Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27z2b. Убитая кукла, ATU 879. .13.-.16.27.-.30.

Сложные отношения между простой девушкой и принцем приводят к тому, что в брачную ночь принц намеревается убить невесту. Девушка подставляет вместо себя куклу, принц вонзает в куклу меч, принимает брызнувший сок (сироп, мед) за кровь, раскаивается в убийстве. Настоящая девушка появляется, молодые супруги счастливы.

Нубийцы, арабы Марокко, Алжира, Туниса, Египта, берберы Марокко, кабилы, корсиканцы, сардинцы, сицилийцы, итальянцы, мальтийцы, португальцы, испанцы, каталонцы, французы (Дофинэ), Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудия, Йемен, Палестина, Иордания, Сирия, арамеи (?), болгары, (албанцы?), русские (Олонецкая), украинцы (Подолия), талыши, таджики, персы.

Восточная Африка. Нубийцы [царь велит человеку построить дом из песка, дочь советует ему попросить царя сперва растворить песок в воде; то же: сосчитать звезды (пусть соберет в кучу); построить стену из золы (пусть смешает золу с водой); царь требует девушку к себе; она велит отцу нарядить в ее одежды сосуд с медом; царь пытается обнять девушку, затем сердится, что та молчит, разрубает сосуд мечом, думает, что у девушки вместо крови был мед]: Hohenwart-Gerlachstein 1979, № 1: 82-83.

Северная Африка. Арабы Египта [по утрам три дочери продавца бобов приходят ко дворцу султана; младшая отвечает {видимо, иронично} на приветствие султана; тот взбешен и велит ее отцу явиться к нему смеясь и плача, дочь научила, как это сделать; в следующий раз продавец приходит, закутавшись в рыболовную сеть {очевидно, в ответ на приказ явиться и голым, и одетым}; он должен прийти и верхом, и бегом (сидя на низком животном, так что ноги достают до земли); явившись в железной одежде {как Ангел Смерти?}, младшая дочь отстригла султану брови и бороду; султан женился на девушке; в брачную ночь она положила в постель сахарную куклу; султан убивает куклу, раскаивается; появляется спрятавшаяся невеста]: Nowak 1969, № 350: 304-305; арабы Марокко, Алжира, Туниса, берберы Марокко, кабилы [(среди мотивов – «женитьба мужчины на девушке, чтобы та оказалась в его власти» и «сахарная кукла, в которую принц вонзает нож»]: El-Shamy 2004, № 879: 512-515.

Южная Европа. Мальтийцы [девушка поливает базилик, принц подтрунивает над ней, она отвечает той же монетой; одевшись уличным торговцем делает так, что принц целует зад ее осла; осел деревянный, но окатил принца навозом; чтобы отомстить, принц берет ее в жены, чтобы убить; она прячется под кроватью, положив в постель куклу с патокой или медом внутри, которой принц отрубает голову; ее кровь сладкая, принц хочет покончить с собой, но невеста появляется и молодые счастливы]: Mifsud-Chircop 1978, № 879: 325-327; португальцы [девушка поливает базилик, принц смеется над ней, задает вопросы, она отвечает под стать (Сколько листьев у базилика? – Сколько звезд на небе?); переодевшись, принц подстраивает так, что девушка его поцеловала, затем рассказывает об этом; в ответ она устраивает так, что он поцеловал мула в зад, смеется над ним; другие обманы с обеих сторон; принц женится на ней, чтобы отомстить, но она подкладывает в постель куклу из сахара или меда; принц наносит удар; жалеет, что убил девушку настолько же сладкую в смерти, насколько горькой она была при жизни; все разъяснилось, супруги счастливы]: Cardigos 2006, № 879: 214; испанцы (Мурсия) [князь смеется над двумя сестрами, которые регулярно выходят поливать свой базилик; задает вопрос, на который нельзя ответить, но младшая задает в ответ свой («сколько листьев на базилике?» – «сколько звезд на небе?»); переодевшись бродячим торговцем, князь продает девушке какой-то товар за поцелуй; заболевает от любви к девушке; та явилась под видом врача, засунула ему в зад редьку или морковку; узнав, как было дело, князь женится, чтобы отомстить; жена кладет в постель куклу, наполненную медом; князь наносит удар ножом; {видимо, все кончается хорошо}]: Hernández Fernández 2013, № 879: 155-156; каталонцы [когда девушка поливает базилик, принц задевает ее вопросами, но она задает в ответ свои; они поженились, но жена опасается мести, кладет в постель сахарную куклу; принц ударил ее ножом, почувствовал на губах сладость, раскаивается; они помирились, все хорошо]: Oriol, Pujol 2008, № 879: 172; корсиканцы [Lesta (“vive”) – падчерица в бедной семье, по утрам поливает базилик, принц видит это из своего окна, называет ее Беззаботной; мачеха учит ответить, что когда повзрослеешь, придут и заботы; Сколько листьев на базилике? – Сколько звезд на небе? Принц переоделся торговцем рыбу, обещал отдать рыбу за поцелуй, но, получив поцелуй, убежал; утром об этом сказал; Л. притворилась продавщицей поясов, обещает отдать пояс, если принц поцелует ее мула в зад, он поцеловал, она убежала; утром говорит об этом, когда они обмениваются вопросами; принц, договорившись с мачехой Л., прячется под кроватью и всю ночь колет Л. иглой, та думает, что кусаются блохи; утром говорит о блохах; ночью Л. пришла под видом Смерти, принц просит лучше забрать его отца или мать, смертельно напуган; просит мачеху Л. отдать ее ему в жены; Л. заказала у кондитера сахарную куклу, в брачную ночь положила ее в кровать, сама спряталась под кроватью; принц отрубил кукле голову, сироп брызнул ему в рот, он поражен сладостью, жалеет о том, что сделал; появляется живая Л., молодые счастливы]: Massignon, no. 48 в Tenèze, Bru 2000, № 879: 49-54; итальянцы (Бокаччо; Милан, Флоренция, Мантуя, Калабрия, Сардиния, Сицилия): ссылки на источники в Mifsud-Chircop 1978, № 879: 325-327.

Западная Европа. Французы (Дофинэ) [(мотив сахарной куклы присутствует)]: Joisten в в Tenèze, Bru 2000, № 879: 54.

Передняя Азия. Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудия, Йемен, Палестина, Иордания, Сирия [(среди мотивов – женитьба мужчины на девушке, чтобы та оказалась в его власти; сахарная куклу, в которую принц вонзает нож]: El-Shamy 2004, № 879: 512-515; арамеи [{вероятно}]: Bergsträsser. Einführung in die semitischen sprachen в Uther 2004(1), № 879: 501.

Балканы. Болгары [принц (атаман разбойников) переодевается, чтобы подшутить над девушкой; продает ей ожерелье за поцелуй; девушка одевается медведем и бьет его голого; тот решает на ней жениться, чтобы убить в брачную ночь; жена подкладывает вместо себя сахарную или медовую куклу; нанеся удар, муж раскаивается; все разъяснилось, свадьба]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 879: 309; (албанцы [проверить по тексту, основан ли текст на мотиве K27z2a или K27z2b]: Uther 2004(1), № 879: 501).

Средняя Европа. Русские (Олонецкая), украинцы (Подолия) [Хитрая девушка: царевич под видом старика забирается к двум сестрам на ночь; третья сестра искусно избавляется от него; царевич посылает к ней сватов, венчается с ней и хочет в первую же ночь зарубить ее; она подставляет вместо себя куклу; они мирятся]: СУС 1979, № 883B=AA*875 II: 233.

Кавказ – Малая Азия. Талыши [сын падишаха бросил букет на грудь дочери хаджи; она говорит, что ее цена – все звезды в небе, он – что этот букет; она велит отцу дать ей красную одежду и железную кисть; прячется в шкафу; говорит сыну паджишаха, что она Азраил, пришедший забрать его душу; тот просит отсрочки; она бьет его в грудь железной кистью, чтобы потом опознать; падишах откружает дворец воинами; сын падишаха снова встречает девушку, она говорит, что ударила его железной кистью; падишах посылает к ней сватов; она велит плотнику сделать куклу, наполняет ее живот сиропом; сын падишаха вонзает меч в куклу, думая, что убивает девушку; но тут же кричит, что не хочет жить без нее, собирается покончить с собой; девушка появляется из-за куклы, выходит за сына падишаха]: Асатрян 2005: 27-31.

Иран – Средняя Азия. Таджики [18-летняя дочь визиря говорит загадками, отвергая 70-летнего падишаха; умирая, тот завещает сыну купить ее и разрубить мечом; дочь визиря сделала подобную ей движущуюся куклу; молодой падишах ударил ее мечом в брачном покое, но решил не добивать; оставил жене письмо: уезжаю на три года в летний дворец; за это время ты должна родить мне сына, похожего на меня; бери деньги из сундука, не сломав печать; пусть у кобылы и суки родятся жеребенок и щенок, во всем похожие на моих коня и пса; жена является под видом пери с горы Каф; становится любовницей мужа; выигрыла у него в шахматы коня и пса, случила со своими кобылой и сукой; выиграла печать, открыла сундук, взяла золото, а сундук опять запечатала; на четвертый раз выиграл падишах – «пери» стала его женой, вернула печать, коня и пса; падишах вернулся и был поражен, увидев сына, коня и собаку; полюбил жену]: Османов 1989: 462-465; персы [супруги бездетны; муж находит на крыльце подброшенную девочку; она вырастает красавицей; умирая, жена велит мужу снова жениться на той, кому подойдет ее кольцо; оно подошло лишь приемной дочери; та просит отсрочить свадьбу на 40 дней; велит сделать подземный ход, собирает туда одежду и драгоценности, велит валяльщику сделать ей одежду из войлока с отверстиями лишь для глаз и для рта; кладет на свою постель бурдюк с патокой, натянув на него свадебное платье, сама уходит через подземный ход; жених возмущен, что невеста молчит и не встает навстречу; вонзает нож ей в живот; раскаивается в содеянном; поняв, что это бурдюк, от стыда уходит из города; девушка, надев войлочную одежду, прячется на дереве у источника; ее видит принц, отсылает к своей матери работать на кухне; она трижды инкогнито является на праздник, поразив красотой принца и его мать; принц бросил ей свой алмазный перстень; она упросила разрешить ей сделать для принца лепешку, положила в него перстень; на охоте принц разломил лепешку, нашел перстень, все понял, женился на девушке]: Розенфельд 1958: 77-86.