Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K32h1. В бочку с гвоздями. (.15.16.28.31.)

Антагониста казнят, посадив в бочку с гвоздями и пустив ее с горы либо привязав к лошади.

Португальцы, валлоны, словаки, эстонцы, норвежцы, датчане.

Южная Европа. Португальцы [около леса жили три сестры, любили друг друга; рядом жили ведьма с дочерью; ведьма подговорила младшую дать старшим кориандра и те превратились в быков; король увидел младшую и женился; ведьма вонзила ей в голову две булавки, королева превратилась в голубку, ведьма подменила ее своей дочерью; та сказала королю, что подурнела из-за болезни; голубка прилетает и спрашивает собаку, как ее младенец; собака: ночью молчит, а днем плачет; это услышали, передали королю, тот поймал голубку, вытащил булавки; ведьму с дочерью спустили с горы в бочках с гвоздями]: Braga 2002: 183-184.

Западная Европа. Валлоны [больной король обещает полкоролевства тому из своих детей, кто добудет розу de Sainte Ernelle (либо цветок Святой Елены); либо король теряет в лесу три апельсиновых семечка; либо отец, уезжая, спрашивает, что привезти дочерям; младшая просит букет d’éternelles {какие-то цветы? бессмертники?}; или мать обещает золото тому из детей, кто принесет из лесу больше дров; конфету тому, кто подберет больше крупинок золота; или король отдаст трон тому, кто принесет ему золотой шар; трое или двое детей, среди них одна девочка, идут на поиски; цветок или иной предмет находит девочка; брат ее убивает, закапывает, берет талисман себе; на этом месте вырастает тростник, пастух делает из него дудочку; либо выздоровевший отец находит косточку (дочери), она рассказывает ему о происшедшем; либо об этом рассказывает выросший на могиле цветок; либо убийца забывает на могиле свою дудочку; или голос из могилы зовет на помощь; тело достают из могилы, приносят во дворец, девочочка еще жива, выздоравливает; король велит сжечь убийцу, но тот подставляет вместо себя восковую куклу; либо убийцу находят мертвым; либо расстреливают; или мать убивает сына и зарывает там, где он зарыл сестру; либо король велит спустить убийцу с горы в бочке с гвоздями; или утопить в мешке]: Laport 1932, № 780: 79-80.

Средняя Европа. Словаки [когда лесник принес зайца, жена собралась его приготовить, но кошка украла мясо; жена отрезала себе грудь и зажарила мужу; на следующий день рассказала; они договорились убить сперва Янека, затем Эвичку – детей лесника от первого брака; Э. слышала; научила Я. вбежать в комнату, где мачеха ее будет причесывать, схватить ленту, убежать; она сделает вид, что бежит за братом, чтобы вернуть ленту; увидев, что дети уже около леса, мачеха прокляла их: пусть превратятся в животных, из чьего следа напьются; Э. не дает Я. напиться из медвежьего, волчьего, он пьет из оленьего, становится олененком; сама пьет из колодца, делается золотоволосой красавицей со звездой во лбу; ее находит, берет в жены молодой король; в отсутствие мужа она рожает мальчика с золотой звездой во лбу; старуха сталкивает Э. в воду, подменяет в постели своей дочерью; младенец плачет, олененок уносит его к Дунаю, просит уток указать путь к матери; утки отвечают, что она одна из них; мать прилетает уткой, становится женщиной, кормит младенца, возвращается на реку; так каждый день; король возвращается, мнимая жена хочет мяса олененка; король идет за олененком, когда тот несет младенца матери; король хватает жену, она превращается в уток, в чудовищ {не сказано, каких именно}, но он не отпускает; Э. и Я. обретают человеческий облик; король спрашивает старуху, что заслуживает тот, кто пытался погубить двоих невинных и обречь на несчастье третьего с та отвечает, что такого надо посадить в бочку с гвоздями, спустить с горы; со старухой и ее дочерью так и поступили]: Dobšinský 1970, № 12: 69-74 (немного сокращенный перевод в Богатырев 1955: 110-116); словаки [мачеха договорилась с мужем убить и съесть его сына и дочь; дети убегают, мачеха велит превратиться в того, из чего следа напьетесь; Ева не дает Янко напиться из медвежьего, волчьего, он пьет из оленьего, становится олененком; Ева пьет из колодца, делается золотоволосой красавицей со звездой во лбу; ее находит, берет в жены молодой король; в отсутствие мужа она рожает мальчика с золотой звездой во лбу; старуха сталкивает Еву в воду, подменяет в постели своей дочерью; младенец плачет, олененок уносит его к Дунаю, просит уток указать путь к матери; утки отвечают, что она одна из них; мать прилетает уткой, становится женщиной, кормит младенца, возвращается на реку; так каждый день; король возвращается, мнимая жена хочет мяса олененка; король идет за олененком, когда тот несет младенца матери; хватает жену, она превращается в уток, в чудовища, но он не отпускает; Ева и Янко обретают человеческий облик; старуху с дочкой посадили в бочку с гвоздями, спустили с горы]: Богатырев 1955: 110-116.

Балтоскандия. Эстонцы (Вильянди) [царь ушел на войну, велел не выпускать из дома троих дочерей, те упросили служанку выпустить, пропали; царь обещает их в жены тем, кто вернет; идут солдат, офицер, генерал; в доме в лесу по очереди готовят; карлик с длинной бородой объедает, бьет повара; когда очередь солдата, тот бьет карлика медным, серебряным, золотым прутом, заставляет приподнять камень, под которым отверстие в нижний мир; только солдат спускается, убивает одно-, двух-, трехголового змея, которые стерегут трех царевен; отправляет царевен наверх, получив от каждой ее платье; вместо себя кладет камень, генерал и офицер отпускают веревку; солдат находит медный, серебряный, золотой свистки, появляются слуги, кони, выносят солдата на землю; он нанимается к портному, делает вид, что шьет свадебные платья для царевен; те узнают свои платья; солдат спрашивает генерала, офицера, как наказать того, кто спустил другого в дыру, кто отобрал у другого женщину; спустить с горы в бочке с гвоздями, привязать к восьми быкам; их казнят соответственно; солдат женится на младшей царевне, других выдали за королевичей]: Järv et al. 2009, № 6: 54-57; датчане [после свадьбы король с королевой находят на кровати записку: им суждено оставаться бездетными; старушка учит королеву оставить на ночь в саду кружку вверх дном; утром под ней будут алая и белая розы; если съесть алую, родится сын, если белую – дочь; королева съела обе и родила виверна (двулапый дракон); тот велит королю признать его сыном, иначе все уничтожит; затем велит его женить; выбрали принцессу, утром она мертва; то же со второй; третья невеста – дочь пастуха; старушка велит перед брачной ночью надеть 10 одежд; жених скажет: прекрасная дева, сними одежду! надо в ответ: король виверн, сбрось slough! у него их лишь 9; сбросив последний, он превратится в кучу мяса; надо бить березовыми прутьями, смоченными в уксусе, затем вымыть в молоке и завернуть в 9 простынь; после этого заснуть; когда девушка утром проснулась, рядом красавец; когда муж на войне, жена родила близнецов; Красный Рыцарь поменил письмо: двух щенков; подменил письмо от мужа: сжечь жену и отродье; королева-мать спрятала детей, отправила невестку подальше из замка; прилетели журавль и лебедь, выдавили молоко у нее из груди, отпили, стали принцами; король вернулся, Красного Рыцаря поместили в бочку с гвоздями, привязали к лошади и погнали ее; женщина пожелала вернуться к королю, хотя оба принца тоже ее желали; (далее на p. 465-475 еще 11 односюжетных версий; согласно одной, герой не виверн, а змей]: Holbek 1987: 460-465; датчане [чтобы избавиться от падчерицы, мачеха посылает ее за ягодами на курган, в котором карлики; по пути старик дает девушке еды – пусть накормит карликов; те благодарны; пусть она день ото дня делается красивее; розы и лилии вырастают там, где ступает ее нога; золото и серебро сыплются с ее волос, когда причесывается; мачеха посылает родную дочь, та к карликам не с едой, а с палкой; они делают так, что ее плевки превращаются в лягушек и жаб, на лбу вырастает телячий хвост, на каждом шагу она испускает газы; брат героини на службе у короля; она посылает ему свой потрет, король хочет на ней жениться; в пути мачеха сбрасывает ее с корабля, превращает в утку, подменяет собственной дочерью; король в бешенстве, бросает брата героини в тюрьму за обман; в образе утки героиня проникает на кухню, расспрашивает о брате и единокровной сестре, говорит, что сможет прийти еще только дважды; король велит служанке поймать утку; чертит крест у нее на клюве, она вновь становится девушкой; король на ней женится, освобождает ее брата, мачеху с ее дочерью поместили в бочку с гвоздями]: Holbek 1987: 523.