Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I49. Бегун-землетрясение. .21.39.42.43.45.48.55.66.

Землятресение – антропоморфный персонаж (или категория персонажей), который перемещается, сотрясая землю.

Северо-Восток Индии. Бугун [жена Apuphulma пожаловалась на берегу реки, что тот стар, ее забрал в жены водный дух; A. женился на девушке с одним ухом, одним глазом, без носа, без подбородка; она рожала странных детей, которых супруги выбрасывали; будучи выброшенным, каждый говорил, кто он и что станет делать; 1) камень (на нем будут строить, он есть также реки, в них будет рыба); 2) Гром (будет сражаться с небесной змеей, задерживающей дождь; молния – его горящая головня); 3) Землетрясение; 4) Дождь (будет посылать с неба дождь): 5) Ветер; 6) Радуга (это змей, будет жить в реках, в засуху появится на небе звать дождь); 7) ядовитая змея (укусил мать, А. ее оживил, змея стала жить в лесу в норе); 8) Болезни (родители заболели, шершень их вылечил); 9) Смерть (родители умерли, сын пошел к другим людям, всем приносил смерть); некоторые дети были хорошими, другие плохими, поскольку их мать была хороша на одну половину, плоха на другую]: Elwin 1958a, № 4: 10-13.

СВ Азия. Ительмены [Тюиль ездит в санях на своей собаке Козейе; когда проездает под землей и когда его пес стряхивает с себя снег или блох, земля содрогается]: Стеллер 1999: 157.

СЗ побережье. Нутка [Яхлуа идет в пещеру вслед за группой сверъестественных существ; когда они собираются танцевать, он поддает ногой большой деревянный барабан и ощущает подземные толчки; этим барабаном эти духи вызывали землетрясения; Я. стал человеком-Землетрясением и всюду, где он ходил, земля содрогалась]: Curtis 1916 в McMillan, Hutchinson 2002: 47. (См. text_scn/nootka.doc – о танцующих карликах у нутка и квакиутль)

Побережье - Плато. Верхние чехалис [см. мотив A23; Землетрясение - мать Месяца; странствует по миру, сотрясая его; закрывает руками лицо сына, вызывая смену лунных фаз]: Adamson 1934: 160, 172; модок [старик, чье имя "сладкий корень - обжора" в бешенстве от того, что невестка скрыла от него немного съедобных семян; проваливается под землю, вызывает оползни и землетрясения]: Curtin 1912: 122-124.

Северо-восток. Микмак [трое братьев приходят к Глускапу; один хочет быть выше всех, другой жить в своей земле, третий жить долго; Землетрясение живет в соседнем вигваме; когда ходит, земля дрожит; Глускап велит ему превратить трех просителей в деревья]: Leland 1968: 95-97.

Калифорния. Юрок [Землетрясение - товарищ Грома, соревнуется и беседует с ним]: Kroeber 1906c: 322; 1976, № B5, C1 [играя с Землетрясением в мяч, надо бежать сразу позади него, т.к. там земля не дрожит]: 174-175, 216; вийот [женщине велено (не ясно, кем) выкапывать лишь клубни с двумя листьями; под клубнем (с одним листом?) она находит мальчика; он вырастает, побеждает Грома в беге с мячом (shinney); играет с Землетрясением, проигрывает ему, снова выигрывает]: Reichard 1925, № 13: 163-165; хупа [как у вийот]: Goddard 1904, № 2: 147; патвин [Землетрясение решает потрясти землю; возникают горы, вода разбрызгивается, топя людей (без подробн.)]: Kroeber 1932a, № 2: 305; йокуц [Землетрясение и Гром соревнуются, кто могущественнее; каждый прячет детей другого, но оба находят, освобождают своих]: Kroeber 1906c: 323.

Северные Анды. Бари [существа ñankú, как и другие духи, возникли из пепла сожженной людоедки (см. мотив H28); они носят тяжелые ноши и, когда бегают, земля содрогается; духи мертвых basunchimba стреляют их из луков, чтобы ограбить; те в ответ стреляют как бы из ружей, но б. тут же возрождаются]: Villamañan 1975: 14.

Монтанья. Кашибо [Bari приходит в наш мир; в нем лишь вода; бросает землю на воды, создавая красный, желтый, белый слои земли; эти слои - его сыновья; просит Землетрясение побегать; тот бегает, земля трескается; Б. укрепляет землю арматурой из бревен; Землетрясение снова бегает; сообщает, что земля прочна]: Frank et al. 1990, № 1: 44.