Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I107. Звезды – гвозди. .16.(.20.).26.-.29.31.32.

Звезды есть вбитые в небо гвозди, колья, либо звезды прибиты гвоздями.

Западная Европа. Немцы [греко-римское представление звезд блестящими головками гвоздей, вбитых в кристальный свод неба, доселе существует в Швабии]: Афанасьев 1994(1), гл.6: 135.

(Ср. Полинезия. О-ва Общества [Huahine: небо удерживается на месте звездами; Таити: 10 столбов, ставших звездами, держат небо]: Williamson 1933(1): 91).

Китай. Мяо [камень скатывается с горы, в нем младенец Сан, старик и старуха его воспитывают; два дракона подрались из-за девяти персиков на дереве перед пещерой, поломали небо, сильное поранились, старший залег на дне, младший в пещере; через дыру в небе льет дождь, сыплется снег; зеленобородый старец велит С. взять в жены дочь повелителя медведей, живущей на горе-столбе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются работать и чинить небо, младшая соглашается; велит достать молоток из рога дракона, гвозди бе; дает свои лапти, ими топнуть у подножья горы; две старшие дочери отказываются из драконьих зубов; чуть живые драконы дают ему один – свой рог, другой – зубы; С. с женой взлетают на двух баранах к небу; платком из белой шерсти она прикрывает самую большую трещину (Млечный Путь); звезды – вбитые при починке гвозди из зубов дракона]: Тишков 1957: 15-24 (перепеч. Черкасова 1961: 232-242); корейцы [Олень, Заяц, Жаба договорились, что главное угощение на празднике достанется самому старшему; Олень: когда создавался мир, я помогал прибивать звезды к небу; Заяц: я делал лестницу, по которой Олень лазил прибивать звезды; Жаба (смеясь): мои сыновья делали инструменты, с помощью которых прибивали гвозди и делали лестницу, но они умерли прежде, чем завершили работу]: Zŏng 1952, № 17: 33-34 (=Choi 1979, № 38: 16-17).

Балканы. Древняя Греция [«Пир мудрецов» Афинея (II-III вв.): «Я же, – продолжает мирлеец,  – вот что могу сказать об этом кубке {кубке Нестора, описанном в “Илиаде”}. Древние люди, которые первые завели в человечестве благоустроенный порядок, полагали мир шарообразным, как солнце и луна. Поэтому они сочли разумным, чтобы и все, что относится к их пище, тоже было видом подобно окружающему их миру. Поэтому и стол они сделали круглым, и посвященные богам треножники делали округлыми и украшали звездами, и лепешки пекли такие, которые назывались “лунными”, и хлеб получил свое имя потому, что из всех фигур только круг со всех сторон ровен и закончен. Точно так и сосуд для нашей жидкой пищи они сделали округлым, наподобие мироздания. Однако кубок Нестора имеет еще одну особенность. Он покрыт звездами, которые Поэт уподобляет гвоздям, потому что они, как гвозди, круглы и вбиты в небо, как и у Арата о них сказано: “С небом навек скреплены украшенья стремительной ночи”. При этом Поэт замечательно сопоставил золотые гвозди с серебряной чашей, потому что так же соотносятся своим цветом и звезды с небом: небо подобно серебру, а огненные звезды золоту. Итак, представив Несторов кубок усыпанным звездами, Поэт переходит к самым важным из неподвижных светил, по которым люди сверяют свою жизнь: я говорю о Плеядах <...>» (пер. Н.Т. Голинкевича)]: Ath. Deipn. XI. 78-79 (489 c-e).

Средняя Европа. Русские: (Томская, 1936 [загадка: «Сито, вито, гвоздями убито»]: Плотникова 2004: 291; Колчин 1899, № 4 (Тульская) [звезды – золотые гвозди в хрустальном своде неба; очи божьи; окошечки, откуда ангелы наблюдают за поднебесным миром, укрощают духов; свети Божьей Матери]: 7.

Кавказ – Малая Азия. Кумыки: Гамзатов, Далгат 1991 [в зачинах кумыкских сказок бог создает ковыль; чтобы он не дорос до пояса - овец; чтобы они не разбрелись – пастуха; чтобы тот не возгордился – высокое небо над ним; чтобы небо не упало, вбивает колья из звезд]: 306, 372; Халидова 2012, № 179 [объехав на своем тулпаре владения, Тенгири лег отдыхать; однажды бог грома не появился вовремя, Т. хотел поехать его искать, а тулпара не оказалось на месте; тогда Т. вбил в небосвод золотой гвоздь, привязал к нему коня; звезды вокруг Полярной звезды – гвозди подков тулпара (какие именно звезды, информант не помнил, но логично предположить, что Большая Медведица)]: 208.

Балтоскандия. Эстонцы: Kuperjanov 2003: 49 [звезды – вбитые в небо гвозди; небо – как перевернутый котел, прибитый Полярной Звездой], 125 [1) звезды – гвозди, вбитые в небо чертом (vanapagan); 2) (Rõuge) звезды – гвозди, на которых держится небо; в облачную погоду лис спит лапами вверх, т.к. боится, что небо упадет, а в ясную ночь спать не боится].

Волга – Пермь. Казанские татары [загадки: «Под голубым холмом золотятся гвозди», «Серебряный котел опрокинут, медные гвозди торчат» (небо и звезды)]: Махмутов 2013, № 14-15: 36.