Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I7A. Змея-молния. .13.38.42.44.49.50.52.55.

Молния ассоциируется со змеей.

Судан - Восточная Африка. Пигмеи канго [радужный змей отождествляется с создателем Mungu; во время грозы молния – его хвост]: Abrahamsson 1951: 116.

Япония. Айну [богиню огня послали на землю; в нее влюбился змей; она разрешила ему идти с ней, если тот выдержит огонь; он спустился в молнии; змеи и сейчас спускаются с неба в молниях]: Batchelor 1927: 142.

Большой Бассейн. Северные пайют (?"западные нума") [молния – красная змея с человеческой головой; гром – ее рев]: Powell 1971: 243.

СЗ побережье. Нутка: Barbeau 1953 [John Boit 1791: они считают, что Гром производит Орел, когда он несет кита, а молния – шипенье огромной змеи]: 202; Webber 1936 [Хе-э-тлик не ест то, что дает ему мать, питается запахом сосен; становится другом громовой птицы Тутуч, превращается в змею-молнию, летает с Т., обвив ее тело; когда Т. охотится на китов, Х. убивает их, а Т. уносит домой]: 29; маках [радуга – злобное существо, каким-то образом связанное с Громом; челюстями на обоих концах тела хватает всякого, кто попадется; Гром есть огромный человек, живет на горе, питается китами; взлетает, надев маску птицы и крылья, покрыв тело перьями и опоясавшись Рыбой-Молнией; у той голова как нож и красный огненный язык; когда Гром летит к морю, его крылья затмевают небо и производят грохот; при виде кита, бросает в него Рыбу-Молнию, приносит добытого кита на гору и там поедает; иногда Рыба-Молния попадает в дерево или в человека, все разрезая на части; в этих случаях люди стараются найти кусочек Рыбы-Молнии, ибо она обладает силой; кусок ее кости красного цвета обеспечивает нашедшему удачу в добыче китов и в другой работе]: James G. Swan 1869-1870 в Clark 1953: 161.

Средний Запад. Алгонкины [молния – змея, изрыгаемая манито, т.е. создателем; на стволе дерева, в которое она ударила, остается змеевидный след]: Spence 1985 [1914]: 112.

Большой Юго-Запад. Навахо [змеи ассоциируются с молниями и изображаются рогатыми]: Bahti 2000: 46.

Мезоамерика. Хакальтека, тохолабаль, классические майя [цитируя Lenkesdorf 1979 и Montejo 1984, Joanne Spero (1987: 172) утверждает, что современные хакальтека и тохолабаль считают молнию огненной змеей; аналогично у змей на изображениях Классического периода изо рта часто выступает пара завитков дыма или огня; Esther Pasztory (1974: 7) упоминает, что в Классическом Теотиуакане имела место идентификация Тлалока с молниями-змеями]: Taube 1992: 19-20.

Северные Анды. Паэс [пихао убивали людей; Llivan постился, в горах увидел большого красного человека, кидавшего в ручей камни; это Гром, он дает свою копьеметалку, она производит гром, молнию, ветер, дождь; дома Л. спрятал копьеметалку в горшок; велел матери подать ему ее, но та не была шаманкой, увидела в горшке зеленую змею; Л. взял ее сам, матери и сестре велел спрятаться под горшком, но те не успели, молния убила их вместе с пихао, Л. их оживил; сокровища пихао спрятал в подземном тайнике; стал Громом]: Nachtigall 1955, № 3: 294-297.