Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I82h. Венера – Чолпан/Чолбон. .29.32.-.34.36.37.

Название Венеры звучит как Чолпан, Чолбон, Цолмон и т.п. (čol- «сверкать, сиять» [Vámbéri 1879: 155]).

Крымские татары, урумы, калмыки, карачаевцы, ногайцы, кумыки, турки, башкиры, казанские татары, ногайцы-карагаши, удмурты, киргизы, казахи, каракалпаки, уйгуры, югуры, салары, чулымские тюрки, сибирские татары, алтайцы, челканцы, телеуты, шорцы, тувинцы {очевидно, все группы)}, тофалары, сойоты, ойраты, буряты, халха-монголы, монголы Внутренней Монголии, дархаты, дагуры, монгоры, якуты, долганы, солоны, эвенки (подкаменно-тунгусские, северобайкальские, орочоны на верхней Олекме, алданские, зейские, сахалинские, учурские, хинганские, урмийские, чульманские), эвены, негидальцы.

Данные по уйгурскому, кабардино-балкарскому, кумыкскому, волжско-татарскому, казахскому, киргизскому, алтайскому см. также в Тенишев и др. 2001: 50-51.

Кавказ – Передняя Азия. Крымские татары [Венера – Чолпан]: Усеинов 2007: 586; урумы (Донецкая обл.) [Чолпан йундуз, Чолпан йылдыз ‘Венера’]: Гаркавець 2000: 587; калмыки [tsolwŋ, Tsolwn, цолвън]: Ramstedt 1935: 429 в Mándoki 1963: 526; Муниев 1977: 635; карачаевцы: Джуртубаев 2007 [«Чолпан – глава звезд, Темир-Казак – недвижимый камень неба]: 365; Потанин 1883 [Цулпан]: 732; ногайцы [Шолпан – Венера]: Баскаков 1963: 415; кумыки [купцы вели караван в Мекку; заночевав, приняли другую звезду за утреннюю Венеру (Танг-Чолпан), поднялись раньше времени, попали в пургу и погибли; эту звезду (видимо, Юпитер), называют Керван-кырган (Истребитель каравана)]: Халидова 2012, № 30: 52; турки: Потанин 1919a [у константинопольских турок Венера вечерняя – tcholopan, tchobam yeldezeu]: 86; Diószegi 1968 [Čulpan]: 523; Mándoki 1968 [Čulpan]: 487 (при обычном Zühre); (ср. азербайджанцы [Zöhrә]).

Иран – Средняя Азия. Чагатайский язык [ćolpan Morgenstern; Mensch mit scharfem Blicke]: Vámbéry 1867: 281; (ср. узбеки [Зухра]; туркмены [Зухра]).

Волга – Пермь. Башкиры: Максютова 1973 [Сулпан, Солпан и т.п.]: 383; Никонов 1980b [Сулпан; в документах с 14 в.]: 297; Diószegi 1968 [Sulpan]: 523; казанские татарыulpan]: Diószegi 1968: 524; ногайцы-карагаши (Астраханская обл.) [фрагменты стихов-загадок: «Стожары с Венерой (Ǒлкер мiнен Шолпандыӊ), / Кто видел их рожденье?», «Стожар с Венерой (Ǒлкер мiнен Шолпандыӊ) / Рождение видевший – наблюдатель»]: Арсланов 1992, № 6: 85; удмуртыulpon, заимствовано от татар]: Mándoki 1968: 530.

Туркестан. См. обобщение данных по тюркским языкам в Мусаев 2006 [«чолпан» – вероятно, «сверкающая»]: 335-336. Киргизы [Чолбон], каракалпаки [Шолпан], уйгуры (Хами) [Чолпан]: Никонов 1980b: 297; уйгуры [чолпан ‘Венера’, перен. поэт. ‘небесный музыкант’, ‘Чолпан’ (мужское имя)]: Наджип 1968: 396; уйгуры (Хотан) [Aĭdaĭ özän, kölpän küzän (Ты – как луна, твои глаза – как утренняя звезда)]: Малов 1934: 317-318; казахи [Чолпан]: Потанин 1881: 127; югурыolvan]: Мусаев 2006: 335; салары [Чолман]: Потанин 1893: 338 в Diószegi 1968: 524.

Южная Сибирь – Монголия. См. также по большинству групп те же и более подробные данные в Mándoki 1963: 524. Чулымские тюрки [Иныр-цолбан и Тан-цолбан – вечерняя и утренняя Венера]: Потанин 1883: 732; тобольские татары [Цулпан]: Потанин 1883: 732; алтайцы [Чолмон (тан чолмон и энгир чолмон – утренняя и вечерняя)]: Потанин 1883: 137; челканцы [чöлбöн ‘Венера; орденская звезда’]: Баскаков 1985: 223; телеуты [Чолмон (тан чолмон и еныр чолмон – утренняя и вечерняя)]: Потанин 1883: 137; челканцы [на девятом небе живет Ульгень со своею женой, одни называют ее Чаашин, другие Солтон]: Хлопина 1978: 71; шорцы [Шолпан]: Курпешко-Таннагашева, Апонькин 1993: 79; тувинцы: Алексеев и др., 2010, № 2 [Шолбан-звезда жила на земле и была ленива; спала, по ней пробежал тушканчик; затем зайчик; чуть не растоптал табун лошадей; тогда поднялась на небо]: 43-45; Потанин 1883 [Чолбан, Шолбан]: 137; тофалары [Шолбан – яркая утренняя или вечерняя звезда]: Рассадин 2005: 127, 187; сойоты [шолван – Венера; эъртэңгi шолван – утренняя звезда; кеҷǝǝ шолван – вечерняя звезда]: Рассадин 2006: 156. хакасы [были две могучих девицы, Солнце и Луна качались от их движения; худай превратил одну в вечернюю, другую в утреннюю Венеру – Иир Солбаны и Тан Солбаны]: Бутанаев 1975: 233 {название Солбан и т.п. у всех групп хакасов}; халха-монголы халха-монголы [Цолмун (Южногобийский аймак, Гурбан-сайхан), утренняя үүрийн Цолмон и вечерняя Цзальгидык эмэгэн (‘Хитрая старуха’); по мнению ламы Джамсарана, оба названия они относятся к одной и той же звезде (Зап. Монголия, хошун Чокур-вана), утренняя Цолмон и вечерняя Менгмыр (Мягмар ‘Марс’? Хошун Туше-гуна на р. Онгийн); вечерняя зарница Хоптыг-эмэген (‘жадная старуха’)]: материалы систематизированы С.Ю. Неклюдовым по Потанин 1881: 127; 1893, № 89: 337; монголы (Внутренняя Монголия) [баарин. tšolmon, найман., ордос. чолмо / чолмон / tš'olmon, утренняя Чолмон (хошун Найман-вана), желтые уйгуры (многолояз. шира-ёгуры) Чолбон]: материалы систематизированы С.Ю. Неклюдовым по Неклюдов, Тумурцерен 1982: 352; Потанин 1893: 338; Руднев 1911: 155; Mostaert 1937: 754; дагуры [чолпон / чолбон]: Тодаева 1986: 182; ойраты [торгоуты Цолбон (Синьцзян-Уйгурский автон. р-н КНР, Ховог сайр), дербеты Урийн Цолмон (собств. утренняя зарница)]: материалы систематизированы С.Ю. Неклюдовым по Потанин 1893: 337; 1881: 127]; ойраты (дюрбюты) [Цолмон]: Потанин 1883: 137; 1893 (хухунорские олёты) [Восхождение звезды Цолмын – краса зари]: 338; монгоры [Геген-хоту ‘светлая звезда’, Чолбон-хоту (произносят Чорбон-хоту) ‘звезда Чолбон’(Санчуань, совр. Миньхэ; это по Потанин 1893: 337, где информация отнесена к широнголам), Гарчин (< тибетск.; У-ян-бу, совр. Хучжу), (ср. баоань: Геген-хоту ‘светлая звезда’, дунсяне: Геген-хотун [=ходун] ‘светлая звезда’)]: Потанин 1893: 337-338 (материалы систематизированы С.Ю. Неклюдовым); дархаты [- А о Цолмон (Венере)? /- Знаю. Утренняя звезда, Вечерняя звезда / Бат-Очир-гуай: Говорят, что Утренняя Цолмон и Вечерняя Цолмон кружатся вокруг земли. / Дуужий-гуай: - Есть две такие яркие звезды: Утренняя и Вечерняя Цолмон. Говорят: Знак рассвета - Белая Цолмон. Утренняя Цолмон выходит на рассвете. Одна звезда. У нее два имени, что ли, хорошо не знаю. Наверное, одна звезда так ходит. Утренняя Цолмон вечером становится Вечерней Цолмон. / Бат-Очир-гуай: - Цолмон осенью появляется на юге. Когда Цолмон появляется утром, становится Утренней (Рассветной) Цолмон. Когда днем - Дневная звезда. Вечером уходит на север неба, тогда ее называют Прожорливой старухой. Зимой становится блестящей звездой Ориона (Овол Маралын гялаан од болдог). / - Почему ее называют Прожорливой старухой? / Когда она на север неба перемещается, тогда только ее так называют. Цолмон в какой-то год весной, в какой-то год осенью выходит]: ; буряты: Diószegi 1968 (баргузинские) [solbon]: 527; Агапитов, Хангалов 1883 (балаганские буряты) [Вслед за галы-эжином уместно поставить божество, которое по происхождению родственно Сахяда-нойону, это звезда или планета – Солбон, его эжин Солбон-саган-тэнгэри, или Уха-солбон, следовательно, небесное божество, как передал шаман Ольхонского ведомства Баендай Башенхаев, был сын Эсэгэ-Малан-тэнгэри и поэтому брат хозяина огня, который также считается не внуком, а сыном Э. М. Т. Солбон – есть звезда, которую можно видеть вечером и утром; если осенью родится жеребенок после появления звезды, то считается, что жеребенок будет хорошим конем. Солбон покровительствует лошадям и людям. Ему посвящают чубарого коня и делают хурай, т. е. не кровавую жертву, а только употребляют тарасун, тарак и саламат. Прежде, говорят балаганские шаманы, приносили жертвы. Солбон имел три жены, последняя была простая бурятка, дочь бурята Верхоленского ведомства ользоновского рода, Ухандая, по имени Хэрхэн-Шаралган; она была уже просватана, но Солбон похитил ее в то время, как она направлялась к жениху, окруженная свадебными гостями; Солбон схватил ее и поднял на небо; от двух первых жен детей не было, а от третьего брака родился сын Согто-мэргэн]: 229-300; Потанин 1881 [Материалы систематизированы С.Ю. Неклюдовым; Одун Солбын, Уха Солбын; Солбын (аларские), Мечин Солбы, Саган-Солбы (иркутские)]: 127.

Восточная Сибирь. Якуты [Чолбон-сулус]: Потанин 1883: 731; долганы olbon Venus]: Stachowski 1998: 70; эвенки (подкаменно-тунгусские, северобайкальские, алданские, зейские, сахалинские, учурские, хинганские, урмийские, чульманские) [Солдон, Чолбан, Чолбон]: Цинциус 1975(2): 404; эвенки-орочоны на верхней Олекме [Чалбон]: Мазин 1984: 10; амурские эвенки [Чолбон (Венера) – небесная шаманка, антипод сотворившего нижний мир Сэвэки]: Варламова 2004: 90; эвенки-бирары [вечерняя звезда Чолбон – женщина, утренняя Эден – мужчина, хозяин всех звезд]: Василевич 1969: 210-211; солоныolbon]: Diószegi 1968: 528; эвены: Цинциус 1975(2) [Чолпон]: 404; (ср. Роббек, Роббек 2004 [Илин: 1) «Вечерняя звезда», «восток»; 2) «Передняя стороны» (заимств. из якутского)]: 120).

Амур – Сахалин. Негидальцы [Чолпон]: Цинциус 1975(2): 404; А. Певнов, личн. сообщ. 08.02.2016 [Чолпон; В северных т.-м. языках (прежде всего в эвенкийском и негидальском) название Венеры в конечном счете монгольское, но в восточных диалектах эвенкийского, возможно, не обошлось без влияния якутского, в котором, впрочем, название Венеры тоже монгольского происхождения]; (ср. нанайцы [Венера – "Поракта"]: Смоляк 1976: 136; удэгейцы [Венера – Сагди хутахта («Большое светило»); Юпитер – «Светлый», или «Блестящий»]: Подмаскин, Киреев 2010: 14; ульчи [burakta ‛1) кремень (для огнива); 2) Венера’)]: Цинциус 1975: 114).