Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J32A. Ночью у могилы отца, ATU 530. .14.15.17.27.-.33.

Умирая, человек велит сыновьям провести ночь на его могиле либо что-нибудь принести на могилу. Идет только младший сын, получает ценности.

Арабы Египта, Ирака, ладины, греки, русские (Архангельская), украинцы (Полтавская), поляки, калмыки, абхазы, кабардинцы, ногайцы, ингуши, чеченцы, аварцы, гунзибцы, мегрелы, армяне, азербайджанцы, турки, талыши, персы, таджики, ягнобцы, мунджанцы, латыши, ливы, сету, карелы, вепсы, западные саамы, мордва, мари, чуваши, казанские татары, коми, казахи, тувинцы.

Северная Африка. Арабы Египта [умирая, султан дает троим сыновьям три поручения; старший должен сменить его на троне; своих трех сестер братья должны отдать трем дервишам; три ночи сыновья должны охранять его могилу; лишь младший царевич охраняет могилу, каждую ночь убивает демона; коней и снаряжение демонов отдает на хранение кормилице; султан отдаст трех дочерей тому, кто поднимается на коне на курган; младший царевич берет коней и снаряжение демона, трижды побеждает ингогнито, отводит царевен той же кормилице; он и братья берут их в жены; на свадьбе жену старшего похищает демон; с помощью старика юноша ее возвращает; демон снова приходит, но братья его убивают]: Nowak 1969, № 122: 136.

Южная Европа. Ладины [двое братьев умные, третий дурак; умирая, отец велит три ночи стеречь его могилу; старшие братья посылают вместо себя младшего; появляется отец, дает узду вызвать коня, вместе с конем появится и роскошный наряд; король отдаст дочь тому, кто на коне вскочит так высоко, чтобы мог ее поцеловать, а она будет на возвышении (Brüstung); старшие братья прихорашиваются и едут на испытания; дурак вызывает коня, преображается, по пути забрызгал братьев грязью, поцеловал принцессу; так трижды; на третий раз принцесса откусила ему мочку уха; король велит искать того, кому подойдет откушенный кусочек; посланные спрашивают, нет ли еще мужчин; братья отвечают, что младший в хлеву; но у него откушена мочка уха; он вызывает всех троих коней, преображается; женится на принцессе]: Uffer 1973, № 28: 109-112.

Передняя Азия. Арабы Ирака [умирая, отец велит трем сыновьям сторожить могилу; старшие Омар и Зейд не идут, все три раза приходит младший Мухаммед; побеждает белого, черного, красного всадников, приходивших мстить отцу, забирает их коней; на этих конях обгоняет дочь царя, дочь визиря, дочь верховного судьи; сам женится на царевне, других отдает братьям]: Лебедев 1990, № 23: 147-130.

Балканы. Греки [отец велит сыновьям три ночи стеречь его могилу; либо отдать трех сестер первым, кто за них посватается (людоед, лев, орел, либо другие); старшие братья засыпают, младший убивает многоглавого монстра; сражается с собакоголовым (много других эпизодов)]: Megas 2012, № 304: 32-34.

Средняя Европа. Поляки (мазуры) [умирая, отец велит троим сыновья стеречь его могилу; старшие не хотят, младший идет вместо них; получает от отца три кнута, клубок ниток, указания, что надо делать; кто прыгнут на коне до четвертого этажа замка, тот получит принцессу; братья оставляют младшего смотреть за свиньями и очагом; тот бьет кнутами по дубу, получает золотого коня и роскошный наряд; дважды конь донес его до четвертого этажа, принцесса дала платок и перстень; по пути домой юноше вытрелили в ногу; ищут хромого; он явился в лохмотьях, затем во всем блеске; свадьба]: Cox 1893, № 340: 445; русские (Архангельская, 1908, Лапинская волость, девушка 18-ти лет А.С. Филатова, жила работницей в разных селениях поморья, сочиняет частушки и песни |«народная поэтесса»|, безграмотна) [Перед смертью отец завещает трем сыновьям три ночи провести у его могилы. Два старших брата боятся и просят младшего Ваньку, невестки предлагают «житный и овсяный блин» и он соглашается. Две ночи он разговаривает с отцом, под крик петухов тот падает в гроб. Невестки надеются, что отец съест Ваньку, им не жалко. На третью ночь отец дает Ваньке золотой клубок и приказывает его распустить и идти, куда он укажет. На следующий день братья отправляются бороться за царевну «в третьем этаже», тот, кто допрыгнет до ее окна и получит печать ее кольца в лоб, получит ее в жены. Ванька берет корзину и собирается в лес, в действительности идет вслед за братьями. Выкатил клубок, навстречу ему выскочил конь «в ноздрях искры, во рту пламя», Ваня забрался коню в одно ухо – умылся, в другое – нарядился, приехал к царевне, не допрыгнул всего «два венца». Дома братья рассказывают Ваньке про молодца, который чуть не перескочил до царевны. Ванька спрашивает, не он ли это был, братья отвечают, точно не он, «слюневатик, пулеватик». На следующий день все повторяется, Ванька только один венец до царевны не перескочил. На третий день Ваня допрыгнул до царевны, ее кольцо осталось у него во лбу. Ванька измазывает лицо глиной и ложится на печь. На следующий день Ваня с братьями, измазанный глиной и сажей, отправляется на пир к царевне. Она не может у «богатых и нужных» во лбу найти своё кольцо, заметив Ваньку, его решают отмыть и находят кольцо, царевна его узнает, они женятся. Братья завидуют Ваньке]: Цейтлин 1911, № 7: 14-16; русские (из собрания П.И. Киреевского, зап. П.Я. Якушкина) [перед смертью отец велит сыновьям три ночи сидеть не его могиле; первый раз идет младший дурак; два других раза то же он (старшие не хотят, обещают дураку подарки); отец встает из могилы, дает три конских волоса; дурак их припалил, бежит сивка-бурка, вещая каурка, дурак залез в одно ухо – напился, наелся, в другое – стал красавцем; царевна сидит на третьем этаже; царь обещает ее тому, кто ее поцелует, вскочив на коне; дурак в первый день скачет до первого этажа, во второй до второго, на третий день целует царевну, она бьет его золотым перстнем; братья каждый раз рассказывают дураку, как приезжал молодец; дурак приходит на пир с завязанной головой, царевна его узнает, берет в мужья; царь просит зятьев достать уточку золотые перышки, дураку дает старую клячу; тот ее убивает, зовет сивку-бурку, достает уточку, отдает умным зятьям, за это отрезает им по мизинцу с правой руки; то же свинку золотую щетинку с 12 поросятами (по пальцу на ноге); златогривую кобылу с 12 жеребятами; конь велит бить ее медными, железными, оловянными прутами; дурак вырезает зятьям из спины по ремню; на пиру предъявляет отрезанное, все прирастает, дурак зовет сивку-бурку, с тех пор признан, живет по-царски]: Афанасьев 1958(2), № 182: 10-15; украинцы (Полтавская, ок. 1878, с. М. Борисполь, Переяславскаго у.) [Сыновья пережевывают хлеб для своего старого отца, он хочет отблагодарить их – дать каждому по коню. Перед смертью просит каждого провести на его могиле по одной ночи. Старшие братья посылают вместо себя младшего, дурня. Отец говорит ему вырвать шерсть из правого уха прекрасного прискакавшего коня, который после этого будет являться всякий раз, когда дурень свистом призовет его. Сын повторяет действие две ночи подряд и затем в свою очередь. Братья собираются проехать по стеклянному мосту до дворца царевны: она обещает выйти замуж за того, кому это удастся, младшего оставляют пасти свиней. Дурень призывает коня, обгоняет братьев, бьет их нагайкой, доезжает до середины моста и возвращается в поле. Дома братья жалуются на всадника, ударившего их, дурень смеется, говорит, им лучше сидеть дома. На следующий день все повторяется, дурень почти достигает дворца царевны, говорит, что и сам не поедет. На третий день дурень доскакивает до дворца, она отставляет печать на его лбу и руке, дома он завязывает лоб и руку, говорит, будто упал. Царевна обещает выйти замуж за того, кто поймает дикого кабана и козу. Дурень призывает коня, охотится на животных, переодевается, отдает братьем, за это отрезает им пальцы. Царевна устраивает большой обед, чтобы найти того, кто преодолел стеклянный мост, находит среди гостей дурня, наряжает его, он доказывает с помощью пальцев, кто именно поймал кабана и козу. Царь женит молодых. Он дает зятю коня, тот выводит его в поле, снимает кожу, зовет собак, волков, воронов, они съедают его, дурень возвращается обратно. Царь дает другого коня, тот повторяет действия. Царь уезжает в гости и забирает с собой всех коней, чтобы зять не погубил их, царевна просит оставить, но отец не оставляет. Муж обещает ей, что раздобудет коней. После отъезда царя дурень высвистывает прекрасную тройку коней, молодые догоняют царя, он не узнает их]: Чубинский 1878, № 70: 269-274; украинцы [(место записи не указано); перед смертью отец велит сыновьям три ночи сидеть не его могиле; старшие сыновья пируют, каждый раз идет младший дурак; отец встает их могилы, дает уздечку для вороного, гнедого, сивого коней; царь обещает дочь тому, кто на коне до нее допрыгнет; дурак каждый раз вызывает одного из коней, входит в одно ухо, выходит из другого красавцем, допрыгивает до царевны, на третий раз берет ее платок, она ставит золотым перстнем ему печать на лоб; царь посылает искать человека с печатью, дурака находят, венчают с царевной, поселяют в отдельной избе; царь просит достать козу с золотой шерстью;, дурак велит жене выпросить у тестя клячу, убивает ее, вызывает вороного коня, делается красавцем, добывает козу, отдает другому искателю за сустав пальца с правой руки; то же – кабана в золоте и серебре (гнедой конь, у соперника отрезает еще один сустав); кобылу в золоте и серебре (сивый конь; третий сустав); на пиру предъявляет отрезанное, вызывает коней, получает царство, братьев делает панами, женит, над могилой отца строит церковь]: Афанасьев 1958(2), № 184: 29-34.

Кавказ - Малая Азия. Калмыки [лишь младший из трех братьев, Нусах Му ("скверный сопляк") ночует на могиле умершего отца, получает три волоска; если их сжечь, они превращаются в конец; хан выдает дочерей, неузнанный НМ трижды побеждает в соревнованиях; старшие дочери выбирают красивых витязей; младшая узнает НМ, выбирает его; хан отправляет их жить в дом из травы; неузнанный НМ громит напавших врагов, хан перевязывает его рану своей шелковой накидкой; раненого хана вылечит ишь мясо сайгака; ишь неузнанный НМ добывает сайгака, дает старшим зятьям ставший ядовитым верхний слой мяса в обмен на мочку уха и мизинец; от мяса старших зятьев хану хуже, от сваренного внутреннего мяса, которое подала младшая дочь, он выздоровел; черная туча уносит жеребят кобылицы; НМ стреляет, подбирает упавшее золотое кольцо; на крылатом коне пригоняет с неба табун, убив спавшего похитителя; старшие зятья сталкивают его в яму; он видит, как муравей лечит ногу, лечит свои сломанные кости той же травой; по хвосту волка поднимается на поверхность; хан понимает, кто такой его младший зять; казнит старших зятьев]: Басангова 2002: 106-114; абхазы [отец велит сыновьям Мака, Мажв, Хянчкут три ночи стеречь его могилу; все три раза идет Х.; ловит черного, гнедого, белого коня, они обещают помощь; царь выдаст младшую дочь за того, кто скакнет до верха башни, возьмет алмазное кольцо царевны; Х. трижды инкогнито участвует в состязаниях, на белом коне добился цели; принял прежний облик; царь велит собрать всех мужчин, кольцо предъявляет Х., его с женой поселяют в хижине; царь заболел; нехотя дает также и Х. клячу ехать искать лекарство; на вороном коне Х. рубит в море рыбу, в ней косуля, заяц, ларец, в ларце воробей, его мозг – лекарство от головы; Х. отдает его старшим зятьям за их отрезанные указательные пальцы; то же – лекарство от спины (гнедой конь; кости медведя; отрезанные мизинцы); от живота (белый конь, молоко оленихи, конь ставит зятьям копытом тавро ниже спины); Х. побеждает врагов, ранен, жена узнает перевязь; все выясняется, Х. получает царство]: Шакрыл 1975, № 42: 213-229 (=Бгабжа 2002: 201-213); кабардинцы [умирая, князб велит трем сыновьям три ночи стеречь его могилу; каждый раз идет младший брат; побеждает всадника, забирает оружие и трех коней: гнедого, белого, вороного; князь отдаст дочь тому, кто собьет подвешенную на столбе иглу, победит в скачках, победит быка; каждый раз на трех разных конях побеждает приехавший инкогнито младший брат; получает княжну]: Алиева, Кардангушев 1977: 82-86; чеченцы [умирая, отец велит положить ему на могилу кусок каменной соли, стеречь; старшие братья засыпают, младший Али стреляет в черное, белое, красное облако, каждый раз появляется конь (вороной, белый, рыжий), обещает служить; князь выдает трех дочерей за победителей конных состязаниях; неузнанный Али трижды побеждает, женится на младшей дочери, его братья женятся на старшей и средней]: Кибиев, Мальсагов 1981: 100-112; ингуши [умирая, старик велит сыновьям сторожить могилу; старший и средний брат просят младшего по имени Овдилг ("дурачок") идет вместо них; за три ночи тот ловит трех коней, каждый дает ему свои волоски; князь выдает трех дочерей, младшая – Харсен Нарс с золотой головой и серебряными руками; О. на трех конях допрыгивает до трех башен, увозит и прячет троих девушек; старших отдает братьям, ХН берет себе; Бийдолг Бяре похищает ее; О. приходит последовательно к сыну Солнца, сыну Месяца, сыну Звезды; у ББ трехногий конь гулинг; ББ дважды спрашивает его, догоним ли до обеда; тот отвечает, что всяко догоним; ББ дробит О. вольчьей палицей, забирает ХН, сын Солнца, сын Месяца воскрешают О.; сын Звезды велит идти на гору, где жеребится мать гулингов; оторвать мышцу от руки, скормить волку, иначе тот отъест гулингу ногу; теперь у О. четырехногий гулинг, а у ББ трехногий; ББ не может догнать О., гулинг уходит в землю, ББ гибнет; жены выгоняют братьев О. его искать; О. убивает трех чудовищ энджала; братья кладут в дверях шашку, О. отрезает о нее ноги, братья забирают гулинга; слепой и безрукий приходят жить с О.; пока трое калек охотятся, в ХН гаснет огонь; она приходит к ешапятам; они дают сито с золой, сверху угли; по зольному следу ешап-мать находит дом, пьет кровь ХН; за обещание не убивать ее, ешапиха дает О. брусок, он вылечивает калек; О. убивает ешапиху; О. убивает и оживляет братьев, прогоняет их]: Мальсагов 1983, № 8: 55-71 (=Танкиева 2003: 31-48); ногайцы [умирая, отец велит трем сыновьям принести ему на могилу три мешка соли; они принесли, стали караулить, двое старших проспали, младший видит коня в богатом убранстве; тот дает волосок, явится, когда нужно; хан отдаст троих дочерей за победителей в состязаниях; младший вызывает коня, неузнанным вытаскивает из болота братьев, сбивает воткнутые на кургане иглы, получает троих жен, двух старших отдает братьям, себе берет младшую сереброволосую; братья из зависти привязывают шашку у двери, кричат, что волк душит овец, шашка отрезает младшему ноги; через пять лет приходят медведь и слепой; слепой сует голову в пасть медведя, прозревает; безногий сует обрубки, ноги отрастают; дома встречает мальчика со звездой во лбу, это его сын; жена счастлива; они подсыпают яд братьям и их женам, те умирают]: Багрий 1930(2): 62-64; аварцы [=Ганиева 2011b, № 7: 114-121; умирая, отец велит троим сыновьям стеречь его могилу, отдать троих дочерей за тех, кто попросит; старший, средний братья боятся, младший хватает серого коня, тот носит его на седьмое небо и в седьмой нижний мир, укрощен, дает свой волос; то же с гнедым, вороным конями; сестер отдают за волка, ястреба, сокола; царь последовательно обещает трех дочерей тому, кто перескочет на коне через башню; каждый раз младший брат вызывает коня, уносит девицу, братья завидуют; все трое спускаются в подземелье, пируют там, старшие опьянели, младший убивает 9-главого змея, отрезает ему, прячет уши; старик выходит из-под куста, благодарит за убийство змея, отдает младшему брату дочь; ее станет требовать Черный Нарт (ЧН); старик предупреждает не останавливаться по дороге домой; юноша засыпает, ЧН уносит его жену; он находит сестер, их под видом волка, ястреба, сокола также забрали Нарты; они не знают, где живет ЧН, но Летучая Мышь указывает дорогу; пока ЧН спит, юноша увозит жену, ЧН на трехногом коне догоняет, убивает юношу; конь приносит кости младшей сестре, ее муж отдает юноше свою вторую жизнь; юноша просит жену узнать у ЧН, где тот взял трехногого коня; под камнем равнина, там пасется конь, его брат и их мать; конь потерял ногу, когда на него бросились волк и муравьи; юноша бросает тем пшеницу и мясо, уводит коня; конь убивает преследователя – ЧН; юноша дает по жене братьям, двух берет себе]: Саидов, Далгат 1965: 215-230; гунзибцы [отец велит сыновьям после его смерти три ночи стеречь могилу; старший, средний ложатся спать; младший убивает всадника на черном коне, пришедшего разорить могилу своего врага, забирает коня и дракоценности; в следующие две ночи то же (всаднике на синем, на голубом коне); коней прячет; царь отдаст троих дочерей тем, кто на коне перепрыгнет реку; юноша трижды побеждает, забирает девушек, братья не узнают его; он дает им по царевне, по коню, дарит сокровища, уезжает на белом коне с младшей царевной]: Berg 1995: 234-243; мегрелы [умирая, отец велит трем сыновьям караулить его могилу; двое старших не решились идти на кладбище; младший Гедлачи-дурачок отсек голову зверю, который бросился раскапывать могилу; отец вышел, подарил коня; конь велел вынуть из его ухо то, что там лежит; там конская амуниция, одежда, оружие; царь отдаст дочь тому, кто взлетит на коне к ней на 2-ый этаж; неузнанный Г. выполняет задание, получает царевну, прощает братьям былые насмешки]: Степанов 1898, № 15: 47-50; армяне (записано в Баку арабской азбукой; все имена тюркские, но автор записи – армянин) [умирая, царь велит трем сыновьям три ночи стеречь его могилу и выдать трех сестер за тех, кто первым посватается; старшие не идут сторожить, младший убивает всадников на красном, черном, белом конях; отдает сестер за цаплю (Лейлек-падишах), голубя (Гёгерчин-падишах) и орла (Каракуш-падишах); по завету отца, братья построили мечеть; голуби: в ней недостаток – не поет семиперый соловей (Едди-тюкли), принадлежащий Кёсе; младший царевич идет от одного зятя к другому, каждый учит, что делать; надо войти к царевне, связать ее ее же волосами, заставить поклясться последовать за собой вместе с птичкой; Кёса преследует, убивает царевича, забирает девушку и птицу; Каракуш оживил, на этот раз девушка села на невзрачного жеребенка, К. не смог догнать; братья оставили у двери кинжалы, младший упал на них, братья сами привезли птицу, готовят свадьбу с царевной; младший выздоровел, нанялся к портному, достает из трех орехов волшебные летучие платья, которые просит царевна; прилетает неузнанным и бьет братьев, затем исчезает; открывается; свадьба; братьев привязали к хвостам лошадей]: Богоявленский 1892б, № 10: 116-126; азербайджанцы [умирая, царь велит трем сыновьям три ночи стеречь его могилу; Мелик-Ахмед и Мелик-Джамшид не пошли, Мелик-Джамиль пошел; приближается черный всадник, обещает наказать царя; МД убил его, лошадь спрятал; в следующие две ночи то же, лошадь и всадник белые; красном; еще царь предупредил, что через 40 дней придут трое дервишей, за них надо выдать его троих дочерей; старшие братья не обратили внимания, МД выдал сестер; соседний царь выдаст трех дочерей за того, кто перепрыгнет на лошади широкий ров; братья Мелик-Джамиля и другие женихи не смогли, неузнанный МД трижды перепрыгнул на черном, белом, красном конях, в снятой с тех всадников одежде, каждый раз уносит одну из царевен, прячет в потайном месте; затем отдал старших царевен братьям, себе взял младшую; однажды все они были в гостях у царя; чья-то рука подняла жену МА в воздух, унесла; голос: я кеоса («безбородый») с тремя волосами; МД приехал к нему, когда тот погрузился в семидневный сон; жена сказала, что его душа в стеклянном сосуде; из него вылетела ласточка, МД ее убил, Кеоса умер, МД с женой вернулся к братьям]: Багрий, Зейналлы 1935: 222-226; турки [умирая, падишах велит три ночи стеречь его могилу; кто с этим справится, получит трон; трех сестер надо выдать за первых, кто придет свататься; старший сын слышит ночью грохот и шум, в страхе бежит; средний то же; младший Мехмед убивает дракона; тот просит ударить его мечом второй раз, М. говорит, что мать родила его один раз; увидел старика с белым (день) и черным (ночь) шарами; связал ему руки, чтобы он не выпустил день, пришел к 40 разбойникам, предложил им помочь похитить сокровища, убил по одному, когда они поднимались на стену; разрубил змею; увидел трех спящих царевен, влюбился в младшую; вернулся, отрезав носи и уши дракона; развязал старика; падишахом уже стал старший брат; по настоянию младшего, сестер отдали льву, тигру, птице Анка (он падишах пери); царь замка, в котором М. убил 40 разбойников и змею, договаривается с визирем опознать героя, устроив для всех мужчин баню; М. опознан: у него нет меча; он просит младшую царевну; царь: но ее хочет демон-вихрь, поэтому она сидит в стальной комнате; М. получил царевну, а его братья – ее сестер; как только М. отлучился в лес, вихрь унес его жену; М. идет на поиски, посещает троих сестер, муж каждой показывает дорогу; М. забирает жену, скачит прочь; вихрь на четвертый день проснулся, неспеша собрался, легко догнал, разорвал в клочья; разрешил жене собрать кости; та погрузила их на коня, велела идти, куда надо; тот пришел к жене Анка; Анка собрал всех птиц; старая сова явилась последней, она одна бывала в райском саду; оттуда доставила живой воды, Анка оживил М.; тот вернулся к жене: пусть она узнает, в чем жизнь вихря; тот признается: на седьмом уровне моря остров, там бык, в нем ящик, в ящике голубь; на горе источник, раз в год 40 морских коней приходят к нему, надо укротить одного, он доставит, куда надо; М. достал ящик, увез жену, убил голубя, вихрь умер, М. стал падишахом]: Kúnos 1901: 112-133; талыши [умирая, отец велит троим сыновьям три ночи приходить на его могилу; лишь младший трижды идет, видит всадника в белом на белом коне, с белым мечом, тот хочет выкопать тело отца, юноша его убивает, одежду прячет, тело бросает в колодец; то же с черным, с красным всадниками; падишах объявляет, что тот, кто перепрыгнет через бассейн и унесет его дочь, может на ней жениться; у него три дочери; младший брат, надев одежду и сев на коня белого всадника, хватает девушку, приносит старику; то же с ее двумя сестрами (на черном, на красном коне); братья (не зная, что всадник – их младший брат) успевают стрелой ранить юношу в руку; он все объясняет братьям, три брата женились на трёх дочерях падишаха]: Асатрян 2005: 33-40.

Иран – Средняя Азия. Персы (Фарс, Хорасан) [лишь младший царевич три ночи стережет могилу отца по его завещанию; каждую ночь убивает воина, который появлялся, чтобы разорить могилу; три коня оставляют ему по волосу, с помощью которых их можно вызвать; с помощью коней царевич выполняет трудные задания и добывает царевен; на одной он женится сам, двух других отдает братьям]: Marzolph 1984, № 530: 11-112; таджики: Амонов 1980 [умирая, отец велит три ночи стеречь его могилу; старший сын видит пламя на небе, убегает; то же средний; младший остается; голос из пламени говорит, что покойный одолжил ему трех коней, дает три волоска, чтобы их вызвать; дочь падишаха выйдет за того, кто перепрыгнет через стену; младший сын делает три попытки, каждый раз на новом коне, на третий раз перепрыгнул; то же в козлодрании, на третий раз забросил козла на стену; получает дочь и трон падишаха; братья просят его помочь разыскать младшего брата; молодой падишах признается, что это он, делает их визирями]: 95-98; Амонов, Улуг-заде 1957 [когда отец умирает, старший и средний сыновья просят оставить им богатство, а младший – отцовское наставление; отец велит ему три ночи провести на его могиле; появляются вороной, гнедой, белый конь, каждый дает свой волос, чтобы его вызвать; младший брат пасет скот старших, а по праздником неузнанный побеждает в состязаниях: проскакать на коне вверх по дворцовой лестнице; сделан начальником войска, получает царскую дочь]: 134-137; ягнобцы: Андреев, Пещерева 1957, № 15, 29: 94-96, 145-149; мунджанцы [у царя два сына от любимой жены, один от нелюбимой; перед смертью он велит три дня стеречь его могилу; старший, средний сыновья видят в полночь тучу и огонь, в ужасе убегают; младший готов стрелять, див просит не делать этого: он должен его отцу трех коней, дает волоски вызвать их; у другого царя нет детей, маланг дает ему яблоко, родятся три дочери, одну надо отдать ему; дочери выросли, царь отдаст их за того, кто на скаку сорвет козла, прикрепленного к верху стены; младший царевич на волшебном коне выполняет условие, забирает всех трех царевен, старших отдает братьям, младшую забирает себе; маланг ее выкрал; царевич едет искать; его сестра, вышедшая за дива, советует не ходить; на Коне-Облаке царевич увозит жену, но маланг нагоняет и отбирает опять; святой Хызр: в келье жеребенок, ему дать орехи, изюм и сыр, сторожам-драконам – курдючное сало; снова погоня; конь царевича советует коню маланга сбросить того – царевич будет кормить их изюмом и сыром; царевич с женой возвращается к братьям и привозит украденную дивом сестру]: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 23: 243-249.

Балтоскандия. Латыши [младший брат три ночи сторожит могилу отца (поле), получает свисток, с помощью которого можно вызвать коня и получить богатое одеяние; король обещает выдать дочь за того, кто на коне поднимается к ней на стеклянную гору; отправляются оба умных брата; младший вызывает серебряного коня; ему дается доскакать до середины горы; возвращаясь домой, он хлещет братьев кнутом; слушая их рассказ, говорит, что он, сидя на крыше бани (хлева, клети), все видел; братья сдирают крышу; второй раз дурачок скачет на золотом коне; в третий раз на алмазном достигает вершины горы; принцесса дает ему кольцо (также: оставляет ему на лбу знак); дурачок возвращается домой и опятьт спит на золе; принцесса находит героя]: Арийс, Медне 1977, № 530.I: 297; ливы [после смерти отца двое братьев делят наследство, младшего-дурака отправляют пасти свиней; царь сажает дочь в стеклянную башню, обещает отдать тому, кто по башне проскачет до самого верха, полцарства в придачу; каждый брат должен провести ночь на могиле отца; старшие боятся, отправляют вместо себя младшего; каждый раз отец встает из могилы, свистит в дудочку, прибегает конь (золотой, затем серебряный, алмазный), отец дарит дудочку младшему сыну; тот все утаивает от братьев; на золотом коне поднимается до половины; дома старшие братья говорят женам, что боятся щекотки; младший: это вы покалечились, падая со стеклянного склона, видел это с крыши дома; братья сжигают дом, живут в сарае; то же с серебряным конем (сжигают сарай, живут в бане); на алмазном коне младший поднялся до верха, получил кольцо, платок и поцелуй царевны; братья сожгли баню, живут в свинарнике; созывают мужчин, кольцо у дурака, царь поселяет молодых в отдельном городе; сын царя воюет, мнимый дурак с ним, не узнан; ранен, царь перевязал рану платком, узнал платок, возвращает дочь с мужем к себе, признает самым умным]: Setälä в Kippar 2002: 61-65; сету [младший из трех сыновей – лентяй и дурак, его прозвали Запечником (Viruskundras); отец велит после своей смерти три ночи стеречь могилу; каждую ночь на ней вырастает цветок; старший сын не стережет, утром приходит, цветок уже съеден; средний тоже заснул, цветка нет; младший курит трубку, хватает медного коня, получает узду, чтобы вызывать коня, когда надо; потом еще две ночи, З. получил узду от серебряного и золотого коней; говорит братьям, что каждый раз спал, ничего не знает; король отдаст дочь, кто до нее доберется на коне; она в стеклянном тереме на стеклянной горе; неузнанный З. трижды пробует; медный конь добрался до половины, серебряный – почти до конца, золотой – до принцессы, она дала свой перстень; король велит созвать всех мужчин; З. приходит с завязанным пальцем; принцесса велит развязать, видит свой перстень, З. показывает коней; свадьба; родилась дочь; после смерти старого короля З. унаследовал царство; посадил жену на золотого коня, дочь на медного, сам сел на серебряного, они улетели на небо]: Sandra 2004: 252-256; карелы (финская Карелия) [младший сын – «Золушка», безответственный грязнуля; умирая, отец велит сыновьям по очереди сторожить его могилу; старший посылает вместо себя З.; отец говорит из могилы, велит вымыться в источнике, З. превращается в красавца, появляется могучий вороной конь; затем З. принимает свой прежний облик, конь исчезает в источнике; то же, когда очередь среднего сына (конь цвета воды); на третью ночь белый конь; отец спрашивает, чем наделить сына, тот выбирает мудрость; зимой ловит в проруби щуку, отпускает, та дает ему способность, сказав, «По щучьему веленью, по моему хотенью» получить исполнение любого желанья; З. велит ведрам самим идти к дому; на следующий день велит топору рубить деревья, саням самим везти из лесу дрова; король велел узнать секрет, для этого напоить З., но тот велел себе не пьянеть; приезжает к королю на печи; велит принцессе в него влюбиться; король отдаст ее за того, кто вскочит на коне до верхнего этажа замка; З. появляется в образе красавца; не допрыгивает на двух первых конях, допрыгивает на белом, принцесса ставит ему на лоб свою печать; король выдает за него дочь, но бросает обоих в море в большой железной бочке, она приплывает к острову; З. по щучьему веленью велит бочке распаться, создает дворец и мост через море; король приглашает З. с женой, не узнав их; на пиру З. говорит, что у него нет кубка; король велит всех обыскать, обещает казнить укравшего золотой кубок; до этого подложил кубок З., но кубок, по щучьему веленью, оказывается в его собственной сумке; З. говорит королю, кто он; с женой возвращается на свой остров, отказавшись от предложенной половины королевства]: Schreck 1887, № 8: 50-63 (=Goldberg 1953: 72-90); вепсы: Власьев 1941, № 1 (рассказано по-русски) [из трех братьев лишь Иванушко приходит на могилу отца, получает волшебного коня; с его помощью преображается, трижды допрыгивает до царевны в башне, она дает ему перстень, узнает по перстню среди бедняков; только И. добывает барана с золотыми рогами, свинку с золотой щетинкой, златогривую кобылицу; продает старшим зятьям за мизинцы, за ремни со спины; все открывается, царь передает И. царство]: 7-14; Онегина, Зайцева 1996, № 204 [отец, умирая, дает наказ сыновьям три ночи сторожить его могилу; два старших брата отказываются, а младший идет на кладбище, не спит, хлеб ест да звезды считает; на третью ночь кресты на могилах зашевелились, отцовская могила открылась: «Ванюша, ты?» – «Я». Отец дарит сивушку-кобылушку. Только Иван-дурак доскочил до третьего этажа и стал обладателем обручального кольца. Вскоре он становится зятем царя]: 217; восточные саамы (сколты, Нейден) [у старика три сына, младший – балбес; умирая, отец велит сыновьям три ночи сторожить его могилу; каждый раз приходит лишь младший сын, последовательно получает от отца коней с медными, серебряными, золотыми копытами, медную, серебряную, золотую одежду; король отдаст дочь тому, кто допрыгнет на коне до третьего этажа, где она будет стоять; в первый день младший брат надел медную одежду на коне с медными копытами допрыгнул до первого этажа, во второй в серебряной – до второго, на третий день в золотой – до принцессы, она повязала ему шелковый платок, в нем ее перстень; король собрал людей, последним привели младшего брата, тот предъявил платок и перстень; король велел его вымыть, он открыл дверь в скале, там его кони]: Lagercrantz 1961, № 297: 150-156.

Волга - Пермь. Мордва: Евсевьев 1964, № 42 []: 293-295; Самородов 1978 [умирая, отец велит трем сыновьям по очереди ночевать на его могиле; каждый раз ночует лишь младший сын, получает от отца двух коней и свинью с поросятами; царь выдает младшую дочь за того, кто снимет с ее руки перстень, когда она будет сидеть в высоком тереме; младший меняет худую кобылу на серого, вороного коня, скачет выше всех; в третий раз на свинье, снимает перстень; молодых поселяют в бане; царь велит зятьям достать того черного скакуна; младший спит, затем говорит, что конь уже в конюшне; делается красавцем, получает полцарства]: 53-60; мари [два брата умных, младший Иван – дурак; умирая, отец велит положить его гроб в могилу, но трое суток не засыпать и стеречь по ночам; старшие братья платят И. за то, чтобы он сторожил вместо них; в первые две ночи отец говорит И., что скажет ему что-то (важное) в последнюю ночь; братьям И. говорит, что ничего особенного не видел; в третью ночь отец говорит И., что в Иванову ночь тот должен пойти в лес, встретить там его, он поможет И. жениться на дочери попа; в Иванову ночь двое чертей в лесу не могут поделить шапку-невидимку, полотенце, которое само вытирает дочиста; И. велит чертям бежать до пихты и обратно, отдаст вещи быстрейшему; сам надевает шапку-невидимку, забирает скатерть и платок, уходит домой; прячет добытое в сундуке; поп обещает И. 100 рублей, если тот сумеет украсть его жеребца; И. в шапке-невидимке заходит к попу, надевает его одежду, напаивает допьяна стражу, уводит коня; поп платит деньги; обещает дочь, если И. украдет покрывало, перину и подушку с кровати; И. делает чучело мертвеца, ставит у окна поповой спальни; поп с попадьей убегают в другую комнату, И. уносит, что нужно; теперь поп велит украсть у него жену; когда поп с попадьей едут в гости, И. подбрасывает у дороги один сапог, дальше другой; увидев второй сапог, поп оставляет жену стеречь лошадь, возвращается забрать первый; И. садится на место попа, привозит попадью к себе домой; поп думает, что лошадь понесла и жена, возможно, погибла; велит ее искать; она у И.; поп разрешает И. украсть его дочь; в шапке-невидимке И. проник в спальню поповны, усыпил снотворным, привез к себе; накрыл скатерть-самобранку, дочиста вытерся волшебным полотенцем; поповна его полюбила; И. выкрал и повозку с конем – приданое; поп их благословил; И. решил украсть жеребца, а черт в том же доме – младенца; черт попросил И. подменить младенца березовой чуркой, сам вывел жеребца из конюшни; настоящий младенец чихнул, И. сказал, «На здоровье!», черт тут же исчез; хозяева проснулись; И. велел бить мнимого младенца, тот снова стал чуркой, ее бросили в огонь]: Beke 1938, № 48: 457-476 (S. 476-484 о похождениях И. в Москве); чуваши [отец велит трем сыновьям приходить на его могилу; приходит лишь младший Кукша ("плешивый"), получает медное, середряное, золотое колечки; они могут вызвать вороного, серого, гнедого коня; трижды допрыгивает до терема царевны, получает жену]: Эйзин 1993: 138-141; казанские татары: Замалетдинов 2008а, № 61 [умирая, отец велит трем сыновьям три дня приходить на его могилу; идет лишь младший, получает перо черной, белой (лебедь), красной птицы; если взять в рот и свиснуть, появятся черный конь и черная одежда; белый; красный; падишах отдаст трех дочерей за того, чья стрела пролетит сквозь кольцо на вершине высокого столба; неузнанный младший брат на черном, белом, красном коне каждый раз побеждает, получает всех трех царевен; с каждой живет в отдельном дворце, они думают, что у каждой свой муж; он приводит обнищавших братьев, отдает им черную, белую одежду; они приходят вместо него к старшим царевнам, он сам остается с младшей; старшие братья завидуют, оставляют перед дверями алмазный меч, тот отрубает младшему ноги, они забирают его жен и богатство; к безногому пришли безрукий и слепой; они похищают дочь падишаха, чтобы стирала и готовила; Жалмавыз стала приходить сосать кровь девушки; безногий ее схватил; она проглотила и отрыгнула, сделала всех здоровыми; безногого не отрыгнула; его нашли в ее большом пальце; он берет с собой девушку, разоблачает братьев (велит стрелять в кольцо, их стрелы не попадают), живет с четырьмя женами]: 287-298; 2008б, № 7 []: 71-76; Ярмухаметов 1970: 296-301 [умирая, отец велит трем сыновьям стеречь могилу; пришедшему мать даст ключи от трех сундуков; идет младший плешивый, собака укусила его за палец, он сказал братьям, что укусил шайтан, те боятся идти, младший получает все три ключа, кобылицу и пшеницу за лесом; три дочери падишаха в башне, падишах отдаст их тому, кто доскачет до них на коне; в первом сундуке указание взять коня на поле за лесом, только он скакнет так, что девушку удастся поцеловать в губы, плешивый получает старшую дочь; второй жених получил среднюю (коснулся руки), третий – младшую (коснулся пальца); падишаха излечит молоко от коровы о 6 сосцах; такая корова на поле плешивого, он продает другим зятьям ее молоко за право отрезать одному полпальца с правой руки, другому – содрать кусок кожи со спины; падишах с женой подслушали, как двое зятьев стонут, а плешивый играет на скрипке; зятья признаются, плешивый назначен наследником]; (ср. 201-209 [старик велит трем сыновьям приходить по одному на его могилу; старший получил халат-невидимку, средний – рог (если протрубить, появится войско), младший – неистощимую суму с деньгами; у младшего оказывается денег больше, чем у падишаха, тот отдает за него дочь; жена узнала секрет, подменила суму, велела прогнать мужа; тот берет у брата рожок, трубит, жена делает вид, что ни при чем; то же, что с сумой; то же с халатом, жена велит отослать мужа на остров; тот слышит разговор птицы с птенцом: есть деревья с плодами четырех сортов: делают красавцем, наряжают в великолепные одежды, от плодов вырастают рога, от других пропадают; если привязать к ногам листья, пойдешь по морю как по суше; под видом торговца герой продал плоды служанке, у царевны выросли рога; под видом герой лекаря пришел к ней, стал бить дубиной, заставив отдать чудесные предметы; затем убрал рога, царевна стала примерной женой]; коми [умирая, отец велит трем сыновьям три ночи по очереди приходить ему на могилу; старшие Василий и Федор посылают младшего по имени Седун (вечно на печи); тот трижды получает коня: гнедого, серого, златогривого; прячет их; у царя дочери Марья, Василиса, Марпида, у них синий, желтый, красный платки; кто достанет с крыши платок, возьмет в жены царевну; С. входит в ухо коня, делается красавцем, инкогнито трижды допрыгивает на коне, но берет лишь платок М.; царь созывает всех мужчин, велит дочерям взять в мужья тех, у кого их платки; старшие находят заморского королевича и князя, М. Седуна; царь поселяет их в хлеву; царь велит поймать лань; С. ловит, отдает старшим зятьям, за это отрезает по большому пальцу ноги; то же – свинка золотая щетинка, снимает со спины кожу ремнем; кобылицу с 30 жеребятами; конь велит С. прикрыть его шкурами, облить смолой, осыпать иголками; кобылица бьет коня, но ранит себя об иголки, С. ее укрощает; приводит; зовет царя в баню, показывает ремни кожи и отрезанные пальцы; С. предстает красавцем; царь прогоняет старших зятьев вместе с женами]: Плесовский 1975: 77-91.

Туркестан. Казахи [=Турсунов 1983: 206-209; умирая, старик велит трем сыновьям три ночи стеречь его могилу; каждый раз стережет младший сын; прибегают рыжий, вороной кони (отец дает их волоски), в третий раз отец дает скатерть-самобранку; хан ставит один на другой семь домов, сажает дочь в верхний, выдаст за того, кто на коне снимет кольцо с ее пальца; младший брат в дорогой одежде скачет на рыжем, на вороном, снимает кольцо; в прежнем облике предъявляет его, женится, им ставят бедную юрту поодаль; больному хану нужно мясо кулана; младший добывает, братья его не узнают, он отдает им добытое в обмен на их мизинцы; добыть двух красных гусей с золотыми перьями; то же, берет по указательному пальцу; кобылу с сорока жеребятами, у которых золотые гривы, серебряные хвосты; то же, накладывает на братьев тавро; является в благородном облике, обличает братьев, после смерти тестя становится ханом]: Сидельников 1952: 199-203.

Южная Сибирь. Тувинцы [старик просит троих сыновей три ночи стеречь его тело, затем похоронить; тело отнесли на перевал; оба раза старшие братья просят сходит младшего по имени Хеверик; старик: у речки Чинге-Кара-Хем скала Сарыг-Хая; она раскроется, там желтые конь, одежда и обувь; то же – Хурен-Хая (гнедой конь и одежда); Кара-Хая (черный); Курбусту-хан устраивает состязание, отдаст победителю свою дочь Золотую царевну; Х. неузнанным на трех конях поднимается на третью, пятую, седьмую ступеньки неба, ЗЦ дает ему свое кольцо; Х. в неказистом облике приходит за ЗЦ, К. отселяет их подальше; велит добыть золотого марала; золотого оленя; Х. добывает, в неказистом облике отдает братьям за то, что те отрубают себе большие пальцы на ноге; золотого оленя Х. сам приводит; ему не верят, он велит братьям показать пальцы; является в истинном облике; отдает коричнего и черного коней братьям]: Хадаханэ 1984: 42-52.