Бог дал колос длиною с ее язык; раньше колос рос от земли; люди не ценили хлеб, матери подтирали колосьями детей; Бог уменьшил колос, оставив зерна лишь для собаки]: Белова 2004: 442 (по Стоилов, отд. отт.); болгары: Ковачев 1914 [небо было низко; жница подтерла ребенка рукой и вытерла руку о небо; оскорбленное небо стало подниматься, унося с собой колосья, которые в то время были до половины покрыты зернами; собака прыгнула и удержала часть колоса; с тех небо и Бог далеки, колос маленький, а то, что ест собака, это халяль]: 16; Маринов 2003 [колос был полон зерен от корней до макушки; женщина подтерла колосом ребенка, Бог уничтожил колос; часть вернул, когда собака попросила оставить немного ей]: 88; македонцы: Ortenzio 2008, № 3 [на каждом злаке было семь колосьев; женщина подтерла ребенка лепешкой, Бог решил в наказание лишить людей хлеба, но собака упросила немного оставить ради нее], 4 [как в (3), колос от земли до макушки]: 131, 132; гагаузы [небо было на высоте человеческого роста, колос пшеницы шел от корня до вершины; жница обтерла обмаравшегося ребенка о небо; Бог поднял небо вверх, с ним вместе унес урожай; собака схватила верхушку колоса, сохранила во рту]: Мошков 1901: 52; румыны: Brill, Ispas 2005 {перевод и уточнения локализации записей Н.Г. Голант}, № 10907 (Мунтения) [колос был от земли; напали татары, сожгли поля, люди убежали в леса; собака выхватила из огня один колос, принесла людям; когда эти зерна посеяли, выросла пшеница с колосом только наверху – столько собака захватила пастью; поэтому собаке надо давать вдоволь хлеба], 10908 (Трансильвания) [Ной сошел с ковчега, стал сеять, колос был от земли; люди стали злыми, за это Бог взял колос, начал отряхивать; когда его рука приблизилась к верху стебля, Бог решил, что оставляет без пищи птиц небесных; поэтому колос остался лишь на верхушке], 10909 (Олтения) [Бог создал пшеницу с колосом от земли, отдал собаке; та ела только верх, поэтому бог сделал колос коротким], 10910 (Трансильвания) [пшеница была с колосом от земли; женщина подтерла ребенка стеблями пшеницы; Бог решил забрать колос; люди упросили его пожалеть хотя бы птиц; Бог оставил только (короткий) колос; вар.: женщина была еврейкой, поэтому пшеница, посеянная евреями, не растет и нет евреев-земледельцев], 10911 (Молдова) [кукурузный початок и колос пшеницы были от земли; одна женщина насмехалась над зерновыми, бог забрал злаки; Матерь Божья схватила часть, велела оставить столько, сколько надо для кошки и собаки; поэтому с ними надо хорошо обращаться]: 229-231; Niculiţă-Voronca 2008 [Бог в начале мира дал хлеб, такой, что початок был от земли до верхушки, колос от корня до верха; одна женщина насмехалась над хлебом, Бог схватил кукурузу и пшеницу, чтобы людям было нечего есть; Матерь Божья схватилась рукой за колос и за початок, и сказала: «Господи, сжалься, хотя бы столько оставь, сколько нужно для кошки и для собаки!» И сколько она схватила тогда в руку, такой величины остались кукуруза и колос]: 130.

Средняя Европа. Поляки: Белова 2004 [причиной конца эры изобилия станогвится использование блинов, зерна, колосьев вместо подтирки или вместо метлы, отказ страннику в просьбе об угощении; в роли спасителя колоса чаще всего Богородица; причиной уменьшения колоса бывает гнев Бога на людей; Хелм: кот плачет и говорит, что не будет больше хлеба, т.к. Бог хочет в наказание за людские грехивсе уничтожить; Бог оставляет коту долю хлеба; поэтому «хлеба столько, сколько кот выплакал»]: 441-442; Сумцов 1890b [ржаной колос был вдвое больше; Богородица пришла просить милостыни; женщина сказала, что скорее отдаст кусок лепешки собаке; Богородица оборвала верхушку колоса сколько схватила рука, остальное сохранилось благодаря заступничеству Христа]: 12; русские (Брянская) [много вариантов; колос рос от земли; Бог наказывает ленивую жницу или карает за грехи; собака и кошка просят оставить им долю]: Белова 2004: 495-498; белорусы [повсеместно, множество вариантов; колос рос от земли; женщина подтерла ребенка блином; Бог стал обдирать зерна, но оставил немного ради собаки и кошки]: Белова 2004: 477-495; русские (Смоленская губ.): Добровольский 1891, № 58 [ленивая баба жаловалась, что колосья тяжелые; Бог убрал колос, оставил немного по просьбе собаки]: 289; Шейн, с. 357-358 в Азбелев 1992, № 316 [жницы жаловались, что колосья тяжелые; Бог решил оставить лишь стебли; Собака упросила сохранить ее долю]: 457-458; русские: Белова, Кабакова 2014, № 335 (Курская) [у хлеба было много колосьев; женщина подтерла ребенка блином; Господь послал голод на три года; люди выгнали из дома собак – нечем кормить; Господь спросил, почему они воют; вернул колос, но только один на стебель], 336 (Тверская) [женщина подтерла ребенка блином; Господь стал обдирать зерна с колоса; кошка с собакой взмолились, Господь оставил часть зерна ради их, велел людям кормить собаку и кошку]: 216, 216-217; русские (Каргополь Архангельской) [колос рос от земли; Бог наказывает людей за грехи, оставляет часть невинным собаке и кошке]: Белова 2004: 495-498; белорусы: Белова 2004 [повсеместно, множество вариантов; колос рос от земли; женщина подтерла ребенка блином; Бог стал обдирать зерна, но оставил немного ради собаки и кошки]: 477-495; Шейн, с. 359-360 в Азбелев 1992, № 317 (Гродненская губ.) [на каждом стебле было по два колоса; Бог под видом нищего просил милостыни; мужик велел положить в суму то, что валялось - колосья и корки; рожь выродилась; Бог дал собаке и кошке стебелек с одним колосом; человек забрал его себе; человек подбирает и хлебные крошки, а собаки и кошки - нет]: 458; украинцы: Белова 2004, № 996 (Волынь) [колос был от земли с зерном; Христос с Петром и Павлом, увидели в поле женщину; Христос попросил у нее хлеба; она подтерла хлебом зад младенцу и дала Христу; тот сказал, что больше хлеба не будет; Петр схватил колос рукой, попросил оставить для собак и кошек; сколько рукой прикрыл, такой длины колос и остался]: 446-447; Булашев 1909: 372-373 (Старобельский уезд) [люди питались листьями и корой липы, Бог дал пшеницу собаке, т.к. она завыла с голоду; человек выхватил у собаки изо рта сброшенный с неба колос, стал сеять; поэтому грех убивать собаку], 373 (Купянский уезд) [колос начинался от земли, колосья подрезали шилом; Христос со св. Петром в образе странников зашли к женщине просить милостыни; та подтерла блином оставленные ребенком следы, бросила блин просившим; Христос стал ошмыгивать колос снизу вверх; собака стала выть, Петро упросил оставить зерен ей на долю], 373-374 (Купянский уезд) [Петр и Спаситель ходили в образе нищих; женщина выхватила из-под ребенка кусок хлеба, дала им; Спаситель стал ошмыгивать колос, собака завыла, Спаситель оставил на два вершка собачью долю]; Стрижевский 1905 (Полтава) [хлебный стебель был весь покрыт зернами; Господь зашел в дом попросить милостыни; женщина подала хлеб, которым только что подтерла ребенка; Господь с Петром стали подниматься в воздух, забрав хлеб с собой; Собака попросила оставить на ее долю; Господь оставил то, что еще не ободрал]: 163; Сумцов 1890b [был хлеб стоколос; Спаситель, Петр и Павел ходили в виде нищих, попросили у женщины милости, та дала кусок хлеба, которым подтерла ребенка; Бог стал отдирать пшеницу снизу доверху, но оставил немного ради собак]: 12.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [Батрадз хвастает, что убил сына владыки хлебов Хор-алдара Бурхор-али; в знак правоты его слов чаша Уацамонга подлетает к его губам; в браге прячется сам Х., выскакивает, в ярости стискивает стебель ячменя, на котором было 6 колосьев; Уастырджи просит оставить один колос для его лошади; с тех пор на ячмене один колос]: Либединский 1978: 340; армяне [небо было близко к земле; женщина подтерла ребенка колосом пшеницы, бросила колос в небо; небо лишило пшеницу колоса; собака стала выть; собака стала выть, прося хлеба; небо сжалилось, позволило пшенице иметь небольшой колос; люди отобрали у собак их долю]: Арутюнян 2007: 36.

Балтоскандия. Латыши: Бривземниакс 1887, № 40 (Лифляндия) [хлебные растения состояли из одних колосьев; одна женщина подтерла горбушкой ребенка; Бог запретил колосьям расти; собака умолила его оставить колос такой длины, какой помещается ей в пасть]: 43-44; Погодин 1895 [колосья были до земли; Бог собирал милостыню; баба пекла блины, подтерла блином ребенка, сказала Богу, что лучше так, чем дать нищему; Бог уничтожил колос, но собака и кот упросили оставить для них; сколько схватили в рот, столько осталось]: 438; карелы [раньше колос был на каждой секции стебля злаков; Syöjätär: и зачем столько, руки колят, когда вяжесь сноп; Бог бросил колосья в огонь, но собака успела один схватить: чем я-то буду питаться? поэтому у собак черный нос – доставая колос из огня, нос обгорел]: Pentikäinen 1978: 311.

Волга - Пермь. Коми [дети от рождения умели ходить и говорить; лишились этого дара после того, как мать одного из них оскорбила хлеб и небо, до которого тогда можно было достать рукой, вытерев ребенку зад блином и прилепив его к небу; после этого у людей исчезло суперплодородное земледелие, а небо удалилось далеко от земли]: Конаков 1999: 43 (=Лимеров 2005, № 40: 43), 438 (№ 10 [пусть один колос останется на земле – для собаки]); (ср. Лимеров 2005, № 44 [жил мелкий народ ростом с ребенка; пахали сохой величиной с ложку, лошадь была ростом с овцу; земля их была хорошая, колос начинался от корней; один жал ячмень, устал, стал ругаться, пусть Чомор жнет; Ч. спрашивает, какой ячмень нужен – с палец длиной; Ч. все состриг, только на кончике колос оставил]: 44); удмурты [колос начинался от самой земли; чтобы наказать за неуважительное отношение к хлебу, Кылдысин оставил лишь пустые колосья (далее цитата оборвана, видимо, К. оставляет верх колоса для собаки)]: Первухин 1888 в Шутова 2001: 217; мари: Акцорин 1991, № 19 [у ржи были большие колосья; боги жили на верхушках деревьев; жница повесила грязную детскую пеленку на ветку; боги обиделись, поднялись высоко в небо, лишь ради собаки и кошки оставили у ржи небольшой колос]: 52-53; Öдöн 1937, № 5 [женщина подтерла обмаравшегося ребенка хлебом; Бог сказал, что больше хлеб созревать не будет; рядом была собака и Бог согласился ради него немного хлеба оставить; так что люди живы только благодаря собаке]: 150-151; чуваши: Месарош 2000 (южные, дер. Çĕн Элпуç Цивильского уезда Казанской губ., 1906-1908 гг.) [вначале, когда люди не пахали, не сеяли и не знали зерна, Бог показал человеку рожь с колосьями, полными зерен от корней до самой верхушки, и спросил у него: «Тебе нужно это?»; человек ответил: «Не нужно, проживу и без нее!»; после этих слов колосья, начиная с корней, уменьшились примерно на один локоть; Бог снова спросил: «Тебе нужно это?»; человек ответил, что не нужно; колосья уменьшились еще на один локоть; когда Бог спросил в третий раз, собака гавкнула: хамм!; так колос у ржи и остался, иначе и он исчез бы]: 99; Юхма 1996 [Силюк был лентяй; колос начинался от земли; Тангар трижды спрашивает С., нужен ли ему хлеб, тот каждый раз отвечает, что нет; колос все уменьшается; собака успевает ответить, что нужен; благодаря ей, хлеб остался]: 91-92; казанские татары [небо было близко к земле; женщина вытерла попку ребенка соломой и заткнула эту солому за небо; небо оскорбилось, стало подниматься; кошка с собакой начали умолять его не удаляться от земли; услышав их мольбы, небо перестало подниматься, но на прежнее расстояние не приблизилось]: Гилязутдинов 2015, № 268: 264.

Туркестан. Казахи (Тарбагатай) [люди и лошади питались травой, людям ничего не оставалось; Бог стал посылать людям с неба крупу; мальчик остался в юрте, обмарался, спрятал нечистоты в мешке с крупой; Бог стал посылать вместо крупы снег, люди стали есть друг друга; остался одноглазый трехногий большеухий человек; исхудал, вернулся на стойбище, застал там девушку и собаку; девушка рассказала, что собаке Бог давал по два зерна в день, та одно отдавала хозяйке; стала есть через день, а часть зерен посеяла; от них нынешние злаки, от брака девушки с одноглазом - люди]: Ивановский 1890b: 264-265; дунгане (Ганьсу) [злаки колосились от корня до макушки, женщины подтирали детей хлебом; Аллах послал бессмертного содрать зерно до макушки стебля, Собака упросила оставить немного ей; так у злаков остался колос; бессмертный спрашивает Собаку, хочет ли она получать то, что снаружи, или то, что внутри; Кошка советует брать то, что внутри; при просеивании мука высыпается, отруби остаются в сите; Собака ест отруби, ненавидит Кошку]: Рифтин и др. 1977, № 39: 212-213.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [Баба подтерла ребенка лепешкой, бросила наземь, лепешку съели собаки; Бог поднял хлеб на небо; Собака стала выть, просить оставить ей хлеб; Бог оставил пять колосьев, от них происходят нынешние]: Хохолков 1997: 14; буряты (балаганские, зап. Хангаловым) [раньше по всему хлебному стеблю росли зерна; женщина подтерла хлебом зад ребенка; Бог начал сдирать зерна; Собака попросила оставить ей пай; это нынешний колос]: Гомбоев 1890, № 31: 84-85 (пересказ в Тугутов, Тугутов 1992, № 24: 81); ойраты: Ивановский 1890b (торгуты Тарбагатая) [люди ели траву как лошади; Бог боялся, что всю съедят, стал посылать людям муку; маленький мальчик обмарался в кибитке, спрятал невистоты в мешке с мукой; Бог стал посылать вместо муки снег; собака упросила Бога не морить ее голодом, Бог послал ей зерно; от него произошли злаки]: 263-264; Потанин 1883, № 89б (дюрбюты) [зерна покрывали ствол злака от земли до макушки; бурхан либо человек, думая, что они ненужные, стал ногой отшмыгивать зерна; собака стала просить оставить для нее; поэтому надо засевать хлеб на собаку или на детей, чтобы хлеб хорошо родился]: 352-353; монголы [зерна покрывали стебель ржи от верхушки до корня; кто-то принял это растение за ненужное, стал ногой ошмыгивать зерна; собака стала просить оставить ей, это и осталось; надо засевать хлеб на собаку и на детей]: Сумцов 1890b: 11; монгоры [колосья были короткими, но ветвистыми, закрома полны, люди не утруждали себя собирать весь урожай; Небесный Император рассердился, побил урожай дождем и градом; на дожде люди боялись выйти из дому, но собаки увидели рассыпанное по земле зерно, стали лаять; НИ услышал, сжалился, отозвал своих генералов; к этому времени оставался лишь один колос; однажды летом дождь не выпал; тогда Бог Белый Лошадиный Дракон (White Dragon Horse God) по своей инициативе послал дождь; за это НИ заключил его в 18-ый, нижний, ярус ада, обещав отпустить, если золотые бобы пойдут красными цветами; люди увидели у старика соевые бобы золотистого цвета, стали жарить, шелуха лопнула, под желтым был красный цвет; НИ отпустил ББЛД]: Stuart, Limusishiden 1994: 136-137.

Западная Сибирь. Сибирские татары [небо было низко, женщина пекла блины из небесной муки; подтерла ребенка блином, воткнула все это в небо; Бог рассердился, поднял небо, небесная еда исчезла; собака сказала Богу, что не виновата, Бог оставил ей один колосок; от него происходят нынешние злаки; собаку надо кормить, она дала людям хлеб; хлеб называется «собачьим» (народная этимология: ит и итмэк)]: Корусенко и др. 2013: 181.

Восточная Сибирь. Якуты [хлебный колос начинался от самой земли; баба подтерла ребенка колосом; Бог решил отнять у людей колосья; Собака попросила оставить ее долю; это те зерна, которые теперь есть в колосьях; (зап. в 1934 г., Немюгинский наслег)]: Эргис 1964-1967(1), № 36: 106-107 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 16-17, в Сивцев-Омоллоон 1976: 24-25); туруханские эвенки [(зап. К.С. Рычкова, архив ин-та востоковедения, ф. 49, д. 6а, л. 521); бог-Амака разгневан на женщину, которая подтерла хлебом ребенка; решает отобрать у людей хлеб; Собака попросила немного хлеба себе; благодаря ей, хлеб остался]: Воскобойников 1980: 45.