Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I35B. Медное небо. .27.29.31.32.

Небо считается металлическим, выковано кузнецом.

Древняя Греция, (карачаевцы и балкарцы ?), осетины, ингуши, чеченцы, табасаранцы, (агулы), грузины, карелы, финны, коми, казанские татары.

Балканы. Древняя Греция [«<…> тогда и ахейцы / Белыми стали от пыли, которую между бойцами / До многомедного неба вздымали копытами кони» (пер. В.В. Вересаева); в оригинале – πολύχαλκος οὐρανός ‘многомедное/многобронзовое небо’]: Hom. Il. V. 503-504; [«Так меж собой они бились, и гром возносился железный / Через пространства эфира бесплодного к медному небу» (пер. В.В. Вересаева); в оригинале – χάλκεος οὐρανός ‘медное/бронзовое небо’]: Hom. Il. XVII. 424-425; Яркое солнце, покинув прекрасный залив, поднялося / На многомедное небо, чтоб свет свой на тучную землю / Лить для бессмертных богов и людей, порожденных для смерти» (пер. В.В. Вересаева); в оригинале – πολύχαλκος οὐρανός ‘многомедное/многобронзовое небо’]: Hom. Od. III. 1-3; [Евмей вернувшемуся и остающемуся неузнанным Одиссею: «Что вдруг тебе пожелалось в толпу женихов замешаться, / Наглость которых, насилья к железному небу восходят!» (пер. В.В. Вересаева); в оригинале – σιδήρεος οὐρανός ‘железное небо’]: Hom. Od. XV. 328-329; [Одиссей Евмею: «Очень, однако, боюсь я толпы женихов ее буйных: / Наглость их и насилья к железному небу восходят!» (пер. В.В. Вересаева); в оригинале – σιδήρεος οὐρανός ‘железное небо’]: Hom. Od. XVII. 564-565; [элегии Феогнида Мегарского (VI в. до н.э.): «Да упадет на меня сверху громада широкого неба / медного, земных людей ужас, / если я тем в помощь не буду, кому любезен, / а врагам на горе и досаду великую» (пер. А.К. Гаврилова); в оригинале – χάλκεος οὐρανός ‘медное/бронзовое небо’]: Theogn. I. 869-872; [«Пифийские песни» Пиндара (ок. 522 – ок. 443 г. до н.э.); о победителе Пифийских игр и его отце: «Медное небо / Не откроется перед ним, – / Но что прикосновенно для смертного племени, / В том исплавал он блеск до предельных берегов» (пер. М.Л. Гаспарова); в оригинале – χάλκεος οὐρανός ‘медное/бронзовое небо’]: Pind. Pyth. X. 27-29; [«Немейские песни» Пиндара: «Есть племя людей, / Есть племя богов, / Дыхание в нас – от единой матери, / Но сила нам отпущена разная: / Человек – ничто, / А медное небо – незыблемая обитель / Во веки веков» (пер. М.Л. Гаспарова); в оригинале – χάλκεος οὐρανός ‘медное/бронзовое небо’]: Pind. Nem. VI. 1-4; [«Крылья Эрота» Симия Родосского (примерно вторая половина IV в. до н.э.), включенные в состав «Палатинской антологии»: даже Земля с глубинами Моря и бронзовым небом подчиняются Эроту; в оригинале – χάλκεος οὐρανός ‘медное/бронзовое небо’]: Anth. Gr. XV. 24. 11; [«О творении Божием» Лактанция (ок. 250 – ок. 325 г.): «Ведь если кто-нибудь скажет мне, что небо медное или стеклянное {aeneum esse coelum aut uitreum}, или, как говорит Эмпедокл, является заледенелым воздухом, неужели я тут же соглашусь с этим на том лишь основании, что не знаю, из какой материи состоит небо? Ибо как я не знаю одного, так знаю другое» (пер. В.М. Тюленева)]: Lact. De opif. Dei. 17. 6.

Кавказ – Малая Азия. (Карачаевцы и балкарцы []: Липкин 1973: ?); осетины (зап. 1870 г.) [из разговора на аульном холме (месте общественных собраний): «“А небо как устроено?” – спросил {у старика} тот же любопытный. “Небес всех пять: из них 1-е состоит изо льда, 2-е из меди, 3-е из серебра, 4-е из золота, а 5-е из чистого бриллианта”. – “А как же ледяное небо не тает от солнца?” – допрашивал все тот же. “А уж это так Бог устроил”, – пояснил с важностью знатока другой. – “А отчего происходит гром?” – “Это трудно объяснить... Говорят, что по небу катятся камни, но навряд ли это так... А вот слышали-ли про это чудо: там, где ударит гром, оказывается часто стальная цепь”»]: Кануков 1875: 16; ингуши: Далгат 1972 [Пиръа враждовал с богом из-за престола. Он соорудил из латуни подобие небосвода и по нему катал бочки (имитация грома), сверху лил воду (имитация дождя) и говорил: «Я ли не бог, я ли не заставляю гром греметь, я ли не посылаю дождь?» Но бог терпел его, так как он имел три добродетели: уважал стариков, любил детей, ценил хлеб и даже крошки подбирал. Но шайтан сыграл с ним коварную шутку, и Пиръа бросил эти три добродетели (как это случилось, не сказано). Тогда бог покарал его на 500-м году его жизни]: 423; Мальсагов 1983, № 176 [Пиръон спорил с богом. По краю Вселенной он сделал навесы из бронзы наподобие небес. По ним он с шумом катал бочки, лил из них воду (т.е. имитировал гром и дождь), похвалялся, что он громовержец. П. прожил 500 лет. Хотя он вступал в пререкания с богом, тот ему все прощал, так как Пиръон имел три добродетели: считался со старшими, ласкал детей и бережно относился к хлебу. Пиръона решила убить гам. Пришла она к нему и говорит: Знаешь ли ты, что люди смеются над тобой? – Почему? — Потому что ты уважаешь ни к чему не пригодных стариков, место которых на кладбище. — Я не стану их больше уважать. — Еще над тобой люди смеются, потому, что ты ласкаешь грязных, сопливых детей. — Не стану их больше ласкать. — Еще смеются из-за твоей жадности, ты слишком бережно относишься к хлебу, даже собираешь крошки.— Я этого больше не стану делать, — сказал П. и тут же испустил дух]: 307-308; чеченцы [Пиръон («фараон») создал медные своды небес. Он заставлял женщин подниматься на самодельные своды небес и оттуда лить воду; утверждал, что на небе и на земле он один бог, заставлял всех работать на себя; однажды некую женщину заставили подняться на своды небес и оттуда лить воду; она прокляла П. (Да покарает тебя бог!), бог тут же убил П.]: Мальсагов 1983, № 174: 307; табасаранцы [бог Умчар создал семь небес из золота, серебра, меди, железа и других металлов (веществ); с восходом солнце оказывается на первом небе, к обеду поднимается на седьмое; земля также состоит из семи слоев]: Халидова 2012, № 8: 34; (ср. агулы [загадка: «На медном подносе – пестрое жареное зерно, что это такое?» (звезды небесные)]: Шаумян 1941: 122); грузины: Бардавелидзе 1952 (Картли) [Гмерти (божество-демиург) выковал небо]: 302-303; 1957 (пшавы) [эпизод «священнослужебного текста»: «Гмерти сотворил землю, перекрыл ее небом-медью, осветил солнцем и луною, создал тварь и людей на земле, вырастил зелень им на пищу»]: 24.

Балтоскандия. Карелы [сюжет мифического кузнеца Ильмаринена, который выковал небо, в основном включен в тексты, в целом не имеющие космогонического содержания; в Олонецком ареале герой лишь именуется «кователем божественного железа»]: Kundozerova 2015: 134; финны [Ilmari стал идентифицироваться в качестве tajvahan tagoja (кузнец, выковавший небо); и выковавший сампо; параллельный термин для sampokirjokansi («разукрашенная крышка»), т.е. поэтический эквивалент «неба»]: Frog 2012a: 217.

Волга – Пермь. Казанские татары [загадки: «Под голубым холмом золотятся гвозди», «Серебряный котел опрокинут, медные гвозди торчат» (небо и звезды)]: Махмутов 2013, № 14-15: 36; коми [старший Омель сделал медные небеса и три года ни капли дождя не могли упасть на землю; Господь послал Михаила Архангельского; тот не смог к нему пробиться – огнем палит; Господь пошел сам, стал сверкать молнией и греметь громом, небеса Омеля стали рушиться; три года падали с них на землю рогатые омели; поэтому в земле и в воде есть нечистая сила]: Лимеров 2005, № 20: 35.