Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J63. Сын спасает, дочь предает. .27.28.31.-.33.35.39.

Пришли враги, связали мужа. Жена согласилась жить с новым, прежний лежит связанный. Один персонаж (обычно дочь) отказывается его освободить, другой (обычно сын) освобождает. Муж убивает врагов, жестоко казнит (дочь и) жену.

Македонцы, болгары, русские (Олонецкая), чеченцы, саамы, карелы, башкиры, казахи, кеты, южные селькупы, юкагиры.

Балканы. Болгары, македонцы [10 песенных вариантов; Груя стережет горный перевал; ложась спать, просит жену постеречь; жена предлагает себя албанцу, велит ему достать колодки, цепи и шелковые шнурки, связывает мужа; тот ломает колодки, рвет цепи, но не может порвать шнурки; Г. просит сына украсть у матери нож; освободившись, убивает албанца и жену]: Смирнов 1972: 51-52.

Средняя Европа. Русские (Олонецкая) [Полесник и разбойники: атаман разбойников договаривается с женой полесника, что та нарочно истопит баню для мужа, чтобы он распарился и ослабел; его связали, положили под лавку; атаман лег спать с его женой, а девять разбойников легли в бане; полесник просит дочь подать ножик; та отвечает, что у нее новый отец, мать заругает; полесник учит сына-мальчика взять лучину, скинуть на пол нож (иначе ему не достать), перерезать веревки; утром жена отвечат, что для нее кто дюж, тот и муж; он рассказывает атаману сон, как сперва одолел в лесу одного, затем девятерых; вскакивает, убивает атамана, затем обрушивает потолок бани на всех остальных разбойников; убивает жену и дочь; уходит с сыном]: Ончуков 1906, № 122: 292-293 (=1958: 371-372 в СУС 1979, № 958А*****: 246).

Кавказ – Малая Азия. Чеченцы [(по Магомаев 1897: 13); жена нарта взяла в любовники князя; как бы в шутку предлагает мужу испробовать свою силу; тот рвет железную и стальную цепи, не в силах порвать шелковый канат; лежит связанный под кроватью любовников; когда те засыпают, просит маленького сына принести ему саблю, режет путы, убивает любовников, вместе с сыном уходит из дома; убитый им олень оживает, велит идти к нарту Али и услышать от него более удивительную историю; А. с восемью братьями попал в пещеру одноглазого великана; тот сварил братьев, А. убежал; оставив сына А., нарт приходит к тому великану; козел великана велит, чтобы на ночь нарт привязал себя под его брюхо; ночью великан хочет убить нарта, но не находит; утром нарт побеждает великана, заставляет оживить братьев А.; женится на сестре А.]: Далгат 1972: 268-270.

Балтоскандия. Саамы: Воскобойников, Меновщиков 1951 [человек не велит жене бросать мусор в воду; она бросает; шайка шведов понимает, что выше живут саамы, приходят; предводитель берет жену, остальные сватаются к дочери; хозяина привязывают на ночь к столбу; дочь отказывается его развязать, сын развязывает, он убивает шведов; освобождает жену и дочь]: 12; Керт, Зайков 1988, № 43 (бабинский диалект) [руцы (шведы) захватили дом; хозяин вернулся с дровами, его связали; дочь говорит, что у них новый отец, сын незаметно развязывает ему руки; вожак шведов мочится на него; хозяин обрушил дом, враги погибли; дочь и жену посадил на колья], 50 (йоканьгский диалект) [муж не велит бросать в реку мусор, чтобы не выдать себя чудинам; жена велела дочери бросить; предложила врагу свои волосы сделать капкан, в который попал вернувшийся муж; дочь отказывается принести нож, грозит сказать новому отцу; сын приносит; отец отрубает вожаку чудинов голову саблей, остальных сжигает в амбаре; жену распял на ели, дочь оставил на островке, она умерла]: 160, 179-182; карелы: Смирнов 1972: 53-54 (Медвежегорский район) [пришли 40 разбойников; жена прячет атамана, предупреждает, что муж теряет свою силу после бани; атаман связывает мужа, ложится с женой; ночью муж просит дочь перерезать веревки, та отвечает, что у них теперь молодой отец; сын режет веревки, отец ночью обрушивают ригу, в которой спали 40 разбойников; утром отвечает атаману, как 40 глухарей попало ему в капкан, а последний по краю ходит; убивает, сталкивая головами, атамана и жену, убивает дочь, бросает в реку, сам с сыном перебирается с хутора в деревню], 54-55 (рагнозерская версия с р. Онеги) [мужчина по имени Рак жил на хуторе; атаман 11 разбойников влюбился в его жену; та выведывает у мужа, что он теряет силу после совокупления с ней, обретает вновь, выкупавшись в речке; разбойники прячутся в бане, атаман в избе; атаман привязывает Р. к столбу, ложится с его женой, засыпает; Р. просит дочь дать ножик, она обещает сказать новому отцу; сын перерезал веревки; Р. повалил баню, убив 11 разбойников; утром говорит атаману, что видел во сне, как поймал в капкан 11 глухарей; убивает атамана, разрывает пополам, бросает в реку жену и дочь], 55-56 (восточнопудожская версия) [12 разбойников пришли, связали Пеньку, атаман лег с его женой, остальные пошли в баню; дочь отвечает, что у них новый отец, сын разрезает веревки; П. отвечает атаману, что видел во сне, как поймал в капкан 11 птиц, 12-ую убило дверцей; убивает атамана, жену, дочь], 56-57 (кумбасозерская версия) [жена договаривается с атаманом разбойников, чтобы те схватили ее мужа-богатыря, когда в бане он станет натягивать новую рубашку; жена предлагает убить мужа сразу, атаман – оставить до утра; дочь отвечает, что у них новый отец, сын перерезает путы; отец убивает в бане разбойников по одному; отвечает атаману, что видел во сне, как убил 12 глухарей и 13-ую тетерку; убивает атамана ударом кулака, жену рвет пополам, дочь бьет ногой, вывалив ей внутренности; с сыном переезжает в деревню].

Волга – Пермь. Башкиры [Кыркатар-батыр уходит с женой к истоку реки; велит жене не бросать в воду птичьих перьев; та специально бросает; видя перья, с низовьев приходит царь с 40 визирями; договаривается с женой К., чтобы та затеяла с мужем игру – поочереди связывать друг другу руки; К. легко рвет веревки и ремешки; старуха говорит, что самый крепкий ремень – из человеческой кожи; царь велит сделать ремень из кожи старухи; К. не может его порвать; царь ложится с женой К.; избитый К. очнулся, попросил двоих маленьких сыновей вынуть из ножен его саблю; они сами не могут, разувают отца, тот ногой вытаскивает саблю, разрезает путы, выходит из дома, убивает 40 визиров; утром режет на куски царя; ведет жену к ее отцу, тот велит порезать и ее, дает в жены К. ее сестру; на обратном пути девочка просит К. ее подвезти; разрезает тетиву его лука, убегает; войско его преследует, он находит другую тетиву, уничтожает войско, делается царем]: Бараг 1988, № 45: 309-315.

Туркестан. Казахи [Солтан находит упавший в воду золотой волос Карашаш, жены Аламана; баба-яга {видимо, Жалмауыз-Кемпир} с одним глазом во лбу обещает достать ему эту женщину; притворяется одинокой старушкой, напрашивается жить к А.; подговаривает К. связать спящего мужа; А. просит дочь выпросить у матери его кинжал; дочь отвечает, что отец для нее – С.; когда просит сына, тот достает кинжал, А. убивает С. и его людей; дочь и жену привозит к тестю, тот их казнит; баба-яга превращается в младенца, А. и Ж. подбирают его; он пропадает вместе с кинжалом А.; баба-яга гонится за А.; сын Ж. бросает ему дающее силы кольцо, колет старуху копьем в глаз; та просит ударить еще (второй удар оживляет); Ж. отказывается, она умирает]: Сидельников 1952: 233-236 (=1981: 74-76; =Дауренбеков 1979: 58-60).

Западная Сибирь. Кеты: Алексеенко 2001, № 113 [(=Дульзон 1969, № 59: 190-192); четыре юрака приходят в чум, догола раздетого отца Ильгета связывают, оставляют на ночь на комары; его жена и дочь соглашаются выйти за юраков; юрак велит дочери помочиться на лицо отца, та это делает; И. лжет, что и он помочился, ночью освобождает отца; тот убивает юраков, жене, дочери отрезает носы, убивает; с И. уходит на новое место]: 207-208; Поротова 1982 [молодой приходит в чум, играет с хозяином – каждый другого связывает; хозяин не может освободиться, его выбрасывают на ночь на мороз; молодой писает на него; жена говорит, что у нее новый муж, дочь – что новый отец; сын потихоньку разрезает веревки; утром хозяин рубит молодого топором, догоняет, убивает топором жену, дочь; сыну говорит, что возьмет молодую жену]: 46-48; селькупы [взрослый сын с женой, сыном, дочерью отселяется от родителей и младшего брата; велит жене не бросать стружки в реку; она вываливает два мешка; разбойники видят стружки, двое приходят к дому; жена обещает связать мужа; предлагает тому играть в карты, кто дураком останется, тому связать руки за спиной; муж дважды рвет веревку; на третий разбойник дает проволоку; они ставят связанного перед печкой коленями на соль, сами ложатся спать; дочь отказывается помочь, сын рвет проволоку напильником; муж убивает разбойника, жену, дочь]: Дульзон 1966, № 49: 131-136.

СВ Азия. Юкагиры (Нижнеколымский район) [у человека жена, он берет вторую; та встречает в лесу троих мужиков, сходится с ними; зовет мужа идти с ней по ягоды, предлагает испытать его силу, связав его арканом; он не может его разорвать; она зовет мужиков, те не могут убить мужа, бросают связанным; дикий олень, песец отказываются его освободить, т.к. он убивал их; мышь перегрызла путы; человек находит дома лишь мать, идет по следам похитителей; младшая жена бьет старшую; муж догоняет их, не спит лишь старшая жена, он перекусывает мужикам горло раскаленными щипцами; младшую жену сталкивают в костер; однажды двое страшилищ нападают на стойбище; муж убивает одного, спасает жену, мать пропала]: Курилов 2005, № 43: 367-371 (=Гоголев и др. 1975: 219-221).