Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4E. Гром – двое сражающихся. (.12.)

Герой и его противник вступают в единоборство и до сих пор сражаются в небе. Это гром.

Хауса, булса.

Западная Африка. Хауса: Abrahams 1983, № 15 [человек может выворотить деревья, говорит жене, что он - муж из мужей; жена предупреждает его не хвастаться, может быть, ему придется убегать от того, кто сильнее; идет за водой, не может набрать воды тяжеленным ведром у колодца; навстречу женщина с маленьким сыном, тот легко поднимается ведро, набирает воды; женщина говорит, что она жена мужа из мужей; мнимый муж из мужей велит жене отвести его к дому, где живет та женщина; прячется, видит, как возвращается великан, съедает нескольких слонов; ночью убегает, великан гонится; три группы людей сперва готовы укрыть человека, но когда чувствуют ураганный ветер, велят тому убегать; другой великан ест слонов, оставляет у себя человека; два великана сражаются, поднимаются в небо; гром - звуки их борьбы]: 86-89; Ольдерогге 1959 [Ауду идет испробовать свою силу; по пути последовательно берет с собой еще троих сильных юношей; они охотятся, оставляя одного сторожить имущество; каждый раз из корней дерева выходит злой дух, побеждает, связывает сторожа; когда остается А., ни он, ни дух не могут добиться победы; они поднялись на небо и сражаются до сих пор, это гром]: 229-230; булса [10 женщин родили одного сына, его имя Общий Сын Десятерых Женщин; он вырос, охотится; в единоборстве победил демона Закрывающего Бородой Реку, тот стал его спутником; они оставили мясо животных сушиться на камне; Бог послал с неба быка с одним глазом, одной задней, одной передней ногой; тот проглотил мясо и вернулся на небо; так несколько раз; стал сторожить демон, бык его потоптал; тогда остался сторожить юноша; он и бык боролись три дня; после этого Бог утянул их на небо; там они иногда борются, в это время гроза]: Schott 1993: 51-57.