Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I76A. Змея делается драконом.

.22.23.26.-.30.32.-.34.(.35.51.)

По прошествии определенного времени змея или рыба превращается в иное существо, обычно в дракона.

Индокитай. Вьеты [от 4 до 8 числа четвертого месяца карп проходит испытание, и если он его выдержит, превращается в дракона; поэтому карп высоко ценится]: Pouchat 1910: 608.

Южная Азия. Кашмирцы [царь гонится за оленем, тот убежал, на обратном пути царь увидел плачущую девушку; она сказала, что она дочь падишаха Китая, напали враги, она бежала; царь взял ее в жены; чувствует себя все хуже; ученик йога пролетал над дворцом, спустился, заснул на кровати царя; благодарен царю за то, что тот не отобрал его шкатулку; возвращается вместе со своим риши; тот объясняет, что жена царя – змея; пусть царь даст ей соленую пищу и спрячет воду; ночью она превратится в змею, поползет за водой; царь все это видит; риши: если в течение ста лет ни один человек не взглянет на змеб, она становится джахмаром; в следующие сто лет – ашдаром (ajdar); если же 300 лет, то виха (vihá); виха может вытянуться на любое расстояние, принять любой облик; риши велит столкнуть жену в печь для выпечки хлеба; в золе окажется камень, он все металлы превращает в золото; были ли особые свойства также и у золы, риши не сказал]: Knowles 1888: 233-239; тамилы (Малабар) [в земле есть драгоценные камни; некоторые змеи дуют на них и по прошествии долгого времени превращаются в летучих змей; они летают, держа эти камни во рту; комета – такая змея]: Thurston 1912: 90-91.

Китай, Корея. Шу-Цзин [водяная змея… после 500 лет видоизменяется в цзяо (чешуйчатую змею), та после 1000 лет в лунг (дракон), тот через 500 лет в цзио-лунг (рогатого дракона) и еще через 1000 лет в ин-лунг (крылатого дракона)] в Visser 1913, в Иванов 1949: 136-137; Гань Бао 2004, № XII.300 [доживший до тысячи лет фазан становится устрицей; до сотни лет воробей – мидией; до тысячи лет черепах – говорит как человек; до тысячи лет лиса превращается в красавицу; до тысячи лет змея, разорвавшись, разрастается по частям; дожившей до ста лет крысе можно гадать]: 160-161; корейцы: Ионова 1969 [змей через 3000 лет превращается в дракона и улетает на небо]: 186; Gale 1900 [после того, как змея проживет тысячу лет в горах и тысячу лет в воде "following closely the doctine", она делается драконом]: 332; Choi 1979, № 130.1 [бедный юноша идет в горы кончить самоубийством; красавица приглашает к себе; он навещает родителей, те разбогатели, это красавица послала богатство; на обратном пути старик говорит, что его жена – многоножка, дает сигары; юноша зажигает сигару, красавица бледнеет, он выбрасывает сигару в окно, она попадает в глаз змею, тот умирает; красавица объясняет, что она (многоножка) и большой змей соревновались, кто станет драконом и улетит в небо; с ударом грома взмывает в небо; благодатный дождь превращает бесплодную землю в плодородную], 130.2 [ученый встречает в пути девушку; его друг говорит, что она – многоножка, всегда закрывает грудь; та признается, на каждом соске у нее три ноги многоножки; ей оставалось 3 года до 1000 лет, чтобы превратиться в дракона; теперь ее тайна раскрыта, она превращается в многоножку]: 46-47, 48.

Балканы. Болгары: Гура 1997 [змея, прожившая сорок лет, становится змеем; у ужа, прожившего сорок лет, вырастают крылья; если ужа, прожившего сорок лет, не видели глаза человека и ни разу не били, он становится змеем; сам змей через много лет превращается в алу, живет на небе среди звезд; змея, дожившая до 40 или до 100 лет, становится змеем (аждраа) с семью или девятью головами и семью хвостами и пожирает все на своем пути; змей происходит из столетнего карпа]: 298-299; Маринов 2003 [у змеи после 40 лет отрастают крылья, змея превращается в смока (примерно то же, что хала)]: 164; македонцы: Гура 1997 [когда змеям исполнится сорок лет, у них отрастают крылья, они отправляются в ад мучить грешников]: 299 (то же Маринов 2003: 164 у болгар); Плотникова 2004 [демон ламя происходит от ужа или змея, которые после ста лет достигают огромных размеров и выпускают лапы с острыми когтями и большие крылья]: 78; хорваты (Далмация) [змея, дожив до ста лет, становится змеем]: Гура 1997: 299; сербы [у такой старой змеи появляются ноги, она становится алой; она превращается в змеиного царя; змей происходит из сорокалетнего карпа]: Гура 1997: 299; румыны [балаур представляется как огромная, гигантская змея с крыльями, которая движется через облака; происхождение балаура связывается со змеей, у которой отпадает хвост, вырастают ноги в результате каких-либо необычных обстоятельств, например, у змеи, которая не была замечена ни одним человеком в течение 7, 9, 15 лет или больше; змей часто представляется как конечный образ метаморфозы «обычная змея – балаур – змей», т.е. это балаур, которого никто не видел в течение следующих 7 лет, или балаур, который высосал черную корову]: Плотникова 2008 (со ссылками на Muşlea, Bîrlea 1970: 185; Bîrlea 1976: 458).

Средняя Европа. Словаки [у змеи, которую никто не видел семь или девять лет, вырастают крылья]: Валенцова 2014: 319; поляки: Гура 1997 [змей происходит от змеи с золотой короной; каждые семь лет у него отрастает по одной голове; крылатой семиглавой змеей может стать любая, которую семь лет не увидит ни человек, ни зверь; не только змея, но и лягушка, семь лет не слышавшая колокольного звона, превращается в крылатого семиглавого змея; лягушка опаснее: у змеи вырастают только ноги, а у лягушки ноги уже есть, у нее отрастают крылья и два хвоста со стрелами; змеем становится лягушка, семь лет не видевшая солнца]: 299; Мошков 1901 (Калишская губ.) [(=2004: 269); каждый уж, которого семь лет не видели глаза человечка или животного, обращается в крылатую змею о семи головах; солнце опалило крылья такойц змее, чтобы она не кусала людей; если уж семь лет не слышит церковного звона, тоже обратится в крылатого змея]: 67; украинцы: Гура 1997 [семиглавая змея яза происходит из змеи, семь лет не слышавшей колокольного звона; у гуцулов гадюка язы становится крылатой и семиглавой, если семь лет ее не видел ни один человек и ни один зверь; по поверью украинцев Закарпатья, из пóлоса в пустынных местах за семь лет вырастает крылатый шаркань; если его кто-нибудь увидит, он перестанет расти; в селах над Ужей и частично в районе Свалявы верят, что, выросши, он прилетает в лес и поселяется в пещере; по другим поверьям, шаркани живут на краю света; шаркань вызывает смерч, бурю]: 292-293, 298-299; Чубинский 1872 (Винницкий уезд) [если гадюка проживет под землей, не выходя на свет Божий, 30 лет, то превратится в полоза; по выходе на землю, от него никому нет пощады, все пожирает]: 65; белорусы (? Полесье, этнос не уточняется) [по полесским поверьям, если человек не видит змею семь лет, то у нее вырастают на голове рожки, а на теле – крылья и перья, и она превращается в летающего змея]: Плотникова 2009: 440.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы: Каракетов 1995: 19 [1) если змея живет около озера или болота и не видит человека в течение 20 лет, она превращается в дракона], 19-21 [Эр-Джелан («самец змея») живет в подземном мире 999 лет, дважды пытается перебраться на небо и в средний мир через Мировой Океан (Долуан-Тенгиз), озеро, родник, колодец и болото; ДТ расположен за девятью оврагами, девятью реками, девятью горами, где расположен небольшой остров «где живут боги», образовавшийся из крови и кожи зверя (т.е. Змея) и из грязи с крыши его дома; местом расположения острова является также край океана, где растет красный дуб с двумя голыми вершинами и "видящим" дуплом; озеро часто отождествляется с оз. Хурла-Кëл, родник – на вершине Эльбруса, болото – около Древа Жизни (произростало до 1940-х годов в местности Гыналары); каждые 420 лет боги перебираются на Эльбрус с острова, после чего на поверхность моря выходит ЭД, чтобы его увидела птица Гюллю-Чыпчыкъ, что предвещало начало появления у ЭД ног с оперением и крыльями; ноги доходили до положенного уровня в течение 9 лет, крылья – через 570 лет; в определенные периоды между январем и февралем и летом надо жертвовать черную курицу или петуха (зимой), в это время ноги и крылья ЭД растут быстрее; если человек увидит этот процесс, могут быть землетрясения, войны и пр.; перед депортацией в июне 1943 г. змея видели летящим по небу], 69 [если змея не видит человека в течение 20 лет, она превращается в дракона (Сарыубек); у С. вырастают ноги, он начинает по ночам вредить людям и их имуществу; затем у него не вырастают крылья и он не улетает на небо; если человек увидел такое, надо зарезать козла и черную курицу и отнести к озеру до восхода солнца]; армяне [вишап, доживший до тысячи лет, может проглотить весь мир]: Арутюнян 2004: 198.

Иран – Средняя Азия. Кхо (Читрал) [если рыба проживет 100 лет, ни разу не увидав человека, она превращается в змею, а после следующего столетия, проведенного в уединении, становится драконом nahang; около Мастуджа есть пещера, в которой жило такое чудовище; один человек из Тангира убил его, получил в награду землю, которой до сих пор владеют его потомки]: Йеттмар 1986: 462; провинция Coorg [кобра живет 1000 лет; в конце 500 лет съеживается и становится блестящей как серебро, затем становится не длинее одного фута, цвета золота; когда достигнет нескольких сантиметров, поднимается в воздух; в воздухе умирает, падает на землю, исчезает; прошедший по этому месту умрет от кожной болезни]: Мошков 1901: 66 (без указания источника); туркмены [в аждарха превращаются крупные змеи, которые 40 лет (или другой срок) не видели человека; после этого они делаются огромными, способны принимать облик любых существ, охраняют сокровища; после 80 лет аждарха превращается в ювха или юха, которая способна превращаться во что угодно, чаще всего в красавицу; в легендах говорится об опустошенных аждахой селениях; Муса-пихамбер бросает в пасть аждаха свой посох-хаса, сделанный из дерева зейтун (оливы), та давится им, после чего из ее чрева выходят проглоченные люди; либо посох именуется ак ("белый") аждаха, он глотает кара ("черный") аждаха, т.е. собственно аждаху]: В.В. Иванова, личн. сообш., 2007.

Волга – Пермь. Татары: Коблов 1910 [змея от 1 до 8 лет – хаят, от 8 до 100 – афги, от 100 до 1000 – аждага; аждагу облако уносит на остров в океане, где он живет 1000 лет, а затем превращается в юха – соблазнительную женщину; через 49 дней снова становится аждагой]: 448-450; Насыров 1880 [если змея проживет 100 лет, то превращается в дракона аждага; его подхватывает облако, уносит на север, оставляет на острове в море; там через 1000 лет он превращается в юху-девицу; она соблазняет мужчин, но совокупление с ней невозможно]: 245-246; башкиры [змея, дожив до ста лет, превращается в аждаhа в несколько десятков саженей длиной, живет в озерах, колодцах; пожирает подходящую на водопой скотину; дожив до 500, 1000 лет превращается в юха; юха пожирает девушек, может превращаться в человека, животное; по милости аллаха, ее до достижения этого возраста облака уносят на гору Каф (Каф тауы) за Ледовитым океаном, наполненную змеями и драконами; при ясной погоде показывается тучка с громом и молнией, надвигающаяся на озеро; едва туча коснется воды, как та начинает бушевать, из нее показывается голова чудовища с выкатившимися глазами; туча хватает его и тащит, его туловище пятнистое, хвост раздвоен; не имея сил вырваться, чудовище удаляется и туловище его под солнечными лучами принимает все более яркозолотистый цвет]: Юлуев 1892: 245-248); (пересказ в Руденко 1925: 301; 1955: 316; в Хисамитдинова 2011: 29).

Туркестан. Казахи (Барнаульский округ) [змея, сто лет не видевшая человека, становится аждаха; тысячу лет не видевшая становится джука; эта может принимать всякий вид]: Потанин 1883, № 28в: 187.

Монголия. Халха-монголы: Егупова 2012 [«Монгол ардын үлгэр» под ред. П.Хорлоо. Уб., 1969: 131; бедный юноша идет к мудрому ламе спросить о судьбе; бедняк просит узнать, как ему избавиться от бедности; богач – почему его 18-летняя дочь не говорит; змей: почему он достиг уже 1000 лет, а в дракона так и не превратился; лама: пусть бедняк выкопает из-под вяза корыто с драгоценностями; девушка заговорит, увидев своего суженого; в голове змея волшебный камень, его надо извлечь; на вопросы самого юноши лама не ответил: в год он отвечает только на три вопроса; когда юноша извлек камень, дракон улетел на небо, а яноша стал богат и образован; увидев его, дочь богача рассмеялась и заговорила, вышла за юношу; бедняк выкопал драгоценности; все хорошо]: 34-36.

(Ср. Западная Сибирь. Манси: Карьялайнен 1996(3) [(по Мункачи); живущий в глубоких омутах vitkəš имеет вид рыбы, лося, медведя или лошади; лесной зверь и водяная рыба в старости превращаются в vitkəš; когда лосю исполняется 25 лет, из его ноздрей вырастают лесины толщиной с поларшина, он идет в воду, где никогда не умирает]: 28; Пелих 1998 [старая лосиха идет к воде, превращается в похожее на щуку чудовище камья-эта; огромных таежных щук боятся убивать]: 37-38; Чернецов в Иванов 1949 [аньтэн-сорт – щука до четырех сажен с рогами оленя; живет в озерах, поедает людей; виткащ – перешедший в воду медведь или лось; у лося при этом на месте старых вырастали длинные прямые рога, появлялся рыбий хвост]: 137; ханты [водное чудовище Вэс (его рога – бивни мамонта; у ваховских хантов əнти-сарт, «рогатая щука») не размножается; в него может превратиться старая собака или щука; рытье собакой земли объяснялось как стремление уйти вниз, под землю, где и происходит это превращение]: Кулемзин, Лукина 1977: 130).

(Ср. СЗ Мексика. Тараумара [старые рыбы, особенно сомы, превращаются в выдр; старые белки теряют шерсть и конечности, превращаются в удавов и гремучих змей]: Merrill 2002: 335).