Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I27C. Четырехглазая собака. .27.28.30.-.32.34.-.37.

Собаки с двумя пятнами над глазами выделяются особо и обычно называются дву- или четырехглазыми.

Македонцы, болгары, сербы, русские, украинцы, узбеки Хорезма, шугнанцы, ливы, чуваши, коми, тувинцы, буряты, ханты, эвенки юга Якутии, нивхи.

Балканы. Македонцы: Вражиновски 1995 [собаки-четырехглазки видят и пугают вампиров]: 117-118; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки способны распознавать вампира, которого они отпугивают или кусают; по некоторым сербским поверьям, распознавать вампира могут любые собаки и другие домашние животные]: 389-390; болгары (Родопы) [собаки-четырехглазки (с белыми пятнами над глазами) видят с помощью своих скрытых глаз нечистую силу]: Марева 2003: 252; сербы [Л.Н. Виноградова: про собак четырехглазок знают и сербы, и болгары. Что касается сербов, то про это вспоминал Н.И. Толстой, который родился в эмиграции в Сербии и там провел детство и юность. Он помнит про этот мотив у сербов. Что касается болгар, то про этот мотив (не массовый, а спорадический) есть в двухтомнике Маринова и в фундаментальном труде Казамира Мошиньского "Kultura ludowa slowian" Т. II. Ч. 1]: Е.Е. Левкиевская, личн. сообщ. 22.04.2012.

Средняя Европа. Русские [у русских собака двоеглазка – черная, с двумя белыми пятнами над глазами]: Миллер в Литвинский, Седов 1984: 164; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки – это те, у которых над глазами расположены светлые пятна лешего]: 389; украинцы [собаки-двоеглазки способны распознавать ведьму]: Толстой 2004: 389.

Иран – Средняя Азия. Узбеки Хорезма [собаки с двумя пятнами над глазами считаются особенно нечистыми; собака вообще считалась нечистой, но в некоторых случаях – обратное мнение]: Снесарев 1969: 319; шугнанцы (Шугнан, Рошткала, Афганистан) ["четырехглазые" собаки злее, хитрее и прожорливее других, могут украдкой напасть сзади, способны одновременно лаять и рычать; злого и хитрого человека уподобляют такой собаке]: Юсуфбеков 2009.

Балтоскандия. Ливы [четырехглазый пес женщины стал вечером лаять; ночью во сне к ней пришел умерший из той же деревни, ругал за то, что не держала собаку]: Loorits 1998(2): 33.

Волга – Пермь. Чуваши [собаки-четырехглазки, т.е. с двумя пятнами над глазами, состоят в связях с усалами, поэтому их прогоняют от домов, а на улице избегают; но они способны отгонять злых духов, т.к. видят их]: Салмин 2007: 128; коми-зыряне [собаки с сильно выраженными надробвными дугами называются четырехглазыми; они видят духов]: Налимов 1907: 18.

Южная Сибирь - Монголия. Тувинцы [в последний день каждого лунного месяца и в первый день следующего на небе нет видимой луны; в эти дни луну может видеть только черная собака с белыми дугами над бровями и пелым пятном на груди, будто бы имеющая белое сердце; в первый день нового лунного месяца ее может видеть еще баран с чистой белой шерстью]: Потапов 1969: 291; буряты [бохолдоя (духа умершего) обычный человек не видит; он доступен взору сверхчувствительных людей, в частности шаманов; также его могут видеть собаки, особенно «четырехглазые»]: Галданова 1987: 53; ойраты [особенно ценилась черная собака с рыжими подпалинами, с белым пятном на груди, с пятнышками над глазами, так называемая «четырехглазая» собака; она обладает способностью видеть невидимое]: Эрдэнэболд 2012: 58.

Западная Сибирь. Ханты [посмотрев между ног или ушей собаки с пятнами над глазами, хант может видеть лесных духов]: Гондатти 1988: 34, Патканов 1891, Karjalainen 1996: 209, Patkanov 1897-1900 в Уляшев 2011: 237.

Восточная Сибирь. Эвенки юга Якутии (группа не указ.) [«cобака-четырехглазка видит насквозь»]: Романова, Мыреева 1971, № 4: 322.

Амур – Сахалин. Нанайцы, негидальцы, ульчи: Самар 2009 [собака с черным окрасом и светлыми бровями обладает способностью различать злых духов и общаться с ними; у нее «две пары» глаз – брови являлись второй и именно эти «глаза» наделялись магической функцией; такая собака у нанайцев и ульчей носила кличку Анча, у верховских негидальцев – Анчайин, у низовских негидальцев – Этан; с помощью такой собаки можно распознать злого духа; для этого смотрят между ее ушами в момент, когда она насторожилась]: 72, 74; 2010 [черную собаку с желтыми бровями нанайцы наделяли особыми свойствами, считая мушки над глазами второй парой глаз; образ «четырехглазой» собаки есть также в верованиях негидальцев и ульчей; по рассказам найхинского нанайца Н.П. Бельды, такой была его собака по кличке Букет; однажды в тайге Букет неожиданно ощетинился, стал рычать на лежащее впереди дерево; Бельды, вспоминая рассказы матери-шаманки о действиях в подобных ситуациях, поглядел между ушей собаки и увидел смеющегося старика, тыкающего в него пальцем; Бельды опознал в нем злого духа и выстрелил в него из ружья; посмотрев вновь между ушей собаки, он ничего не увидел; у негидальцев в подобной ситуации помогает выявить нечистую силу собака Етан; чтобы увидеть злого духа, нужно взглянуть между ее ушей (Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 446. Л. 91)]: 92-93; нивхи [в безветренную погоду люди видят катящийся кружок бересты и следом собаку с белыми пятнами над бровями; на этом месте было стойбище, все умерли от болезни; берестяной кружок и собака с белыми пятнами над бровями - это души умерших]: Березницкий 2005, № 143: 517.