Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I38A. Псы – мужья женщин. .13.16.19.21.26.29.33.34.40.

Мужьями женщин-людей являются собаки или псоглавцы.

Шиллук, сахо, немцы, ватут, качин, древние китайцы, даргинцы (мюрегинцы), киргизы, уйгуры, буряты, монголы, широнголы, Западная Гренландия (Саккак).

Восточная Африка. Шиллук [двое из 10 охотников сбились с пути, попали в селение женщин; спросили, где их мужья; одна из собак прыгнула на человека и убила его, собаки и были мужьями женщин; второй юноша прожил в этом селении 5 месяцев; пес дал ему три коровы, посадил себе на спину, довез до границы страны шиллук, велел рассказать о том, что он видел, иначе умрет; но юноша молчал; пес снова явился ему во сне, утром юноша рассказал о своих приключениях]: Westermann 1912, № 82: 201-202; сахо [человек попал в страну, где мужчины – собаки; одна женщина его спрятала; пока муж-пес на охоте, они убежали, залезли на дерево; прибежал пес, женщина велела мужчине ее целовать, пес умер от горя; затем беглецы пришли в страну гигантских змей, затем – в страну людоедов; там женщина отведала человечины, мужчина ее бросил, пришел к нормальным людям; купил кошку, пришел в страну, где много змей, кошка их поубивала, он ее продал за дорого]: Reinisch 1889, № 4: 113-116.

Западная Европа. Немцы [Адам Бременский, "Gesta Hammaburgensis": на восточном берегу Балтики есть страна женщин; женщины там зачинают от ветра или от выпитой воды; мужья этих женщин - собакоголовые]: White 1988: 138.

Меланезия. Ватут [братья услышали шум воды в корнях хлебного дерева; старший выстрелил, вода не появилась; младший пустил стрелу левой рукой, вода хлынула, унесла братьев; старший уцепился за дерево, младшего поток унес к устью р.Маркхам; там жили женщины, имевшие мужьями собак; женщины нашли юношу, собрали собак в дом, подожгли, собаки погибли (некоторые от огня почернели, другие посерели от золы); старший брат пришел к младшему; младший взял в рот бетель, прикоснулся ртом к гениталиям жены и там разжевал орех; старший велел этого не делать; пошел вверх по течению, стал камнем; младший пошел вниз]: Fischer 1963, № 11: 144.

Северо-Восток Индии. Качин (дзинпо) [за морем лежит Страна Собак, где у мужчин песьи головы, а у женщин обычные, эти женщины красивы; если туда попадает обычный мужчина, все женщины пытаются им завладеть, а псоглавцы разрывают его на части; псоглавых младенцев выращивают, младенццев-людей убивают; если женщина называет своего мужа собакой, после смерти она отправляется в Страну Собак]: Elwin 1958a, № 5: 188.

Китай. Древние китайцы [на крайнем северо-западе лежала Страна песьеголовых; они были потомками Хуан-ди (у праправнука Х. Лунмина родились две белые собаки, стали прародителями песьеголовых), либо потомками дракона-собаки Паньху; все мужское потомство П. имело человечьи туловища и песьи головы, дочери же были очень красивы]: Юань Кэ 1987: 206.

Кавказ – Малая Азия. Даргинцы (мюрегинцы) [есть страна, где мужчины по ночам обращаются в собак]: Ханагов 1892: 153.

Туркестан. Киргизы [эпизод из эпоса «Манас»; 600 отправленных Манасом охотников возвращались с добычей; див-циклоп захватил 400 из них, начал бросать в пещеру; Куту-мерген поражает циклопа стрелой в глаз, освобождает 92 пленников, томившихся в пещере от 2 до 7 лет; один из них рассказал, как прибыл в страну итаалы {ит - "собака"}, где женщины красивы, а мужчины подобны собакам]: Абрамзон 1971: 360; уйгуры [тибетский комментарий 8 в. н.э. о северных провинциях: 5 уйгуров рассказывают о своих странствиях; первые собаки, красная и черная, спустились с неба; взяли в жены волчицу, но не имели от нее детей; тогда похитили тюркскую (drugu) девушку; она родила детей, дети мужского пола были собаками, женского - людьми; раса людей от красной собаки - Geir gušu, от черной - Ga-ru guu; их мать стала хозяйкой их богатств, стад и продуктов питания; в том же источнике: два воина армии Žama хагана потерялись в пустыне, пришли в страну Солнца; там женщина и ее мужья-псы помогли им вернуться домой; Плано Карпини: Het'un помещают страну собак к северу от Татарии]: White 1988: 134-135.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Потанин 1883, № 70 [на востоке живет народ, у которого женщины - люди, мужчины – собаки; дети родятся в том случае, если в первые три весенних месяца здешние люди мочатся, становясь лицом в их сторону; поэтому в это время нельзя молиться на восток]: 323; Хангалов 1890 [(унгинские буряты); на востоке в собачьем царстве нохой хани урам все мужчины родятся собаками, но большими; женщины – обыкновенные; совершают шаманский обряд хурулха, чтобы их сыновья родились людьми; буряты считали грехом мочиться ночью, стоя лицом на СВ, т.к. в результате сын этого человека может родиться в собачьем царстве]: 19-20 (=1959б: 220, то же в 1960, № 129: 362); ойраты (дюрбюты) [к западу от русского царя живет Кунер-хан, за ним улус Шибит, затем хребет, за хребтом нохой-эрте (-ертен, -ерджени), у которых мужчины с собачьими головами, а женщины – люди; один человек пришел туда, женщина велела ему уходить; он спрятался в пещеру; ранил, затем убил из ружья ее мужа-псоглавца; убежал с ней к людям; она стала худеть; он стал кормить ее костями и она снова похорошела; монголы вечером не мочатся на запад, т.к. от этого у псоглавцев рождаются нормальные дети, которых они разрывают на части и делают из них сакиюс]: Потанин 1883, № 70: 322-323; широнголы (Санчуань) [1) в СВ стороне есть народ нохой-баргасу; там красивые женщины, а мужчины имеют вид больших черных косматых собак; народ богат овцами и козами; едят только мясо; 2) есть люди с собачьей головой и одной ногой; они ходят, обнявшись по двое]: Потанин 1893, № 19: 351.

Арктика. Западная Гренландия (Саккак) [две сестры с маленьким братом идут за ягодами, брат утонул, девушки боятся возвращаться к родителям, приходят к собакоголовым, выходят там замуж; обе рожают сперва собакоголового, затем нормального мальчика; матери не хочет смотреть на первых, отцы – на вторых; старшая сестра подслушивает, что собакоголовые собираются их съесть, откормив; убивают собакоголовых сыновей, убегают с нормальными; по пути дети оказались задушенными; сестры прибегают к родителям, велят отчалить в умиаке, собакоголовые лают на берегу; сестры выходят за нормальных людей, хотя жалеют о собакоголовых мужьях]: Millman 2004: 106-108.