Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I8C. Подвешенная земля.

.17.18.21.22.24.28.31.34.35.42.44.47.-.50.52.55.68.

Земля удерживается от падения или раскачивания, потому что привязана за веревки.

Передняя Азия. Вавилония [чтобы укрепить землю, ее привязали к небу веревками и закрепили колышками; эти веревки-канаты – Млечный Путь]: Афанасьева 1982b: 653.

Австралия. Рубак Бей [после смерти воин Эму поднялся к небу, стал созвездием рядом с Млечным Путем; держит две веревки, за которые привязана земля; если они оборвутся, небо рухнет на землю]: Peggs 1903: 362; юалараи [Ван (ворон) предлагает Балу (месяцу) не делать новых детей, а оживить умерших; тот отказывается; В. предлагает ему залезть на дерево собирать гусениц, заставляет дерево вырасти до неба; Б. остается на небе; ранее он отказался жениться на солнце-Йи; по указанию Йи, духи, поддерживающие по краям небо, мешают Б. вернуться на землю; если позволят, Йи убьет духа, держащего в центре небо концы веревок, на которых висит земля; Б. проскользнул мимо духов, приняв образ эму; пошел с женами собирать гусениц, оставив бревно там, где спал, и покрыв его шкурой; брат Б. попытался его убить, но лишь ударил бревно; когда братья Б. приближались, Б. снова превращался в эму, ускользал от них; Б. и Ящерица стали делать детей, посылать к духам, которые отправляли их к земным матерям; дети прятались в ветвях эвкалипта; проходившая под ними женщина беременела; если Б. восходит поздно, он делает девочек (их делать дольше, чем мальчиков); девочек в женщин превращает Ван (ворон)]: Паркер 1965: 49-54.

Северо-Восток Индии. Гаро [земля – плоская, квадратная, подвешена по углам за веревки к небу; на каждой из четырех веревок живет белка, пытающаяся ее перегрызть; четверо слепых стоят рядом, отгоняя белок бамбуковыми палками; когда кто-то из них засыпает, белке удается ослабить веревку, происходит землетрясение; вар.: земля - как стол на четырех ножках; по ножкам бегает мышь, и земля содрогается]: Playfair 1909: 88; Golaghat [мир подвешен по четырем концам за веревки; белки бегают по ним и кусают их, вызывая землетрясения]: Lewison, 365 f в Elwin 1949: 14.

Индокитай. Ахом [небо соткал из золотых нитей паук, земля появилась из его экскрементов; Пхатувчунг опустил тысячи сверкающих нитей связать небо и землю; по нитям на землю опустились души живых существ]: Чеснов 1982f: 354.

Малайзия, Индонезия. Семанги (батек) [с вершины каменного столпа Бату Кеньям во все стороны к горизонту тянутся семь веревок из ветра, дождя и молний, которые держат землю; духи hala на верхнем ярусе неба их охраняют; если веревки порвутся, миру придет конец]: Endicott 1979: 45; батаки (Karo) [небесный бог Batara Guru и женщина нижнего мира не имеют детей, они поселились в хижине у моря; из воды вышел змей, велел вложить руку себе в пасть, БГ вынул кольцо, исполняющее желания; жена родила троих сыновей и троих дочерей; один из сыновей взял сем горстей посланной отцом земли, создал землю, подвесив ее на семи шелковых канатах; земля отгородила нижний мир от света; один из трех сыновей стал жить в нижнем мире, разрушил землю; так семь раз; тогда БГ поставил железный столб поддерживать четыре балки, на которых лежит земля; подземный брат до сих пор сотрясает землю]: Dixon 1916: 162-163.

Средняя Европа. Поляки (Люблинское воеводство) [опирающаяся на рыбу плоская земля прикреплена к облакам веревками]: Белова 2004: 110; украинцы [земля привязана к небосклону "матузками"]: Белова 2004: 110.

Балтоскандия. Эстонцы (Вяйке-Маарья) [с неба землю с четырех сторон держат четыре стальных каната]: ERA E 44686(1).

Западная Сибирь. Манси [Йоли-Торум-сянь (Земли Мать, старшая сестра Нум-Торума; она же Калтась-эква) и Крылатая Калм (божий вестник, дочь Торума) спустились на землю; Й. просит К. подняться к НТ сказать, что земля качается и люди не смогут на ней жить; НТ соглашается опоясать землю; его пояс был украшен тяжелыми пуговицами; земля осела в воду, сделалась неподвижной; пояс – Уральский хребет, проходит посредине земли]: Лукина 1990, № 112: 297-298 (по Чернецов 1935: 25-26); ханты [у северных остяков есть сказка об укреплении земли с помощью пояса небесного бога; из первого пояса возникла возвышенность на правом берегу Оби, но земля не остановилась; из второго "рубашечного пояса" вырос Урал, и он закрепил землю]: Карьялайнен 1995: 197; кеты [см. мотив K56A; в мороз Кэлбэсам посылает дочь к Усесю, чтобы тот дал тепло; та все делает неправильно, гибнет; бабушка посылает дочь, та становится женой У., делается тепло; У. с женой спускается вниз, гостит у родителей жены; К. спрашивает, почему У. не принес ей гостинцы; идет по следу У., он видит поднимающуюся за ним тучу; за чумом к ушам волков привязаны веревки, которыми земля стянута; жена уши выдернула, веревки на уши намотала, землю держит; волки освободились, разорвали К.; назад вернулись, она снова уши всунула, веревки, которыми земля стягивалась, привязала]: Алексеенко 2001, № 41: 98-100.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [была вода, в ней жила ак-эне, выше носился Ульгень; а.-э. велела У. сотворить землю, затем небо (тенгри); для укрепления земли У. поставил три рыбы, две по краям, одну – в центре; центральная – главная; направлена головой к северу, под жабры подхвачена крюком с арканом, конец которого направлен к небу и там закреплен на трех столбах; этим устройством управляет богатырь Мангды Шире; если ослабит аркан на одном столбе, земля склонится к северу, на ней образуются топи и болота, если на другой – земля может вообще утонуть]: Дьяконова 1976: 269.

СЗ побережье. Беллакула: Boas 1898 [наш мир – остров в безбрежном море; далеко на востоке великан Alep!alaxtnaix сидит, разведя ноги; на вытянутых руках держит каменную полосу; земля привязана к ней двумя каменными веревками; когда великан устает и перебирает руки, чтобы взяться получше, происходят землетрясения; когда земля смещается к западу, распространяются эпидемии, когда к востоку – болезни проходят]: 37; McIlwraith 1948(1): 23 [Синиа живет на севере среди льдов; держит привязанный к земле канат, крепко его натягивая, чтобы земля оставалась на месте]; 1948(2): 237 [чуть подтягивая или отпуская землю С. вызывает землетрясения].

Средний Запад. Кикапу [кончив создание мира, Висака попросил паука сплести паутину, которой затем прикрепил мир к северу, чтобы он не упал; поэтому кикапу не убивают пауков]: Latorre, Latorre 1976: 262.

Юго-восток США. Чироки: Erdoes, Ortiz 1984 [как в Mooney, земля подвешена на кожаных ремнях; рассказано на племенном съезде чироки в 1975 г. {похоже, что рассказ взят из того же Муни}]: 105; Mooney 1900, № 1 [по четырем углам земля подвешена к небу на веревках, прикрепленных к каменному небосводу; когда они оборвутся, земля погрузится в море]: 239.

Калифорния. Юки [Громовые близнецы обрывают привязи неба; их мать Кротиха держит небо рукой, велит ему оставаться на месте; с тех пор ее рука вывернута]: Kroeber 1932b: 929; майду [на воде Создатель Земли и Койот; на воде – птичье гнездо; Создатель Земли привязал его веревками к В, Ю, З, СЗ, С; пели Малиновка, затем Койот, затем он сам; растянул землю своею ногой; создал людей; веревки натянулись, поэтому земля не колеблется; Создатель Земли остался в доме в середине мира]: Dixon 1912, № 1: 4-27; майду, конков [Создатель закрепляет землю канатами; майду считали, что их пять (священное число), тянущихся к С, Ю, В, З и СЗ; у конков был распространен культ Куксу, где священным числом являлось четыре; соответственно у них канаты протянуты на С, Ю, В, З]: Dixon 1905 в Riddel 1978: 383; ачомави: Merriam 1992: 1-8 [везде вода, тьма; Apponahah (Шелковичный Червь) видит на востоке клочок пены, велит ему плыть к нему, становится на него; пена твердеет и утолщается у него на ногах; он сдирает ее ногтями с ног, она осыпается, превращается в треугольный остров; А. поворачивает углы к востоку, западу, югу; земля вырастает; А. находит мальчика, это Annikadel; он находит его трижды в трех углах земли, не понимая, что мальчик все тот же; Анникадель говорит, что он того же возраста, что и он, что без него Аппонахах не сделал бы землю; что есть еще Койот, Серебристый Лис и Лягушка (Alleum); земля пока колеблется; Анникадель внушает Аппонахаху велеть Койоту поставить столбы из радуги на С, В, Ю и З.; Серебристый Лис советует Койоту поставить на востоке и западе прочные короткие столбы, они выдержат ход солнца; на севере и юге – высокие, они будут подтаивать], 111-113 [поставленные вначале Койотом столбы расшатались, наш мир пришел в движение; Анникадель прикрепляет или подпирает тростинками землю с севера, востока, юга и запада]; кауилья: Curtis 1976(15) [в первичной тьме из красной и белой молний возникли два существа; они стали ощупывать части своего тела, называя их с темени до пальцев ног; Múkat легко дотянулся до курительной трубки, а Témayawut с трудом; каждый сказал, что он старше; достали по два (красный и белый) сверчка, куколки, ящерицы, mudhen, велели им отодвинуть ночь; те несколько отодвинули; братья достали жезл, сделали из него столб, велели всем змеям обвиться вокруг него, всем паукам прикрепить к нему паутину; залезли по столбу наверх; низ, из которого они выбрались, это была менструальная кровь; из своих сердец они создали землю, небо и воду; создали звезды; земля вращалась, они послали в нее муравьев, она застыла; М. создал солнце, а Т. луну; у созданных Т. людей были перепонки на пальцах, слишком много глаз и ушей, носы и рты не на месте; Т. хотел, чтобы была смерть, а М., чтобы мертвые оживали; Т. решил уйти, забрав свои созданья; женщина-Луна осталась с М., научила людей стрелять из луков и танцевать]: 106-110; Strong 1929 (Палм Спринг) [вначале тьма; Женское и Мужское начала породили два эмбриона в плаценте; они родились до срока, вскоре выросли, заговорили друг с другом, назвали себя – Мукат и Тамайяуит; каждый утверждает, что старше другого, что первым услышал звуки из тьмы; они начинают извлекать из своих сердец различные объекты и предметы; каждый раз М. достает черное (связанное с западом), а T. – белое (восток); трубки, табак, они курят, создают центральный столп мира, забираются на него, помещают на него землю, достают небо, море; все качается, они велят паукам, муравьям все держать; двум Вихрям велят удерживать по краям небо; соревнуются в творении людей; Т. вынул из своего сердца Койота, сделал своим помощником; М. вынул Сову; М. лепит людей из темной, Т. – из белой глины; у людей Т. второе лицо на затылке, живот спереди и сзади, ступни направлены в обе стороны, руки как лапы собаки; он говорит, что сквозь пальцы все пройдет, а лапами хорошо хватать; М. возражает, что ими нельзя ничего взять; Т. берет свои творения и проваливается под землю; T.: смерти не будет; M.: Люди станут умирать. – Но возвращаться. – С ужасным запахом. – Обкурим, отмоем. – Для них места не хватит. – Расширим мир. – Пищи не хватит. – Пусть едят землю. – И всю съедят. – Сделаем больше земли; T. сердится, проваливается в нижний мир, забрав свое творение; пытается утянуть землю и небо, но М. упирается; во время ужасного землетрясения образовались горы и реки]: 130-135.

Большой Бассейн. Северные пайют [во время потопа Утка (Mallard Duck) стала рассыпать по воде землю; постепенно земля стала большой; Утка связала ее тростником, чтобы не разошлась]: Steward 1936, № 3: 364.

Большой Юго-Запад. Пима [Создатель Земли (Earth Doctor) берет из своей груди немного пыли, делает из нее лепешку, выращивает на ней куст; создает термита, тот делает землю большой, как сейчас; сперва она дрожит; Создатель делает серого Паука, тот скрепляет паутиной края земли и неба, земля перестает колебаться; Создатель делает воду, горы, растения; наливает в миску воды, она замерзает, он бросает этот кусок льда на запад, север, юг; тот каждый раз соскальзывает вниз; брошенный на восток, превращается в солнце, оно начинает двигаться, как положено; аналогично создан месяц; набрав в рот воды и прыснув ее в небо, Создатель делает звезды; Млечный Путь – его посох, на концы которого он насыпал золы]: Russel 1908: 206-208 (пересказ в Judson 1994: 29-31); папаго [от трения тьмы, воздуха и воды возникает Перворожденный; из пузырьков пены он делает земляных червей; те собирают по крупинкам землю; она плавает, качается; он посылает Пауков закрепить ее паутиной]: Kroeber 1912: 96; (западные?) апачи [во тьме появился бело-желтый диск, на нем Создатель (Живущий Наверху); от его взгляда распространился свет; он отер пот с лица, потер руки, возникла Девушка-Без-Родителей на облаке; спросила, откуда он; он ответил, что с востока, где свет; спросила, Где земля, он спросил, Где небо; Создатель еще дважды отер пот и потер руки, возникли бог Солнца и Маленький-Мальчик; затем создал Тарантула, созвездие Большой Медведицы, Ветер, Делателя-Молний; все боги отерли пот, Создатель потер руки, упал шарик величиной с фасолину, стал землей; Создатель, за ним первые трое созданных им богов пнули его, он вырос; Тарантул протянул от земли четыре нити в разные стороны, растянул землю; Создатель потер грудь, потер пальцы, создал Колибри, велел лететь в четыре стороны на разведку; Колибри вернулся, сообщив, что земля прекрасна, а вода на западе; земля продолжала колыхаться; чтобы ее закрепить, Создатель сделал четыре столба (как и нити, они разных цветов: черного, синего, желтого, белого), поставил под четырьмя сторонами света; земля застыла; Создатель послал Делателя-Молний, тот в бирюзовой скорлупе нашел двух девушек и юношу, у них не было глаз ушей, ртов, носов, волос, зубов, пальцев; их поместили в парильню, пели знахарские заклинания, они стали нормальными людьми; Создатель сделал юношу вождем неба, девушку – хранительницей земли и урожая; вторую девушку назвал Пыльцой, ответственной за лечение людей; Создатель послал Голубя, тот вернулся через четыре дня, сказал, что вода на другой стороне земли зальет землю; Девушка-Без-Родителей поместила всех в шар, через 12 дней они вышли оттуда; стекавшая вода создала долины и горы; Создатель со своими помощниками переждал потоп на небе; закончив творение, боги поднялись на небо на столбе дыма]: Curtis 1976(1): 23-35 в Edmonds, Clark 1989: 101-104.

Мезоамерика. Южные лакандоны [Наш Отец подвесил землю к небу]: Boremanse 1986: 276; лакандоны [(по Christian Rätsch, Kayum Maax 1984: 44-46); мир состоит из семи дисковидных ярусов; сверху вниз: 1) “Бродячие Божества” (планеты); 2) ярус, где живет Kakoch (“два-обезьяна”); сюда Hachäkyum поместил солнце, но на этом ярусе уже было солнце, которое К. сделал для Х., жар обоих слишком силен, поэтому то солнце, которое освещает наш мир, было помещено на особый ярус; 3) третий ярус подвешен ко второму, здесь обитает Tuup (“Малыш”) – паукообразная обезьяна, господин солнца {в тексте путаница; видимо, это четвертый ярус – выделенный для нашего солнца}; 5) небо стервятников, подвешено к четвертому ярусу; 6) земля; 7) подземный мир, где находится Sukunkyum, подвешен к каменным столбам на земле]: Milbrath 1999: 20.

Северные Анды. Муиски [Chibchachum затопляет землю; Bochica появляется на радуге, прокладывает выход водам своим золотым жезлом, создавая водопад Текендама; в наказание ставит Ч. поддерживать землю; его движения вызывают землетрясения; до этого земля держалась подвешенной на лианах]: Simon 1882-1892(2) [1627], гл.4: 289-290.

Южная Амазония. Пареси: Pereira 1986, № 1 [вначале была вода и холмик земли; Миоре (один из небесных людей) вырыл в нем нору, вошел в нее и понес холмик; он стал расти; М. прошел в четырех направлениях, обозначив границы земли; подвесил ее на веревках к небу]: 22-23; Pereira 1987: 620 (прим. 208) [земля подвешена к шее Деда Стервятников (ДС), другой конец закреплен на земле, чтобы ее держать; если ДС упадет, упадет и земля, люди погибнут].