Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4C. Гром в плену. .27.31.45.

Противник громовержца временно одолевает и пленяет его.

Древняя Греция, восточные саамы (инари, скольты, кольские саамы), западные (?) саамы, сенека.

Балканы. Древняя Греция [Гея сочеталась с Тартаром, родила в Киликии Тифона; голова его касалась звезд, руки простирались от восхода до заката; часть тела ниже бедер состояла из извивающихся кольцами змей; боги кинулись бежать от него в Египет, принимая облик животных; Зевс ранил его кривым мечом, но Т. вырвал у него меч, перерезал сухожилии, запер в Корикийской пещере в Киликии, там же спрятал суходилия, велев драконице Дельине их стеречь; Гермес и Эгипан их выкрали, вставили Зевсу; преследуя Т., З. набросил на него гору Этну, и из-за брошенных туда перунов из нее вырываются языки пламени]: Apollod., I,6,3 (Аполлодор 1972: 10).

Балтоскандия. Восточные саамы: Frog 2011: 81 (инари) [словарь 1906 г.; на озере Инари есть «остров Старика» (т.е. бога-громовника Termes), где jettanas (то же, что йотуны в Эдде, «пожиратели» его связали и заключили в пещере; начались голод и засуха; слуга Т. освобождает его, Т. поднимается на небе и 7 недель посылает дождь, чтобы смыть jettanas]; саамы-скольты [черт (tsuartt) связал громовника (Tiermes); человек, ставший слугой черта, открыл запретную комнату, освободил Т.; далее «магическое бегство»]: Itkonen 1931: 37-47 в Frog 2011: 81; кольские саамы [девочку похитил медведь-людоед; запрещает ей заходить в кладовую; она заходит, освобождает связанного там Грома; они убегают («магическое бегство»), Гром приносит ее к ней домой; обещает вернуться за ней и взять в жены, когда она вырастет]: Чарнолусский 1962: 35-40 в Frog 2011: 81; западные саамы [у шведского короля пропали три дочери, человек вызвался их найти; по пути последовательно встречает еще двоих; каждый по очереди готовит; приходит Безногий-Безрукий (ББ), придавливает волосы повара бревном, все съедает; когда остается герой, он сам предлагает ББ еду, тот обещает помогать; все трое хотят сдвинуть камень, по вызову героя, ББ сдвигает, под камнем ход, герой спускается; похищенная королевна велит поменять бочки с сильной и слабой водой; приходит черт, герой его побеждает; то же со второй королевной (двуглавый черт), с третьей (трехглавый); герой отправляет королевен наверх; поднимается, видит, что спутники ругаются, кто какую возьмет; видя героя, обрезают веревку, тот снова оказывается под землей; нанимается работником, хозяин не велит заходить в одну комнату; герой заходит, там Гром, он велит взять с собой железное кресало, кремневое огниво, гребень; они убегают, черт преследует, брошенный гребень превращается в лес, черт возвращается за топором; огниво - гора, за сверлом; кресало - огненная река; Гром принес героя туда, где спутники ссорились, взял самую красивую королевну, другие спорят, кому взять кого, до сих пор]: Klaus 1995: 39-46.

Северо-Восток. Сенека [девушка отвергает женихов; выходит за красивого незнакомца; это водяной Змей; клубок змеиных сердец спрятан под ложем; Громы просят ее им помочь; поражают унесенные ею сердца Змеев, те гибнут; она рожает змеенышей, Громы их убивают; не могут убить Змея, держащего в плену на дне озера одного из Громов; она убивает Змея стрелой, пленник освобожден; женщина возвращается к людям]: Curtin, Hewitt 1918, № 4: 86-90.