Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I12. Мировая ось.

.21.-.24.(.26.).27.30.-.37.43.45.52.57.62.66.-.68.

Дерево, столб с ветвями, редко – гладкий столб соединяет ярусы мироздания. Наиболее четкие варианты, согласно которым ярусы мироздания как бы нанизаны на дерево, отмечены курсивом.

Таванг, качин, нага Бирмы, кхму, тхару, малайцы, тоба-батаки, нгаджу, (древние китайцы), венгры, болгары, грузины, кафиры (прасун, кати), Исландия, чуваши, мордва, башкиры, казахи, (киргизы), алтайцы, телеуты, теленгиты, хакасы, тувинцы, монголы (халха), манси, северные и южные селькупы, нганасаны, якуты, эвенки (вероятно, подкаменно-тунгусские), удэгейцы, нанайцы, ульчи, оканагон, флетхед, (толова), сенека, ацтеки, майя Юкатана, лакандоны, цоциль, макиритаре, юкуна, шипибо-конибо, гуарасукве, намбиквара.

Северо-Восток Индии. Таванг [ветры с четырех направлений столкнулись, возникла капля, превратилась в океан; снова столкнулись, из океана возникло нечто, из него – пар, он покрыл океан, стал четырехчастной твердью; в ее центре земля, тоже четырехчастная; обитатели востока белые, запада - желтые, юга – черные, севера – красные; в центре земли выросло трехчастное дерево; в верхней части живут боги, средняя – золотая, здесь живут люди, корни дерева глубоко в океане]: Pandey 1999: 131-132; качин [в пустоте возникли и соединились мужское и женское начала, породили короля натов Ингаунуамагана; он опоясал землю драконом-нага, когда тот шевелится, происходит землетрясение; подпер небо четырьмя столбами, пятый поставил в центре; он был слишком высоким, из отпиленной верхней части возникли небожители, из отпиленной нижней – живущие в воде; центральный столб, соединяющий небо и землю, превратился в дерево Сотпунну]: Западова 1977: 144-145; нага Бирмы [у растущего на небе дерева корни достигают земли; женщина-нат на небе хочет погубить землю, начинает рубить корни, происходит землетрясение; ее служанка щиплет детей женщины, те плачут, женщина идет к ним, служанка заращивает вырубки на корнях]: Западова 1977: 229-230.

Индокитай. Кхму ["нога неба" - пышущий огнем столп, гора, поддерживающая верхний ярус мира {и, очевидно, проходящая сквозь два других}; жар "ноги неба" заставляет воду испаряться, иначе бы она залила мир; проходя мимо "ноги неба" в верхнем мире и затем снова в нижнем, солнце делается горячим]: Lindell et al. 1977: 100.

Южная Азия. Тхару [мир уничтожен огненной засухой, затем потопом; владыка неба и его жена совокупляются в образе птиц, помещают на воды каплю крови; через 15 месяцев на листе лотоса появляется в виде тыквы первопредок тхару Aklākal Gurubābā; небесная чета вкладывает жизненную силу ему в голову, глаза, нос, рот, уши, руки, волосы, низ тела, он обретает человеческий облик; из своих ногтей создает Голубя, тот летает над водами, не находит земли; Г. разрезает себе бедро, из разреза выходит рыба Raini; она пропадает, голубь не может ее найти, Г. велит, чтобы голубей ловили в силки, жарили, ели; из своих ногтей создает Краба, чтобы достать "бессмертную землю" из нижнего мира; тому удается преодолеть изгородь из колючек Xeremphis spinosa, достать землю; на обратном пути его хватает за панцирь демон, Краб теряет землю; Г. велит, чтобы крабов ловили, пекли, ели; тем же способом создает 8 других крабов, со всеми то же, что с первым; создает земляных червей; первые три не преодолевают колючей изгороди, Г. велит им питаться землей и водой; четвертый проникает сквозь колючки, глотает землю; на обратном пути демон рубит его на тысячу кусочков, но червь все же доставляет землю, она придает миру устойчивость; первой на земле вырастает священная трава kus (Poa cynusorides), из нее – первое дерево perar (Xeremphis uliginosa); Г. проклинает его, пусть люди поедают его плоды; создает дерево semar (капок, Bombax ceiba), обращаясь к нему как к женщине, велит пойти узнать, как далеко простирается земля; та столь долго не возвращается, что Г. велит ей удерживать небо и нижний мир; то же с сосной, ее еще дольше нет, Г. велит ей жить в горах, где ее смолистые испарения станут благоухать на горе Kailash; Г. снова разрезает бедро, рождается его дочь Dharmak Diyeri; чтобы сдержать ее, помещает четырех святых māini по краям мира, сам удаляется в лес отшельником; Д. хочет соединиться с ним, велит кузнецу сделать ей пояс, кольцо и обувь из железа преодолеть колючую изгородь; но Г. ставит на пути к нему веревку для переноски тяжестей, давильню для масла, оружие, мост из свиной щетины; Д. все преодолевает, вступает в брак с Г.; после этого Г. именуется Mahādeo]: Krauskopff 1987: 14-16.

Индонезия. Малайцы [Бог создал столп Ka'bah (т.е. Каабу в Мекке) - пуп земли, похожий на дерево (whose growth is comparable to a tree) с четырьмя ветвями в северный, южный, восточный и западный углы мира]: Skeat, Blagden 1900: 3; тоба-батаки [1) дерево растет во вратах неба, а его корни спускались в средний мир до скалы Nanggar Djati; позже божества их обрезали, чтобы люди не поднимались на небо; 2) Mula Djadi поместил дерево расти в центре среднего мира, когда тот еще покрывала вода; 3) Tobing 1956: 57, 60-61; дерево соединяет нижний и верхний миры]: Stöhr, Zoetmulder 1965: 48; нгаджу [во время ритуала ставят Дерево Жизни с двумя перекрестьями; верхняя обозначает птицу-носорога как символ верхнего мира, нижняя – подземного змея]: Hooykaas 1957: 333 в Haekel 1958: 76.

(Ср. Китай. Древние китайцы: Юань Кэ 1987, гл. VI: 139-140 [“Хуайнань-цзы”: время, когда солнце выходит из Янгу, омывается в озере Сяньчи (Соленом озере) и перебирается с нижних ветвей дерева на верхушки, называется “приближение утра”; затем солнце достигает верхушки дерева, садится в колесницу, приготовленную матерью, отправляется в путь; это “ранний рассвет”; время прохождения через Кривой холм (Цюйа) - “полный рассвет”; Сихэ сопровождает сына до Бэйцюаня (Печального источника), где останавливает колесницу; это Синьчэ (“остановка колесницы”); оставшийся путь сын проделывает самостоятельно, но С. продолжает следить за ним]; Яншина 1984: 110 [подробный перевод движения солнца от одной точки к другой – по ветвям шелковицы? Можно понять, что солнце поднимается по ветвям шелковицы], 114 [дерево Жо…, на его верхушке живут десять солнц, его цветы освещают землю внизу]).

Балканы. Венгры: Айхенвальд и др. 1982 [égigérö fa (до неба достигающее дерево), tetejetlen fa (дерево без вершины) – с семью ветвями, соединяющее земной мир с небом, которое поддерживает его вершина, и с подземным миром, в который оно уходит корнями; из подножия дерева бьет источник жизни; плоды, смола и соки дерева дают жизнь и питают все сущее на земле; на верхней ветви дерева находится дом Солнца и его матери; чуть ниже – дом Луны и ее матери; от движения ветвей дерева поднимается ветер; иногда на этих ветвях локализуется жилище Szél-anya (матери ветра); подарки – плоды этого дерева – разносятся феями (tündér); дерево охраняется огромной птицей (орлом); найти дорогу к нему способен шаман (талтош, táltos)]: 185; Erdész 1961: 330 [Sky High Tree упирается в небосвод, 13 раз заворачивается, ибо не может расти дальше], 341 [в королевском саду пастушок карабкается на Sky High Tree, находит на разных уровнях неба пастбища, замки и церкви]; болгары (эгейская Фракия) [земля - огромное ореховое дерево; зимой солнце холодное, т.к. находится под его корнями]: Стойнев 2006: 223.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [ветви мифического дерева усеяны самоцветами, на верхушке сидит птица, у корней вытекает источник; кроной оно достает небо, корнями уходит в подземный мир]: Сургуладзе 2004: 202.

Иран – Средняя Азия. Кафиры (прасун) [в озере Süĵum растет золотое дерево с семью золотыми ветвями; на этом дереве золотой диск (видимо, солнце); ночью солнце опускается в озеро Süĵum; из этого озера происходит дождь; из этого дерева выходит богиня Dīsnī; возможно, что семь ветвей соответствуют семи небесным ярусам]: Buddruss 1960: 205-206; кафиры (кати) [в далекой земле среди озера растет дерево; чтобы добраться до его вершины, надо лезть 9 лет; его ветви простираются на 18 лет пути; бог Satarám влюбился в него, оно раскрылось, внутри сидела богиня Disani; она родила бога Bagist]: Robertson, S 382f в Buddruss 1960: 205-206.

Балтоскандия. Исландия [у ясеня Иггдрасиль боги собираются, если им надо вершить суд; сучья ясеня выше неба; у ясеня три корня: один на небе у асов, другой - у инеистых великанов, где была мировая бездна, третий в Нифльхейме; под третьим корнем - Кипящий Котел, этот корень снизу подгрызает дракон Нидхëгг; под корнем великанов - источник, в котором знания и мудрость; воду из него пьет Мимир; Óдин пришел туда, но получил воды лишь после того, как отдал в залог свой глаз; под корнем асов находится источник Урд; к нему по радуге съезжаются асы; на вершине ясеня сидит орел, между глаз его ястреб Ведрфëльнир (полинявший от непогоды); белка Грызозуб снует по дереву, перенося брань, которой осыпают друг друга орел и Нидхëгг; четыре оленя (Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор) бегают среди ветвей; в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхëггом - множество прочих змей; они тоже грызут ясень, его макушку ест олень, ствол гибнет от гнили; норны поливают ясень, чтоб не засох, водой из источника Урд]: Младшая Эдда 1970: 22-24.

Волга – Пермь. Чуваши [в центре четырех- или восьмиугольного среднего мира располагается гора Ама те, окруженная водой; на ее вершине помещается дерево Ама йываç; его корни уходят в нижний мир, а крона – в верхний; ветви доходят до самой отдаленной периферии во всех направлениях и поддерживают небосвод]: Егоров 1995: 133-134; эрзя: Латынин 1933 [(видимо, эрзя); яблоня "с корнями во всю ширину земли" и "ветвями во все небо" в песне "Пир богов"; две другие песни, записанные В. Майновым; в них яблоня выросла в поле между дорог, застлала землю своими корнями, закрыла сучьями небо (или "вокруг земли корни ее, вокруг неба сучечки ее; веточки с локоть длины, листочки ее с руку ширины;… С которой стороны солнце восходит, яблочки ее краснеются; на которой стороне заходит солнце, яблочки ее белеются"]: 10-12; Harva 1952 [в центре земли растет дерево с тремя ветвями и тремя корнями, его листва заслоняет солнце; птица свила на нем гнездо, из трех яиц родились мать злаков norov-ava, мать ветра varma-ava и мать леса vir-ava]: 141-142; мокша [на холме в глубине леса растет береза; ее корни окружают весь мир, а ветви – небо; ее листья размером в ладонь, а почки длиною в кнут; у ее корней источник; рядом красный деревянный чан, в нем медовый напиток и черпак с изображением солнца и луны на донце и звезд на рукоятке; рукоятка черпака поворачивается по мере движения солнца по небу]: Ahlqvist 1861: 133 в Holmberg 1927: 350; башкиры [кобыла рожает, но жеребята каждый раз пропадают; старший, средний сын идет стеречь, засыпает; младший Кыран-батыр сдирает себе саблей волосы с головы, не спит, рубит тучу, уносящую жеребенка; идет по кровавому следу к медному, серебряному, золотому домам; в каждом один из похищенных жеребят и женщина; К. последовательно борется с тремя дэвами, убивает их; укрощает пегую кобылу; пытается достать со дна озера золотой меч; кобыла объясняет, что в воде отражение меча, сам он вонзен в ствол сосны, расколовший небо и ушедший дальше вверх; К. лезет по сосне, протискивается на другую сторону небосвода (после этого на небе остается груда звезд), приносит меч, скатывает три дома в три яйца, отдает двух жен братьям; те завидуют, подвешивают меч перед входом в шатер, кричат, что напали враги, К. выбегает, меч отрубает ему ноги; он видит оленя, несущего на рогах солнце, за ним бежит человек; говорит, что видит, лишь находясь рядом с солнцем; слепец сажает безногого К. на спину, идет, К. видит безрукого, который гоняет того же оленя; тот объясняет, что олень обещал принести его людям солнце, но не принес, люди померзли, у безрукого отмерзли руки; трое спутников решают добыть женщину-повариху, похищают ханскую дочь, велят не дать погаснуть огню; огонь гаснет, девушка приходит за огнем к старухе-убыр; та дает угли, по зольному следу находит девушку, просит искать у себя в волосах, сосет у нее костный мозг; девушка желтеет, спутники по очереди сторожат, лишь К. бьет убыр так, что та не выдерживает ударов; К. заставляет ее проглотить и отрыгнуть девушку, слепого, безрукого; отрыгнутые исцеляются; проглотив К., не хочет его отрыгнуть; бывшие слепой и безрукий рубят ее в куски; воробей кричит "мизинец", спутники режут мизинец, выходит К., у него снова есть ноги; возвращают дочь хану; К. женится на женщине из золотого дома, двух других отдает спутникам, братьев делает их слугами]: Бараг 1988, № 38: 252-267.

Туркестан. Казахи [зап. в 1976 г. от баксы Беркиндай-Ата; "В центре мира высится Первозданный Кок-Тюбе (синяя небесная гора), на вершине его растет Великий Байтерек (Могучий Тополь), по четыре ветви которого на каждом ярусе охватывают весь небесный свод, пронизывая все его уровни; корни его проникают через все уровни Земли до Нижних Вод"]: Ибраев 1980: 40; (ср. киргизы [птица Алп-Каракуш с бронзовыми когтями и орлиной головой среди пустыни в гнезде на дереве жизни, чьи ветви подпирают небо, выводит птенцов; каждый год их пожирает рогатый дракон; Эр Тоштюк убивает его мечом, куски тела скармливает птенцам; птица летит с дождем и градом, приносит сорок оленей на каждом крыле; проглатывает и отрыгает ЭТ, дает ему табун конец и волшебное перо]: Эр Тоштюк 1958: 144-155).

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы: Гарф, Кучияк 1978 [волки унесли корову и козу Юскузека; его несет птица Каан-Кереде, вытаскивает из пропасти; Волки приглашают его внутрь горы; там молоком коровы питается их мать, козой играет шелудивый щенок; Волки нехотя отдают Ю. щенка; кто-то готовит в его доме; Ю. следит, прячет собачью шкуру, женится на Алтын-чач ("Золотые косы"); она рассказывает, что ее братья стали волками, она щенком, прячась от Караты-каана; К. требует 1) трижды спрятаться (А. помогает Ю., тот находит К., ставшего луком, жеребцом, березой, К. его не находит); 2) достать яйцо Каан-Кереде; ее гнездо на железном тополе с девятью ветвями; его корни упираются в нижний мир, ветки касаются третьего неба, по стволу ползет семиглавый змей; один птенец плачет, его змей съест сейчас; другой смеется, его съедят завтра; Ю. отрубил топором головы змею, кровь образовала море; птенец протянул крыло, по нему Ю. перешел в гнездо; прилетела Каан-Кереде, ее слезы выпали теплым дождем; узнает на Ю. следы своих когтей; рассказывает, что в золотом яйце душа К., но она не знает, где оно; приносит Ю. к его старым бедным родителям; К. уводит А.; Ю. семь лет с ним сражается; волки убили коня К., Каак-Кереде отнесла его самого на небо; А. нашле во дворце К. золотое яйцо, бросила в огонь, К. умер; А. и Ю. стали править Алтаем]: 215-239; Никифоров 1915 [посреди желтой реки есть желтый остров; посреди желтого острова есть отверстие ада с семью ртами; из ада с семью ртами вырос железный тополь (темир-терек) без сучьев; нижний конец его в нижнем мире, а верхний пророс в верхний третий мир (т.е. небо); птица, поднимаясь с земли, никогда не садится на его вершину; звери не могут по нему подняться; на вершине есть белое эрдине, которое оживляет мертвых; когда Алдтын-мизе и его конь Учкур-конгур погибли, другой конь Аршин-Jедер стал черным бобром, перегрыз темир-терек, взял эрдине, оживил умерших]: 77-78, 104-105; Каруновская 1935 [в центре земли гора Ak togon altaj sьnь – резиденция предков охотников; на ее вершине молочное озеро syt kθl, в котором омывается душа шамана по пути в верхний мир; в центре гора – пуп земли и неба; из пупа и воды растет дерево с золотыми ветвями и широкими листьями, его вершина в небе; по этому дереву шаман попадает к Ульгеню]: 161-162; Суразаков 1979: 12-13 [в лучшей из долин растет стоствольный {видимо, со ста ветвями} тополь бай-терек; на верхней золотой ветке сидят предвидящее будущее кукушки; когда кукуют, в долинах расцветают небесно-синие цветы; в середине на медной ветке – два черных беркута; у основания ствола на цепях два черных сторожевых пса Азар и Казар, преграждают путь Эрлику и шулмусам], 14 [близ входа в каменный дворец литая серебряная коновязь; ее верхний конец в поднебесьи, там привязывает своего коня Yч-Курбустан; нижний конец в подземном мире, к нему привязывает коня Айбыстан (т.е. Эрлик)]; 1982: 181 [в эпосе Маадай-Кара на вершине семиколенного тополя сидят две одинаковые, с конскую голову, кукушки, от кукованья которых из земли исторгаются белые и синие цветы; посредине сидят два черных беркута, охраняющие небо; под самым тополем – две одинаковые черные собаки (тайгылы), охраняющие пути на земле и из мира Эрлика], 181-182 [в эпосе Маадай-Кара (стихи 156-165) нижняя часть коновязи служит Айбыстану (Эрлику), верхняя в верхнем мире Уч-Курбустану, средняя богатырю Маадай-Кара]; телеуты: Функ 2004 [Маладу, ездящий на молочно-белом коне, и его младший брат Алып Салай сидят во дворце, слышат грохот; пестрый волк с 60-саженным хвостом, нижняя губа на земле лежит, верхняя небо подпирает, передает М. требование Единственного Творца явиться к нему; М. соглашается с третьего раза, когда волк грозит его съесть; Творец просит помочь против Сорока Создателей подземного мира, пославшим Кара Пëкë уничтожить белый свет; битва будет у тополя, чьи корни уходят вглубь земли, крона достает небо; он шелестит листьями на всех языках людей, птиц и животных; возвращаясь после победы над КП, М. находит пепелище на месте своего дома; его разорили Алтын-Чаккай и Кÿмÿш-Чаккай; М. едет во владения братьев, убивает их, женится на их сестре, возвращается домой]: 23-28; 2005 [в своем путешествии шаман пролетает мимо ездового животного кама Кадылбаша; лиственницы, к которым его привязали, вершинами пробили три неба, выросшие его (кого?) корни пробили семь слоев земли]: 165; теленгиты [там, где пуп мира, восседает бог земли Yo kan; там возвышается ель, достигающая 16-го неба, где находится бог Bai Uelgän; на 17-ом находится верховный бог Tengire Kaira Jan; мировое древо есть знак того, что власть нижнего бога соизмерима с властью верхнего]: Radloff 1893: 7 в Haekel 1958: 66; хакасы (минусинские татары) [пронзая 12 небес, на вершине горы стоит береза с золотыми листьями и корой; у ее подножья водоем с водой жизни; эту березу Создатель дал прародителю татар, который с тех пор хранит ее]: Schiefner 1859: 52 в Holmberg 1927: 350; тувинцы [на бубнах нарисована священная береза (бай каинг) или другое мифическое древо, корни которого находятся в подземном, а вершина в небесном мире]: Дьяконова 1976: 277; монголы (халхасцы) [была одна вода; две рыбы сошлись и образовали кольцо; в нем стали скапливаться песчинки и выросла гора Сумбур-ола; мы живем на четырех туби вне ограды, образованной рыбами; при подошве С. стоит дерево, вершиной своей в уровень с вершиной С.; на горе живут тэнгри, в три яруса; они питаются плодами этого дерева, спорят из-за плодов его, дерутся, сражаются и от их сражений происходит молния]: Потанин 1919a, № 26: 49.

Западная Сибирь. Манси (Сосьва) [двое татар поплыли на барже вниз по Оби до места, где вода устремляется в нижний мир; вместе с водой попали в нижний мир; там все, как в нашем, но солнце подобно луне; местные люди дали им заплесневелую рыбу, они ее выбросили; поплыли дальше и снова оказались на земле; в верховьях Оби стоит священная береза и между ее корней они выбрались снова на землю]: Kannisto 1951, № 6: 20-21; селькупы: Прокофьева 1961 [землю и небо связывает береза, растущая у жилища "жизненной старухи" (Ылында кота); на ее ветвях слева висит солнце, справа – луна; на верхних ветках сидят кукушки – покровительницы деторождений; у обоих фратрий, кедровки и орла, есть еще по три дерева – лиственница, берега и кедр; всего деревьев семь]: 56; 1976 [вход на небо ветвями кроны доставало растущее на земле "семикорневое дерево" (селчи контыль по), по которому на небо доходили просьбы и жалобы людей; на солнечной и ночной сторонах этого дерева росло по семь сучьев; на вершине сидела кукушка; на каждом суку также сидит по птице; в корнях жили семь змей-караульщиков; это дерево – путь шамана на небо]: 112; Хелимский 1982 [начало мировой реки на юге в "семиямном болоте", устье на севере у обиталища Кызы и его сына – холодного "моря мертвых"; в верховьях находится стальное жилище старухи-покровительницы Ылэнта-кота, селение кузнецов – ее помощников (куют железные детали для шаманского облачения), "море с кровавой водой" и "дерево неба с почками", соединяющее землю, небо и подземный мир; оно имеет семь ветвей на правой, солнечной, и семь ветвей на левой, ночной, стороне; на верхних ветвях сидят кукушки – покровительницы деторождений; в дупле хранятся души еще не родившихся людей, а семь змей в семи корнях охраняют дорогу в нижний мир]: 400; северные селькупы: Пелих 1998: 24 [дерево Дару (дари) растет из дома матери-земли; корни уходят в шестой, огненный ярус подземного мира; этот огонь поднимается по стволу, поэтому на ветвях вырастают огненные шары – солнца; каждое утро одно срывается, катится на запад, падает в огненный мир; дерево ежегодно меняет кору; старая слетает тонкими прозрачными пластинками, они сворачиваются в круг, катятся по земле, падают на живые деревья, образуются годовые кольца; ствол дерева пронизывает земные и небесные миры, вершина упирается в Полярную звезду], 29 [Ылынта кота была женой Нома, поссорилась с ним, ушла жить глубоко под землю; тогда же ею были рождены слои верхнего яруса земли, т.е. обитаемая земля Среднего мира; в центре ее дома растет дерево, соединяющее все миры (пересказ в Тучкова 2004: 323)]; южные селькупы [«дерево до неба» зафиксировано только в шёшкупском ареале; росло на вершине плоской горы, в ветвях живет много духов, «держащих все живое на земле»; дерево лиственное (но не береза), листьев своих никогда не теряет; вар.: дерево до неба «вершину неба подпирало», росло посреди острова на озере, рядом с котором обитала Šeγa paja («Земли старуха», мать брата и сестры Ии и Нэ); на него не садились птицы, но иногда на вершине сидел ворон; Н. обидела Ворона худым словом, тот перестал прилетать, дерево засохло, озеро ушло]: Тучкова 2004: 75-76, 215; нганасаны [(шаман описывает, как в возрасте трех-четырех лет во время тяжелой болезни три дня находился без сознания, побывав в это время в других мирах; см. мотив G6); шел вниз до середины моря; сосал груди хозяйки воды; ее муж Сырада Нгуо, главный подземный хозяин, сказал ему, что он избран шаманом и должен обойти дороги болезней; в путеводители дал горностая и мышь; люди оспы вырезали и сварили его сердце; посреди девяти озер остров, на нем лиственница до края неба; рядом семь трав – родоначальников наших растений; на каждом озере плавает определенная птица с птенцами - утка, гагара, казарка, лебедь, ... (не указано}, мышелов; хозяин дерева велел поймать падающую ветку, из ее трех разветвлений будут три бубна, о них станут заботиться три жены шамана; (следуют дальнейшие встречи и испытания)]: Попов 1936b: 85-97.

Восточная Сибирь. Якуты: Пекарский в Емельянов 1980 [Священное Дерево имеет восемь ветвей; девятая с вышины небес вниз опустилась; на ее вершине созданный Айыы Тойоном орел клокочет; семь корней в страну духа-хозяйки земли, имеющей семь перекладин, седалище из Великого моря, балки из нагорий, подпорки из стоячих гор, покрытие из красного песка, поверхность из черной земли, настил из зеленых трав, Куйаар Хотун; восемь корней образовали реки, озера]: 320-321; Третьяков 1871 [в центре земли, где солнце и луна никогда не заходят и вечное лето, появился Белый Юноша; пойдя на восток, он увидел среди равнины холм и на нем дерево; его макушка возвышалась над семью ярусами неба, там жил Юрин-ай-тойон; его корни уходили глубоко в подземный мир, где жили странные существа; своими листьями дерево говорило с обитателями небес]: 200 в Holmberg 1927: 311; Миддендорф 1851(3): 79 в Holmberg 1927: 353 [Эр-Соготох видит перед собой дерево, чьи корни уходят в нижний мир, а вершина пронзила девять небес; из-под его корней льется живая вода; состарившиеся животные пьют или лижут сок, вновь молодеют]; Ястремский 1989 [(обзор образного мира олонхо); растущее на полях героя дерево достигает ветвями нижних слоев неба, где владения Улуу Тойона; пугается царящей там стужи; пробивается выше, ветви его становятся коновязью Урын Айиы Тойона; дерево боится забраться корнями вглубь подземного мира, где царит Арсан Дуолай (Туолай), чтоб не сгнить от грязи и мерзости; корни его становятся вешалкой для посуд со сливками у божеств рогатого скота]: 130; Горохов в Потанин 1893 [дерево улу ар кудук мас стоит на "тихом месте" (пуп земли?); вершина проросла сквозь семислойное небо, служит коновязью для Юрюнг-аи-тоена; корни в преисподней служат столбами жилища существ, имеющих рот под кадыком]: 385; Эргис 1974 [около усадьбы героя олонхо растет восьмиветвистое дерево Аал Дууп Мас или аар Кудух Мас; главный ствол насквозь прошел через нижние слои неба; потом нагибается назад, возвращается в средний мир; из ветвей сочится влага, капли ее слетают словно белые куропатки; главный корень насквозь прорастает землю и выходит в нижний мир, но из-за дыма костров преисподней загибается вверх; выйдя обратно на землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро; испив из него, старики молодели, слабые обретали силу, больные выздоравливали]: 190; эвенки (вероятно, подкаменно-тунгусские, с которыми и работал Анисимов) [в представлении о буга (вселенной) шаманские туру (деревья), растущие в нижнем, среднем и верхнем мирах, сливаются в одно мировое дерево, имеющее корни в нижнем мире, середину ствола – в среднем, вершину – в верхнем]: Анисимов 1959: 47-48.

Амур - Сахалин. Удэгейцы [корни шаманского дерева (сама ту) находятся в загробном мире, середина ствола - на земле, вершина на небе; у бикинских удэгейцев оно служило местом отдыха шаманских духов после полетов на небо и возвращения из подземного мира]: Подмаскин 1991: 44; нанайцы: Ю.Сем 1990 [(селение Найхин); жизненные силы зарождаются в корнях дерева в нижнем мире буни; ствол дерева в среднем мире, вершина с ветками – выше внешнего свода верхнего мира; жизненные силы-соки поднимаются к веткам, прорастают листьями-душами; ветер срывает их, они превращаются в воробьев и петушков, по падают в средний мир в утробы женщин; если ребенок умер до года, жизненная сила возвращается на дерево; с разрешения старухи Омсо Мама шаман может выбрать вызревшую птичку и принести женщине]: 127; Смоляк 1991: 22 [дерево конгор дягда яло туйгэ прорастает через все сферы мира, дало людям главные атрибуты шаманства], 24-25 [на ветвях этого дерева сидят птицы буни гаса, играющие большую роль в обряде последних поминок; его корни – змеи, суставы – удавы, кора – водяные лягушки, чешуйки коры – лягушки, листья – толи (диски, см. ульчи), почки – колокольчики, суе – корни этого звучащего дерева; есть много вариантов описаний и локализации этого шаманского дерева]; Чадаева 1990 [Хадо Мямелджи создает дерево до неба с медными листьями, корой из живых змей, ящериц, лягушек; листья поворачиваются в сторону, где бедствие; злой дух выпускает на небо еще два солнца, река кипит, камни плавятся; ХМ убивает их стрелами; его дочь плачет, т.к. людей слишком много, просит открыть дверь в загробный мир; ХМ ушел туда навсегда, за ним идут люди; Черный Дракон Сахари Дябдян создает дерево, покрытое паутиной; люди, на которых ветер приносит клок паутины, умирают]: 5-7; ульчи: Смоляк 1991: 22 [под землей помимо буни расположены миры доркин (там живет бог огня, туда идут хорошие люди, стекает вода из морей) и кэлмэн; из доркина сквозь землю прорастает шаманское дерево подохо мо, которое тянется до неба; по дереву ходят боги из одной сферы в другую], 26-27 [у невидимого шаманского дерева было три сучка с яркими светлыми цветами; один – молиться небесному богу Эндури, второй – ходить в загробный мир були, третий – связываться с подводным богом Тэму; на сучках находились бубенчики хахуракта и диски толи, на вершине жила птица коори, помогавшая шаману ходить в були; в легендах есть дерево подохо мо, из которого выходили шаманы; его корни – змеи, кора – жабы и ящерицы, на ветвях висят колокольчики].

Побережье - Плато. Оканагон [Вождь наверху создал землю; она была маленькой; он раскатывал ее (как комочек глины), пока она не стала огромной; сквозь небо, землю и нижний мир по центру их проходит соединяющий миры столб или дерево]: Teit 1917c, № 3: 84; флетхед [(Teit 1939: 383); корни огромного дерева глубоко в земле, вершина – в небесах; на вершине сидит добрый вождь Amotkem, у корней – злой вождь Amtep; первый посылает дождь, снег и все хорошее; послал Койота сделать жизнь людей легче; души добрых людей идут через ледяные ворота Койота на севере к Amotkem; (Turney-High 1937: 22); мир создал Amotkan, он живет вверху; в основании мира находится женщина Emtep, "Она-кто-сидит-у-подножья-дерева"; флетхед утверждали, что эти представления они получили от шамана калиспель]: Haekel 1958: 45-46; (ср. толова [вначале вода и тьма; Создатель мыслью создал мир (=землю), мир приплыл с юга; в центре была Первая Секвойя (First Redwood), на ней следы всех животных ('prehumans"); из земли выкопали Койота, он быстро вырос, уничтожил чудовищ]: Drucker 1937: 268).

Северо-Восток. Сенека [у сенека ветви мирового древа пронзают небо, а корни проникают в воды подземного мира; Hadigo, Великое Лицо, невидимый великан, предводительствующий Фальшивыми Лицами, охраняет это дерево; чтобы быть наделенной силой дерева, трет о него свою погремушку из панцирей черепах и наделяет силой остальных фальшивых лиц; поэтому члены общества фальшивых лиц тоже трут свои погремушки о стволы сосен]: Fenton 1968: 154.

Мезоамерика. Ацтеки [ацтекский мозаичный щит, Британский Музей (по Townsend 1979); сам круглый щит – земной диск; на нем небесные и хтонические символы, соединенные цветущим деревом; в центре солнце с четырьмя лучами из красных кораллов, направленных в четыре стороны света; слева и справа по два держателей неба; вверху две расходящиеся цветущие ветви дерева; внизу хтонический змей, обвивающий дерево от нижнего мира к небу; Townsend предполагает, что 4 зубообразных элемента-подвески вниз тела змея – аббревиатура маски Тлалтекухтли, символа земли и входа в подземный мир; в самом низу раздвоенный элемент - по Townsend, язык змея, но возможно, что корни дерева]: Kolata 1984: 12; майя Юкатана: Milbrath 1999 [данные из селения X-Cacal: мир состоит из 15 ярусов, семь над землей и семь под землей; огромная сейба связывает их, пронзая своими корнями, стволом и ветвями; аналогичные данные из района Валльядолида (Roys 1972: 73; Villa Rojas 1945: 154; 1969: 275); Tozzer 1907: 56 [(пересказ в Villar 1989: 41); сейба проходит сквозь семь небес и поддерживает их; наверху у нее четыре ветви, направленные в четыре стороны света; на верхнем небе живет Иисус, на шестом белые бородатые божества облаков, на пятом хозяева лесов и полей, на четвертом хозяева животных, на третьем некоторые враждебные людям существа, на втором четыре ветра (по числу сторон света), на первом духи-ягуары, охраняющие каждого человека; у подножья сейбы колодец (сенот), внизу Кисин, он вызывает землетрясения; на девяти уровнях нижнего мира живут духи-хозяева целебных растений], 154 [есть семь небес, в каждом по центру отверстие; сквозь них проходит растущая посреди земли сейба (yax-che); она достигает седьмого неба, гда обитает Бог испанцев; по ней души умерших поднимаются на верхний ярус неба, где и остаются; по другому варианту, души поднимаются по свисающей через отверстия в небесах лестнице]; Villa 1945 [сейба в центре пронизывает семь небес и семь подземных миров]: 154; (ср. лакандоны [еженочно солнце спускается в нижний мир, карабкаясь по стволам деревьев и пролезая через корни (Thompson 1960: 71); это напоминает доколумбовые представления о Боге Солнца, взбирающегося на дерево, которое вырастает из подземного мира]: Milbrath 1999: 21); цоциль [в центре квадратной земли, поддерживаемой по углам четырьмя атлантами находится огромная сейба, ветви которой пронизывают и соединяют ярусы неба; в разрезе небо – ступенчатая пирамида (по 6 ступеней с каждой стороны, 13-ая – зеленого цвета - в центре); ниже земли таких ступней 9, 13 или неопределенное число; солнце поднимается по ступеням неба как бы в двухколесной повозке; в полдень час отдыхает на верхней площадке; ночью проходит в обратном направлении по ступеням нижнего мира]: Holland 1964: 14-16.

Южная Венесуэла. Макиритаре [строя первый общинный круглый дом, Аттаванади поставил столб в центре земли; эта мировая ось связывает землю с небом и уходит глубоко в нижний мир, населенный духами и гигантскими змеями во главе с пернатой змеей, украшенной радугой из пестрых перьев]: Wilbert 1981: 47.

СЗ Амазония. Юкуна [земля окружена водой, на ней небо стервятников, выше – небо духов iñaakare, а над ним обитель четырех братьев Karipulakena; под самой нижней землей – мировой огонь и анаконда – балка мира; вертикальная ось, пальма пронзает все эти уровни; нижний мир ассоциируется со смертью, плодородием и женщинами, земля – с мужчинами и «мыслью»]: Hammen 1992: 142-143.

Монтанья. Шипибо-конибо [в центре земли находится дерево, уходящее в облака; его ветви образуют гористую землю, в которой живут духи деревьев; корни уходят в нижний мир]: Gebhaert-Sayer 1987: 25-26, 72, 82.

Боливия – Гуапоре. Гуарасу [под земным диском – вода, там маленькие люди; дырки в земле – источники, оттуда же потекли воды потопа; дерево в центре земли поддерживает небо, у него семь ярусов; звезды – на ветвях дерева]: Riester 1970: 471-472.

Южная Амазония. Намбиквара [Создатель живет на небе; туда попадают души мертвых, там чисто, приятно; на большом круглом озере живут утка и желтая птица; рядом четыре дерева; на первом живет желтая стрекоза, на втором синяя, на третьем красная; четвертое – пальма figueira; на ней гигантский орел-гарпия, у него красавица-дочь; его гнездо из костей непохороненных намбиквара; под гнездом живет белая бабочка; корни пальмы спускаются до земли, мы живем между ними, они обволакивают весь мир]: Pereira 1974b: 4.