Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I51A. Четвероногое – опора земли.

.11.-.14.17.21.23.-.25.27.29.-.30.32.-.34.48.(.49.).50.

Землю поддерживает или в центре земли находится крупное млекопитающее. См. мотив I8B.

Суахили, фульбе, темне, мандинго, хауса, масаи (элойкоб), арабы и берберы Марокко, кабилы, арабы Алжира, Туниса, Египта, Тысяча и одна ночь, палестинцы, арабы Сирии, (бори), апатани, дафла, галлонг, мири, миньонг абор, тагин, синдхи, пахари, маратхи, панджабцы, Уттар-Прадеш, бенгальцы, конд, малайцы, батаки, минангкабау, ибаны, тораджа, Тимор, атаял, сайся, бунун, цоу, болгары, македонцы, сербы, словенцы, румыны, гагаузы, крымские татары, карачаевцы, абхазы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, кюринцы, лезгины, даргинцы (мюрегинцы), хваршины, агулы, кумыки, армяне, талыши, курды, турки, азербайджанцы, зороастризм, персы, узбеки, пуштуны, калаши, коми, удмурты, мари, казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, уйгуры, сибирские татары, телеуты, ойраты (торгуты), като, юки, (северные пайют), килива.

Бантуязычная Африка. Суахили: Knappertt 1997 [земля и окружающий ее океан покоится на четырех рогах быка (или коровы), стоящем на спине рыбы, которая плавает в другом океане]: 310; Struck 1909a (Mswahili) [в мировом океане плавает рыба Chewa, на ней камень, на камне божий вол, на одном из его рогов покоится земной диск; когда вол перекладывает его на другой рог, происходит землетрясение]: 88; Wieschhoff 1939 (Занзибар) [земля покоится на рогу вола; когда он передвигает ее на другой рог, происходят землетрясения]: 41.

Западная Африка. Фульбе [в Коране написано, что земля покоится на огромном быке, стоящем на огромной жабе; когда эти животные делают вдох, море выходит из берегов, наступает прилив; когда выдох - отлив]: Moreira 1948: 236-237; темне [с проповедовавшими ислам мандинго к темне пришло представление об огромном существе (видимо, быке), на голове которого покоится земля; существо поворачивается, но незаметно, и лишь когда поворачивается на восток, земля содрогается]: Struck 1909a: 88-89; хауса [земля – женского пола, держится на одном из рогов Мирового Быка; когда бык перебрасывает землю на другой рог, происходит землетрясение]: Scheub 2000: 224.

Восточная Африка. Масаи (элойкоб) [землетрясения приписывают движениям коровы, держащей землю]: Latham 1859a(2): 171.

Северная Африка. Арабы Марокко: Thay Thay 2001, № 15 (Тафрут – юг Марокко) [землю носило по волнам; Бог велел быку удерживать ее на рогах; его ноздри у водной поверхности, поэтому, когда он делает выдох, происходит прилив, а когда вдох – отлив]: 18; Westermarck 1926(1): 114 в Wieschhoff 1939 [земля стоит на рогу быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на пустоте, а на чем пустота, знает только Бог; когда бык передвигает ношу с одного рога на другой, происходят землетрясения]: 42; берберы (?) Марокко (Агадир: Tarrast, Aït Melloul, Inezgane) [земля на рогах быка; когда он перебрасывает ее с одного рога на другой, происходит землетрясение]: Thay Thay 2001, № 16: 19; кабилы [земля держится на рогах быка, если тот двинется, мир погибнет; есть 7 слоев земли и 7 небес; наш слой – пятый снизу, выше есть еще два; на нижнем слое живут крохотные существа, вылупляющиеся из личинок муравьев; они злее и умнее, чем даже муравьи; там растет дерево, если упадет, эти существа вылезут на землю и все погибнет; они грызут дерево и к вечеру почти перегрызают ствол, но уходят на отдых, а заночь ствол опять становится целым]: Frobenius 1921a, № 13: 83-84; арабы Алжира (плато Тиарет) [землю держит бык; когда его клюет павлин, бык мычит, дергается, земля содрогается; вар.: если бык устает, он перекладывает землю с одного рога на другой, происходит землетрясение]: Aceval 2005, № 98: 110; арабы Туниса [сперва земля раскачивалась на волнах; Бог поместил поддерживать ее ангела; под ноги ему поставил скалу из красного гиацинта, в которой тысячи отверстий, из них хлещет вода; поддерживать скалу поставил быка Keyoutha, у которого 40 тысяч глаз и столько же ушей, носов, языков и ног; чтобы преодолеть расстояние между двумя ногами, надо двигаться 500 лет; поддерживать быка создал рыбу al-noun, которую нельзя видеть из-за ее гигантских размеров и сверкания ее глаз; рыба в воде, воду держит воздух, ниже опять вода, а под ней бездны]: Ayadi 2008, № 79: 181-182; арабы Египта [во время землетрясения корова, которая держит землю, перебрасывает ее с одного рога на другой]: Andree 1878: 102.

Передняя Азия. Тысяча и одна ночь [ангел объясняет герою устройство мира; семь земель одна над другой, их поддерживает ангел, ангел на скале, под скалой бык, под быком рыба, под рыбой море]: Салье 2010(2), ночь 496: 61; палестинцы [сперва Аллах создал Таблицы Судьбы с записью всего, что было и будет; создал гигантское Перо, велел ему писать; когда таблицы заполнились, А. поместил их и перо в неизвестное место; затем А. создал воду и огромную жемчужину размером с небо и землю; от голоса А. она растеклась на первые воды, они забурлили, затем все стихло; тогда А. создал свой трон, поставив его на воды; создал крылатый Ветер, велев ему поддерживать воды; змея, лежащего кольцом вокруг Трона; его голова – белая жемчужина, тело из золота, глаза – сапфиры; затем А. велел Ветру взбудоражить море; из пены образовалась суша на поверхности вод, брызги и пар стали облаками; застывшие волны образовали горы; горы не дают земле поплыть по водам, их корни уходят к горе Каф, опоясывающей мир и удерживающей его содержимое; поверхностные воды А. превратил в семь концентрических морей, разделенных таким же числом континентов, но соединенных проливами и заливами; сперва земля раскачивалась, А. велел ангелу удерживать ее; тот обхватил мир одной рукой с востока, другой с запада и так держит; опорой ангела А. сделал скалу из изумруда, поместив ее на рога (вар.: на спину) быка по имени Behemoth; когда бык перекладывает скалу с одного рога на другой, земля сотрясается; посмотревший в свирепые красные глаза быка тут же ослепнет; бык стоит на ките, который плавает в созданном для него океане; ниже океана и вокруг всего мира – воздух, покоящийся на тьме, через которую двигаются солнце, луна и звезды, созданные освещать мир]: Hanauer 1977: 3-5; арабы Сирии и Палестины [начало примерно как в Hanauer; назначение гор – удержать все, находящееся на суше, от сползания в бездну; Аллах разделил воды, создав семь морей, разделенных сушей; сперва земля раскачивалась на водах; А. велел ангелу ее поддерживать, поместив изумрудную скалу ему под ноги; Речному Коню со сверкающими глазами А. велел держать скалу на одном из рогов; когда этот Beast устает, то перебрасывает скалу на другой рог, земля содрогается; это существо порождено плавающим в водах Левиафаном; для освещения суши и моря А. создал солнце, луну и звезды]: Meyouhas 1928: 7-11; (видимо, по тем же источникам Грязневич, Басилов 1982 (мусульманская мифология) [1) земля покоится на плечах ангела, опирающегося на скалу, которую поддерживает бык, стоящий на плывущей рыбе; 2) земля держится на роге быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, воздух на влажности; землетрясения от того, что бык перебрасывает землю с одного рога на другой]: Грязневич, Басилов 1982: 184); евреи Йемена [под нашей землей еще семь слоев; информант слышал, что земля покоится на рогах быка и содрогается от его движений, но сам в это не верит]: Nov 1965: 267.

Северо-Восток Индии. Апатани [буйвол (mithun) Chango-Subbo лежит под землей, поддерживая ее; шевеля ушами, вызывает малые, а телом – большие землетрясения]: Elwin 1958a, № 1: 86 (=1958b: 94); дафла [Chigo Ngirgo – как огромный каменный слон, но без хобота и ушей; он лежит головой к Тибету, задом к Ассаму, держит землю; когда поворачивается, земля содрогается]: Elwin 1958a, № 3: 87 (=1958b: 94); галлонг [между миром людей и миром Wiyus находится существо Sichi-Nide-Hargogi, похожее на буйвола (mithun); трижды в год оно поворачивается, меняя сезоны – жаркий, влажный, холодный; когда встряхивается, происходят землетрясения]: Elwin 1958a, № 5: 87-88 (=1958b: 95); мири (Hill Miri) [мир держит Nide-Hargogi, похожий на буйвола и на слона, но имеющий четыре ноги, две руки, две головы, две пары рогов, два языка, четыре глаза, но один нос; он спит, а когда вздыхает, происходит оползень; раз в два-три года он поворачивается, вызывая большие землетрясения]: Elwin 1958a, № 6: 88 (=1958b: 95-96; =Pandey 1999: 105); ака (хруссо) [мир покоится на спине существа Phum-Badra; его голова обращена к востоку, зад к западу; время от времени насекомое Chunchi-Raba-Rubbu говорит ему, что все люди и животные на земле умерли, тот плачет от горя, земля содрогается; тогда люди и животные кричат, Мы здесь, ПБ успокаивается]: Elwin 1958a, № 7: 88 (=1958b: 96); миньонг [вначале вода, земля ниже ее; Kayum-Sedi-Nane-Wiyu велел Kayum-Polung-Sabbo-Wiyu, имевшему облик огромного буйвола (mithun), прорыть рогами сток водам; земля появилась; на поверхности вод жил Wiyu Sedi-Irping-Puing-Idum-Botte; когда земля высохла, он умер, его кости стали деревьями, шерсть – травой; при рубке леса ему надо приносить жертвы, иначе другие Wiyus станут трясти землю]: Elwin 1958b, № 8: 96-97; тагин [существо Modi-Mobe-ane с глазами и ушами, но без ног, рогов и хвоста держит землю; когда умирает знаменитый шаман, он проходит мимо ММ, тот пытается загородить ему путь, шаман бьет его мечом, ММ содрогается в гневе, весь мир дрожит]: Elwin 1958a, № 13: 90-91 (=1958b: 98-99); (ср. бори [сперва одна вода, в ней, не зная друг о друге, живут буйвол (младший) и слон (старший); они встречаются, ссорятся, убивают друг друга; из плоти буйвола образовалась земля, из костей деревья, из шерсти травы; из костей слона образовались скалы, из его плоти горы; после этого родился Sedi-Melo, определил, где быть горам, рекам, равнинам]: Elwin 1958a, № 2: 8-9, =1958b: 94).

Южная Азия. Индуизм: Elwin 1939 [огромный кабан Varaha держит мир; когда перекладывает с одного клыка на другой, происходят землетрясения]: 330 (прим. 1); 1949 [землю поддерживает кабан Varaha (воплощение Вишну), бык или слон]: 13; (ср. Ригведа [Отец-Небо супруг Матери-Земли; дождь – семя, из которого рождается все живое; иногда Небо изображается как бык-оплодотворитель или жеребец]: Елезаренкова 1972: 177, 338); синдхи [петух, бык, баран, верблюд заспорили, кто из них рангом выше, пошли к кадию; петух: в раю Адама будил ангел, Адам попросил Бога, чтобы кто-то будил и в изгнании, петух исправно будит; бык: Бог спросил, на ком утвердить землю, только бык согласился, теперь земля на рогах быка; баран: когда Ибрагим собрался в Каабе принести Исмаила в жертву, Бог послал из рая на замену человеческой жертвы барана; верблюд: Мохаммед излечил больного верблюда в пустыне и в Судный день поедет на нем; ничего не исполнится, пока верблюдица не взойдет на гору Арафат; кади: все вы высоки и достойны]: Schimmel 1995, № 36: 222-224; пахари [жена брахмана умерла, оставив маленького сына; брахман взял другую, у нее дочь; мачеха изводит пасынка, дает лепешки из золы; черная корова бьет копытом, возникает хорошая еда; мачеха удивлена, что пасынок не голоден, ее дочь вынуждена все рассказать, мачеха требует от мужа продать корову; та сажает мальчика на спину, убегает; они живут в лесу, там нора большой змеи, которая вместе с быком поддерживает мир; корова ежедневно льет туда молоко; змея выползает, исполняет желание коровы, чтобы мальчик был в золотой одежде, весь позолоченный; однажды его золотой волос падает в воду, его глотает рыба, рыбак ее ловит, приносит царю, царевна хочет выйти только за юношу, у которого подобные волосы; его находят, он становится мужем царевны; вспоминает о корове, приходит в лес, видит кости, хочет покончить собой; появляется корова: она лишь хотела проверить его верность; все хорошо]: Dracott 1906: 83-87; маратхи (Бомбей) [любимый бык Шивы держит землю на одном из своих рогов; когда перекладывает на другой, земля содрогается]: Enthoven 1924: 80; панджабцы [земля лежит на роге коровы; если та шевелится, происходит землетрясение]: Ullah 1959: 165; Уттар-Прадеш и весь север Индии [обычно считают, что когда Вишну в образе вепря перекладывает землю с одного клыка на другой, происходят землетрясения; по другим вариантам ответственным считается поддерживающий землю бык или слон]: Crooke 1894: 19; бенгальцы-индуисты (округ Силхет) [землю поддерживает слон, который стоит на змее, а змея на черепахе; если кто-то из них шевелится, земля содрогается]: Bhattacharya 1930: 122; бенгальцы-мусульмане (округ Силхет) [земля покоится на рогах быка, бык на рыбе, рыба в воде, вода на хаосе; когда бык трясет головой, происходят землетрясения; но быка тут же кусает москит и бык замирает]: Bhattacharya 1930: 122-123; (ср. конд (Kuttia) [когда Nirantali и половина людей вышла из отверстия в земле, оттуда же появился вол-людоед; Н. разбила ему голову палкой, он свалился назад в ту дыру, заклинив дверь; Н. отрезала ему голову, превратила в муравейник; глаза превратились в звезды, язык – в солнце, ноги – четыре горы, хвост – лиана, уши – растения банана, кишки – речные змеи, кровь – река Kambell, печень – рисовое поле; оставшиеся под землей люди так и не смогли выйти]: Elwin 1954, № 12: 432).

Малайзия, Индонезия. Малайцы [земля держится на рогах буйвола; когда один рог устает, буйвол перебрасывает свою ношу наменьше, чем на западе и на востоке США и другой, происходит землетрясение; сам буйвол стоит на островке среди моря, на черепахе или на рыбе Nun]: Skeat, Blagden 1900: 5-6; батаки (Madailing) [земля покоится на одном из рогов чудовища – полузмеи-полубыка]: Van der Tuuk, t.4: 54 в Pleyte 1894: 96; минангкабау: Loeb 1935 [плоский земной диск покоится на рогах быка; бык стоит на яйце, яйцо на рыбе, которая плавает в море; если насекомое садится на ухо быка, тот дергает головой, вызывая землетрясения]: 129; Niemann 1970(1): 292 в Pleyte 1894 [как у батаков; когда быка кусает комар, он его отгоняет, земля колышется]: 96; ибаны [Radja Gantallah (=Petara) покоился на lumbu (вероятно, бык или буйвол); создал двух птиц, которые сделали из lumbu землю; lumbu также поддерживает землю, причем он точно не змей]: Horsburgh 1858 в Stöhr, Zoetmulder 1965: 36; восточные тораджа [1) землю поддерживает буйвол; когда муха кусает его за ухо, буйвол шевелится, земля трясется; 2) землю держит на голове богиня Ndara]: Adriani, Kruyt 1950, № 1: 370; атони (молло) [существо foti в облике буйвола держит землю; когда шевелится, она содрогается, в это время распространяются болезни]: Kruyt 1923 в Maaβ 1933: 276.

Тайвань. Атаял: Yamada 2002: 64 [под морем находится огромный олень; когда он высовывает из воды уши, происходит землетрясение], 65 [землетрясения вызывает подземный медведь], 71 [земля содрогается, когда оса кусает подземного карпа]; сайся [землю поддерживает бык; его движения вызывают землетрясения]: Yamada 2002: 65; пазех [земля опирается на свинью, дрожит от ее движений]: Yamada 2002: 65; бунун [1) как у сайся; 2) земля покоится на столбе, а тот стоит на быке, вызывающем землетрясения]: Yamada 2002: 65; цоу [под землей находится напоминающее лошадь животное; его движения вызывают землетрясения]: Yamada 2002: 65; ами [1) землю раскачивает находящийся под ней буйвол; 2) земля выпукла и покоится на столбе; столб опирается на свинью; когда она чешется, земля содрогается]: Yamada 2002: 65.

Балканы. Болгары: Гура 1997 [земля держится на рогах вола или буйвола, тот стоит на рыбе]: 758; Маринов 2003 [крупные землетрясения – наказание божье; мелкие и слабые вызывает буйвол, который держит на рогах землю, перекладывая ее с одного рога на другой]: 63; Плотникова 1995 (пловдивские, родопские) [бык, буйвол или олень, являющийся опорой земли, встряхивает головой или рогами, когда ему на ухо садится муха; в результате происходит землетрясение]: 313; македонцы: Ценев 2004: 19 [плоская земля плавает в воде, либо покоится на столбе, либо опирается на рога вола или нескольких волов], 23-24 [1) земля покоится на столбе, за который привязан вол или буйвол; когда он чешется, происходят землетрясения; вол лижет столб, тот истончается, но на Спириден кузнецы ударяют по наковальне и столб вновь восстанавливается; 2) земля покоится на столбе; иногда к нему подходит вол почесаться, земля содрогается; 3) земля на столбе, дьявол к нему привязан, рвется, земля содрогается; 4) земля покоится на трех столбах, к ним привязаны три вола, они рвутся, земля содрогается; 5) земля на трех столбах, к среднему привязан дьявол, он рвется, земля содрогается], 24 [1) земля на роге буйвола; когда он перекладывает ее на другой рог, земля содрогается; 2) землю держат три вола; когда один шевелит ухом, она содрогается; когда все три дернутся, наступит конец света; 3) земля на четырех бычках, когда один чешется, происходит землетрясение]; Ortenzio 2008, № 10 [земля на двух балках, а те на двух быках; если бык шевелит ухом, земля содрогается; у быков отрастает новая шерсть и они никогда не умрут]: 23; сербы: Jанковић 1951 [земля стоит на волу; на рогах быка или вола; на четырех волах; на четырех быках; на четырех быках, из которых на западе черный, на юге – синий, на севере белый, на востоке – красный; они стоят в желтой воде, пьют ее, устали, в конце мира вода затопит землю; когда бык шевелит ухом (или рогом), происходит землетрясение]: 9-10; Karadžić 1852: 212 в Kropej 2012 [говорят, что мир стоит на воде, вода на огне, огонь на быке, и когда бык шевелит ухом, происходят землетрясения]: 21; словенцы [говорят, что мир стоит на быке {без подробностей}]: Kropej 2012: 21; румыны Олтении верят, что земля держится на вилообразных опорных столбах, а в других румынских землях, что земля стоит на медведе]: Ciauşanu 2001: 21; босняки-мусульмане [земля стоит на волу, вол на рыбе]: Jанковић 1951: 9; гагаузы [земля стоит на рогу желтого (сары) быка; когда он перебрасывает ее от усталости на другой рог, происходит землетрясение; другие говорят, что земля стоит на рыбе, а во время землетрясения рыба вертит хвостом]: Мошков 1901: 58 (=2004: 259).

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары: Мирер 1940: 113 [землетрясение происходит, когда шевелится огромный бык-земледержец], 226-236 [придя к дэву, Ахмет-Ахай Озенбашский говорит, что он – богатырь Аю, сын Бьюк-бугая, что держит землю на своем медном роге]; Потанин 1883 (южный берег) [1) ветер (есль) держит воду, вода – рыбу, рыба – быка, на его рогу утверждена земля (Капсихор); 2) земля держится на буйволе, буйвол на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на тьме; устав, буйвол перемещает землю с одного рога на другой, вызывая землетрясения (Алушта)]: 799; карачаевцы [земля держится на трех быках; когда они устают стоять неподвижно и начинают переминаться, происходят землетрясения]: Джуртубаев 1991: 68; абхазы: Барцыц 2005 [земля покоится между рогами быка или оленя; когда тот шевелится, происходят землетрясения]; Чурсин 1956 [земля держится на рогах быка, дважды в год он чешется рогами, происходят землетрясения (сел. Калдахвара); по временам к быку, держащему на рогах землю, подлетает муха и беспокоит его; бык вздрагивает, земля сотрясается (сел. Атара, Кодорский уезд)]: 157; осетины: Денисова 2003 [землю поддерживает бык, неся ее на рогах]: 22; Чурсин 1925a [земля держится на рогах быка; когда в шею или в голову быка набивается земля, он трясет головой, отчего происходит землетрясение]: 82; ингуши: Далгат 1972 [горы с землей держатся на рогах быка, бык привязан к столбу; быки согласились держать землю, если их не станут запрягать по вторникам и если во время езды им будут давать мочиться стоя]: 64; Потанин 1883 [земля стоит на быке, когда он шевелится, бывают землетрясения]: 799; Семенов 1963 [земля на рогах быка, когда он шевелится, происходят землетрясения]: 124; чеченцы: Далгат 2004 [Бог создал землю втрое больше неба, тогда сжал ее, появились земляные горы; чтобы ее укрепить, Бог создал каменные горы; быки согласились держать на рогах землю, если по вторникам они не будут работать (по вторникам работать запрещено), а во время езды им будет можно мочиться стоя]: 177; Потанин 1919a [Орион – Дук-Дукарциш ("ярмо и заноза"); мир лежит на ярме двух волов; когда волы трясут головой, бывает землетрясение]: 85; аварцы [в глубине моря обитает бык, летом выходит на сушу, на его рогах покоится вселенная; когда на него садится слепень, бык машет головой, происходит землетрясение]: Халидова 2012, № 7: 33; кюринцы (ахтинцы) [земля утверждена на рогу красного быка]: Потанин 1883: 799; табасаранцы [плоская земля расположена на спине Красного быка; Умчар водрузил на ней горы, реки, леса, все живое; когда люди враждуют, Красный бык двигает ногами, шевелит ушами, происходят землетрясения]: Халидова 2012, № 6: 33; лезгины [великий дух Четырехцветный Голос сперва создал Небо и Землю слитыми воедино; потом создал Красного быка, Небо и Землю поставил на его рога, чтобы не скатились в темную пропасть; ноги Быка колебались в воде, но голова была неподвижна; ЧГ оплодотворил Большую Воду, она родила Солнце, оно поднялось в золотой колеснице, запряженной четырьмя конями; за колесницей поднялись грязные воды, заняли часть неба; для очистки неба Великий отец создал бога Алпана, дал ему меч-молнию; увидев ее, демоны убежали; по указанию Великого отца, А. взмахнул мечом, отделив Небо от Земли на расстояние меча-молнии]: Халидова 2012, № 2: 30; даргинцы (мюрегинцы) [земля на спине (или на роге) красного быка; испугавшись большого муравья (комара), бык замер; когда муравей движется, бык отскакивает, земля содрогается]: Ханагов 1892: 152-153; хваршины [Земля - яйцо на роге Быка; землетрясения происходят, когда бык поворачивается; весной землетрясения происходят в брачную ночь зимы и весны; осенью – когда на горе Кьан-меэр дергают корни трав]: Мусаева 1995; агулы [1) земля держится на быке, если пошевелится волос быка, происходит землетрясение; 2) земля держится на трех быках]: Боринская 2007, личн. сообщ.; рутульцы [земля стоит на рогах быка, когда тот моргнет глазом, происходит землетрясение]: Боринская 2007, личн. сообщ.; кумыки [земля состоит из семи слоев; под нижним - бык, держит ее на рогах; перекладывая с одного на другой, производит землетрясения]: Гаджиева 1961: 329; армяне: Багрий 1930(3) [земля держится на рогах стоящего в воде красного быка; его кусают оводы, он чешет себе спину, происходит землетрясение]: 128; Мелик-Шахназаров 1904 [земля на рогах быка, когда мухи беспокоят его, он шевелится, земля трясется]: 91; талыши: Багрий 1930(3) [мир утвержден на спине быка, один его рог на западе, другой на востоке; перед быком волк, поэтому он не может шагнуть; когда муха кусает быка, он двигает ушами, происходят землетрясения]: 23; Асатрян 2005 [земля стоит на рогах быка, а бык стоит на рыбе. Когда рыба повернёт голову, происходит землетрясение, ну а если вдруг рыба пошевелится, то Земля окончательно разрушится]: 20; курды [земля покоится на спине красного быка; когда он дергает ушами, размахивает хвостом, происходят землетрясения; другие говорят, что около быка летает муха, когда подлетает к глазу, бык моргает, происходит землетрясение; если муха сядет быку на спину, он тряхнет спиной, мир погибнет]: Чурсин 1925b: 16; турки: Гордлевский 1909 [земля покоится на рогах Желтого быка (Сары окюз); под быком рыба, еще ниже – море; когда грехи людей переполняют чашу терпения Бога, он велит мошке щекотать быку нос; бык машет головой, сотрясая землю; если бы мошка в носу быка задержалась, он сбросил бы землю с рогов; из сострадания к людям, Бог этого не допускает]: 97 (=1968: 74); Серебрякова 1992 [земля на одном из рогов красного быка; когда один рог устает, бык перебрасывает землю на другой рог, происходит землетрясение; бык на камне, тот на спине рыбы, рыба в воде]: 71-72; азербайджанцы (турки Елисаветпольской губернии) [землю держит ангел, стоит на скале, скала на быке с 4000 глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык – на рыбе; в конце мира Бог возьмет землю в левую руку, небеса опрокинет в правую, земля станет иной, небо и ад упразднятся]: Ширакуни 1904: 211-212.

Иран – Средняя Азия. Зороастризм [основные сведения в "Бундахишне" (письменная фиксация ок. IX в. н.э.), в Авесте (Ясна 42.4) упоминается "праведный осел" стоящий посреди моря Воуру-каша; осел "стоит посреди моря Фрахвкард", у него три ноги, "гла – шесть, ртов – девять, ушей – два, рог – один, голова синяя, тело белое, пища духовная и он праведен (?)" {цит. по Чунакова 2004}; он величиной с гору Хунванд, своими ушами он может "накрыть Мазендаран"; когда он кричит, все самки водяных тварей, творений Ормазда, беременеют, а все самки вредных водяных тварей выкидывают; когда он мочится в море, вода очищается, его испражнения – амбра, загрязненную воду он очищает взглядом]: Крюкова 2005: 127; Чунакова 2004: 219-221; персы [когда Али сражался, Бог посылал двух могущественных ангелов удерживать его руку, в которой меч; иначе он порубил бы на куски не только врагов, но и погубил своего коня, землю, быка, держащего ее на рогах, рыбу, на которой стоит бык, и вообще все]: Donaldson 1938: 82; узбеки [Абдулла ибн Масгуд, сподвижник Мухаммада, спрашивал его об устройстве мира, получил ответы; земля на роге быка, у которого от головы до хвоста 500 лет пути, между рогами 250 лет пути; шайтан предложил быку сбросить бремя; бык мотнул головой; Господь велел мухе заползти в нос быку и ужалить его; бык заревел, с тех пор его имя ревун – бакар; муха будет жалить быка до воскресения; бык хочет сбросить ее, земля содрогается; бык стоит на рыбе, у которой от головы до хвоста 500 лет пути; рыба на воде, вода на ветре, ветер над адом, ад на блюде, блюдо в руке ангела Дарьяила, ангел на черве под седьмым ярусом ада]: Остроумов 1890: 161-162 (пересказ без ссылки на источник в Горненский 2000: 157-159); пуштуны [народ в районе Хоста верил, что земля лежит на голове огромного быка, а в носу у него живет комар; когда комар шевелится, бык начинает трясти головой; от этого и происходят землетрясения; некоторые считают, что земля лежит на рогах быка; когда один рог устает, бык перебрасывает землю на другой]: Лебедев 2003: 356; калаши [мир лежит на рогах быка; когда мухи щекочат его за ухом, он шевелится, происходит землетрясение]: Ali Shah 1974: 73.

Волга - Пермь. Коми-пермяки [три коня каждый по очереди держат землю; когда черный – голод и мор, белый – войны и смерть, красный - благополучие]: Конаков 1999, № 6: 433; удмурты: Верещагин 1996 [бык ходит в земле и колеблет ее]: 128; Емельянов 1921 [под землей живет черный бык (музъем утись ош, му-ош), который стоит на спине рыбы, плавающей в подземном море; бык держит на своих рогах землю, из-за движения рогов происходят землетрясения]: 136 в Владыкин 1994: 81 (то же в Перевозчикова 1988: 18; 1993: 252); мари: Потанин 1883 [земля утверждена на рогах быка; один уже сломался, когда сломится и другой, наступит конец мира]: 799; Holmberg 1927 (уфимские черемисы) [в океане огромный краб, на нем стоит бык, держит на рогах землю; когда шевелится, происходят землетрясения]: 312; татары [земля держится на роге быка, бык стоит на усе рыбы; вода опоясывает землю, покоится на вечной темноте]: Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314; башкиры: Аминев 2005 [автор слышал от бабушки: мир на буром быке, когда тот устается и двигается, земля сотрясается]: 59; Бараг 1987, № 12 [=Надршина 2001, № 14: 185; земля стоит на быке, бык на рыбе (или трех рыбах); пока Бык с Рыбой спорили, кто из них первым увидит идущий к ним Год, Мышь забралась на рог быка, первой увидела восходящее солнце, год; поэтому мусаль (12-летний цикл) начинается с года мыши]: 37; Надршина 1986 [земля держится на быке или щуке (или просто рыбе); движения быка вызывают землетрясения (мат. эксп. 1984 г.)]: 19; 2001, № 2 [в воде огромная рыба, на рыбе три быка, на шести рогах этих быков стоит земля]: 180.

Туркестан. Казахи: Потанин 1881, № 8г [на поверхности океана (или большого озера) лежит туман (бу), на поверхности тумана камень джаин, на камне на четырех ногах стоит ког-огуз (сивый бык) и рогами поддерживает землю, на которой мы с нашим скотом ходим]: 153-154; Потанин 1972, № 7 [мир стоит на китовом усу и на рогу серого или синего быка]: 61, 303 (прим.; поверье восходит к кораническим легендам; =1916, № 23: 114); Чулошников 1924 [земля покоится на огромной рыбе, которая плавает на воде, поддерживаемой силой пара и ветра; земля опоясана драконом (айдагар); на ее краю стоит голубой бык, на одном роге держащий все небо; люди на небе носят пояс под горлом, как люди земли носят его на пояснице, а подземные люди на ногах; среди людей неба есть старуха огромного роста; съедает сразу 40 баранов, 40 лепешек, выпивает 40 мес (кожаных сосудов) кумыса; своих разноцветных овец она доит после дождя; тогда овцы видны в виде радуги, кемпир-косак; косаком называется два ряда овец, привязанных вместе, чтобы доить, тесно головами вдоль протянутой по земле веревки]: 242; киргизы [земля держится на золотых рогах черного быка; когда тот шевелится, происходят землетрясения; когда бык дышит, из его ноздрей идет пар, выходит в виде земных испарений]: Брудный, Эшмамбетов 1989: 108-115; уйгуры [под землей бык держит ее на одном роге; когда грехи накапливаются, он устает, перекладывает землю на другой рог, происходят землетрясения]: Катанов 1897b: 44.

Южная Сибирь - Монголия. Сибирские татары: Уразалеев 2007 (тарские - среднее Прииртышье) [земля – как плащ, накинутый на водную поверхность; расположена на рогах быка Сур-пога; тот прикреплен к усам рыбообразного чудовища Аштаха, плавающего в океане]: 4; Ярзуткина 2012: 91-92 (тарские и курдакско-саргатские) [земля держится на рогах быка; когда он поворачивается в сторону солнца, наступает день, когда в сторону луны – ночь], 92 [Баширова 1984: 87-88; земля на рогах быка, стоящего на рыбе, которая плавает в подземном океане; есть Донья башлыгы ("вселенной старуха"); ее поддерживает на одном роге бык, стоящий на одной ноге; исходя из его действий, объясняют различные природные явления]; телеуты [круглая земля под железной крышкой (темир капкак)-небом держится на четырех синих быках (кöк пуга); оттого, что уставшие быки начинают передвигать ноги, происходят землетрясения]: Функ 1997: 54 (=2005: 117); ойраты (торгуты) [земля держится на сером быке (кöк-буху); когда он шевелится, бывают землетрясения; ветер – его дыхание; к краю земли, где она сходится с небом, невозможно приблизиться из-за жары]: Ивановский 1890а: 263; (ср. монголы {те же торгуты?} [земля держится на рогах быка]: Мошков 1901: 70, прим. 33).

Калифорния. Като [небо упало, первый мир погиб; с севера идет рогатое животное-Земля; где глубоко, вода доходит ему по плечи; Земля ложится на мелком месте; Нагайтехо кладет глину ему между глаз и на рога, так создает землю]: Goddard 1909, № 1: 183; юки: Foster 1944 [землю поддерживают лось (milatehen), uk-milatehen («водяной лось») и кротиха; когда один из них шевелится, происходит землетрясение; облака – их дыхание]: 233; Kroeber 1932b [Тайкомол делает землю на поверхности моря, плетя ее как корзину; ставит столбы-опоры; ниже помещает что-то вроде лосей, чтобы держать землю]: 914, 916.

Большой Бассейн. Северные пайют (?"западные нума") [большой бизон держит небо (без подробн.)]: Powell 1971: 243.

Большой Юго-Запад. Килива: Meigs 1939 [была ночь; Metipá взял в рот воды, плюнул на юг, на север; взял больше, плюнул на запад (возникло море), на восток (Калифорнийский залив); курил, море выросло; создал четыре горы, на каждой по горному барану (на СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ); рога баранов соответственно (информант не помнит, кто в каком направлении) темно-коричневый и синий, желтый и цвета дубовой коры (tan), серебристый и серый, красный и белый; снял с себя кожу, натянул на рога, но она провисла; велел Кроту прокопать ход вокруг мира; образовалась горная цепь (ridge), на который М. натянул кожу, а Крот лапками и головой приподнял (pushed) кожу по периметру мира]: 64-65; Olmos Aguilera 2005 [в темноте появился Койот-Люди-Луна; от него свет; набрал в рот воды, прыснул на четыре стороны света; юг стал желтым, север - красным, запад - черным (там стало море), восток - белым; определил зенит и надир, небо - голубое, земля - цвета бумаги (amate); закурил, заснул, из дыма его трубки образовались все дороги земли и неба; из икр ног сделал по две пары горных баранов; поставил их на четырех горах поддерживать небо рогами; Крот прорыл ход вокруг мира, закрепил покрытие; создал из глины четырех предков килива; от их союза с Оленем, Рыбой, Фазаном, Котом родились другие животные; КЛЛ создал Солнце, сам заболел, умер, стал птичкой; обиделся, что никто не пришел произнести поминальные песнопения; велел Оленю спрятать тьму в сумку, тем отняв у людей ночь; велел передать сумку Пуме и не открывать, тот передал Змее, та Орлу и т.д.; в конце концов Лис передал Койоту, тот из любопытства открыл, тьма залила мир, свет исчез; Пума прибежал к КЛЛ, сказал, что они не знали песнопений, что лишь он сам их знает; тот это признал, велел Койоту пустить стрелы в четыре стороны света, зенит и надир; снова настал день; КЛЛ стал Месяцем, ходит по небу]: 103-117.