Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I68. Раскрытие неба. .26.-.32.34.-.37.41.64.

В определенный момент небосвод раскрывается и видно, что происходит на небесах; обычно считается, что высказанное в это время желание исполнится.

Китайцы, сербы, черногорцы, болгары, македонцы, румыны, гагаузы, поляки, словаки, русские (северные; Тульская губ.), украинцы, абхазы, абазины, карачаевцы, осетины, кумыки, терекеменцы, мегрелы, грузины, армяне, азербайджанцы, курды, персы, шугнанцы, туркмены, сету, эстонцы, литовцы, коми-зыряне, удмурты, мари, чуваши, татары, башкиры, буряты, хакасы, ханты, якуты, нивхи, тагиш, шипая.

Китай. Китайцы [на небе появилась трещина, а в середине ее – два глаза, похожие на лодки, с испускавшими яркий свет зрачками; это небо раскрыло глаза]: Юань Мэй 1977, № 742: 345.

Балканы. Сербы: Мошков 1901 [небо открывается на крещение]: 65; Потанин 1899 [человек высунулся в окно накануне Рождества, чтобы когда небо откроется, попросить у Бога золота с бочку; случайно попросил голову с бочку; голова стала большой, застряла в окне]: 505; Jанковић 1951 [небо открывается на Богоявленье, на Иванов день]: 25; болгары: Агапкина 2002 [на праздник (Рождество, Крещенье, Иванов день, реже перед Страстным четвергом и пятницей, Пасхой, Троицей, Юрьевым днем) небо открывается, человек может увидеть Бога и ангелом, загаданные в этот момент желания исполнятся]: 564; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 775 [на Благовещение сирота, не мигая, стал смотреть на небо и пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, сделалось золотом или серебро; еда, домашние животные, жена тоже сделались металлическими], 775* [на Богоявление (Преображение) человек высунул голову в окно попросить котел золота; обмолвившись, попросил голову как котел; голова стала большой, застряла в окне]: 274, 274-275; Ненов 2004 [на Пасху (Възнесене, на Спасовден) небо открывается, Господь сходит на землю и забирает души умерших]: 75; Стойнев 2006 [в Богоявление, на Пасху, Троицу и др. небо раскрывается, видны рай и Бог; что в этот момент пожелаешь, то сбудется]: 206-207; македонцы [на Воjордан небо открывается; тогда из источников вместо воды течет вино, а любое желание исполнится; один человек стал кричать, что желает большой славы, а Господь услышал, что главы, дал ему большую голову; одна женщина увидела раскрытие неба, когда сунула голову в окно, хотела попросить бочонок (шиник) денег, а сказала "шиник глава", у нее голова стала как бочонок, она не смогла ее вытащить из окна]: Ценев 2004: 28-29; черногорцы, румыны [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; румыны [раз в год на Пасху небо открывается]: Rusu 2009: 91; гагаузы [небо открывается на Пасху; некоторые видели сквозь отверстие горящие свечи]: Мошков 1901: 53 (=2004: 254).

Средняя Европа. Русские: Азимов, Толстой 1995 (Тульская губерния, Чернский у.) [на Пасху в заутреню, «когда праведники встают из гробов», Млечный Путь опускается на землю и открывает им дорогу в царствие Божие]: 118; Колчин 1988 [иногда небо открывается во время грозы; на нем видна бывает огненная колесница, вдали видна синева второго неба; открывают и закрывают небо либо пророк Илья с ангелами, либо апостолы Петр и Павел; видеть открытое небо могут только святые и непорочные люди; на небе виден и дневной свет]: 3; Афанасьев 1994(3) [на первый день Пасхи отпирается небо, и в продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними]: 289; терские казаки [по временам, во время бури, грозы, грома и дождя все шесть небес открываются и праведники наслаждаются созерцанием седьмого неба, где находится Творец; грешники такой благодати лишены]: Востриков 1907: 12; украинцы: Абрамов 1914 (Новоград-Волынский) [молния – Илья на огненной колеснице с тремя ангелами; один поддерживает его, второй правит лошадьми, третий рассекает мечом облака; тогда открывается вид настоящего неба – огненного (молния); гром – Бог поражает злого духа огненной стрелой]: 381; Богатырев 2007 (Закарпатье) [когда небо ночью открывается, оттуда исходит сильный свет, как будто освещается дорога через все небо; тогда человек может просить себе царствие небесное либо богатство и пр.; но если попросит и то, и другое, не получит ничего]: 128; Чубинский 1872 (Подольская губ., Проскуровский уезд) [за видимым небом есть еще шесть; иногда они отворяются. тогда "угодники Божии" видят сияние; через отверстие бывает видна фигура мужчины с мечом (предвещает войну) или сосудом (предвещает обильный урожай)]: 2-3; поляки (Келецкое воеводстство) [небо отворяется в полночь, когда поет райский петух и с его золотых перьев сыплются огненные искры; разбуженные искрами и его голосом, начинают петь петухи на земле]: Белова 2004a, № 207: 122; поляки, словаки [на праздник (Рождество, Крещенье, Иванов день, реже перед Страстным четвергом и пятницей, Пасхой, Троицей, Юрьевым днем) небо открывается, человек может увидеть Бога и ангелом, загаданные в этот момент желания исполнятся]: Агапкина 2002: 564.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [иногда небесный свод разверзается; это дано увидеть счастливчикам; надо быстро сказать, Лари, уари, хази, джхуари ("Собака, люди, сыворотка, пленка мамалыги, оставшаяся на дне и стенках котла"), тогда исполнится любое желание; в это время может застыть водопад; один человек попросил себе коз, их оказалось так много, что он воскликнул, Боже, убей меня; тут же умер]: Чурсин 1956: 156-157 (пересказ в Зухба 1995: 51); абазины [во время летнего солнцестояния в полдень или в полночь вода во всех реках на мгновение застывает; высказанное в этот момент желание исполнится, но сделать это надо мгновенно и нельзя высказывать несколько желаний]: Кунижева 2012: 172-173; карачаевцы: Джуртубаев 1991 [в ночь на 22 июня на небе раскрываются "божеские врата", вода в реках останавливается, расплавляются камни и "засыпает" все живое; если человек уследит этот момент и выскажет желание, оно исполнится; вар.: врата раскрываются в любое время года ночью перед человеком с чистой душой; (примерно то же в Джуртубаев 2007: 453)]: 139; Каракетов 1995: 136 [когда раскрываются небесные своды, то нужно что-нибудь пожелать, желания исполнятся; открывается небо только благородным людям], 182-184 [был определенный день, когда открывались небесные своды и родниковая вода переставала течь, а вместо нее появлялся змей; при восходе солнца он превращался в огненное колесо, убивал врагов народа; старая собака подкралась и съела его кожу; они стали сражаться; появился мальчик, отрубил собаке голову; чтобы родники не иссякли, этот мальчик являлся каждый раз в ночь с 21 на 22 марта; в конце июня небесные своды открываются во второй раз, на землю исходит свет]; осетины [небо иногда открывается; кто заметит, желание исполнится; надо высказать два хороших желания и одно обязательно плохое; Давид Бегизов в молодости, будучи церковным причетчиком, однажды увидел, как небо вдруг запылало разными цветами; свеча в церкви сама собой загорелась и осветила все селение; три желания исполнились: он приобрел достаток, все сыновья его живы, а дочери умерли]: Чурсин 1925a: 82; аварцы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; кумыки [9, 10 или 18-го числа уразы мир озаряется чудесным светом; все воды в эту ночь высыхают; кто увидит этот свет, может попросить у Бога исполнения трех желаний; одна женщина пошла на мельницу, с ней маленький ребенок; увидела свет, пожелала, чтобы голова беренка стала с мельницу; затем, чтобы с просо; третьего желания не успела произнести, ребенок остался с маленькой головой]: Дебиров 1884: 26; терекеменцы [терекеменцы, как и все мусульмане, верили в гадир гедже (счастливый вечер), лейлат ал-кадр (ночь предопределение); мольба, обращенная к богу в этот вечер, будет удовлетворена; таким вечером считали 27-е числа рамазана; в определенный час этого вечера вода в реке останавливается, тогда можно просить о чем угодно; один мельник это увидел, попросил бога сделать его большеголовым (в смысле авторитетным); у него стала огромная голова; попросил сделать голову маленькой, стала как у птички; едва успел попросить сделать такой, какой голова была]: Гаджиева 1990: 195; мегрелы [иногда случается, что раскрывается небо; если кто увидит и в этот момент попросит чего-нибудь у Бога, то все будет услышано и исполнено]: Степанов 1903, № 191: 147-148; грузины: Джанашвили 1893, № 9 (ингилойцы) [раз в год вода, земля, огонь, воздух, всякая тварь, ангелы и пр. впадает в сон; в это время отворяются двери неба, показывается лучезарный Бог; кто, глядя на него, помолится ему, получит задуманное]: 150-151; Джапаридзе 1896 (рачинцы) [иногда раскрывается небо на несколько секунд; заметивший это получит все, что пожелает в этот момент]: 149; Мамаладзе 1893 (Гурия) [иногда небо раскрывается на секунду, кто заметит и пожелает что-нибудь, обязательно сбудется]: 115; Машурко 1894 [в сентябре и октяюре в 4 утра на 10 минут открывается небо; если попросить, желание исполнится; одна старушка попросила долгой жизни и жила до тех пор, пока не сделалась с мизинец]: 375; Степанов 1894 [раз в семь лет небо раскрывается; кто увидит, получит все, что пожелает]: 79; армяне: Бунатов 1893 [в ночь Вознесения и Нового года в продолжение одной секунды во всех реках вода останавливается; кто успеет в это время зачерпнуть воды, в кувшине она станет золотом]: 180; Ганаланян 1979, № 855 [в ночь Вознесения в заветный час деревья и светила приветствуют друг друга, все тихо, светло, загаданное желание исполнится], 856 [раз в году две звезды-супруги встречаются, все радуются, можно попросить желае146

мого; один человек хотел сказать, "Пусть моя лопата станет золотой", но случайно сказал "деревянной"; так и стало], 857 [раз в году в Вознесение открывается дверь Мгера; М. на огненном коне делает круг по небу; кто увидит, желание того исполнится], 858 [в ночь, когда встречаются звезды Лейли и Меджнун, застывают все воды; кто принесет в это время кувшин воды из Тигра и не обернется, у того вода станет золотом]: 274, 274, 274, 275; азербайджанцы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; курды [в последнюю среду ("ахыр чершембе") перед Новруз-Байрамом вода в реках и ручьях останавливается, вся природа засыпает, небо открывается; кто увидит это явление и успеет высказать пожелание, оно исполнится]: Чурсин 1925b: 16.

Иран – Средняя Азия. Персы [известно поверье относительно того, что небо разверзается и высказанные в это время пожелания исполняются]: Чурсин 1956: 157; шугнанцы (зап. от жителя кишлака Тусён Махбатшоева Магриби, 80 лет) ["Я увидел собственными глазами раскрытие неба, когда учился в 7-8 классах. У нас не было казана и мы хотели купить его взамен барана. Ночью мы отправились в Хорог. В районе нынешнего Ботсада вдруг будто раскрылось небо с востока на запад и стало светло. На небе появились разные цвета (зеленый, красный, желтый и т.д.). Это явление продолжалось минут пять. Обычно твердят: Кто увидит раскрытие неба, исполнятся все его желания"]: Юсуфбеков 2009; туркмены [самая счастливая ночь в году – "кадыр гидже" 27 числа месяца рамазана; в эту ночь бог принимает всякое прошение, почему спать не ложатся, а проводят время в молитве; в эту ночь благочестивым людям является пророк Хызыр]: Толстов 1931: 303.

Балтоскандия. Сету [на Крещение (Ristipäev) небо раскрывается, легко ходить, все здоровы]: ERA II 194, 349(25); эстонцы (Ранну) [иногда небо раскрывается, видно, что там]: ERA II 208, 575(10); литовцы [человек видит раскрывшееся небо, не догадывается что-нибудь попросить]: Кербелите 2001: 463.

Волга - Пермь. Коми-зыряне: Налимов 1903 [иногда Йен раскрывает небо, показывая людям свое жилище; в это время небо ярко лучится (северное сияние)]: 81; Konakov 2003 [если во время раскрытия неба задумать желание, оно исполнится; то же у северных русских и удмуртов; у зырян есть также поверье, что раскрытие неба предвещает беду]: 135; удмурты: Владыкин 1994 [в небе иногда открываются особые двери, ворота; в это время исполняются все просьбы людей]: 72; Кельмаков 1978, № 6 [если ночью небо озаряется светом, это открывается небесная дверь; если в это время что-нибудь пожелать, желание исполнится; женщина вместо «сделай счастливой» сказала «сделай бородатой», у нее выросла борода; мужчина вместо «дай пчел» сказал «дай бороду» у него выросла борода до колен; нищий попросил закрыть все его дыры (в одежде), у него закрылись отверстия в теле, он умер]: 119-120; мари: Акцорин 1991, № 27 [когда раскрывается небо, видно как Гусь и Серп борются; Серп побеждает, разрезает Гуся; при раскрытия неба информант в юности видел там деревья, всадника], 28 [в небе открылись ворота; Юмо сидел на тучке, играя на гуслях; с тех пор люди стали ему молиться]: 60; Тойдыбекова 1997 [когда открываются небесные врата, на небе видно людей; у Бога можно попросить, что хочешь; женщина не догадалась попросить детей, осталась бездетной]: 98; чуваши: Ашмарин 2003 [северное сияние удается видеть лишь счастливому человеку; оно появляется ранним утром, переливается как блеск молнии, быстро гаснет; если кто увидит и успеет попросить что-либо, то все это сбудется; иные с испуга не успевают попросить; один человек попросил закрыть все прорехи, у него закрылись рот, ноздри, глаза]: 299-300; Егоров 1995 [время от времени Турă раскрывает небесные ворота (кавак хуппи) и обозревает землю; тогда можно выпросить у Т. все, что угодно; обычно выпрашивают недоуздок, что оборачивается стадами скота]: 121; Holmberg 1927 [если падает звезда, в небе открывается дверь, загаданное в это время желание исполнится]: 336; башкиры [күк ҡабағы асылыу ‘раскрытие небесного свода, купола’; күк ҡапыhы асылыу ‘открывание небесных ворот’; купол неба открывается избранным; загаданные в это время желания сбываются]: Хисамитдинова 2010: 159; татары [как земля, так и небо время от времени открываются; открытие небесных врат могут видеть только достойные люди; просьбы и моления людей бывают приняты лишь в случае, если в это время небесные врата открыты]: Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Потанин 1883, № 41 [когда бывает "открытие неба", аларские буряты думают, что следует произнести определенные стихи, и небо даст, что пожелаешь]: 207; Хангалов 1958b [у видимого неба есть особая дверь, которую западные тэнгрины и заяны, находящиеся на небе, изредка отворяют и смотрят на землю, чтобы увидеть, не случилось ли на земле какого-нибудь несчастия между людьми; если на земле случится несчастие, т.е. болезни и сильная смертность, то тэнгрины и заяны принимают против этого меры; если кто-нибудь из земных людей увидит, что небесная дверь отворилась, то он будет очень счастлив; если же этот человек попросит чего-нибудь у тэнгринов, то его просьба будет исполнена, потому что тэнгрины и заяны не отказывают; когда небесная дверь (тэнгрин удэн) отворится, то на земле делается необыкновенно светло; из небесной двери виден чудный белый свет; вся земля сияет необыкновенным светом, но это, по словам бурят, продолжается не долго]: 419-420 (прим. 1); 1960 [изредка тэнгэрины открывают дверь неба; если человек это увидит и загадает желание, оно исполнится; если дверь открывается с южной или западной стороны, это хорошо, если с северо-востока, то плохо]: 13; хакасы: Бутанаев 1975 [когда происходит соединение Плеяд с Луной и ночное небо вдруг озарится (например, вспыхнет метеор), надо лечь на спину, достать из-за плеча руками землю, сказать, Тöнис бай полым (Буду богат как бай Тенгиз); затем, не отрывая рук от земли, найти первый попавшийся камешек и спрятать его у себя; некоторые жили ожиданием такого момента]: 234; Катанов 1907, № 74 [луна, меняя свою фазу, проливает иногда на мгновение сильный свет; надо лечь на спину, бросить через плечо комок земли, камень или что-то еще, пожелать богатства; если приберечь этот камень и другим не рассказывать, станешь богат]: 583.

Западная Сибирь. Ханты: Кулемзин, Лукина 1978, № 204 [мой отец видел, как небо открылось зимой, оттуда огонь падает; нужно было подол подставить, тогда бы счастье было; моя мать видела, как небо открылось, там крест был; потом была большая война]: 179; Holmberg 1927 [Бог выполнит все желания, когда раскрывается дверь неба]: 336; Молданов 1999 (Казымские, д. Юильск) [Торум-отец иногда открывает свою небесную дверь; в это время с неба льется яркий свет, видны фигуры Т. и его жены]: 64 (цит. в Исламов 2006: 45).

Восточная Сибирь. Якуты [было распространено поверье о «раскрытии неба», когда среди ночи вдруг становится ослепительно светло; при таком явлении молились и просили у неба или бога всего, чего желали, в том числе детей: «Надели нас золотым ножом, надели нас золотыми ножницами»; нож означает мальчика, а ножницы—девочку; {ассоциация мужчины с ножом, женщины - с ножницами у аборигенов Тайваня: Тишков 1957 [два дракона срывают с неба солнце и луну, играют с ними в реке; Да-цзянь и его жена Шуй-нэ идут на поиски, в пещере находят похищенную драконами женщину, она служит у них кухаркой; сообщает, что драконов можно убить, бросив в воду золотые топор и ножницы, спрятанные под горой; супруги копают, находят предметы, муж бросает топор, жена – ножницы, предметы обезглавливают драконов; у супругов нет сил поместить светила на небо; по совету старушки, муж вырывает и проглатывает глаза одного дракона, жена – другого, оба становятся великанами; стволами пальм вкатывают солнце и луну на небосвод; Д. и Ш. превратились в две горы]: 34-40}]: Эргис 1974: 136.

Амур – Сахалин. Нивхи ["Если нивх увидит, как неожиданно треснуло небо, то он должен мгновенно упасть и мгновенно схватить рукой то, что под нее попадется; он должен успеть встать, пока небо не сомкнулось; то, что он своей рукой захватил, он должен принести, хоть в рубашку завернуть, хоть в инау {ритуальные стружки} завернуть, и положить"; потом он (в дар) убивает четное количество собак, инау с колокольчиками делает, духам кидает, жухов кормит. "Когда так сделает, разбогатеет"]: Крейнович 1987: 115-116.

Субарктика. Тагиш [иногда слышен треск, будто лед треснул, это образовалась трещина в небе; там видны мужчины, некоторые без головы, если им отрубили головы; танцующие женщины; те, кто смотрят на это, вскоре умирают; надо налить в лодку воды и смотреть на отражение; постепенно трещина закрывается]: McClelland 2007, № 94: 426-427.

Восточная Амазония. Шипая [Marušawa, сын Кунаримы (Kuńarima), разбил сосуды, из которых хлынула вода и в ней мужской и женский Pai (водные духи и одновременно Громы); Pai просит у К. траву, чтобы нарисовать на плечах и руках полосы-молнии; К. не дает, П. сам находит ее; когда его враг Выдра гонится за ним, он мечет в нее молнию; небо ненадолго раскалывается и виден верхний мир]: Nimuendaju 1920: 1029.