Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I60. Млечный Путь - небесный шов. (.15.).26.29.34.36.

Млечный Путь – шов, трещина между двумя половинами неба.

(Латиняне), мяо, калмыки, ногайцы, турки, буряты, ойраты (Карашар), халха-монголы, тувинцы, якуты, колымские якуты.

(Ср. Южная Европа. Латиняне [«Астрономика» Марка Манилия (I в.); о Млечном пути: «этот рассекающий тьму ночи свет заставляет ум человеческий вопрошать о божественном: может быть, здание Вселенной раскалывается на части и в образовывающуюся трещину проникает новый свет; каких страхов не испытывает человек, глядя на поврежденные небеса? Может быть, небо смыкается, и там, где сходятся края полусфер, возникает странный шрам, шов, заполняющийся ставшим плотной субстанцией воздухом, скрепляющим основы высоких небес» (пер. Е.М. Штаерман)]: Manil. Astr. I. 716-728).

Китай. Мяо [камень скатывается с горы, в нем младенец Сан, старик и старуха его воспитывают; два дракона подрались из-за девяти персиков на дереве перед пещерой, поломали небо, сильное поранились, старший залег на дне, младший в пещере; через дыру в небе льет дождь, сыплется снег; зеленобородый старец велит С. взять в жены дочь повелителя медведей, живущей на горе-столбе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются работать и чинить небо, младшая соглашается; велит достать молоток из рога дракона, гвозди бе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются из драконьих зубов; чуть живые драконы дают ему один – свой рог, другой – зубы; С. с женой взлетают на двух баранах к небу; платком из белой шерсти она прикрывает самую большую трещину (Млечный Путь); звезды – вбитые при починке гвозди из зубов дракона]: Тишков 1957: 15-24 (перепеч. Черкасова 1961: 232-242).

Кавказ - Малая Азия. Калмыки [Тенгрин Уйдл – "небесный шов"]: Басаев 2004: 10; Никонов 1973: 374; Очирова 1991: 192; ногайцы [на небе образовалась трещина – Млечный Путь; из трещины пошел дождь, вода все затопила; несколько человек спаслись на корабле; задев дно, корабль раскололся, а когда вода сошла, на этом месте образовалась двуглавая гора Эльбрус]: Халидова 2012, № 25: 49; турки [диалектное название Млечного пути – Gök yaruğuCleft/Fissure of the Sky’]: Gyarmati 1993: 226.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Бурчина 2007 (балаганские, т.е. унгинские) [упоминания Небесного Шва (Млечного Пути) в улигерах], № I.1, III.1: 35, 125; Потанин 1883 (аларские) [Млечный Путь – небесная прошва]: 138; Шаракшинова 1980 (унгинские) [небо представляло собой бесформенное пространство, распадавшееся на части; боги их сшили, шов – Млечный Путь]: 60; ойраты: Беннингсен 1912 (вероятно, ойраты, а не халха, поскольку записано в Карашаре) [небо еще не было готово, медленно сползалось с двух сторон; старуха забеременела; годы проходят, ребенок из чрева спрашивает, скоро ли закроются небесные ворота; мать отвечает, что не скоро; однажды рассердилась, сказала, что закрылись; ребенок сразу взрослым мужчиной вышел через левую подмышку; из-за этого люди недолговечны; бросил вверх горсть золы, закрыв не занятое еще небом пространство; это Млечный Путь]: 6-7; Владимирцов 2003 [эпизод в эпическом повествовании: когда Далай-хан стал молиться у жертвенников и просить духов даровать ему сына, «по белому шву (млечному пути) вышнего неба приехал черный красный богатырь»]: 411; халха-монголы [тэнгриин цзатыл (-джатыл, -ойтыл) – небесный шов]: Потанин 1893: 340; тувинцы [Млечный Путь – Дээр тии, "шов", вероятно, калька с монг.]: Аникин 1994: 88 (=Gyarmati 1993: 229).

Восточная Сибирь. Колымские якуты [Млечный Путь – шов неба]: Серошевский 1896: 667; якуты [Млечный Путь – халлаан сиигэ - «небесный шов», либо айыы уолун хайыhарын суола – «лыжня, проложенная сыном айыы»]: Гоголев 1983: 27.