Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87D. Люди во времена великанов. .28.32.

Раньше землю населяли великаны. Один из них находит крохотного человечка, приносит отцу или матери. Обычно те говорят, что подобные люди придут на смену нынешним великанам.

Украинцы, удмурты, мари, чуваши, казанские татары.

Средняя Европа. Украинцы (Полтава) [первые люди были огромного роста; ходили пахать за 60 верст; один такой нашел обычного человека, принес матери как диковинку; мать сказала, что такие станут жить после них; сын говорит, что если бы знал, раздавил бы их всех; Господь истребил великанов, превратив в камень; когда появилось солнце, они стали смеяться, поэтому Господь превратил их в камень; они жили как звери в норах; в Святой Вечер окаменевшие оживают и сходятся; их нельзя трогать; один казак в шутку схватил каменную бабу за груди, та снесла ему голову и снова окаменела]: Стрижевский 1905, № 1: 118-119.

Волга – Пермь. Казанские татары [люди были огромного роста, через еловые леса пробивались, как через высокую траву; сын таких людей увидел человечка с конем, тот пахал землю; положил на ладонь и принес отцу как диковинку; отец велел не повредить человечка: после них все люди будут такими мелкими; мальчик отнес человечка назад; вытряхнул лапти – появились две горы]: Гилязутдинов 2015, № 288: 284-285; чуваши (1906-1908 гг.) [южночуваш. улăп, северночуваш. олăп ‘великан’; великаны были огромными по росту людьми, но все уже вымерли; каждый их шаг был верстовой, самый высокий лес доходил им лишь до колена; великан поднял пашущего крестьянина вместе с шестью лошадьми и плугом и принес домой своей матери: «Смотри, мать. Принес муравьев, такие землю пашут!» {ответ матери не приводится}; когда он шел, то вытряхивал из лаптей попавшую туда землю и пыль, от чего образовались большие холмы (курганы)]: Месарош 2000: 53; мари: Тудоровская, Эман 1945 [Онар жил с дряхлой и слепой матерью; по лесу ходил как по конопле; заметил в поле какую-то мелочь – людей, жавших рожь; людей с лошадьми положил в карман, принес матери; мать захотела потрогать людей – давно их не видела; Омар дал матери нагретую дубовую палку; та сжала ее в руке, из палки потекла вода; сказала, что после них все люди будут такими, велела отнести туда, где взял; ему попала в глаза соринка, мать сылизала и выплюнула; это был большой пень, мужик топил им печь до середины зимы; где Омар вытряхивал лапти, там остались курганы]: 38-39; Ranstedt 1902 (горные) [сперва на земле жили великаны, прясла делали из стволов лиственниц; однажды сын-великан заметил человечка, который пахал, принес матери; та велела отнести его назад: вскоре нас не станет, а все люди будут такими]: 203; удмурты [первые люди на земле были великанами, не умели ни строить, ни сеять, ни охотиться; лес был для них как крапива; где ступала нога, появлялся лог, где вытряхивали песок из лаптей – холмы; перед тем, как великанам исчезнуть, появились люди; маленький человек стал землю пахать, избы строить; увидев одного, мальчик-великан взял его в руку, положил в карман, принес матери: я дятла поймал, он ель долбил; мать: это не дятел, а человек; скоро нас не будет, останутся только такие люди; бежим скорей; где падали ее слезу, речки образовались; великаны переселились на север; превратились в каменные глыбы или спустились в глубокий колодец]: Кралина 2008: 13-14.