Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I91. Водоем у подножья древа. .27.30.-.32.34.-.36.

У подножья или вокруг основания дерева, соединяющего ярусы мироздания или имеющего гигантские размеры и считающегося главным деревом мира, расположен источник или водоем, вода которого обычно обладает необыкновенными свойствами.

Венгры, грузины, Авеста, кафиры, Эдда, чуваши, мордва, алтайцы, хакасы, буряты, ханты, южные селькупы, нганасаны, западные и восточные якуты.

Балканы. Венгрыgigérö fa (до неба достигающее дерево), tetejetlen fa (дерево без вершины) – с семью ветвями, соединяющее земной мир с небом, которое поддерживает его вершина, и с подземным миром, в который оно уходит корнями; из подножия дерева бьет источник жизни; плоды, смола и соки дерева дают жизнь и питают все сущее на земле; на верхней ветви дерева находится дом Солнца и его матери; чуть ниже – дом Луны и ее матери; от движения ветвей дерева поднимается ветер; иногда на этих ветвях локализуется жилище Szél-anya (матери ветра); подарки – плоды этого дерва – разносятся феями (tündér); дерево охраняется огромной птицей (орлом); найти дорогу к нему способен шаман (талтош, táltos)]: Айхенвальд и др. 1982: 185.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [ветви мифического дерева усеяны самоцветами, на верхушке сидит птица, у корней вытекает источник; кроной оно достает небо, корнями уходит в подземный мир]: Сургуладзе 2004: 202.

Иран – Средняя Азия. Авеста [гора Хара (Хукарья) помещалась в одних текстах в центре мира, в других – на севере, или считалась главной вершиной хребта Харайти (Хара Березайти), окружевашего "и восточные, и западные страны", т.е. всю землю; с нее стекали две реки, окружавшие сушу ("Бундахишн"); у подножья горы – огромное озеро Ворукаша, где у источника Ардвисуры произрастает дерево хаома; вар.: дерево хом-хаома, гаокерена или всеисцеляющее дерево виспобиш, на котором пребывают семена всех растений, растет посреди озера Ворукаша и охраняется "от жаб и других гадов" чудесной рыбой Кара ("Меног-и Храт"); на дереве всех семян, которое иногда заменяет, иногда дублирует хаому, обитает "царь птиц" Сенмурв; он рассыпает семена с дерева, ломая его тысячу сучьев; другая птица относит семена к источнику, из которого пьет дожденосная звезда Тиштриа (Сириус); с дождем она возвращает семена на землю]: Брагинский, Лелеков 1980: 562; кафиры (прасун) [в озере Süĵum растет золотое дерево с семью золотыми ветвями; на этом дереве золотой диск (видимо, солнце); ночью солнце опускается в озеро Süĵum; из этого озера происходит дождь; из этого дерева выходит богиня Dīsnī; возможно, что семь ветвей соответствуют семи небесным ярусам]: Buddruss 1960: 205-206; кафиры (кати) [в далекой земле среди озера растет дерево; чтобы добраться до его вершины, надо лезть 9 лет; его ветви простираются на 18 лет пути; бог Satarám влюбился в него, оно раскрылось, внутри сидела богиня Disani; она родила бога Bagist]: Robertson, S 382f в Buddruss 1960: 205-206.

Балтоскандия. Исландия [у ясеня Иггдрасиль боги собираются, если им надо вершить суд; сучья ясеня выше неба; у ясеня три корня: один на небе у асов, другой - у инеистых великанов, где была мировая бездна, третий в Нифльхейме; под третьим корнем - Кипящий Котел, этот корень снизу подгрызает дракон Нидхëгг; под корнем великанов - источник, в котором знания и мудрость; воду из него пьет Мимир; Óдин пришел туда, но получил воды лишь после того, как отдал в залог свой глаз; под корнем асов находится источник Урд; к нему по радуге съезжаются асы; на вершине ясеня сидит орел, между глаз его ястреб Ведрфëльнир (полинявший от непогоды); белка Грызозуб снует по дереву, перенося брань, которой осыпают друг друга орел и Нидхëгг; четыре оленя (Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор) бегают среди ветвей; в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхëггом - множество прочих змей; они тоже грызут ясень, его макушку ест олень, ствол гибнет от гнили; норны поливают ясень, чтоб не засох, водой из источника Урд]: Младшая Эдда 1970: 22-24.

Волга – Пермь. Чуваши [в центре четырех- или восьмиугольного среднего мира располагается гора Ама те, окруженная водой; на ее вершине помещается дерево Ама йываç; его корни уходят в нижний мир, а крона – в верхний; ветви доходят до самой отдаленной периферии во всех направлениях и поддерживают небосвод]: Егоров 1995: 133-134; мордва (мокша) [на холме в глубине леса растет береза; ее корни окружают весь мир, а ветви – небо; ее листья размером в ладонь, а почки длиною в кнут; у ее корней источник; рядом красный деревянный чан, в нем медовый напиток и черпак с изображением солнца и луны на донце и звезд на рукоятке; рукоятка черпака поворачивается по мере движения солнца по небу]: Ahlqvist 1861: 133 в Holmberg 1927: 350.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы: Никифоров 1915 [посреди желтой реки есть желтый остров; посреди желтого острова есть отверстие ада с семью ртами; из ада с семью ртами вырос железный тополь (тепир-терек) без сучьев; нижний конец его в нижнем мире, а верхний пророс верхний треий мир (т.е. небо); птица, поднимаясь с земли, никогда не садится на его вершину; звери не могут по нему подняться; на вершине есть белое эрдине, которое оживляет мертвых; когда Алдтын-мизе и его конь Учкур-конгур погибли, другой конь Аршин-Jедер стал черным бобром, перегрыз темир-терек, взял эрдине, оживил умерших]: 77-78, 104-105; Каруновская 1935 [в центре земли гора Ak togon altaj sьnь – резиденция предков охотников; на ее вершине молоное озеро syt kθl, в котором омывается душа шамана по пути в верхний мир; в центре гора – пуп земли и неба; из пупа и воды растет дерево с золотыми ветвями и широкими листьями, его вершина в небе; по этому дереву шаман попадает к Ульгеню]: 161-162; хакасы (минусинские татары) [пронзая 12 небес, на вершине горы стоит береза с золотыми листьями и корой; у ее подножья водоем с водой жизни; эту березу Создатель дал прародителю татар, который с тех пор хранит ее]: Schiefner 1859: 52 в Holmberg 1927: 350; буряты [на священной горе дерево жизни, у его подножья источник живой воды; на вершине сидит всезнающая кукушка, способная оживлять мертвых и даровать богатство]: Curtin 1952 в Haekel 1958: 67.

Западная Сибирь. Ханты [в море в середине неба стоит огромное дерево]: Karjalainen 1922: 45 (цит. в Haekel 1958: 67); южные селькупы [«дерево до неба» зафиксировано только в шёшкупском ареале; росло на вершине плоской горы, в ветвях живет много духов, «держащих все живое на земле»; дерево лиственное (но не береза), листьев своих никогда не теряет; вар.: дерево до неба «вершину неба подпирало», росло посреди острова на озере, рядом с котором обитала Šeγa paja («Земли старуха», мать брата и сестры Ии и Нэ); на него не садились птицы, но иногда на вершине сидел ворон; Н. обидела Ворона худым словом, тот перестал прилетать, дерево засохло, озеро ушло]: Тучкова 2004: 75-76, 215; нганасаны [(шаман описывает, как в возрасте трех-четырех лет во время тяжелой болезни три дня находился без сознания, побывав в это время в других мирах; см. мотив G6); шел вниз до середины моря; сосал груди хозяйки воды; ее муж Сырада Нгуо, главный подземный хозяин, сказал ему, что он избран шаманом и должен обойти дороги болезней; в путеводители дал горностая и мышь; люди оспы вырезали и сварили его сердце; посреди девяти озер остров, на нем лиственница до края неба; рядом семь трав – родоначальников наших растений; на каждом озере плавает определенная птица с птенцами - утка, гагара, казарка, лебедь, ... (не указано}, мышелов; хозяин дерева велел поймать падающую ветку, из ее трех разветвлений будут три бубна, о них станут заботиться три жены шамана; (следуют дальнейшие встречи и испытания)]: Попов 1936: 85-97.

Восточная Сибирь. Якуты: Миддендорф 1851(3): 79 в Holmberg 1927: 353 [Эр-Соготох видит перед собой дерево, чьи корни уходят в нижний мир, а вершина пронзила девять небес; из-под его корней льется живая вода; состарившиеся животные пьют или лижут сок, вновь молодеют; (тот же пересказ в Haekel 1958: 66 с комм., что это западные якуты)]; Окладников 1949 в Haekel 1958 (восточные якуты) [в центре мира на высокой горе священная лиственница, созданная ради счастья всего живущего; из ее западных ветвей вытекает ручей, впадающий в молочное море; старые и немощные, искупавшись в нем, набираются сил; живущая в дереве богиня вскормила героев]: 67; Эргис 1974 [около усадьбы героя олонхо растет восьмиветвистое дерево Аал Дууп Мас или аар Кудух Мас; главный ствол насквозь прошел через нижние слои неба; потом нагибается назад, возвращается в средний мир; из ветвей сочится влага, капли ее слетают словно белые куропатки; главный корень насквозь прорастает землю и выходит в нижний мир, но из-за дыма костров преисподней загибается вверх; выйдя обратно на землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро; испив из него, старики молодели, слабые обретали силу, больные выздоравливали]: 190.