Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I96. Кровавая радуга. .19.-.21.23.-.25.27.31.60.66.72.

Радуга состоит из крови либо предвещает войну и смерть.

Меланезия. Папуа (голландская Новая Гвинея) [радуга – брызнувшая в небо кровь убитого]: Wirz 1924: 60 в Loewenstein 1961: 33; букавак [радуга – кровь убитых; либо там, откуда она выходит, находится желчь человека и брызжет в небо; либо одним концом радуга упирается в бабочку или в огромную змею с переливчатой кожей]: Lehner 1931b: 110; о. Россел [радуга – кровь съеденных людей]: Armstrong 1928: 121.

Полинезия. Гавайи [Maui приходит к Kane и Kanaloa, пытается острой палкой подцепить бананы, которые те пекут; ему вдребезги разбивают голову; мозг окрашивает гору и речных креветок, кровь превращается в радугу]: Beckwith 1970: 233-234.

Северо-Восток Индии. Сема нага [если конец радуги окажется в пределах селения, один из жителей в течение года погибнет на войне]: Hutton 1968: 252.

Южная Азия. Джуанг [сперва – колеблющееся море грязи; из него поднялся муравейник, из муравейника - Mahesur Rusi; питался лесными плодами и корневищами; встретил девушку асур; она сказала, что живет одна и не собирается его съесть; они поженились; на холме Baora жила корова Kapila; жена послала МР привести и зарезать корову, тогда земля перестанет дрожать и шататься; когда кровь коровы пролилась на землю, земля утвердилась; кровь превратилась в радугу, она выгнулась над миром, прикреплена с каждого конца колышком (nail); из головы коровы; сперва МР не хотел есть говядину, жена велела - иначе земля не утвердится; Dharam Deota дал палку-копалку, научил земледелию, дал одежду из луба и листьев; так появились джуанг]: Elwin 1949, № 18: 39-40.

Малайзия, Индонезия. Андаманцы [радуга предвещает болезни или чью-нибудь смерть]: Man 1932: 86; сенои (семаи) [когда тигр убивает человека или крупное животное, он бросает его кровь в небо, кровь превращается в радугу; там, где тигр недавно убил свою жертву, радуга высасывает из земли кровь]: Dentan 1968: 21; Tagbanua (Палаван) [двойная радуга - бога Diwata показывает, что кто-то вскоре умрет]: Loewenstein 1961: 33; западные тораджа [радуга – кровь, предвещает смерть; точнее опасна радуга утром, ибо она на западе и люди целый день останутся под ее влиянием; воины радовались, видя радугу после полудня, так на ней кровь врагов; на радуге до полудня их собственная кровь]: Kruyt 1938, № 9: 356; Флорес [радуга поднимается из могил убитых; когда идет дождь и светит солнце, их кровь испаряется, образуя радугу; Dawa убил своего брата Lawin, потом сам закололся; поэтому радугу называют lawin-dawa; погибших от несчастного случая не хоронят, а обнаженный труп оставляют на дереве сохнуть на солнце; смрад от таких трупов тоже превращается в радугу; однажды убили ростовщика, зарыли головой вниз, вонзив сзади кол; увидели, как из могилы идет дым, превращавщийся в радугу; Радуга – злой дух, особенно опасный злым людям вроде ростовщиков]: Bader 1971: 947-948.

Филиппины. Манобо [на одном конце радуги - голова огромной черепахи; появление радуги – знак того, что боги войны ищут крови, что происходит кровопролитие; если указать на радугу пальцем, он станет кривым]: Eugenio 1994, № 149: 263; мангиан (Миндоро) [двойная радуга - знак бога Diwata о том, что кто-то умрет]: Loewenstein 1961: 33.

Балканы. Болгары [«в селах Яна (Софийско) и Калково (Самоковско) ярко-красный цвет радуги означает кровопролитие, в некоторых случаях мед (с. Гырло – Трынско, Западная Болгария), или жито (с. Иопица – Белослатинско, Краево и Курново – Орханийско, т. е. Ботевградско, Ковачев, 1914, с. 65)»]: Толстой 1997: 209.

Балтоскандия. Литовцы (жемайты): Deckenstedt 1883, № 55.1 [радуга – кровь, которые проливают ангел солнца и ангел дождя, когда друг с другом дерутся], 55.2 [то же, другие персонажи сражаются]: 239, 239-240.

Эквадор. Отавало [женщина берет в любовники незнакомого мужчину; он просит ее готовить лягушек и ящериц, делая это в полдень, пока ее муж на работе; муж застает ее за этим занятием, уходит от нее; убивает ее любовника, режет его на куски; кровь убитого делается разноцветной, превращается в радугу]: Parsons 1954: 131.

Монтанья. Кашинауа [см. мотив B27; катящаяся голова размышляет, во что превратиться; не хочет в летучих мышей (люди их убивают), в солнце (согревает людей), дождь (наполняет реки, растит траву, люди будут ловить рыбу, охотиться), ночь (люди будут спать), утро; решает, что кровь его станет Дорогой Врагов (радугой), глаза - звездами, сама голова - месяцем; в полнолуние женщины тоже будут терять кровь, материал для Дороги Врагов]: d'Abreu в Koch-Grünberg 1921, № 85: 238-239.

Чако. Кадувео [трое детей всегда играют допоздна; разукрашенный сосуд с цветами в нем спускается с неба; дети лезут за ними, сосуд начинает подниматься; мать цепляется за ногу последнего мальчика; нога отрывается; кровь окрашивает небосвод, с тех пор на горизонте красная полоса (на закате); белые птицы приходят купаться в луже крови, обретают окраску; Стервятник не выдерживает жар, обтирается углями, становится черным; (оригинал в Riveiro 1950, № 8: 140-142; комм. Ribeiro: 14: часть вылившейся крови образовала радугу]: Wilbert, Simoneau 1990a, № 30: 55-56.