Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I126. Большая Медведица – носилки, могила. .13.17.(.19.21.).23.30.(.36.45.).46.

Большая Медведица – погребальные носилки или могила.

Тигре, арабы Передней Азии и Синая, (бодо), каста дхури (Средняя Индия), персы, шугнанцы, (туруханские эвенки, сенека), санти, омаха, осэдж, куапо, пауни, арикара.

Восточная Африка. Тигре [Истинные Семеро (Большая Медведица) – братья; Gah (Полярная звезда) пришел и убил одного; пришел к Qeren (две звезды Дракона), попросил быть его клиентом, иначе Семеро его убьют, мстя за брата; поэтому Queren – между Полярной звездой и Большой Медведицей, чтобы не дать им сойтись; Семеро положили убитого на погребальные носилки; трое несут впереди, трое позади; самая слабая звезда в месте соединения ковша с ручкой – убитый; они поклялись не хоронить убитого, пока не отомстят]: Littmann 1910, № 46: 61-63.

Передняя Азия. Арабы: Allen 1899 [арабы-христиане: погребальные носилки (bier) Лазаря; три звезды ручки - идущие за ними Мария, Марта и Ellamath; арабы Персидского залива: Al Jadi - Полярная звезда, он убил Na'ash; его дети, включая дочь - Мицар с ребенком-Алькором на руках - хотят отомстить, а Suhail {Канопус?} пытается прийти на помощь; в Сирии {Большая Медведица} до сих пор называется "Погребальные носилки"; в Аравии четыре звезды Ковша - Большой Гроб]: 432-433; арабы Ирака (Багдад) [Дети Гроба следуют за Полярной звездой в погребальной процессии]: Stark, 57 в Henninger 1954: 91; арабы Ирака (Багдад) [Дети Гроба следуют за Полярной звездой в погребальной процессии]: Stark, 57 в Henninger 1954: 91; бедуины Синая и пустыни Негев [четыре звезды Ковша - погребальные дроги (bier), три звезды ручки - дочери умершего; легенда о "дочерях погребальных дрог" (Banāt an-Na'sh) известна с доисламского времени (VI в.); "дочери" тянут дроги и хотят отомстить убийце (Полярная звезда), но они ошибочно подозревают далекий Канопус; этот сюжет использован в поэзии]: Bailey 1974: 583-584; Розенфельд 1962 [наши названия звезд Большой Медведицы Алькаид и Бенетнаш – искажение арабских слов "ал-каид банат на'ш" – "предводитель дочерей погребальных носилок"; арабы считали 7 звезд Большой Медведицы похоронной процессией с погребальными носилками и плакальщицами]: 177; арабы Передней Азии (без уточнения группы) [Малая Медведица: Полярная звезда (звезда на конце хвоста Малой Медведицы) – Козленок; две звезды в передней части Малой Медведицы – двое Телят; незаметные звезды в форме чечевицы между концом и Телятами – рыба либо жернов (они вращаются вокруг Полярной звезды); четыре звезды ковша Большой Медведицы – погребальные носилки, звезды ручки – Дочери Погребальных Носилок: Предводитель, Козочка и рядом с ней Упускаемая (Алькор), Вороной конь (в корне ручки); под Дочерьми Погребальных Носилок на ногах Большой Медведицы маленькие парные звезды – Прыжки газелей (т.е. следы их копыт); перед Дочерьми Погребальных Носилок звезды Большой Медведицы в виде полукруга – Водоем]: Бируни 1975: 71-72.

(Ср. Меланезия. Сиуаи (Бугенвиль) [звезды – духи, обозначаются тем же словом, что светляки (keva), ассоциируются со смертью; одно из созвездий – группа духов, идущих к месту кремации и несущих свинью; метеоры – души людей высокого ранга, спешащих к своим родовым святилищам]: Oliver 1955: 68).

(Ср. СВ Индии. Бодо [Орион – люди, несущие погребальные носилки]: С.И. Рыжакова, полевые материалы, февраль 2006).

Южная Азия. Каста дхури (Dhuri, Средняя Индия, в т.ч. Чаттигарх) [Большая Медведица – носилки, принадлежавшие одной старой женщине; три вора решили их украсть, Бог поместил их навеки вместе с носилками на небо]: Krappe 1938: 149.

Иран - Средняя Азия. Персы («Лайли и Маджнун» Низами Ганджави, 1188 г.) [«Звезда Одинокая, как одинокие путники, / Сияла на темени Юга. / Престол воссел над подданными, / А Третий – удивительное дело – ниже Четвертого» (из коммент. переводчиков: «“Престол” (сарӣр) — имеется в виду сарӣр-и фалак (“небесный престол”), иначе ан-на̒ш ал-кубрā (“большие похоронные носилки”), четыре звезды в созвездии Большой Медведицы. В широком смысле так называется и все это созвездие. Оно помещается ближе всех к Полюсу и потому представлено как возвысившееся над “подданными” (тāваби̒) – созвездиями и лунными домами»); «Вокруг тех обходящих небосвод / Вращался циркуль Дочерей Похоронных Носилок. / Рядом с Похоронными Носилками ехал верхом Чтец Корана, / Разве чтец Корана оставит похоронные носилки?» (из коммент. переводчиков: «“Обходящие небосвод” (фалак-навардāн) – звезды. Дочери Похоронных Носилок (банāт-и на̒ш) – три звезды в созвездии Малой Медведицы. Согласно Дастгирди, эти звезды сравниваются с циркулем, поскольку находятся близко к Полюсу, т. е. к точке, из которой проводится небесная окружность. <…> Чтец Корана (кāрӣ) – согласно Дастгирди, название звезды, находящейся рядом с Похоронными Носилками»); «Стояло в начале того [письма] со счастливой судьбой / Имя владыки, у которого нет сотоварища, / Ведающего тайное и явное, / Того, кто вложил в гранит драгоценный камень, / Властвующего над небом и его звездами, / Владеющего Похоронными Носилками и их Дочерьми» (из коммент. переводчиков: «“Похоронные Носилки и их Дочери” – звезды созвездий Большая и Малая Медведица»)]: Низами 2008: 433-434, 455; шугнанцы [записала студентка Султонназарова Мавлуда от бабушки, жительница к. Манем (Шугнан) Лутфалиева Мушкиноз; семь звезд на небе, похожие друг на друга, называются - Семь Братьев; они сыновья Хазрат-и Мухаммеда; когда ХМ ушел из этой жизни, четыре брата несли носилки (с покойником), пятый исполнял «фалак» за носилками, шестой нес за собой овцу, а последний гнал эту овцу; если наблюдать внимательно, возле шестой звезды можно увидеть маленькую звездочку, это и есть та овца; некоторые говорят, что звезды {Большой Медведицы} называют Семь Братьев, потому что они всегда странствуют, а та звезда, что находится позади всех и сияет тускло, является младшим из братьев]: Лашкарбеков 2008.

(Ср. Восточная Сибирь. Туруханские эвенки (Байкитский район, пос. Куюмба, зап. в 1928 г.) [у Деляча (Солнце) жена Бэга (Луна), маленький сын; на перекочевке Б. с младенцем ехали далеко позади; Ошикта (какая-то звезда) вышла навстречу, спросила, почему Д. не ждет жену; пошла к ней; та рассказала, что ходила на чумовище за забытой сумкой, за это время олени растоптали зыбку с ребенком; все они пошли к Амака на небо попросить оживить ребенка, впереди Д., за ним Б. и О. несут зыбку с мертвым ребенком; их видно на небе; Д. поднимается на гору утром, идет целый день, вечером спускается, его не видно; в это время поднимаются на гору Б. и О.]: Ошаров 1936a: 53-57 (пересказ с комм. в Воскобойников 1981 [правильно: Дылача, Бега]: 224).

Великие Равнины. Санти [охотник умер в лесу; четыре человека его взяли – это четыре звезды ковша; три звезды ручки – его жена и дети]: Wallis 1923: 44; сиу (группа не указ.) ["согласно J.O. Dorsey, четыре звезды ковша Большой Медведицы – погребальные носилки, которые несут четверо людей, за ними следуют плакальщики; вторая звезда ручки ковша – младшая сестра (Little Sister) с младенцем {Алькор} на руках]: McClintock 1910: 523 в Lankford 2007: 152; омаха, осэдж [Большая Медведица – Wa'-ba-ha, "stretcher" ("распялка"); омаха объясняют, что кладут на такую распялку-носилки покойника, его несут четверо родственников]: La Flesche 1889: 9 в Lankford 2007: 153; куапо [ковш Большой Медведицы - тело покойника в могиле; ближайшая к ковшу звезда ручки - человек, принесший еду покойному; вторая звезда - пришедшая за едой женщина, а за ней - ее плачущий ребенок; {может быть, ребенок - Алькор?}]: Dorsey 1895: 130; пауни: Dorsey 1906, № 35 (Pitahauirat) [когда Утренняя Звезда говорил людям, где каждый из великих богов встанет на небе, умерли старик и молодой (young person); их положили на носилки (stretchers) и звезды их понесли вокруг Полярной Звезды; это Большая Медведица и Малая Медведица; Полярная Звезда сказал, что когда-нибудь Южная Звезда поднимется так высоко, что схватит людей, несущих эти носилки, и тогда люди умрут]: 35-36; Fletcher 1903 (скиди) [Большая Медведица – четверо мужчин, несущих больного или умершего; Малая Медведица – четверо людей, несущих больного ребенка]: 14; Lankford 2007 [на основе архивных материалов Дорси и др., Chamberlain 1982: 109-111 показал, что четыре звезды ковша – носильщики, несущие погребальные носилки, это шаман, его жена и Errand Man; Алькор – собака жены шамана]: 154; арикара [какое-то созвездие (информантка не помнила, какое именно) появляется в феврале и называется "Больного несут" (Invalid being carried)]: Parks 1996: 106-107 (цит. в Lankford 2007: 154).

(Ср. Северо-Восток. Сенека [во времена первых людей были 7 братьев, один – Лентяй; сказал, что не в силах встать, четверо его понесли на носилках, один шел впереди с факелом, один позади с котелком; идущий впереди заметил следы медведя; лежавший попросил его обслюнявить, чтобы они передали ему часть своих сил; пятеро бросились за медведем, седьмой стал собирать хворост для костра; братья сказали, что не в силах тащить ленивого, оставили его; он вскочил, бросился вперед полный сил, зарубил топором медведя, освежевал; стали варить медведя, увидели, что они на небе; кровь и жир пролились, окрасили осеннюю листву; каждый год медведь оживает и все повторяется; в созвездии Большой Медведицы человек с котелком – звезда в середине ручки ковша]: Parker 1989 [1923], № 4: 81-82).