Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I79. Киртимукха/сисиутль.

(.22.-.24.26.27.(.28.).37.38.40.42.43.52.53.60.65.67.)

Существо имеет голову или вздутие в середине тела и змееобразные отростки, отходящие в обе стороны (от головы, щек, изо рта) или по голове в профиль симметрично на обоих концах. Для искусства нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов, айну (менее очевидно – негидальцев и уильта) – криволинейный о криволинейный , орочей, удэгейцев, нивхов ет из колодца, тонетят; Коза находит его спящим, козлята выскакивают, Коза кладет вмрнамент с центральной симметрией на основе подобного образа.

Кхмеры, Тямпа, Вьетнам, Индия, Ява, Бали, Древний Китай, Древняя Греция, (украинцы), нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи, (негидальцы, уильта), айну, Ипиутак, тлинкиты, хайда, цимшиан, квакиутль, (беллакула), пентлатч, халкомелем, (тилламук), Веракрус, сапотеки, Паленке, Чичен-Ица, Теотиуакан, Коста-Рика (Никоя), Манаби, Касма, чимане.

Индокитай. Кхмеры: Coral-Rémusat 1937 [рельеф: личина (Kāla) без нижней челюсти с отходящими по сторонам головы руками, руки держат кольцо; внутри кольца танцующая мужская фигурка {Шива?}, стоящая одной ногой на (возможно) трехглавом (или трителом) существе (льве, собаке?)]: 134, fig. 78; Goloubew 1927 [сохранившаяся часть барельефа на террасе второго этажа северного крыла дворца Ankor Thom: человеческие фигуры, внизу между ними огромная голова анфас без нижней челюсти с отходящими в обе стороны змеями; нижнюю пара змей как бы выходит из пасти существа, оно держит их своими руками; откуда отходят руки, не показано, видны только пальцы]: fig.9; тямы (Гуэ) [в Чампе рельефные изображения объединяют черты китайской тао-те и яванской и камбоджийской kāla]: Coral-Rémusat 1937: 434; Вьетнам (Тонкин) [храм Ðinh Bang, т.к. Chard de l'ame: рельефное изображение головы монстра анфас с отходящими от него в обе стороны драконами]: Coral-Rémusat 1937: 134, pl.63A.

Южная Азия. Индуизм, буддизм [композиции с личиной анфас посредине и двумя в профиль влево и вправо называются "киртимукха" - "личины славы"; обычно изображают морды львов, иногда с более или менее антропоморфными чертами; известны в индуизме и в буддизме; из пасти в две стороны часто отходят что-то вроде бус или цепей, иногда завершающихся головами животных или змей; есть в Ориссе, на северо-западе Индии в горном районе Гархвал; есть личины без выходящих бус; божество Бхайрав (вариант Шивы, ужасный облик) в храме Пашупатинатх Непала изображено в нише в виде киртимукха - отдельной головы с получеловечьим-полузвериным ликом]: С.И. Рыжакова, личн. сообщ., 2005; Mohapatra 1991, fig. 46 [Kirttimukha (деталь барельефного украшения внешней стороны боковой стены храма Парашурамешвар, 7 в. н.э., Бхубанешвар, столица Ориссы)]; Маретина 2005: 22 [=фото на 1 первой странице обложки); "ажурный нимб из красной меди", МАЭ, кол. № 3098-4; под аркой-киртимукха – семиглавая кобра], 39 [МАЭ, кол. 3086-3; то же ("змеиный трон из глины с цветными налепами")]; Skānda Purāna [Луна была чашей, из которой боги пили амриту; Rāhu сделал глоток, но Вишну отсек ему голову, голова осталась бессмертной; когда глотает светило, оно тут же выходит наружу; царь Jalandhara подвижничеством добыл мощь, установил во вселенной свой порядок, отправил Р. с требованием к Шиве, чтобы тот отдал свою жену Шакти; из места на лбу между глазами Ш. выпустил в виде эманации львиноголового демона; Дж. бросился к Ш., прося о защите; демон же попросил дать ему в таком случае другую добычу, ибо испытывает неутолимый голод; Ш. предложил ему съесть собственные конечности; тот съел себя целиком, осталась лишь морда; Ш. назвал его своим возлюбленным сыном, Ликом Славы (kīrttimukha); велел остаться у его двери; кто не почитает К., не почитает и Ш.; в индуистских храмах К. - апотропей]: Zimmer 1946: 175-182; Индия ["южноазиатская киртимукха, скульптурное изображение которой обычно помещается над дверными проемами храмов, не является в чистом виде индийским явлением; она восходит к первобытной традиции, по-видимому, общей для всех тихоокеанских народов, к охранительным головам, которые занимают господствующее положение в композиции"]: Coral-Rémusat 1937: 432; индуизм [киртимукха используется при оформлении дверных и оконных проемов индуистских храмов северного и южного стилей (Nagara and Dravidian temples), встречаясь и на деревянных постройках (chenna Kesava); личина монстра включает черты козла, дракона и льва со змеевидными фигурами по обе стороны ниже личины; из темени выступают два рога; глаза круглые, щеки выпуклые; рот широко открыт, нижняя челюсть отсутствует; изо рта выходит длинный язык в виде параллельных рядов бусин; ниже змеевидных фигур по обеим сторонам композиции помещена макара с чертами крокодила, акулы и дельфина; у каждой из повернутой вверх пасти выступает растение]: Frédéric 1960, pl.312 в Suhr 1965: 91-92 2c 1960, pl. ндииinterpretation of the Medusa // Folklore 76: 90-103..

Индонезия. Ява: Carlson 1982 (Боробудур) [оформление ниш и проходов; сверху антропоморфный маскоид; по сторонам от него отходят спускающиеся по бокам прохода макары - змееобразные существа с головой чудовища на конце (голова слона, уши быка, рога козла; "возможно, символизируют спускающиеся на землю небесные воды"], fig. 3, 4; Coral-Rémusat 1937 (Боробудур) [прорисовка рельефа над проходом с центральной киртимукхой и отходящими в обе стороны макарами]: fig.76; Zimmer 1946, fig. 54 [статуя Ганеши с киртимукхой на затылке; нижняя челюсть отсутствует, изо рта отходят два небольших змееобразных отростка]; Бали (индуистская мифология): Бандиленко 1982 [Рáнгда ("вдова"), царица ведьм и чёрной магии, повелевает лейяками (вредоносными духами-оборотнями), насылает чуму и голод; под покровом ночи вырывает трупы из могил, пожирает детей; повелитель демонов Баронг противостоит Р. и стремится её усмирить; облик Р. отражён в маске {с клыками, без нижней челюсти}, которая надевается участником мистерии "Рангда-Баронг", происходящей при главных святилищах культа предков]: 367; Covarrubias 1956: 183-185 [над воротами в камне вырезают изображение karang tjeiviri (круглые глаза, клыкастая оскаленная пасть, под ней расходящиеся в стороны ладони); в менее важных местах – демона karang bintulu (один глаз во лбу, оскаленные зубы, клыки, нижней челюсти нет; слово karang значит "скала, риф", но также "драгоценные украшения", "икебана"], 299 [рисунок {материал оригинала не указан} в связи с пересказом балийского варианта мифа о попытке Раху выпить амриту, когда Вишну отсек ему голову и голова Раху стала периодически проглатывать солнце и луну; изображена голова с оскаленной пастью, отходящими от нее ладонями; четыре пальца сжаты и направлены горизонтально, большой палец – вниз; в пасти клыки в верхней и нижней челюсти; зубы видны только в верхней; ими Kala Rahu держит край луны, показанной в виде диска, внутри которого – женщина с высокой прической и обнаженной грудью, сидящая за прялкой].

Китай. Эпоха чжоу: Кравцова 2004 ["в чжоуских книгах рассказывается о чудовище-людоеде по имени Таотэ ("Обжора"), который был повержен и обезглавлен Желтым Императором; в знак своей победы и в назидание потомкам он повелел.. помещать изображение отрубленной головы людоеда на бронзовых сосудах"]: 130; Covarrubias 1954, fig.18 (=Carlson 1982, fig.6a) [украшение из нефрита в виде аркообразной змеевидной фигуры с головами в профиль на обоих концах и личиной посредине]; Boroffka 1929, figs. 47-49 [чжоуские бронзовые сосуды с маской тао-те на тулове]; периоды Чунь-цю или Чжань-го (475-221 до н.э.) [керамическая форма для отливки бронзовых предметов с маской тао-тэ; личина с круглыми глазами без нижней челюсти; изо рта сниз и в стороны отходят два змеевидных отростка; два других отходят в стороны от носа]: Larousse 1992: 147]; Rawson 2002 [нефриты культуры лянчжу, 4000-2500 до н.э., скорее к концу этого периода, но точных датировок нет; глазастые зубастые личины отличные от классической тао-те]: 122-149; Shaughnessy 2005: 24 [нефритовый диск bi (символ неба и царственности: Laufer 1974: 154-173) с отверстием; по внешнему краю криволинейный орнамент с включением маски тао-те {указана датировка 2500-2000 до н.э.; но диск покрыт мелкими выпуклыми завитками, что характерно для чжоусских изделий}], 36-37 [инкрустированная бирюзой бронзовая пластина культуры эрлитоу (Хенань), 1700-1500 до н.э.], 38 [мотив тао-те впервые появляется на {поздне}неолитических изделиях из нефрита в восточных приморских районах; в 3 в. до н.э. мотив тао-те стал использоваться для оформления ручек бронзовых сосудов (голова монстра держит в пасти кольцо) и истолковывался как "ненасытное чудовище", хотя подтверждений этой интерпретации в ранних {т.е. иньских – раннечжоусских} источниках нет], 39 [бронзовый сосуд с кубообразным туловом эпохи шань-инь с маской тао-те на каждой из боковых сторон]; Willetts 1970: 124 [согласно Tso Chuan (составленное в 4 в. описание событий 1722-250 до н.э., пересказ в J. Legge, The Chinese Classics, Vol. 5, Part 1 and 2 как комментарий к Чунь Цю, London 1872) изображение чудовища T'ao-t'ieh Великий Юй нанес на 9 треножников (die neue Kesseln), чтобы дать людям о нем представление; в 3 в. н.э. комментатор Kuo P'o идентифицирует тао-те с одним из духов; в 3 в. до н.э. в Люши Цюньчу (Lü shih ch'un ch'iu) автор по имени Lü Pu-wei пишет, что на сосудах эпохи чжоу тао-те изображался с одной головой без тела; он схватил человека и думал, что проглотил его, не заметив, что сам он уже утратил тело; тем предупреждают людей о близящемся несчастье], Abb. 13 [прорисовка маски тао-те эпохи инь или ранней чжоу с обозначением элементов], Taf. 50 [фото котла-треножника с этой маской].

Балканы. Древняя Греция [изображения Горгоны архаического периода: личина анфас с высунутым языком, влево и вправо отходит по одной змее в профиль]: Gimbutas 2001, fig.16b [роспись на аттической амфоре, Лувр].

Средняя Европа. Украинцы (Остерский уезд Черниговской губ.) [веретiльниця – это гадюка без головы и хвоста, с ртом и глазами, расположенными под животом; она ползет, не извиваясь, и кидается на человека сразу же, как только его заметит]: Гура 1997: 301.

Амур – Сахалин. Нивхи: Российский Этнографический Музей, № 5602-21 (экспозиция) [резное орнаментальное изображение на доске для подвешивания люльки; привез В.Н. Васильев (1910-1912 гг.) из с. Тыгсыг, Сахалин; на одном конце - изображения человека и медведя, на другом змеи (?)]; Кочешков 1995, рис. 1, 2 и 4 [орнаменты на разных предметах], цв. рис. 6 [наушники], 7 [чулки и рукавицы]; Fitzhugh, Crowell 1988, fig. 287 [бумажный (такие же есть из бересты) шаблон для нанесения орнамента на одежду; в центре круглоглазая личина без нижней челюсти, по краям от нее спиралевидные отростки]; нанайцы: Кочешков 1995, рис. 2, 15, цв. рис. 6; Fitzhugh, Crowell 1988, 288 {вероятно, нанайцы - "нижний Амур"} [одежда из кожи лосося, в вышитом орнаменте элементы круглоглазой личины без нижней челюсти]; Okladnikov 1981, fig. 23, 50, 68; ульчи: Кочешков 1995, рис. 1, 9, 10; Okladnikov 1981, fig. 50 [накладной орнамент на спине праздничного халата из рыбьей кожи]; удэгейцы: Кочешков 1995, рис. 1.14, 7-9; орочи: Кочешков 1995, рис. 3.

Япония. Айну [орнаменты на женских халатах]: Munro 2002, № 70-77, 701, 713.

Арктика. Ипиутак [могильник на берегу Чукотского моря, Пойнт Хоуп, середина I тыс. н.э., палеоэскимосская культура ипиутак; составная маска из кости (детали, возможно, крепились к несохранившейся деревянной основе); сверху небольшая личина с круглыми глазами без рта; от нее влево и вправо отходят обрамляющие маску по бокам змееобразные существа; внизу другая личина с открытым беззубым ртом; от нижней губы отходят отростки]: Larsen, Rainey 1948, fig.39 (прорисовка); Snow 1976, fig.166 (фото).

СЗ побережье. Тлинкиты [передник из шерсти горного козла, воспроизводящий роспись на аналогичном кожаном шаманском предмете (shaman's painted waist robe); центральная фигура анфас имеет внизу хвост бобра и считается изображением Бобра, на туловище которого лицо анфас; от головы в стороны отходят два отростка; как и голова, они находятся на поясе надевшего передник персонажа (fig. 9, фото мужчины в полном облачении; на fig. 10 – фото интерьера дома вождя, где среди прочих орнаментированных предметов виден и этот передник), что соответствует изображениям сисиутля у квакиутль]: Samuel 1982, fig. 8; хайда: Bringhurst 2004, fig. 10 [изображение в низком рельефе из аргиллита (черного сланца): Ворон (с копьем или гарпуном в руках, на носу) и Гриб плывут в лодке, изображенной в виде живого рыбообразного существа; ниже лодки личина анфас с большими круглыми глазами, широким ртом с мелкими зубами и отходящими влево и вправо отростками, заканчивающимися чем-то вроде клюва, с глазом перед ним]; Mundkur 1984, fig.32 [шаманский амулет для улавливания унесенной души больного; кость с инкрустацией раковиной абалона; в центре личина, на концах раскрытые пасти; {похож на амулеты цимшиан}]; цимшиан: Bastien 1999 [два soul catches (шаманский амулет для улавливания унесенной души больного; 1840-1860); представляют собой трубочки из кости, инкрустированной раковиной абалона; на обоих концах пасть с зубами; в центре на боку нижнего – личина с руками]: 22; 2005 [то же, 1780-1820, возможно, хайда, а не цимшиан; трубочки изогнуты, из рога горного козла, верхняя инкрустирована раковиной абалона и металлом {на фото металл не виден}]: 44; (ср. Barbeau 1953 [собирая хворост, дочь вождя находит личинку, приносит домой, кормит грудью; личинка растет, пожирает все запасы еды в селении; зарывается в землю, у нее по голове на обоих концах тела, которое протянулось от одного конца селения до другого; чтобы не погибнуть от голода, люди отрывают чудовище, рубят на куски, покидают селение, оставляя в нем женщину; горы с зубчатым силуэтом за Форт Руперт – куски тела чудовища]: 239); квакиутль [большинство данных касается сисиутля: змея с головами на обоих концах тела; у каждой головы роговидный, загнутый на конце выступ; по центру на теле антропоморфная голова анфас с двумя такими же рогами]: Barbeau 1953: 251, fig. 214 [деревянная фигурка человека до пояса; внизу живота центральная личина сисиутля, вместо – ног – боковые змеевидные отростки сисиутля в типичной для квакиутль трактовке (с рогом, завитком на носу, высунутым языком)]; Boas 1897 [у сисиутля голова с рогом на каждом конце змеевидного тела, человеческая голова анфас с двумя рогами посредине; сисиутль может превращаться в рыбу (если ее съесть, то умрешь) и в лодку, приводимую в движение рыбьими плавниками]: 371-372, pl.41 [роспись на стене, за которой расположена спальня; длинный сисиутль над дверью в помещение; посредине над змеевидным телом две схематичные антропоморфные головы без рогов, одна рядом с другой; у профильных голов по два рога; на чудовище нападают птицы; слева журавль (вверху) и громовая птица (внизу); справа орел (вверху) и ворон (внизу)], fig.167 [пояс в виде с.], 168-169 [ножи в виде с.]; Coe 1972 [резной брус над фронтальной стеной дома], figs. 89, 94; Gunn 1966 [горизонтальная балка внутри дома]: 13; Harner, Elsasser 1965 [деревянная маска]: 44-45; Macnair, Hoover, Neary 1984: 150, fig.50 [деревянная маска]; Rock 1924, Abb.1 (по Jesup North Pacific Expedition, vol.V, pl.49) [деревянная маска]; Stewart 1979 [изображения сисиутля у современных художников]: figs. 111-115, 156; (ср. беллакула [братья ловят рыбу в речке далеко от моря; один касается лосося, тот сам выпрыгивает на берег; старший говорит, что лососи не живут в подобных речках, что это сисиутль (чудовищный лосось/змей с головами на обоих концах тела); младший верит ему, двое средних едят мнимого лосося; их животы лопаются, они умирают]: McIlwraith 1948(1): 658-659).

Побережье - Плато. Халкомелем [сишки - змея с головами на обоих концах тела; высовывает их из озера; головы 15 см в поперечнике, с круглыми ушами, с красными кругами на темени; черное круглое тело более метра в поперечнике; может вытягиваться, но посредине остается вздутие; крякает как утка]: Duff 1952: 118; пентлатч [горящие огнем пояса Громовых Птиц, которые они снимают у себя дома, сделаны из кожи Aihos – змееобразного существа с головами на обоих концах тела, похожего на квакиутльского сисиутля; А. может превращать людей в камень]: Thompson, Egesdal 2008: 102-103; (ср. тилламук [Южный Ветер (ЮВ) приходит к человеку, у которого пояс из двух живых змей; просит дать поносить; тот предупреждает, что пояс опасен; когда ЮВ надевает пояс, змеи начинают сжимать его тело, вгрызаться в плоть; он не может сам его снять, хозяин забирает пояс назад; чтобы отомстить, ЮВ превращает свои экскременты в птичку (Lucky Bird), хозяин пояса и его сын безуспешно пытаются застрелить ее, сын {дальше по смыслу ясно, что сам хозяин пояса} лезет на дерево, оно вырастает до неба, там стрела попадает в птичку, она оказывается кучей дерьма; хозяин пояса спускается, создает кита, тот уносит ЮВ в море; через несколько месяцев подплывает к берегу, ЮВ спрыгивает на берег]: Thompson, Egesdal 2008: 36-38).

Мезоамерика. Тотонаки (?) [маскоид на стеле из El Mesón, Веракрус, в виде змеевидной фигуры с головами в профиль на обоих концах и схематичной личиной посредине]: Covarrubias 1954, fig.18 (=Carlson 1982, fig.6с); Теотиуакан [таблица глифов Теотиуакана, большинство в виде киртимукхи/тао-те; {без указ. источников и комм.}]: Adams 1977: 169; Чичен-Ица [золотой диск из священного сенота; бордюр – четыре (по четырем сторонам) личины анфас с большими круглыми глазами без подбородка и рта со змеевидными отростками в обе стороны; возможно, разделяющие их четыре более стилизованных изображения основаны на той же изобразительной схеме]: Lothrop 1952: 47; Sharp 1975 [прорисовка диска и комм.: у дисков из священного сенота есть детальные схождения с изображениями на южной площадке для игры в мяч в Эль Тахин; вероятная датировка – 900 н.э., немного до тольтекского вторжения и/или тольтеки пришли на Юкатан не прямо из Толлана, а через Веракрус]: 20-21; сапотеки: Covarrubias 1954, fig.18 [(=Carlson 1982, fig.6b); маскоид на урне, Оахака, в виде змеевидной фигуры с головами в профиль на обоих концах и личиной посредине]; Marcus, Flannery 1996 [роспись на стене погребальной камеры № 105; в центре идущие справа на лево двое мужчин и две женщины в роскошных одеждах; обрамляющий сверху мотив "челюсти неба" указывает на принадлежность персонажей к царскому роду]: 212, fig.250; Паленке [конец Классического Периода, рельефное изображение, оформляющее верхнюю часть дверного прохода, здание E; детальная прорисовка в Schele, Miller 1986, fig.22, p. 45: The Celestial Monster]: Milbrath 1999, fig. 7,5a (=Garza Camino 2007, fig.9).

Гондурас – Панама. Западная Коста-Рика (п-ов Никоя) [нефритовая подвеска 1-6 вв. н.э. в виде летучей мыши анфас влево и вправо от которой отходят головы крокодилов в профиль]: Maurer, Hennen 2002, № 110: 137.

Эквадор. Пров. Манаби [найдено в 1956 г. близ селения Jama, когда река подмыла берег, вероятно, часть головного убора из погребения, золото с добавкой платины; морда чудовища анфас, без нижней челюсти; ото рта или скорее щек в обе стороны отходят змеевидные отростки, на концах голова змеи в профиль, с открытой пастью]: Cháves 2006: 35-36, Abb.3.

Центральные Анды. Уака A, Мохеке, долина Касма, юг Северного побережья Перу, середина II тыс. до н.э., рельеф на каменной плите (древнейший каменный рельеф в Новом Свете) [змея с двумя хвостами, обращенными вправо и влево, и головой в центре; на обратной стороне плиты – рельеф в виде открытой ладони]: Burger 1995, fig. 68; Пакопампа, север горного Перу, середина II тыс. до н.э. [каменная плита с изображениями; на одной стороне отпечатки босых ступней; на другой - змееобразное существо с двумя хвостами и головой посредине]: Burger 1989, fig. 3.4; 1995, fig. 92-93 (прорисовки изображений из Мохеке и Пакопампы также в Bischof 1994, fig. 25); культура викус, крайний север побережья Перу, первая половина I тыс. до н.э. [личина без нижней челюсти с отходящими в обе стороны змеевидными отростками; подвески для носа из погребений, сплав меди и золота]: Horkheimer 1968, Taf.II.6; Morris, Hagen 1993, fig. 56.

(Ср. Монтанья. Амауака [coto machaco (coto –обезьяна-ревун, machaco – от кеч. machacuayзмея) в виде длинной толстой красной змеи оплетает телом ствол или ветвь дерева, одна голова наверху, другая внизу, засасывает охотника с расстояния 50 м, кричит как обезьяна-ревун]: Carneiro 1964: 11).

Восточная Боливия. Чимане [люди умели превращаться в выдр; съели всех анаконд, осталась одна огромная с головой посреди тела и хвостами в оба конца; убивала входивших в воду; орел унес ее на край мира; из крови, капавшей в воду, возникли скаты, из капавшей на землю – гремучие змеи]: Hissink, Hahn 1989, № 16: 68.