Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I135. Небесная шкура. (.12.18.35.36.39.74.)

Небо или Млечный Путь есть шкура животного.

Западная Африка. Груси (касена, фра, бура, бусансе) [братья поссорились из-за хвоста дохлой коровы; желая их помирить, отец подбросил шкуру коровы, чтобы, когда она упадет, каждый взял соответствующую часть; шкура стала небом и облаками, рога - солнцем и луной, хвост – Млечным Путем; вар.: "хвост стал звездами"]: Lagercrantz 1952: 65; касена [удав съел младенца; родители позвали четырех мужчин; один знал, как змею выследить, второй – как убить, третий – как ободрать, четвертый – как оживить проглоченного; четверо стали спорить, кому должна достаться шкура удава; отец ребенка предложил подбросить шкуру – пусть получит тот, на кого упадет; шкура поднялась, стала небом, голова – солнцем, хвост – луной, пятна на шкуре - звездами]: Cardinall 1920: 24.

Австралия. Диери [(Howitt, Siebert 1904: 105, 107f); двое героев Malku-malku-ulu («двое невидимых») убили, освежевали кенгуру, растянули шкуру на земле между четырьмя колышками, подняли ее посредине, образовав небосвод]: Pettazzioni 1924: 152.

Западная Сибирь. Ненцы [видимое небо – шкура, закрывающее настоящее небо, звездами просвечивающее через отверстия в ней]: Хелимский 1982: 399; ханты (р. Тромъеган) [младший сын преследовал шестиногого лося, срезал заднюю часть, теперь у лося четыре ноги; шкуру прикрепил к небу, чтобы обозначала зарю; след (Млечный Путь?) прибил кончиком лука к небу, чтобы люди видели]: Лукина 1990, № 8: 66-69; кеты [комм. к Дульзон: небосвод мыслился сделанным из ровдуги, поэтому ровдуга с дырками особенно похожа на звездное небо]: Алексеенко 1976: 79.

Восточная Сибирь. Эвенки: Воскобойников 1960a, № 68 [загадка: большая шкура вся в дырочках (небо)]: 296; Василевич 1959 [представление о небесном своде как о шкуре, наброшенной на землю, сохранилось в загадке мултакса куинэ?— някгня (букв. «шкура дикого оленя продырявлена?— небо»; т. е. небо ночью представлялось шкурой с отверстиями, оставленными оводами); такое представление о небе вошло в героические сказания амурских эвенков, у которых было представление о небе как о ковре, наброшенном на землю]: 161-162; эвены [загадка: черная покрышка с многими отверстиями (ночное небо)]: Бурыкин 2001, № 24: 114.

СВ Азия. Чукчи [чукчи считали небо пологом—покрышкой из дымленной ровдуги (замши), через отверстия в ней падает свет, они кажутся людям солнцем, луной и звездами]: Эргис 1974: 134.

Патагония – Чили. Арауканы [мужчины истребили женщин за то, что те не работали; после этого Солнце и его жена Луна спрятались под шкурой; 4 суток было темно; Агути и другие животные пытались вернуть Солнце на небо, обожглись; только Кондорам это удалось; потом из-под шкуры (Fell des Mahlsteines) выпала Луна; вар.: через 4 дня Фламинго сдернул шкуру; с тех пор он не белый, а чуть обожженный, розовый; шкура осталась на небе, это Млечный Путь и Южный Крест; (пересказ в Keller 1962: 525-528)]: Kössler-Ilg 1982: 136-140.