Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K37A. Опознать мужчину. .11.16.23.26.-.32.34.36,37.46.

Персонаж должен опознать сына или мужа среди многих одинаковых людей или животных.

Бантуязычная Африка. Хунгве [отец опознает сосуд, в котором спрятан его маленький сын].

Западная Европа. Ирландцы [сына среди голубей].

Южная Азия. Древняя Индия.

Китай. Лису [один из предков, умевший хорошо вырезать по дереву, жил с женой и дочерью; на участке вырезал 12 фигур, неотличимых от него самого, они ожили; дочь пришла, не смогла понять, кто отец, разделила обед на 13 маленьких порций; на следующий день пришла жена; сказала, что обед только на одного; все стояли не двигаясь, но у тринадцатого чуть дрогнула ноздря; женщина поняла, что это ее муж; остальные 12 разошлись по горам, став предками 12 кланов лису; поэтому лису живут в лесу, все делают из дерева и бамбука; когда рождается ребенок, сажают дерево, а когда человек умирает, это дерево срубают узнать, сколько лет он прожил]: Dessaint, Ngwâma 1994: 240-241.

Балканы. Гагаузы [сына среди быков, голубей].

Средняя Европа. Сына среди юношей, превращенных в животных или в птиц. Словаки [среди голубей]; русские, белорусы; украинцы (Полтавская, Гадячский у., ок. 1878) [У бедняков рождается ленивый сын (дадут есть – ест, не дадут – обходится, лежит на печи «без штанцов»). Мать предлагает отдать его в работники, чтобы чему-нибудь научился, отдают портному – он возвращается через 3 дня, отдают швецу, кузнецу – убегает. Отец хочет отдать его в другое царство, полагая, что оттуда не убежит. Путь лежит через лес, отец со вздохом садится передохнуть на пенек – оттуда вылезает сморщенный дед с зеленой бородой по колено, представляется лесным царем Охом, спрашивает, зачем отец звал его – сказал «Ох», когда садился. Ох просит отдать парня ему в обучение на год с условием, что тот останется служить еще на год, если отец не сможет узнать его. Ох отводит парня на тот свет, в избу, где все зеленое, жена и дети Оха в том числе. Ох отправляет парня рубить дрова, тот засыпает, Ох связывает его и кладет на дрова, поджигает, парень сгорает. Ох брызгает живой водой, парень оживает и становится красавцем. Через год к Оху за сыном является отец, Ох рассыпает мерку проса, сбегаются одинаковые петухи, отец не может найти сына, тот остается еще на год. Через год Ох показывает баранов «один у один», отец снова не узнает. На третий год на пути он встречает белого старика (одежда, борода белые), рассказывает свою историю, тот подсказывает, что сына среди голубей можно отличить – все будут есть пшено, а он единственный сядет под грушей – с помощью подсказки отец узнает сына и забирает домой. Превратившись из птицы в человека, парень становится еще красивее. Отец горюет, что они бедны, сын оборачивается борзой, ловит лису, предсказывает, что пан захочет купить его за 300 рублей, но запрещает отцу продавать цепь. Собаку покупают без за сто рублей, она оборачивается человеком и возвращается к отцу. Парень оборачивается соколом, отец продает его панам без шапочки за 300 р. На ярмарке парень оборачивается конем, отец забывает о запрете и продает с недоуздком обернувшемуся цыганом Оху. Тот приводит коня в степь, ведет к избе, конь становится окунем, уплывает, Ох становится щукой. Окунь подплывает к берегу, превращается в гранатовый перстень, его достает из воды царевна. Ох оборачивается купцом, просит царя вернуть потерянный перстень, девушка не хочет отдавать, бросает его «ни тебе, ни мне», перстень ударяется об пол, рассыпается пшеном, купец оборачивает петухом, склевывает все зерна, кроме закатившегося под ногу царевны. Пшено оборачивается парнем, царевна влюбляется в него, уговаривает отца и выходит за него замуж]: Рудченко 1870, № 29: 107-114.

Кавказ – Малая Азия. Калмыки [сына среди превращенных в животных (птиц) юношей; мужа среди трех голубей]; осетины [сына среди мальчиков; мужа среди работников]; мегрелы [сына среди 500 мальчиков]: Тепцов 1894, № 10: 23-26; грузины [сына среди голубей].

Иран – Средняя Азия. Персы [сына среди голубей].

Балтоскандия. Литовцы [мужа среди аистов; лошадей; сына среди быков; щук]; эстонцы [сын подрос, отец повел его в школу; им встретился черный человек, предложил взять мальчика на три года в ученье; через три года попросил продлить срок; еще через три года отец на этом месте никого не нашел; зашел в дом, там три краюхи хлеба; первый хлеб говорит, что за сыном надо идти в ад и опознать его среди нескольких одинаковых; у сына будет платочек в кармане; второй хлеб: опознать среди нескольких рыб, у одной на хвосте будет пятнышко; третий хлеб: опознать из нескольких черных петухов, у одного будет на гребешке пятнышко; черт вернул старику сына в образе петуха; тот велит продать его в городе, но без корзины; сын вернулся человеком; велит продать в образе вола; жеребца; покупателем был сам черт, уговорил продать жеребца с уздечкой; черт зашел в кабак, привязал коня высоко под крышу, так что тот остался стоять на задних ногах; зашедший человек увидел коня и освободил; жеребец добежал до моря, стал колюшкой, черт преследует, стал китом; до сих пор ищет колюшку]: Dähnhard 1910: 460-462; сету [сына среди кур, лошадей, юношей]; финны [сына среди 98 стульев, столов, диванов]; вепсы [бедная женщина с сыном пошли на заработки; по дороге охнула, появился мужик: зачем звали? берет сына в работу, велит прийти за ним через три года; когда пришла, мужик показал ей 12 птиц, она не смогла выбрать; то же на следующий год – 12 собак; на третий раз старичок предупреждает: мужик покажет 12 коней, один будет с опущенной головой; мать узнала, получила сына; тот велит продать его в образе коня, но без уздечки; мать продала; купивший мужик привязал коня туго, пошел в трактир; тут мать проходила, конь попросил его отвязать; мужик погнался волком, а конь превратился в собаку; собака стала озером, волк – щукой; озеро высохло, стало птицей, прилетела к матери; щука осталась на суше, издохла; мать с сыном разбогатели, сын женился]: Онегина, Зайцева 1996, № 36: 141-143.

Волга - Пермь. Сына. Коми [сына среди 12 голубей, гусей]; удмурты [сына среди девяти волков]; татары [сына среди голубей]: Замалетдинов 2008б, № 13: 123-127; татары [сына среди голубей]; чуваши [сына среди 12 голубей, собак, рысаков, девушек, парней]; мордва [сына среди 30 собак, коршунов, соколов, жеребцов, голубей]; мари [среди трех солдат, лебедей, голубей].

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [мужа среди уток, гусей, других птиц]; шорцы [сына среди 40 девушек, 40 голубей, 40 быков]: Арбачакова 2010, № 4: 215-223.

Восточная Сибирь. Якуты [сына среди жеребят, птиц, пчел].

Амур – Сахалин. Удэгейцы [мужа среди 20 небожителей].

Великие равнины. Сына-теленка среди бизонов. Черноногие; кроу; шейены; мандан; санти; омаха и понка; ото [опознать следы жены и сына]; арикара; скиди пауни; вичита.