Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I82D. Венера – мужчина и женщина.

.17.21.-.25.27.(.28.).31.35.36.46.48.61.65.73.

Утренняя и Вечерняя звезды противопоставлены как мужчина и женщина. См. мотив I82a, I82b.

Передняя Азия. Финикийцы [мужчина и женщина]; Вавилония: Куртик 2007: 113-114 [в одних астрологических текстах утренняя Венера – женское божество, вечерняя – мужское, в других утренняя – мужское, вечерняя – женское; как мужское отождествлялась с Нингирсу], 277-278 [в III тыс. до н.э. Венера почиталась как воплощение Инанны, во II-I – Иштар; есть основания полагать, что уже в архаическом Уруке Инанна отождествлялась с Венерой как утренней, так и вечерней; с середины III тыс. (возможно, и раньше) стандартный символ Инанны в глиптике – восьмилучевая звезда в круге или без него; утренняя и вечерняя звезды трактовались как одно светило, возможно, уже в архаическом Уруке, но твердые свидетельства – в мифологических текстах конца IIIII тыс. до н.э.]; Henninger 1954 [у вавилонян и ассирийцев Ishar была как вечерней, так и утренней звездой; утренняя иногда считалась мужчиной и была связана с войной]: 108.

Северо-Восток Индии. Мизо (лушеи) [супруги; Утренняя Звезда – девушка].

Индокитай. Вьеты [Утренняя – жена, Вечерняя – муж].

Южная Азия. Конд [сиблинги и супруги].

Индонезия. Восточные тораджа [супруги]; Серам (нусавеле, хатуолу, хуаулу) [сиблинги].

Филиппины, Тайвань. Сулу [сиблинги и супруги]; атаял [Утренняя - мужчина, Вечерняя - женщина].

Балканы. Молдаване [супруги]; румыны [супруги]: Младенова 2006: 58; болгары: Ковачев 1914 [Стана и Мильо (Михо) – брат и сестра, которых в детстве похитили и разлучили турки; они встретились и полюбили друг друга; во время бракосочетания иконы в церкви задвигались, свечи погасли; они обратились к Богу и тот сделал их Утренней и Вечерней Венерой; раз в год они сближаются; если встречаются, происходит землетрясение]: 25; Стойнев 2006: 140-141 [Деница и Вечерница были сестра и брат (Янка и Янкул, Стана и Мильо, Деница и Юрак); их похитили турки; они вернулись, встретились, не узнали друг друга, поженились, у них ребенок; их мать их узнала; за грех по их мольбам они были поняты на небо, стали звездами], 141 [1) =Ковачев 1914: 26; бездетная женщина просит у бога, пусть она родит хоть змея; родился змей, вырос, попросил царскую дочь Деницу в жены; в брачную ночь мать подсмотрела в замочную скважину, что змей превратился в юношу; рядом сидели Св. Петр и Св. Мария, а Деница им прислуживала; невеста стала Деницей, ее жених – Вечерней Звездой (Юнак); 2) Зорница и Вечерница были брат и сестра Милан и Милица; подробнее в Ковачев 1914: 26]; (ср. греки [в греческих вариантах сюжета ATU, № 450 брат и сестра есть либо Утренняя звезда (Зорница - брат) и Плеяды, либо Янос и Маро]: Младенова 2006: 57).

(Ср. Средняя Европа. Белорусы [«Утренняя звезда светит царице, а Вечерняя – царю»]: Авiлiн 2015: 108).

Западная Сибирь. Ненцы (тундровые) [старые супруги].

Восточная Сибирь. Эвенки-бирары [мужчина и женщина].

Великие Равнины. Осэдж [дедушка и бабушка]; скиди пауни [мужчина и женщина].

Калифорния. Китанемук [женщина и мужчина].

Западная Амазония. Напо (деп. Лорето) [брат и сестра].

Центральные Анды. Пров. Кончукос (деп. Анкаш) [брат и сестра]; инки [мужчина и женщина].

Южная Бразилия. Гуарани (все группы?) [мужчина (?) и женщина].