Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I8I. Сперва земля раскачивалась. .14.17.23.24.26.29.30.35.41.42.44.48.-.50.50.66.

Первоначально земля качается, неустойчива, ее приходится специально закреплять.

Северная Африка. Берберы Марокко (Надор) [вначале вода; от присутствия Бога она забурлила, поднялся дым, стал небом, образовался мох, стал землей; когда Бог послал Адама жить на земле, та от раздражения зашаталась и поплыла; Бог пригвоздил ее горой, которая в основании всех гор; это гора Jbal Kaf около Мекки]: Thay Thay 2001, № 10: 14; берберы Марокко (Танжер) [когда Бог послал на землю Адама, она раскачивалась как корабль на волнах; Бог превратил волны в горы и они стали удерживать землю подобно столбам]: Thay Thay 2001, № 11: 15.

Передняя Азия. Вавилония [чтобы укрепить землю, ее привязали к небу веревками и закрепили колышками; эти веревки-канаты – Млечный Путь]: Афанасьева 1982b: 653; палестинцы: Hanauer 1977 [сперва Аллах создал Таблицы Судьбы с записью всего, что было и будет; создал гигантское Перо, велел ему писать; когда таблицы заполнились, А. поместил их и перо в неизвестное место; затем А. создал воду и огромную жемчужину размером с небо и землю; от голоса А. она растеклась на первые воды, они забурлили, затем все стихло; тогда А. создал свой трон, поставив его на воды; создал крылатый Ветер, велев ему поддерживать воды; змея, лежащего кольцом вокруг Трона; его голова – белая жемчужина, тело из золота, глаза – сапфиры; затем А. велел Ветру взбудоражить море; из пены образовалась суша на поверхности вод, брызги и пар стали облаками; застывшие волны образовали горы; горы не дают земле поплыть по водам, их корни уходят к горе Каф, опоясывающей мир и удерживающей его содержимое; поверхностные воды А. превратил в семь концентрических морей, разделенных таким же числом континентов, но соединенных проливами и заливами; сперва земля раскачивалась, А. велел ангелу удерживать ее; тот обхватил мир одной рукой с востока, другой с запада и так держит; опорой ангела А. сделал скалу из изумруда, поместив ее на рога (вар.: на спину) быка по имени Behemoth; когда бык перекладывает скалу с одного рога на другой, земля сотрясается; посмотревший в свирепые красные глаза быка тут же ослепнет; бык стоит на ките, который плавает в созданном для него океане; ниже океана и вокруг всего мира – воздух, покоящийся на тьме, через которую двигаются солнце, луна и звезды, созданные освещать мир]: 3-5; Meyouhas 1928 [начало примерно как в Hanauer; назначение гор – удержать все, находящееся на суше, от сползания в бездну; Аллах разделил воды, создав семь морей, разделенных сушей; сперва земля раскачивалась на водах; А. велел ангелу ее поддерживать, поместив изумрудную скалу ему под ноги; Речному Коню со сверкающими глазами А. велел держать скалу на одном из рогов; когда этот Beast устает, то перебрасывает скалу на другой рог, земля содрогается; это существо порождено плавающим в водах Левиафаном; для освещения суши и моря А. создал солнце, луну и звезды]: 7-11.

Южная Азия. Джуанг [сперва – колеблющееся море грязи; из него поднялся муравейник, из муравейника - Mahesur Rusi; питался лесными плодами и корневищами; встретил девушку асур; она сказала, что живет одна и не собирается его съесть; они поженились; на холме Baora жила корова Kapila; жена послала МР привести и зарезать корову, тогда земля перестанет дрожать и шататься; когда кровь коровы пролилась на землю, земля утвердилась; кровь превратилась в радугу, она выгнулась над миром, прикреплена с каждого конца колышком (nail); из головы коровы; сперва МР не хотел есть говядину, жена велела - иначе земля не утвердится; Dharam Deota дал палку-копалку, научил земледелию, дал одежду из луба и листьев; так появились джуанг]: Elwin 1949, № 18: 39-40; барела-бхилала [Wijati (Willa bai) родилась из третьего плода первого растения, ей поручено сделать землю; она вылепила ее на гончарном круге; бык, корова, змей не могут удержать землю, ее ставят на 12 столбов, но она все еще шатается; тогда Бхагван сделал горы и земля утвердилась; в мире темно; Виджати сделала маленькие солнце и луну на гончарном круге; чтобы сделаться большими, они должны быть рождены женщиной; брат Виджати Bholo Ishwor велел девственнице Ranu bai их родить: перворожденный достанется ему и всем, остальные – ей; через 9 месяцев и 9 дней она их родила, но не захотела с ними расстаться, спрятала, велела животным стеречь; БИ дал животным плодов, стал играть на гитаре, солнце и луна вышли послушать, БИ их забрал, но мать сперва их накормила; они взмыли в небо, но выплюнули еду, она стала звездами]: Stiglmayr 1970, № 6: 149-152; варли [Mahadeva и Ganga Gauri создали мир; М. созвал богов, никто не пришел, тогда он на 12 лет залил землю потопом; затем попросил Naranadeva и Brahmadeva {далее Barham – то же?} принести землю из мира Ghunderideva (ghunderi – муха, которая собирает глину и делает из нее гнездо на углу дома; те принесли глину, написали на нее, слепили лепешки, они стали расти, из них сделали небо и землю; лишь Bhimabali смог поднять небо, оторвав от земли; земля была неустойчивой; чтобы ее закрепить, Махадева велел Naran и Barham принести камней из мира patheri (вид мелкой крысы, у ее норы всегда много камней); из камней сделали холмы и горы; чтобы создать растительность, М. послал Н. и Б. в мир белок и муравьев за семенами; они принесли, но мало; он послал их к царю Lakhapati принести больше; М. и Гаури вырыли яму достать воды у подножья финиковой пальмы, охмелели; Г.: пусть никто так не делает; М. создал густые леса, Г. – деревья в саваннах; во время потопа на дереве спаслись двое детей; М.: кто вы? – Брат и сестра; боги их разделили, свели вместе – то же; так 7 раз, но затем не узнали друг друга и сказали, что муж и жена; от них люди; боги создали животных; животные и растения плодились, земле стало невмоготу выносить подобную тяжесть; она обратилась к своему брату царю Pandu («белый» на санскрите и маратхи), но тот поднял ее и бросил; вернулись М. и Г., земля пожаловалась им, они созвали богов; М. наказал Панду, сделав его господином нижнего мира; бык в этом мире сказал корове: теперь наш мир станет царством смерти; Jum Joshi (бог смерти) послал к П. своих посланцев, но П. посадил их в тюрьму; сам скрылся; JJ послал ему отравленные ягоды и он умер; после этого люди стали умирать и земле стало легче; до этого люди были как змеи – сменяли кожу и обновлялись]: Dalmia 1988: 25-30; дханвар [у птиц было по четыре ноги, а земля была неустойчива; Мать Земля отняла у птиц по паре ног, сделала из них подпорки под землю]: Elwin 1949, № 10: 34; дхоба [Bhagavan создал землю, Bhimsen вбил по углам по железному гвоздю; в середине земля продолжала шататься, поэтому там он поставил старуху держать землю у себя на голове; примерно каждые два года ее муж приходит и сочетается с ней (хотя она кричит, что от него исходит ужасный запах); в это время происходят землетрясения]: Elwin 1949, № 11: 34; байга [см. мотив B2A; Черепаха достала землю, привязала к шее Вороны, та принесла ее Бхагавану; тот вызвал девственницу, она 8 дней и 9 ночей сбивала землю в сосуде из листьев; Б. бросил землю на воды, она выросла, стала сушей; сперва земля была мокрой и скользской; Б. позвал Ветер и Bhimseb; Ветер высушил землю, но когда они встали на один край, другой приподнялся; Бхимсен ходил, создал горы, долины; Нанга Байгин (жена Нанга Байги) вбила четыре гвоздя по углам, земля утвердилась (но сама земля круглая, p.330)]: Elwin 1939: 308-316; конд [мир ушел под воду, в пустом бревне баньяна спаслись брат Dakpaska и сестра Dakadidi (у этих имен есть варианты); бревно приплыло к холму; брат и сестра родили Gogerenga и Jagarenga, у тех родилась дочь; Мать-Земля велела им принести в жертву девушку, они убили свою внучку, вода сошла; чтобы земля не дрожала, вбили колья из колючей поросли]: Elwin 1949, № 21: 41-42; агариа [Bhagavan положил на воду лист лотоса, но он увял на солнце; создал мир из lac (?), но тот разбился; скатав грязь с груди, создал ворону, напоил своим молоком, послал искать землю; устав, Ворона упала на краба Kakramal Kshattri; тот нырнул, нашел спящих Nal Raja и Nal Rani; краб сжал горло NR, заставив отрыгнуть землю, Ворона принесла ее Бхагавану, тот создал сушу; чтобы Мать-Земля не шаталась, первый агариа поставил 12 железных столбов по четырем углам мира]: Elwin 1949, № 1: 27-28; муриа (Raja Muria) [на водах сидела беременная землей Kaitab; Mahapurub создал человека, велел ему ее убить; ее плоть стала землей, кости скалами; сперва земля шаталась; М. вырвал 9 волосков из своей ноги, вбил как гвозди в 9 углом мира]: Elwin 1949, № 30: 47; пардхан [сперва земля дрожала; Махадео пошел вбивать в нее гвозди из сандалового дерева, запретив Парвати седьмую из посеянных им трав; та съела, забеременела, не смогла позвать М.; соскребла грязь с тела, создала из этого тигра, послала его пригнать к ней М.; родила множество детей, М. переженил их, от них произошли различные группы людей]: Elwin 1949, № 32: 48-50.

Малайзия, Индонезия. Малайцы [свет от Всевышнего стал водой, над водой всплыла пена, сгустился пар, образовались земля и море, каждое из семи слоев; земля плавала на воде и качалась; чтобы ее закрепить, Бог опоясал ее алмазной цепью - горами Кавказа; на них живут духи; за ними – пустыня, покрытая золотом, ищумрудами, цветами; все горы произсходят от гор Кавказа, укрепляют землю]: Skeat, Blagden 1900: 1-2; батаки (тоба) [верховный бог Mula Dyadi жил на верхнем из 7 ярусов неба; создал троих сыновей; создал дерево на одном из нижних ярусов, его ветви достигали верхнего; создал курицу, она высидела на дереве три яйца, из них родились трое девушек, он дал их в жены своим сыновьям; у одного было лицо ящерицы, кожа хамелеона, девушка отказалась, стала прясть, уронила прялку в нижний мир; по размотавшейся нити спустилась на голову плававшей в море змеи; положила туда горсть земли, принесенную по ее просьбе ласточкой МД; змей устал и перевернулся, возникший мир был залит водой; МД создал восемь солнц, они высушили лишнюю воду; дева вонзила меч в змея, пригвоздив его намертво к земле, чтобы больше он не переворачивался; взяв новую почву, создала землю заново; МД выстрелил женихом девы из духовой трубки; оказавшись на земле, юноша выстрелил в горлинку, та схватила стрелу, улетела; идя за ней, он нашел небесную деву, женился на ней; они породили людей]: Warneck 1909: 30 в Dixon 1916: 160-161 (краткий пересказ в Hatt 1949: 33); дусун (Tuaran) [Kenharingan создал людей непрочную землю, послал зеленого попугайчика к Bisagit, духу оспы, за (другой) землей; тот согласился за обещание отдать ему половину людей; К. положил принесенную от Б. землю в середину собственной, земля затвердела; через два-три года половина людей умерла от оспы; К. согласился, чтобы Б. приходил раз в 40 лет, но не убивал всех; оспу не лечат, поскольку К. и Б. заранее договорились о дележе людей]: Evans 1913: 424-425; пайрара (Тимор) [с небо в море спустился кусочек земли («голова земли»), превратился в сушу; на ней появились Paunu, Navar-Lonu, Mau-Lonu, у них не было конечностей; сперва Земля двигается и говорит, Молния прижал ее скалами]: Azevedo Gomes 1972, № 1.1: 10-12.

Китай. Мяо (ЮВ Гуйчжоу) [сперва небо и земля находились вплотную друг к другу; река не могла течь на восток, золото и серебро невозможно было возить на запад; если встать, упрешься головой в небо; дедушка и бабушка – создатели неба расплавили имеющееся в огромном тигле, белые частички поднялись вверх, черные опустились вниз; но и Небо заявляло, что оно больше (Земли), а Земля – что больше (Неба); Небо опустилось, Земля поднялась, они сошлись на семи горах; зять дедушки Ха Лионга (Ha Liong) убил мечом Li Bo на небе, сын бабушки Vong E’s застрелил на земле Li Qe; у каждого из убитых осталась вдова; но Небо и Земля продолжали спорить, кто из них больше; длинноногую длиннорукую бабушку Niu Dliang позвали измерить небо и землю, она измерила восток обхватами, запад – шагами; оказалось, что Земля немного длиннее, а Небо немного шире; в наше время золотые столбы прочно поддерживают Небо, а серебряные – Землю, а тогда небо поддерживали столбы из березы, землю – из дерева wubei, Небо и Земля шатались, люди семь раз разбегались в стороны; дедушка Je Sang Ngang, чье тело было толщиной с семь железных бочарных обручей, поднял небо, но оно раскололось, появилась трещина; бабушка Yu и дедушка Sang Ngang оказались раздавлены Небом; этот дедушка стал цикадой; белорылая свинья подрывала опоры, белая курица летала на восток и на запад, порыв ветра опрокинул опоры; семья Yang Yu была достаточно богата, чтобы заменить деревянные опоры 12 золотыми, каждую делали 12 лет; (далее о местах, где были поставлены опоры); стало светло; но день и час установки опор были выбраны неудачно и они упали; их снова установили, но одна опора сломалась; чтобы ее почин, потребовался плод бессмертия; небо прочно утверждено; Hxu Niu проложил русла рек, Bu Pa прорезал горы; тело Hxu Nu как у буйвола, голова как у льва, хвост как palm frond, четыре ноги как железные грабли (rake)]: Bender et al. 2006: 11-19; чуань мяо: Graham 1954: 12 [Ntzï Je Ldo Lai вспахал небо и землю, чтобы сделать их ровными; однажды выпахал каменную кость (костяной камень), но оставил на месте, назвав каменным бамбуком; это каменный столб, колышек, закрепляющий землю], 13 [Glang Ma и Gkang Gi связали небо и землю; если их не связать веревками или лианами, они распадутся на части], 14 [землю и небо соткали, подтянули; небо стало широким как шляпа, земля не слишком широкой как корзина для веяния], 18 [когда царь P'an Ku отделил небо от земли, сестра Hu Hsi спустилась с неба на землю, царь Shen Lung спустился контролировать пять злаков, император Hsuen Yuen спустился делать людям одежду; он создал 44 большие рыбы, чтобы использовать их устанавливая 4 угла мира; он сделал 48 колышков из бараньих рогов, используя их, чтобы сделать мир прочным в четырех направлениях; он прочно установил небо и землю и в середине земли было желтое золото]; лаху [вначале лишь G’ui-sha в центре мира как паук в паутине; он соскреб грязь со своих рук и ног, сделал из нее четырех рыб: золотую, серебряную, медную и железную; поставил на них по столбу; положил 4 балки неба и 4 земли; из той же соскобленной грязи сделал обрешетины (poutrelles), создав небо и землю, но земля шаталась; из той же грязи Г. скатал 70000 шариков, заполнив ими ячейки (mailles) земли; из костей своих рук сделал кости неба, а из костей ног – кости земли; чтобы узнать, какова толщина земли и толщина неба, создал из грязи двух муравьев; один полез сквозь небо, другой сквозь землю; вернувшись, они сказали, что толщина одинакова; у Г. два помощника: Ca Law, мужчина, которому он велел сделать небо, и Na Law, женщина, которой велел сделать землю; НЛ работала день и ночь, а КЛ пил чай, поэтому небо и земля оказались неодинаковы по размеру: небо как большой балдахин, а земля узкой, морщинистой; из-за того, что земля оказалась сжатой, появились долины и горы; чтобы земля не раздулась, Г. положил на нее скалу, но та соскальзывала; птичка бюльбюль (Hypsipetes mcclellandii) велела ей не скользить; Г. поместил огонь в Солнце, светлячков в Луну; но те не выходят на небо, боятся людей; тогда Г. дал им иголки {очевидно, лучи, которые колют глаза}; тигр Солнцу: ты слишком яркое; он его укусил, отсюда затмения; лягушка Луне: ты слишком холодная; она попыталась ее проглотить, поэтому на луне пятна; пустив на небо тигра с лягушкой, Г. заставил солнце уйти на восток, а луну на запад, а то они постоянно были на небе; из соскобленной с рук и ног грязи Г. создал звезды, а также курицу с петухом; петух трижды пропел и восток озарился; так свет отделился от тьмы; Г. луне: в году будет 12 месяцев]: Coyaud 2009, № 1: 9-12.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы, балкарцы [Тейри Солнца (Кайнар Тейри) вместе с Тейри Земли сотворил землю; сперва земля дрожала, а моря волновались; тогда КТ создал горы и как клинья вбил их в землю; после этого колебания земли и волнения морей прекратились]: Алиева 1994, № 1: 302.

Иран – Средняя Азия. Кафиры (кати) [бог создал землю, которая качалась, т.к. не имела опоры; тогда он разбросал камни, превратившиеся в нечто вроде кольев, и с их помощью закрепил землю, а позже водрузил ее на железный столп]: Hussam-ul-Mulk 1974a: 26 (цит. в Литвинский 2004: 123).

Западная Сибирь. Ненцы: Лар 2001 (Ямал) [Нум лепит землю, бросает на воду; та сперва неустойчива; Нум кладет ее на кита, земля снова дрожит; бросает на землю камень из меди, железа и прозрачного камня; земля застывает]: 188-205; Лехтисало 1998 [Нум взял песку, положил лепешку на воду; велел Нга принести кита, чтобы утвердить на нем землю; но земля продолжала двигаться; тогда велел принести камень, земля остановилась; этот камень - Урал]: 9; нганасаны [земля сперва – голый лед; первый мужчина весь белого цвета находит первую женщину; она говорит, что родила червей, птиц, все живое; они родили ребенка-травинку, от него ледяная земля стала постепенно покрываться травой; мужчина боится, что «что-то летающее» погубит ребенка, земля не вырастет; они рождают второго ребенка, это безрогий олень; летающий явился, это рогатый олень, победил безрогого; тот попросил Белого человека дать ему рога; отец один рог сделал каменный, другой из мамонтовой кости; сын Белого человека одолел противника, тот ушел; земля большой стала; много летающих прилетело, сын Белого человека всех одолел; Белый человек и женщина родили много людей; сын Белого человека просит почистить ему рога; очистки каменного рога укрепили землю камнями, она была мягкая, шевелилась; очистки мамонтова рога стали мамонтовой костью; мышь просит помочь, ее все одолевают; сын Белого человека бросил свой каменный рог, из него стали тучи, пошел снег; мышь хочет долгую зиму, чтобы ее не нашли под снегом; так и стало; мамонтовый рог бросил кверху – стал мороз, ясно; гром – камни вверху стучат, молнии – искры от камней]: Долгих 1987, № 1: 39-44; манси: Лукина 1990, № 112 (село Вежакоры, р. Обь, 1937, А. Баландин) [Йоли-Торум-сянь (Нижнего Мира, т.е. Земли, Мать, старшая сестра Нум-Торума; она же Калтась-эква) и Крылатая Калм (божий вестник, дочь Торума) спустились на землю; Й. просит К. подняться к НТ сказать, что земля качается и люди не смогут на ней жить; НТ соглашается опоясать землю; его пояс был украшен тяжелыми пуговицами; земля осела в воду, сделалась неподвижной; пояс – Уральский хребет, проходит посредине земли]: 297-298; Ромбандеева 2005, № 2 [жена и муж просят птицу Лулы достать землю; на третий раз та приносит снизу комочек во рту; возникает земля, она раскачивается; с неба спустили камень, чтобы земля была тяжелой, устойчивой]: 63; ханты [у северных остяков есть сказка об укреплении земли с помощью пояса небесного бога; из первого пояса возникла возвышенность на правом берегу Оби, но земля не остановилась; из второго "рубашечного пояса" вырос Урал, и он закрепил землю]: Карьялайнен 1995: 197.

Субарктика. Талтан [земля была легкой; после потопа люди боялись, что она опять наклонится, море нахлынет; Ворон придавил ее ледником (одни говорят, что ледник на севере, другие, что в горах)]: Teit 1919, № 1.24: 219.

СЗ побережье. Тлинкиты [земля узкая (в смысле тонкая) и острая (по краям); вначале она качалась, поднимаясь то вверх, то вниз; все животные пытались ее остановить, последним был горностай, кончик его хвоста после этого почернел; тогда женщина-дух, вымазавшись клеем для ловли уток, заползла под нее и обняла опору; теперь ее зовут Старухой Нижнего Мира; Ворон навещает эту старуху и тянет ее, поэтому бывают землетрясения]: Boas 1895, № XXV.2: 319-320 (=2002: 622).

Средний Запад. Виннебаго: Radin 1909, № 4 [создатель Ma-ona плачет в пустом пространстве; его слезы образуют первичный океан; мыслью создал землю, она качается; создал четыре Ветра, поставив по четырем сторонам света как четырех могучих людей; бросил четырех змей головами на восток, они пронзили землю, она перестала качаться; создал четырех Громовых Птиц, они ударили по земле палицами, создав холмы и долины; создал четырех братьев, дал им табак, послал на землю]: 307-310; 1932: 56; Smith 1997: 18-22 [Создатель очнулся, заплакал, его слезы образовали море; силой мысли создал свет, землю, она качалась на волнах; вырастил траву, создал камни, поместил четыре Ветра по сторонам света, но качание продолжалось; тогда пронзил землю четырьмя змеями головами на восток, земля замерла; создал из глины четырех Громовых Птиц по своему подобию; создал четырех братьев, дав им табак, Громы спустили их на землю; ударами палиц создали холмы и долины], 149 [создатель Ma-ona увидел, что созданная им земля гладкая, люди с нее соскальзывают; стал плакать, его слезы образовали моря, реки, промыли долины, возникли горы; под их тяжестью земля сдвинулась, люди перестали скользить].

Калифорния. Юки [на воде пена; из нее выходит Тайко-мол («Одинокий»); четырежды кладет веревку с юга на север, но вода поглощает ее; тогда помещает «каменные крюки» по четырем углам света, натягивает, чтобы они пересеклись в середине мира, создает сушу; ее края обкладывает китовой кожей, чтобы море не размывало; создает горы, реки, птиц; берет палочки горной махогонии, превращает в людей (с утолщением на конце в мужчин, гладкие в женщин, маленькие в детей); Койот помогал ему, поместил на небо солнце и месяц]: Curtis 1976(14): 169-170; майду [на воде Создатель Земли и Койот; на воде – птичье гнездо; Создатель Земли привязал его веревками к В, Ю, З, СЗ, С; пели Малиновка, затем Койот, затем он сам; растянул землю своею ногой; создал людей; веревки натянулись, поэтому земля не колеблется; Создатель Земли остался в доме в середине мира]: Dixon 1912, № 1: 4-27; майду, конков [Создатель закрепляет землю канатами; майду считали, что их пять (священное число), тянущихся к С, Ю, В, З и СЗ; у конков был распространен культ Куксу, где священным числом являлось четыре; соответственно у них канаты протянуты на С, Ю, В, З]: Dixon 1905 в Riddel 1978: 383; ачомави [поставленные вначале Койотом столбы расшатались, наш мир пришел в движение; Анникадель привязывает тростником землю с севера, востока, юга и запада]: Merriam 1992: 111-113; кауилья: Curtis 1976(15) [в первичной тьме возникли Múkat и Témayawut; из своих сердец они создали землю, небо и воду; создали звезды; земля вращалась, они послали в нее муравьев, она застыла]: 106-110; Strong 1929 [внутри скопления тьмы – мужское и женское; породили Temaīyauit и Mūkat; они выбрались наружу, стали спорить, кто из них старше; M. вынул из своего сердца черную трубку и черный табак, а T. – белую трубку и белый табак; чтобы зажечь трубку, М. вынул из сердца солнце, но оно выпало и укатилось во тьму; М. извлек западный свет, Т. – восточный, они запалили трубки; дым из трубки М. образовал облака; М. сказал, что опустил трубку, а сам поднял ее, Т. ее не увидел; Т. сказал, что поднял трубку, а сам ее опустил, но М. ее нашел; так выяснилось, что он старше; они извлекли из своих сердец центральный столб мира, но он не стоял; создали всех змей его поддерживать – те не удержали; две горы – то же; тогда пауков; они оплели его паутиной и столб утвердился; они залезли на верхушку стола и увидели внизу облака дыма; это все виды болезней, возникшие оттуда, откуда М. и Т. родились; М. и Т. решили создать шаманов лечить болезни; М. извлек из своего сердца черную, а Т. белую землю, положили ее на вершину столба, но она сваливалась; тогда достали черных и белых пауков, они опутали землю своей паутиной; муравьи ее распространили, а вихри сделали это быстро; но мир раскачивался, ибо муравьи слишком легки; тогда вокруг земли М. и Т. создали океан, поместив в него двух водных демонов и всех водных существ; земля перестала качаться; поместили небо, но оно колыхалось на ветру; они закрепили небо своей слюной – звездами; Т. создал (всегда: достал из сердца) койота, а М. – сову; делая человека, М. работал медленно и прилежно; а у Т. получился человек с животом и лицом спереди и сзади, с глазами повсюду, руки как собачьи лапы; таких уродов Т. успел наделать в три раза больше, чем М. – людей; М. создал луну; Т. и М. спорят; Т. хочет, чтобы люди не умирали, или возвращались назад, очищаясь от смертного запаха; не хватит еды, пусть едят землю, если надо – расширим ее; М. каждый раз возражает: пусть люди умирают навсегда, иначе земля переполнится; обиженный Т. решил опуститься под землю, забрав свои создания; хотел забрать и небо с землей, но М. не позволил; от этого земля содрогалась, образовался пересеченный рельеф; когда появилось солнце, созданные М. люди заговорили на разных языках; когда появилось солнце, собака перестала говорить; Луна (она женщина) разделила людей на фратрии койота и дикого кота; гремучую змею все обижали, но М. дал ей ядовитый зуб; предложил людям стрелять друг в друга, многие убиты; М. проделал дыру в земле, чтобы души умерших в нее уходили; Луна была прекрасной обнаженной женщиной, спала отдельно от других; однажды М. коснулся ее (подробностей нет, но это был «страшный грех Создателя»); Луна заболела и исчезла; но потом появилась вновь; люди решили избавиться от М.; ящерица подсмотрела, где он справляет нужду, лягушка проглотила его экскременты; М. заболел и умер; койот побежал за огнем, но в это время муха получила огонь трением; койот перепрыгнул через окруживших костер, схватил, унес и съел сердце М.; на месте сожжения М. выросли странные растения; шаман догнал духа М. и спросил, что это; М.: из моего сердца вырос табак, из живота – тыквы, из зрачков – дыни, из зубов – кукуруза, из гнид – пшеница, из спермы – фасоль; все другие овощи также из частей его тела; после того, как Койот съел сердце М., он заболел; тогда скатал в комок тростник, проглотил и отрыгнул все болезни; из морского тростника (и чего-то еще, что надо было достать из моря) сделал изображение М.; люди, исполняя скорбные песни, положили его на костер и сожгли (заупокойный ритуал)]: 130-148.

Большой Бассейн. Северные пайют [во время потопа Утка (Mallard Duck) стала рассыпать по воде землю; постепенно земля стала большой; Утка связала ее тростником, чтобы не разошлась]: Steward 1936, № 3: 364.

Большой Юго-Запад. Пима: Bahr et al. 1994 [в пустоте и темноте находился Jeoss, дух без плоти; создал другого, который был свет; затем создал мужчину, который спустился и создал наш мир, это Земляной Шаман (Earth Doctor); тот создал того, который Siuuhu; после этого земля и небо сблизились, возник Siuuhu - сын матери-Земли и отца-Неба; С. и ЗШ слепили из глины другого мужчину – прародителя пима, вдохнули в него дыхание; затем так же сделали женщину; создали взошедшее с востока солнце и оленя, чтобы на него охотиться; кролика; бурю и дождь; дикорастущие съедобные растения; мать-Луна и отец-Солнце породили Койота; ЗШ, J. и S. создали звезды и Млечный Путь, чтобы ориентироваться; сперва земля дрожала, С. утяжелил горы, сняв золото со своей шляпы, ступил ногой, земля утвердилась; злой дух вошел в женщину, поэтому ЗШ велел ей менструировать и рожать в муках; также боги получили огонь трением]: 46-53; Olmos Aguilera 2005 [во тьме Djivut Maka (Шаман Земли) поднял комок глины со дна, бросил вверх, встал на него, стал петь, комок вырос, покрыл большую часть вод, остался нынешний океан; земля раскачивалась, ДМ велел пауку заплести ее по краям паутиной, земля утвердилась; создал двух пима и двух апачей, они заговорили на разных языках, он отселил апачей, теперь те враги; сын ДМ Siöhö подобрал в селении понравившегося ему младенца, оставил под кустом; когда вернулся на это место, оттуда била вода, начался потоп; дятел уцепился клювом за небо, ему замочило хвост; люди бежали на горы, превратились в камни; Дятел, Койот, ДМ и С. стали делать новых людей из глины; Койот сделал одноногих, ДМ выбросил их в море; люди ДМ умели все, С. из зависти послал болезни; люди попросили Стервятника его убить; тот сделал воду в водоеме, где купался С., кипящей, С. погиб; Стервятник сказал, что тот через четыре года возродится; через четыре года С. пришел к своему отцу, тот стал упрекать его за его отношение к людям; С. ушел под землю, обещав послать новый потоп; он еще наступит]: 187-190; Russel 1908 [Создатель Земли (Earth Doctor) берет из своей груди немного пыли, делает из нее лепешку, выращивает на ней куст; создает термита, тот делает землю большой, как сейчас; сперва она дрожит; Создатель делает серого Паука, тот скрепляет паутиной края земли и неба, земля перестает колебаться; Создатель делает воду, горы, растения; наливает в миску воды, она замерзает, он бросает этот кусок льда на запад, север, юг; тот каждый раз соскальзывает вниз; брошенный на восток, превращается в солнце, оно начинает двигаться, как положено; аналогично создан месяц; набрав в рот воды и прыснув ее в небо, Создатель делает звезды; Млечный Путь – его посох, на концы которого он насыпал золы]: 206-208 (пересказ в Judson 1994: 29-31); папаго: Kroeber 1912 [от трения тьмы, воздуха и воды возникает Перворожденный; из пузырьков пены он делает земляных червей; те собирают по крупинкам землю; она плавает, качается; он посылает Пауков закрепить ее паутиной]: 96; (западные?) апачи [во тьме появился бело-желтый диск, на нем Создатель (Живущий Наверху); от его взгляда распространился свет; он отер пот с лица, потер руки, возникла Девушка-Без-Родителей на облаке; спросила, откуда он; он ответил, что с востока, где свет; спросила, Где земля, он спросил, Где небо; Создатель еще дважды отер пот и потер руки, возникли бог Солнца и Маленький-Мальчик; затем создал Тарантула, созвездие Большой Медведицы, Ветер, Делателя-Молний; все боги отерли пот, Создатель потер руки, упал шарик величиной с фасолину, стал землей; Создатель, за ним первые трое созданных им богов пнули его, он вырос; Тарантул протянул от земли четыре нити в разные стороны, растянул землю; Создатель потер грудь, потер пальцы, создал Колибри, велел лететь в четыре стороны на разведку; Колибри вернулся, сообщив, что земля прекрасна, а вода на западе; земля продолжала колыхаться; чтобы ее закрепить, Создатель сделал четыре столба (как и нити, они разных цветов: черного, синего, желтого, белого), поставил под четырьмя сторонами света; земля застыла; Создатель послал Делателя-Молний, тот в бирюзовой скорлупе нашел двух девушек и юношу, у них не было глаз ушей, ртов, носов, волос, зубов, пальцев; их поместили в парильню, пели заклинания, они стали нормальными людьми; Создатель сделал юношу вождем неба, девушку – хранительницей земли и урожая; вторую девушку назвал Пыльцой, ответственной за лечение людей; Создатель послал Голубя, тот вернулся через четыре дня, сказал, что вода на другой стороне земли зальет землю; Девушка-Без-Родителей поместила всех в шар, через 12 дней они вышли оттуда; стекавшая вода создала долины и горы; Создатель со своими помощниками переждал потоп на небе; Создатель велит Грому (Lightning-Rumbler) следить за облаками и водой, юноше-Небу - за людьми неба, дочери-Земле - за растениями (all crops) и людьми земли, девушке-Пыльце - за здоровьем людей, девушке-без-Родителей - за всем; вместе с ней зажигает огонь, потерев руки и ноги, возносится к небу на столбе дыма, остальные боги возносятся на других столбах дыма]: Curtis 1976(1): 23-35 в Edmonds, Clark 1989: 101-104.

Мезоамерика. Цоциль [когда наш отнц Vaxakmen создал землю, она раскачивалась и сотрясалась; чтобы ее утвердить, он создал горы, камни, пещеры; на это ушло 13 дней]: Relatos Tzotziles 1995: 10-12.

Монтанья. Кашибо [Bari приходит в наш мир; в нем лишь вода; бросает землю на воды, создавая красный, желтый, белый слои земли; эти слои - его сыновья; просит Землетрясение побегать; тот бегает, земля трескается; Б. укрепляет землю арматурой из бревен; Землетрясение снова бегает; сообщает, что земля прочна]: Frank et al. 1990, № 1: 44.