Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H25. Выбрать жизнь или смерть. .11.-.14.17.24.46.

Людям предлагают на выбор два предмета, в одном из которых смерть, в другом – жизнь, либо спрашивают, хотят ли они возрождаться или умирать насовсем. Выбрана смерть.

Бантуязычная Африка. Нгала, балоло [маленький человек предложил работавшему в лесу мужчине на выбор большой сверток со стеклышками, ножами, бусами, одеждой и пр. и маленький с вечной жизнью; человек попросил подождать, пока он пойдет советоваться с другими; в его отсутствие пришли женщины, взяли сверток с бусами и пр.]: Abrahamsson 1951: 43; пигмеи Бельгийского Конго [Бог предложил людям сверток со смертью и сверток с вечной жизнью; они выбрали смерть (возможно, опасаясь глубокой старости); Бог в гневе покинул их]: Trilles 1945: 101 в Abrahamsson 1951: 43; луба: Colle 1913 [змеи не умирают, а лишь сбрасывают кожу; вначале Бог предложил женщине и змее орех со смертью и орех с бессмертием, предложил выбрать; женщина взяла смерть, змея - бессмертие]: 507; Frazer 1926 (тумбве; {у Frazer сказано, что это группа Baholoholo, а не тумбве}) [Великий Дух призвал мужчину, женщину и змею выбрать, что они хотят: зародыши смерти или бессмертия; женщина выбрала смерть, а змея бессмертие, поэтому не умирает, а сменяет кожу и обновляется; (=Abrahamsson 1951: 44)]: 222; табва [Leza решил наказать человека за нарушение установленных правил; предложил на выбор корзины со смертью и с жизнью; люди выбрали смерть, а змея жизнь и теперь меняет кожу]: Abrahamsson 1951: 44; вемба [Kabezya спустил первых людей с неба на землю; предложил на выбор свертки со смертью и с жизнью; люди выбрали смерть; поэтому даже животные смертны; но змея выбрала сверток с жизнью, сбрасывает кожу и омолаживается]: Janssens 1926: 553 (цит. в Abrahamsson 1951: 43); южные вемба [Leza дал мужчине и женщине на выбор свертки со смертью и с жизнью; человек выбрал смерть]: Abrahamsson 1951: 43; бена-марунгу [Leza предложил на выбор сверки с жизнью и со смертью; люди выбрали смерть, а змеи жизнь; теперь сбрасывают кожу и обновляются]: Janssens 1926: 556; луба (бахололо) [Бог предложил женщине и змее выбрать зародыши жизни и смерти; женщина выбрала смерть, змея жизнь]: Janssens 1926: 556; исанзу [Солнце спустился на землю, принес кувшин, его жена Луна корзину; решили узнать, кто на земле мудрее; женщина выбрала кувшин, а змея корзину; выбранные предметы они должны были бросить на землю; кувшин разбился, а корзина нет; поэтому люди смертны, а змеи меняют кожу и молодеют]: Kohl-Larsen, S. 309 в Abrahamsson 1951: 46, в Millroth 1965: 200, в Beier 1966: 64-65; чагга [женщина спросила детей, хотят ли они умирать и разбиваться как калебаса, которую легко починить, или как керамический сосуд; они предпочли второе, поэтому люди умирают навсегда]: Abrahamsson 1951: 46-47.

Западная Африка. Догоны [Amma предлагает людям на выбор две циновки – плена и смерти; они выбирают вторую]: Abrahamsson 1951: 43; эве (Matse) [Бог дал людям на выбор три одинаковых свертка с богатствами мира, камнями, солью; люди выбрали соль; они смертны, ибо отвергли "den Sack der Freuden"]: Spieth 1906: 788 в Abrahamsson 1951: 443.

Восточная Африка. Мальгаши () [сын Zanahary предложил людям на выбор черный и красный предметы; те выбрали красный, поэтому люди смертны; черный сын Z. бросил в воду духам Angalampona и Vazimba, которые живут долго]: Abrahamsson 1951: 123-124.

Северная Африка. Кабилы []: Frobenius 1921a, № 17: 88-89.

Передняя Азия. Шумеры [Адапа, мудрец из Эриду, выплыл в море наловить рыбы для святилища Эа; Южный Ветер утопил его лодку, А. проклял его, сломав ему крылья; Южный Ветер не дул семь дней; узнав в чем дело, бог неба Ану потребовал А. к себе; Эа советует А. по пути на небо и во дворец Ану носить волосы распущенными, одеться в траур; это возбуждает любопытство Таммуза и Гишзида, двух небесных привратников; А. отвечает им, что "оплакивает двух богов, которые исчезли с земли", т.е. Т. и Г.; те польщены, вступаются за А. перед Ану; Эа также велел не есть пищу смерти, не пить воду смерти, которые Адапе предложат; но Ану предлагает ему пищу и воду жизни; отказавшись от них, А. лишил бессмертия себя и всех людей]: Крамер 1977: 151-152.

Индонезия. Ментавай [шаман Pageta Sabbau предложил людям на выбор бананы с рыбой либо ямс с креветками; те выбрали первое; PS сказал, что теперь люди будут умирает навсегда как бананы и рыба; выбрав второе, они меняли бы кожу и молодели как креветки и пускали новые побеги как разрезанные на куски клубни ямса]: Schefold 1988: 73-75; западные тораджа [небесный бог предложил людям выбрать между бананом и камнем; они выбрали банан, поэтому смертны]: Kruyt 1938, № 8: 435-437; (ср. западные тораджа [божественные супруги Mpolihoe и Melini семь раз спрашивают старуху, хочет ли она состарившись возрождаться; та плохо слышит, каждый раз переспрашивает, Что? Тогда ее семь раз спрашивают, хочет ли она умереть насовсем; старуха опять плохо слышит, каждый раз отвечает, Да; теперь люди смертны]: Kruyt 1938, № 8: 435); Тимор [Usif Neno создал двух людей, предложил на выбор месяц и звезды; если выбрать месяц, будешь умирать и возрождаться, если звезды – умирать насовсем; УН отправил этих людей на землю, от них происходят нынешние]: Kruyt 1923: 417 в Fischer 1932: 226.

Великие равнины. Шейены [вождь предлагает герою выбрать одного из сидящих в типи мужчин; выбран сидящий слева от входа; мужчины превращаются в черный и белый камни и в два вида трав; выбранный оказался травой; если бы герой выбрал камень, старики молодели бы]: Grinnell 1908: 279.