Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I8B. Опоры мира: зооморфные существа.

Землю или небо поддерживают зооморфные существа.

Северная Африка. Арабы Египта [во время землетрясения корова, которая держит землю, перебрасывает ее с одного рога на другой]: Andree 1878: 102.

(Ср. Австралия. Вилман [Эму унесло на небо; она пыталась устроиться между рогов луны, но та стала круглой; жители солнца прогнали ее, т.к. она много болтала; Звезды согласились пустить ее, если она возьмет на себя часть груза земли (Звезды держали землю); постепенно переложили на нее все, ибо Эму боится, что ее прогонят на (пустое?) небо; когда устает, перекладывает с крыла на крыло, земля дрожит; если делает это часто, обитатели солнца сердятся, наводят тьму; плачет, страдая от тяжести, ее слезы – дождь; иногда звезды собираются и берут на себя часть тяжести, чтобы Эму передохнула; но лишь небольшую часть, ибо боятся, что Эму перебросит им все]: Hassell 1934, № 3: 239-240).

Северо-Восток Индии. Качин: Чеснов 1982j [в океане плавала рыба, Мутум насыпал на нее землю, женский дух отложил на землю яйцо, нижняя половина яйца осталась на земле, верхняя стала небесным сводом; вар.: земля насыпана на крабе или на крокодиле Ширутру; когда Ш. ворочается, происходят землетрясения]: 188; Elwin 1958b, № 12 [ниже земли вода, в ней живет рыба Palang-Ananda; из ее спины вырос цветок, покоящийся на поверхности вод; на нем покоится мир; когда рождается царь, рыба смеется, а когда умирает – плачет, в обоих случаях земля содрогается]: 98; чины [Макон – поддерживающий мир гигант; основание мира – плоский камень, на нем разлит мировой океан; в океане плавает рыба Нгазалон, носит на себе плоскую скалу-землю; когда М. перекладывает груз с одного плеча на другое, происходит землетрясение]: Чеснов 1982k: 91; бори [сперва одна вода, в ней, не зная друг о друге, живут буйвол (младший) и слон (старший); они встречаются, ссорятся, убивают друг друга; из плоти буйвола образовалась земля, из костей деревья, из шерсти травы; из костей слона образовались скалы, из его плоти горы; после этого родился Sedi-Melo, определил, где быть горам, рекам, равнинам]: Elwin 1958a, № 2: 8-9; апатани [буйвол (mithun) Chango-Subbo лежит под землей, поддерживая ее; шевеля ушами, вызывает малые, а телом – большие землетрясения]: Elwin 1958a, № 1: 86; дафла [Chigo Ngirgo – как огромный каменный слон, но без хобота и ушей; он лежит головой к Тибету, задом к Ассаму, держит землю; когда поворачивается, земля содрогается]: Elwin 1958a, № 3: 87; галлонг [между миром людей и миром Wiyus находится существо Sichi-Nide-Hargogi, похожее на буйвола (mithun); трижды в год он поворачивается, меняя сезоны – жаркий, влажный, холодный; когда встряхивается, происходят землетрясения]: Elwin 1958a, № 5: 87-88; мири (Hill Miri) [мир держит Nide-Hargogi, похожий на буйвола и на слона, но имеющий 4 ноги, 2 руки, две головы, две пары рогов, два языка, четыре глаза, но один нос; он спит, а когда вздыхает, происходит оползень; раз в два-три года он поворачивается, вызывая большие землетрясения]: Elwin 1958a, № 6: 88; ака (хруссо) [мир покоится на спине существа Phum-Badra; его голова обращена к востоку, зад к западу; время от времени насекомое Chunchi-Raba-Rubbu говорит ему, что все люди и животные на земле умерли, тот плачет от горя, земля содрогается; тогда люди и животные кричат, Мы здесь, ПБ успокаивается]: Elwin 1958a, № 7: 88; миньонг [вначале вода, земля ниже ее; Kayum-Sedi-Nane-Wiyu велел Kayum-Polung-Sabbo-Wiyu, имевшему облик огромного буйвола (mithun), прорыть рогами сток водам; земля появилась; на поверхности вод жил Wiyu Sedi-Irping-Puing-Idum-Botte; когда земля высохла, он умер, его кости стали деревьями, шерсть – травой; при рубке леса ему надо приносить жертвы, иначе другие Wiyus станут трясти землю]: Elwin 1958b, № 8: 96-97; тагин [существо Mobe-Mobeane с глазами и ушами, но без ног, рогов и хвоста держит землю; когда умирает знаменитый шаман, он проходит мимо ММ, тот пытается загородить ему путь, шаман бьет его мечом, ММ содрогается в гневе, весь мир дрожит]: Elwin 1958b, № 13: 98-99; (ср. тараон (Digaru) мишми [земля покоится на четырех столбах, находящихся в водоеме; между столбами плавает рыба; когда ударяется о них, происходят землетрясения]: Elwin 1958b, № 14: 99).

Бирма, Индокитай. Буланг [создатель-великан Gumyar поймал морскую черепаху, поместил на нее землю, поставил петуха сторожем; когда черепаха пытается шевелиться, петух ее клюет; когда петух устает и закрывает глаза, черепаха движется и земля содрогается]: Yoshiyuki Kojima 1993 в Matsumura 2011; кхамти (Khampti) [вначале везде вода; Phra положил земли на спину рыбе, велел самке снести яйцо, разрезал, одну половину положил на землю, другую сделал небом; из цветка дерева вышли первые мужчина и женщина; раджи вышли из первого яйца]: Elwin 1958a, № 11: 17.

Южная Азия. Индуизм: Темкин, Эрман 1982, № 40 [в различных древнеиндийских текстах землю по сторонам света поддерживают четыре либо восемь слонов; их имена варьируют]: 97, 254 (прим.); Elwin 1939 [огромный кабан Varaha держит мир; когда перекладывает с одного клыка на другой, происходят землетрясения]: 330 (прим. 1); 1949 [землю поддерживает кабан Varaha (воплощение Вишну), либо бык, либо слон; либо черепаха, на ней змея, на ней слон; когда кабан перекладывает ношу с одного клыка на другой, происходят землетрясения]: 13; Zimmer 1946 [Airāvata – первый слон, вместе с семью другими слонами-самцами выдел из скорлупы яйца в правой руке Брахмы; из скорлупы в левой руке вышли 8 слоних; эти восемь пар поддерживают мир по сторонам света и по промежуточным сторонам]: 104-105; индийские мусульмане (в Sylhet) [земля покоится на рогах быка; когда бык трясет головой, происходит землетрясение; но быка тут же кусает москит и бык замирает]: Elwin 1949: 13.

Малайзия, Индонезия. Малайцы [земля держится на рогах буйвола; когда один рог устает, буйвол перебрасывает свою ношу наменьше, чем на западе и на востоке США и другой, происходит землетрясение; сам буйвол стоит на островке среди моря, на черепахе или на рыбе Nun]: Skeat, Blagden 1900: 5-6; батаки (Madailing) [земля покоится на одном из рогов чудовища – полузмеи-полубыка]: Van der Tuuk, t.4: 54 в Pleyte 1894: 96; минангкабау [как у батаков; когда быка кусает комар, он его отгоняет, земля колышется]: Niemann 1970(1): 292 в Pleyte 1894: 96; ибан [Radja Gantallah (=Petara) покоился на lumbu (вероятно, бык или буйвол); создал двух птиц, которые сделали из lumbu землю; lumbu также поддерживает землю, причем он точно не змей]: Horsburgh 1858 в Stöhr, Zoetmulder 1965: 36; батаки (тоба) [верховный бог Mula Dyadi жил на верхнем из 7 ярусов неба; создал троих сыновей; создал дерево на одном из нижних ярусов, его ветви достигали верхнего; создал курицу, она высидела на дереве три яйца, из них родились трое девушек, он дал их в жены своим сыновьям; у одного было лицо ящерицы, кожа хамелеона, девушка отказалась, стала прясть, уронила прялку в нижний мир; по размотавшейся нити спустилась на голову плававшей в море змеи; положила туда горсть земли, принесенную по ее просьбе ласточкой МД; змей устал и перевернулся, возникший мир был залит водой; МД создал восемь солнц, они высушили лишнюю воду; дева вонзила меч в змея, пригвоздив его намертво к земле, чтобы больше он не переворачивался; взяв новую почву, создала землю заново; МД выстрелил женихом девы из духовой трубки; оказавшись на земле, юноша выстрелил в горлинку, та схватила стрелу, улетела; идя за ней, он нашел небесную деву, женился на ней; они породили людей]: Warneck 1909: 30 в Dixon 1916: 160-161 (краткий пересказ в Hatt 1949: 33); восточные тораджа [1) землю поддерживает буйвол; когда муха кусает его за ухо, буйвол шевелится, земля трясется; 2) землю держит на голове богиня Ndara]: Adriani, Kruyt 1950, № 1: 370; Тимор (Mollo) [существо foti в облике буйвола держит землю; когда шевелится, она содрогается, в это время распространяются болезни]: Kruyt 1923 в Maaβ 1933: 276.

Балканы. Болгары [земля держится на рогах вола или буйвола, тот стоит на рыбе]: Гура 1997: 758; македонцы: Ценев 2004: 19 [плоская земля плавает в воде, либо покоится на столбе, либо опирается на рога вола или нескольких волов], 23-24 [1) земля покоится на столбе, за который привязан вол или буйвол; когда он чешется, происходят землетрясения; вол лижет столб, тот истончается, но на Спириден кузнецы ударяют по наковалке и столб вновь восстанавливается; 2) земля покоится на столбе; иногда к нему подходит вол почесаться, земля содрогается; 3) земля на столбе, дьявол к нему привязан, рвется, земля содрогается; 4) земля покоится на трех столбах, к ним привязаны три вола, они рвутся, земля содрогается; 5) земля на трех столбах, к среднему привязан дьявол, он рвется, земля содрогается]; сербы [земля стоит на волу; на четырех волах; на четырех быках; на четырех быках, из которых на западе черный, на юге – синий, на севере белый, на востоке – красный; они стоят в желтой воде, пьют ее, устали, в конце мира вода затопит землю]: Jанковић 1951: 9; гагаузы [земля стоит на рогу желтого (сары) быка; когда он перебрасывает ее от усталости на другой рог, происходит землетрясение; другие говорят, что земля стоит на рыбе, а во время землетрясения рыба вертит хвостом]: Мошков 1901: 58.

Средняя Европа. Поляки (Люблинское воеводство) [опирающаяся на рыбу плоская земля прикреплена к облакам веревками]: Белова 2004: 110; русские: Кузнецова 1998 [в северной (русской) версии космогонической легенды земля утверждена на рыбах, на четырех рыбах, на трех, на семи китах]: 68; Потанин 1883 [земля стоит на семи или на трех китах; в стихе о Федоре Тироне вместо кита Тит-рыба и Кытра-рыба; кытр – мамонт; по другим (книжным) сказаниям, земля держится на "великорыбии", на "огнеродном ките", на "змее" Елеафаме, на "железном столпе" (Ж. М. Н.Просв., 1863, апрель, стр.14)]: 737; белорусы (Великий Бор Хойникского района Гомельской области) [земля покоилась на лягушке; Бог (для упрочения опоры) добавил ей панцирь (Яна була бу ўуж, бу жаба. Бог ей накiнуў чәpan)]: Судник, Цивьян 1982: 146.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары (южный берег) [1) ветер (есль) держит воду, вода – рыбу, рыба – быка, на его рогу утверждена земля (Капсихор); 2) земля держится на буйволе, буйвол на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на тьме; устав, буйвол перемещает землю с одного рога на другой, вызывая землетрясения (Алушта)]: Потанин 1883: 799; карачаевцы: Джуртубаев 1991 [земля держится на трех быках; когда они устают стоять неподвижно и начинают переминаться, происходят землетрясения]: 68; Каракетов 1995: 60-61 [поверхность земли представляла собой пустыню, на которой лежал черный вол; песок был коричневый, с ростом вола становился все краснее и тем светлее становилось на земле; когда вол не стал помещаться на земле, с неба упал камень, войдя в спину вола, привел его в движение; вол зацепил рогом небесную оболочку, она треснула по периметру; вода из трещины затопила землю; за водой выпали два получеловека-полуптицы - отец Джоккай и сын Элледжер; 999 лет снимали шкуру с вола; когда сняли, вместо вола на поверхности океана оказался змей Апу-Джылан; они породили Акъбий-Тейри (бог неба) создать жизнь; вода отступила, земля стала такой, как сейчас, змей ушел под землю; на месте его ухода выросло дерево Шонай-Терек; эта земля из-за действий ворона ушла наверх и на ней обитают святые люди Шонай-Адамла], 62-63 [земля была покрыта бесполой водой ('море, где не было женской воды и мужской воды'), посередине лежал дракон Сарыубек, ноги его не дотрагивались до дна; на 999-й год своего ноги С. дошли до дна; камни начали плавиться, превращаться в караджеков (о караджеках см. мотив B3A); к. делились на женщин и мужчин, тамадой у женщин была Даучу-Къатын, а у мужчин Шыррай-Тейри; караджеки взобрались на поверхность моря, на спину дракона, женщины начали бороться с мужчинами, у дракона стала лопаться кожа стал сбрасывать караджеков; ДК попросила мира у ШТ, но он продолжил войну; тогда надела ему на голову снятую со своей груди кожу, он превратился в синий камень; приказала слугам сделать из этого камня меч, отрубить дракону ноги; срезала мечом со своей головы 99 волосинок и приказала воткнуть волосинки в темя дракона, в его единственный, закрытый глаз, оставшимися перевязать рот; когда захотели пронзить глаз дракона, глаз открылся, все на земле засверкало; ДК вонзила нож спину дракона, спина раскололась, из позвонков выросли горы; на левой стороне все покрылось тьмой, а на правой все засверкало; в темной стороне остались караджеки с ДК, в светлой - 47 караджеков и меч; из меча произросло дерево Калаупеля-Терек; полоса, отделявшая темную часть от светлой, называлась Ассы-Сыз; горы, отделяющие Закавказье от Северного Кавказа, назывались до недавнего времени Ассы-Таула], 64-67 [посреди моря лежал дракон Аждагъан-Джелимауз; на его темени свили гнездо Ала-Къаз ('Алая гусыня') и Къара-Къаз ('Черный гусь'); у них не было яиц; на тысячный год у джелимауза начали расти ноги, он начал шевелиться; Гусыня, боялась, что дракон сбросит их со спины, дважды ныряла, не достигнув дна; на третий попала во тьму; достигла светлого пятна, там черное существо Къара-Пуху посоветовал пойти к своему старшему брату Къайыр-Хашхы ("Сердитый Властелин'), за совет дать подарок; Гусыня отдала правое крыло; КХ послал к старшей сестре одноногой Обур-Къатын ('Женщина-Оборотень'), забрал левое крыло; ОК послала к старшему брату Эрк-Джылан, велела идти, пока не остановится клубок, сделанный из ее волос; ЭД послал к самому старшему брату Къарт-Чоппа, забрал вторую ногу, дал часть своей кожи, она донесла Гусыню до цели; "Нашим отцом является Къара-Къузгъун ('ворон'), а нашей матерью – Черепаха, они были властелинами морской поверхности, но дракон перерезал их животы, лишил власти; чтобы усмирить дракона, необходимо вызвать Къарт-Чоппу; для этого надо срезать желчный пузырь дракона, закрыть им его средний глаз; срезать можно волоском, который растет на темени дракона под вашим гнездом"; все было сделано, дракон заревел от боли, открылись небесные своды, вышел старец в зеленом одеянии с золотым посохом; гуси от испуга нырнули, вынырнули через 9 месяцев, грязные; Къарт-Чоппа сидел на их гнезде, соскоблил с перьев гусей грязь, велел сделать из нее лепешку, одну половину съесть, другую размочить, смазать спину дракона; от этого тело дракона начало гнить, показался позвоночник; КЧ вонзил посох в темя дракона; тот издал крик, небо засияло; КЧ ударил трехпеченочным стеблем по срединному глазу дракона, он лопнул, два остальных открылись; из срединного вылилась вонючая жидкость, от нее море стало белым; если глаза дракона снова закроются, все потемнеет; при появлении грозовых туч говорят, Пусть Аллах спасет от закрытия глаз Дракона], 68 [когда на земле стало светло от открытия небесных сводов, черный ворон (Къара-Къузгъун) поселился на огромной горе (вероятно, Эльбрус), где бил родник Минги-Кёзлеу; из моря родился Къыйлы-Огюз (Грешник Вол); летевший ворон зацепился крылом о рог вола и из него пошла кровь; от одной капли крови появилась птица Къумаррай-Чыпчык, а из другой дерево Джуртда-Джангыз-Терек; рядом с деревом было болотце из грязи, якобы предназначенной для смазывания поверхности тела дракона; оно есть не затвердевшая грязь птицы Къумаррай-Чыпчык]; осетины [земля стоит на голове великана; когда великан покачает головой, происходит землетрясение]: Чичинадзе 1993: 136; ингуши: Далгат 1972 [горы с землей держатся на рогах быка, бык привязан к столбу; быки согласились держать землю, если их не станут запрягать по вторникам и если во время езды им будут давать мочиться стоя]: 64; Потанин 1883 [земля стоит на быке, когда он шевелится, бывают землетрясения]: 799; чеченцы [Бог создал землю втрое больше неба, тогда сжал ее, появились земляные горы; чтобы ее укрепить, Бог создал каменные горы; быки согласились держать на рогах землю, если по вторникам они не будут работать (по вторникам работать запрещено), а во время езды им будет можно мочиться стоя]: Далгат 2004: 177; кюринцы (ахтинцы) [земля утверждена на рогу красного быка]: Потанин 1883: 799; мюрагинцы [земля на спине (или на роге) красного быка; испугавшись большого муравья (комара), бык замер; когда муравей движется, бык отскакивает, земля содрогается]: Ханагов 1892: 152-153; кумыки [земля состоит из семи слоев; под нижним - бык, держит ее на рогах; перекладывая с одного на другой, производит землетрясения]: Гаджиева 1961: 329; армяне: Багрий 1930(3) [1) земля держится на рогах стоящего в воде красного быка; его кусают оводы, он чешет себе спину, происходит землетрясение; 2) в океане на рыбе стоит вол, держит на рогах землю; когда гневается, трясет рогами, происходит землетрясение]: 128; Мелик-Шахназаров 1904 [земля на рогах быка, когда мухи беспокоят его, он шевелится, земля трясется]: 91; талыши [мир утвержден на спине быка, один его рог на западе, ругой на востоке; перед быком волк, поэтому он не пожет шагнуть; когда муха кусает быка, он двигает ушами, происходят землетрясения]: Багрий 1930(3): 23; турки [земля покоится на рогах Желтого быка (Сары окюз); под быком рыба, еще ниже – море; когда грехи людей переполняют чашу терпения Бога, он велит мошке щекотать быку нос; бык машет головой, сотрясая землю; если бы мошка в носу быка задержалась, он сбросил бы землю с рогов; из сострадания к людям, Бог этого не допускает]: Гордлевский 1968: 74; азербайджанцы (турки Елисаветпольской губернии) [землю держит ангел, стоит на скале, скала на быке с 4000 глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык – на рыбе; в конце мира Бог возьмет землю в левую руку, небеса опрокинет в правую, земля станет иной, небо и ад упразднятся]: Ширакуни 1904: 211-212.

Волга – Пермь. Коми-пермяки [три коня каждый по очереди держат землю; когда черный – голод и мор, белый – войны и смерть, красный - благополучие]: Конаков 1999, № 6: 433; удмурты [под землей живет черный бык (музъем утись ош, му-ош), который стоит на спине рыбы, плавающей в подземном море; бык держит на своих рогах землю, из-за движения рогов происходят землетрясения]: Емельянов 1921: 136 в Владыкин 1994: 81; Перевозчикова 1988: 18; 1993: 252; мари: Потанин 1883 [земля утверждена на рогах быка; один уже сломался, когда сломится и другой, наступит конец мира]: 799; Holmberg 1927 (уфинские черемисы) [в океане огромный краб, на нем стоит бык, держит на рогах землю; когда шевелится, происходят землетрясения]: 312; татары [земля держится на роге быка, бык стоит на усе рыбы; вода опоясывает землю, покоится на вечной темноте]: Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314.

Туркестан. Казахи: Ибраев 1980 [зап. в 1976 от баксы Беркимдай-Ата; земля держится на рогах быка Кок-Огуз, стоящего на Джада-Тас (белая скамья-камень, при помощи которого шаманы вызывают осадки)]: 44; Потанин 1881, № 8г [на поверхности океана (или большого озера) лежит туман (бу), на поверхности тумана камень джаин, на камне на четырех ногах стоит ког-огуз (сивый бык) и рогами поддерживает землю, на которой мы с нашим скотом ходим]: 153-154; Потанин 1972, № 7 [мир стоит на китовом усу и на рогу серого или синего быка]: 61, 303 (прим.; поверье восходит к кораническим легендам); киргизы [земля держится на золотых рогах черного быка; когда тот шевелится, происходят землетрясения]: Брудный, Эшмамбетов 1989: 108-115; уйгуры [под землей бык держит ее на одном роге; когда грехи накапливаются, он устается, перекладывает землю на другой рог, происходят землетрясения]: Катанов 1897b: 44.

Южная Сибирь - Монголия. Шорцы ("кузнецкие инородцы") [сперва одна вода; Бог часто сплевывает на одно место, слюна образует кучу, из нее вылезает дьявол Айна, называет его другом; Бог велит ему нырять достать землю, сказать, Помоги, Господи! А. не говорит, земля дважды смывается с его рук, но на дне он ее ест; в третий раз принес землю, Бог высушил, разбросал ее, сотворив сушу; земля в желудке А. стала расти; Бог разрезал, почистил, вылечил А., лег спать; А. пытался перевернуть землю, но лишь растянул ее; упросил дать кусок земли хотя бы размером с костыль; провалился вниз, а из отверстия вышли гады и насекомые, колючие растения, появились горы, болота; Бог укрепил землю на трех китах (кер-палык); когда те меняются местами, происходят землетрясения]: Штыгашев 1894: 1-7; алтайцы [алтайский бумажный календарь; в центре оранжевая лягушка, вокруг широкая светло-синяя полоса - море, в нем плавают две рыбы (видимо, щуки); видимо, рыбы и лягушка поддерживают землю; сама земля изображена в виде расцвеченной в зеленый, красный, оранжевый и желтый полоски, окружающей океан]: Иванов 1954: 628-629, рис. 72; алтайцы [земля некогда представлялась в образе какого-то животного; мифы такого рода не сохранились, но в алтайском эпосе имеются упоминания о шее, лопатках или подмышках земли, упоминается ее рот, пуп]: Потапов 1983: 102-103; алтайцы [была вода, в ней жила Аг-эне (Белая мать) выше носился Ульгень; А. велела У. творить, говоря, этьтым, пютьты-деп (сделал, сверилось!); он творит землю, затем небо (тенгри); для укрепления земли поставил три рыбы, две по краям, одну – в центре; центральная – главная; направлена головой к северу, под жабры подхвачена крюком с арканом, конец которого направлен к небу и там закреплен на трех столбах; этим устройством управляет богатырь Мангды Шире; если ослабит аркан на одном столбе, земля склонится к северу, на ней образуются топи и болота, если на другой – земля может вообще утонуть]: Вербицкий 1893: 90; 1992: 111-112; телеуты [круглая земля под железной крышкой (темир капкак)-небом держится на четырех синих быках (кöк пуга); оттого, что уставшие быки начинают передвигать ноги, происходят землетрясения]: Функ 1997: 54 (=2005: 117); чулымские тюрки [мамонта называют кер, гер, герс, сух-герс, причисляя его к водяным животным (сух – "вода"); "по поверью, впрочем мало распространенному, мамонта по его громадности и необычайной тяжести земля не могла сдержать, а потому Бог... назначил ему поддерживать землю"]: Потанин 1883: 709-710; Holmberg 1927 [ссылка на Потанина и на Munkásci, Keleti szemle 9(3): 293; возможно "бык" превратился здесь в "рогатого" мамонта]: 312; тувинцы [земля лежит на Лягушке; когда та пошевелится, земля упадет; однажды пошевелилась, море затопило землю потопом; один старик заранее сделал окованный железом плот, спасся с немногими людьми]: Потанин 1883, № 42г: 208; буряты: Гомбоев 1890, № 12 [земля стоит на животном мыхлэй, имеющим форму черепахи; когда оно утомляется и содрогается, земля колеблется]: 72; Хадахнэ 1926 [(р.Обусы, Осинский район Иркутской области); существовали две плоскости, верхняя и нижняя, верхняя больше нижней; на нижней находилось четыре счастья (зол); из одного образовалось море, из второго – золотая ива, из третьего – человеческая форма, из четвертого – свет огня; из человеческой формы образовалась Эхе бурхан (Богиня-Мать); под золотой ивой создала сына по имени Бударга, из коры ивы – друга для него птицу Анхата шубуун; в море сотворила рыбу Абарга загаhан, из света огня создала солнце; из морской пены вышел демон Арханг-Шотхор; он не достал землю.; птица АШ принесла в когтях со дна моря горсточку глины, ЭБ на спине АЗ сделала из нее землю; ночью демон АШ стал тянуть спящих в воду, но лишь растянул землю, ставшую большой; предложил сдавить землю, так появились горы; стал просить себе долю; ему согласились дать столько, чтобы поставить трость; из дыры выползли насекомые, змеи, черви и пр.; см. мотив B3B]: 32-33; Шаракшинова 1980 [1) (по Жамцарано, рук.) мир сотворили тысяча небесных бурханов; в поисках земли Лебедь летел по воздуху, а Ворон находился под водой; они увидели Золотую Черепаху, которая в лапах держала землю; сообщили Хухудэй Мэргэну, он выстрелил в Черепаху, та опрокинулась, образовалась твердь, на которой была сотворена земля с растительностью; тысяча небесных бурханов нежились на земле - Улгэн и на небе — Ундэр; Архан шутхэр стал просить для себя часть земли с тоненькую лозинку; воткнул лозинку в землю, из отверстия стали выползать комары, мухи, гнус и другие вредные насекомые; 2) земля сотворена богом на четырех лапах Золотой Черепахи, которая лежит на спине и поддерживает нашу землю]: 25; буряты [земля стоит на большой рыбе, та стоит среди моря Мэрхэн-дала; когда рыба поворачивается, происходит землетрясение]: Хангалов 1960, № 13: 18-19; буряты, монголы [землю держит на спине огромная рыба: бурят. Абарга Загахан, монг. Аврага Дзагасан, калм. Аварга загси]: Неклюдов 1982a: 173; монголы [(записано миссионером Вас. Постниковым от халхасца); везде вода, Очурманы жил на небе; решил сделать землю, искал товарища, нашел Чаган-Шукуты; оба спустились на воду; заметившая их Лягушка нырнула; О. послал ЧШ отыскать ее в воде; тот достал Лягушку, положил на воду брюхом вверх; О. сел на нее, велел ЧШ нырнуть, достать землю; тот принес со дна охапку жидкой земли, сказал О., Если бы не я, тебе не достать земли; земля тут же вывалилась у него из рук, упала в воду; О. велел ему нырять снова, брать землю и нести ее от его имени; О. высыпал принесенную землю на Лягушку, земля стала расти, оба на нее сели, заснули; Шулмус схватил их, чтобы бросить в воду, но земля росла быстрее, чем он бежал к ее краю; он бросил их; О. и ЧШ сделали человека, пошли искать душу, оставили собаку караульщиком; обещали найти для собаки шерсть; Дьявол дал ей шерсть, накормил, зажег пряжу, вдул дым человеку в нос, оживив его; О. и ЧШ поставили чашку с водой; на чьей стороне вырастет в чашке, тому править землею; Ш. попросил и себе земли, получил столько, сколько под концом его палки; воткнул в землю, выползли черви, змеи, гады; цветок вырос со стороны О., но тот задремал и ЧШ положил его на свой край; О. сказал, что теперь и люди и животные будут воровать и враждовать; ушел на небо; он настоящий бог, а Ульгень – это выдумали камы (шаманы)]: Потанин 1883, № 46б: 220-223; монголы [Черепаха шла с северной стороны на южную; богатырь выстрелил в нее; стрела пронзила ее насквозь и застряла в теле; Черепаха опрокинулась и испустила дух; с левой стороны черепашьего тела торчал деревянный оперенный конец стрелы, от него образовался лес; с правой стороны высовывался железный наконечник стрелы; ту сторону, куда он был направлен, назвали Железной стороной (тумэр зуг); когда Черепаха умирала, из нее полилась жидкость, образовавшая море, эту сторону назвали Северной водной стороной; из пасти пылало пламя, эту сторону прозвали Южной огненной стороной; в четырех лапах Черепахи были зажаты комочки земли, из которых образовалась земная твердь с растительностью]: Шаракшинова 1980: 26; ойраты: Ивановский 1890а (торгуты) [земля держится на сером быке (кöк-буху); когда он шевелится, бывают землетрясения; ветер – его дыхание; к краю земли, где она сходится с небом, невозможно приблизиться из-за жары]: 263; Потанин 1883, № 46е (дюрбюты) [Маджи шири обратился в лягушку, лег на брюхо, растянул руки и на своем брюхе утвердил им же созданную землю; если один палец у лягушки пошевелится, бывает землетрясение]: 224-225; монголы [Алтын-мелекей, "Золотая лягушка", лежит на спине, четырьмя лапами держит Сумеру; если пошевелит одной, подует теплый ветер, другой – пойдет дождь, третьей – станет тепло]: Потанин 1893, № 14: 350; монголы (Урга) [землю сотворил Бурхан Шагджи-Туби; он бросил принесенную им с неба щепотку земли в океан; щепотка разрослась, образовала землю; на ней появились трава, животные; Ш. принес на нее человека; люди постепенно вырождаются; будут жить семь лет, ростом с локоть, лошади будут величиной с зайца; тогда появятся 3 солнца, все сожгут, останутся горы; свинцовый дождь сравняет их, останется песок; его сметет ветер; тогда освободятся два кита и лягушка, на которых стоит земля; Майдари сотворит новую землю, поставив ее на тех же китов и лягушку]: Беннингсен 1912: 13-14.

Западная Сибирь. Ненцы: Лар 2001 (Ямал) [Нум и Нга – сыновья старухи Пухуца; Нга просит есть, П. говорит, что пусть сперва Нум сделает землю; велит построить чум, где она станет жить под землей со стариком Вэсоко (Ири-Вэсоко); Нум велит Гагаре нырять, та приносит со дна сперва песок, затем ил, на третий раз траву; Нум лепит землю, бросает на воду; та сперва неустойчива; Нум кладет ее на кита, земля снова дрожит; бросает на землю камень из меди, железа и прозрачного камня; земля застывает; для матери Нум делает красную землю, ставит чум; Нга хочет землю себе, братья долго сражаются; мирятся; Нум скатывает шарик, бросает, возникает солнце; у Нга получается луна; Нум лепит голого человека, он хочет есть; Нга делает волосатых людей, они дерутся, Нум советует отправить их под землю; братья сражаются, Нуму приходится согласиться, чтобы они оба вдохнули жизнь в человека; было тепло, человек и собака ходили голые; Нга дал собаке теплую шкуру, за это та пропустила его к человеку, Нга его оплевал, наслал болезни; человек стал охотиться, одеваться в шкуру собаки; Нум велел собаке питаться калом, быть слугой; научил человека шаманить; ушел на небо, отдал Нга подземный мир]: 188-205; Лехтисало 1998 [Нум предлагает Нга приготовить землю; тот взял из воды песку, но он проскользнул у него между пальцев; Нум взял песку, положил лепешку на воду; велел Нга принести кита, чтобы утвердить на нем землю; но земля продолжала двигаться; тогда велел принести камень, земля остановилась; этот камень - Урал]: 9; Хомич 1977 [плоская земля расположена на спине черной собаки, которая плавает в океане; от ее покачивания происходит смена дня и ночи]: 15; манси [земля держится на спине ерша, поэтому на ней трудно жить]: Ромбандеева 1992: 43; ханты [земля держится на ерше, который живет в море]: Кулемзин 1984: 170; северные селькупы: Прокофьева 1976: 106 [земля плоская, ее подпирают мамонты и "землю держащая на весу рыба"], 116 [мамонта представляли в образе огромной щуки, голова которой поросла зеленым мхом]; кеты [земля плавает в воде, поддерживается "ногой", "большим кротом", "большой птицей"]: Алексеенко 1976: 77.

Восточная Сибирь. Байкальские эвенки [представление о земле как о четырехгранном теле, поддерживаемом четырьмя стойками, лягушками или черепахами (опись колл. МАЭ, № 1879), попало в Забайкалье от южных соседей и оленеводами было вынесено на истоки Вилюя и западнее]: Василевич 1969: 210; конные эвенки района Нерчи – Читы [помощником творца была лягушка; она вынесла землю в лапах на поверхность воды, но злой брат творца (по позднейшим вариантам – небесный шаман) выстрелил в нее; она перевернулась, и с тех пор стала лапами поддерживать нашу землю среди водного пространства]: Василевич 1969: 214-215; эвенки-орочоны [были вода и небо, в воде жили змея и лягушка; на небе светили солнце, луна, звезда Чолбон (Венера), энекан буга; змея была старой, уставала и мерзла в воде; попросила лягушку достать земли, укрепить ее на воде, чтобы змея могла отдыхать и греться на солнце; Лягушка нырнула, достала землю; когда начала ее укреплять, земля стала тонуть; в это время подплыла змея, Лягушка испугалась, что змея будет ругать ее за беспомощность, перевернулась, стала лапами поддерживать землю; так и осталась до настоящего времени]: Мазин 1984: 19-20; эвенки [за крайней землей нижнего мира – вода; в ней плавают два окуня и две щуки; на их спины опирается вселенная – буга; гигантский олень нижнего мира имеет рога лося и рыбий хвост]: Анисимов 1959: 18; якуты [(описание страны богатыря Нюргун Бëгë); мать-земля… с окружностью из моря-трясины, с подпоркой из белорыбицы, с опорой из рыбы кит, с застежкой из рыбы осетр, с колышком из рыбы ерш, с балками из рыбы таймень, со столбами из рыбы сиг, с опорой из рыбы нерпа – увеличиваясь-возрастая… стоит]: Емельянов 1980: 319.

Япония. Айну: Арутюнов, Щебеньков в Спеваковский 1988 [землетрясения вызваны голодными спазмами в желудке лосося, на котором бог-творец создал землю]: 75; Batchelor 1927: 128 [земля лежит на спине форели; когда та шевелится, происходят землетрясения; она глотает и изрыгает воду, вызывая приливы и отливы]: 488; Etter 1949 [два бога держат каждый руку на форели, чтобы не дать ей двинуться с места]: 27; Hitchcoch 1890 [земля покоится на спине огромной форели, она же «рыба – позвоночник мира»; ее движения вызывают землетрясения; это та же рыба, что живет в глубоких озерах, глотает людей и животных; одна проглотила оленя, рога прорезали живот, рыба издохла; однажды боги спустились помочь людям; вонзили в форель свои когти, с трудом вытащили ее на поверхность, люди ее убили мечами]: 488.

СЗ побережье. Нутка [мир покоится на спине кита, живущего на дне моря]: Webber 1936: 28.

Средний Запад. Виннебаго [Создатель делает землю, она качается; он помещает четырех существ по четырем сторонам, но земля все равно ненадежна; тогда пронзает землю по четырем сторонам четырьями змеями головами вниз; теперь земля тверда]: Radin 1909, № 4: 308-309; 1932: 56-57; Smith 1997: 18-19.

Северо-восток. Земля покоится на спине черепахи; см. мотив B3A. Гуроны; ирокезы; сенека; онондага; делавары.

Юго-восток США. Шони: Trowbridge 1939: 42 [люди молятся четырем змеям по четырем сторонам света], 61 [создав землю, Великий Дух помещает четырех очень больших животных по сторонам света, чтобы земля стояла прочно]; Voegelin 1936 [Создатель спускается, создает черепаху, на нее помещает землю]: 8.

Калифорния. Като [небо упало, первый мир погиб; с севера идет рогатое животное-Земля; где глубоко, вода доходит ему по плечи; Земля ложится на мелком месте; Нагайтехо кладет глину ему между глаз и на рога, так создает землю]: Goddard 1909, № 1: 183; юки: Foster 1944 [землю поддерживают лось (milatehen), uk-milatehen («водяной лось») и кротиха; когда один из них шевелится, происходит землетрясение; облака – их дыхание]: 233; Kroeber 1932b [Тайкомол делает землю на поверхности моря, плетя ее как корзину; ставит столбы-опоры; ниже помещает что-то вроде лосей, чтобы держать землю]: 914, 916; чумаш [две змеи поддерживают землю; когда устают и шевелятся, происходят землетрясения; верхний мир поддерживает орел-людоед Сло'в; затмевает луну, расправляя крылья]: Blackburn 1975, № 1: 91-92; китанемук [Создатель творит землю, небо и первых людей, подув на фигурки из глины; это предки нынешних птиц и животных; важнее других - пятеро братьев с сестрой; они создают пять миров один над другим; дисковидный мир плавает в океане; его поддерживают две змеи, чьи движения вызывают землетрясения]: Blackburn, Bean 1978: 568.

Большой Бассейн. Северные пайют (?"западные нума") [большой бизон держит небо (без подробн.)]: Powell 1971: 243.

СЗ Мексика. Тараумара [рогатая жаба держит мир]: Lumholtz 1903(1): 308; уичоль [двуглавая орлица держит мир в когтях; звезды – ее одежда]: Lumholtz 1986: 40.

Мезоамерика. Цоциль [земля имеет форму куба; по четырем углам ее подпирают (плечами либо хвостами) четыре животных; когда перекладывают ношу, земля содрогается; либо это четыре бога Vashakmen; над землей четыре квадратных неба; на нижнем Луна, далее звезды, на верхнем Солнце]: Vogt 1969 (Zinacantan): 297.

Северные Анды. Коги [черепаха держит землю]: Reichel-Dolmatoff 1991: 151.

Льяносы. Гуаяберо [двое юношей идут ловить рыбу; одного позвал Дайип, тот перепрыгнул ручей, оказался за морем; чудовище Минтатиль, которое держит землю, перевозит его назад; пока он спит, насекомое picure разрисовывает его в разные цвета; юноша добирается домой, его там отмыли]: Schindler 1977a: 232-235.

Устье Ориноко. Варрау [четырехглавая змея находится в основании земли]: Wilbert 1979: 135.

Гвиана. Кашуяна (арикена) [четыре броненосца держат небо]: Kruse 1955: 414.

Западная Амазония. Кофан [ящерицы поддерживают землю; Чига (создатель) может уничтожить мир, если люди станут их убивать]: Califano, Gonzalo 1995, № 7: 71.

СЗ Амазония. Ягуа [два ленивца на верхнем ярусе неба держат мир]: Chaumeil 1982: 53.

Восточная Амазония. Шипая [Marušawa теперь невидим; живет в Kurišiši, с ним его род и великие шаманы, общавшиеся с М. при жизни; раньше был как человек, теперь выглядит ягуаром; три женщины собирают в сосуд капающую с его пасти слюну; если хоть одна капля упадет на землю, случается несчастье (кто-нибудь порежется, укусит змея и т.п.); М. сидит лицом на север; когда повернется и оглянется, люди умрут; рядом с ним жаба Kududú, она держит на спине землю; когда М. захочет уничтожить землю, он обойдет жабу, подойдя с внешней стороны неба, и вытащит ее, так что небо обрушится; пиша М. - люди без ануса, Adji, которых некогда убил его сын Kuñarima; когда мясо кончается, М. дует на оставшиеся на решетке для жаренья кости, те снова обрастают мясом]: Nimuendaju 1920: 1022.

Боливия - Гуапоре. Такана [крылатый ягуар помогает держать мир]: Hissink, Hahn 1961, № 208: 233-235.