Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K38B. Змей угрожает птенцам, B364.4.

.13.14.16.17.21.23.27.29.30.32.-.35.46.55.63.

Чудовище водно-хтонической или неопределенной природы поедает или калечит детенышей могучего существа (кроме палестинцев и тибетцев Мустанга: птенцов птицы). Птица-мать бессильна перед чудовищем, но человек убивает его (мауэ: учит, как убить). См. мотив K38.

Нубийцы, Тунис, палестинцы, арабы Сирии, арабы Ирака, тибетцы, Мустанг, хинди, варли, маратхи, бенгальцы, ория, гонды, байга, мариа, сингалы, греки, македонцы, болгары, молдаване, гагаузы, боснийцы, албанцы, чехи, крымские татары, калмыки, ставропольские туркмены, кабардинцы, абазины, адыги, абхазы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, даргинцы, аварцы, лезгины, удины, армяне, пшавы, сваны, грузины, азербайджанцы, турки, курды, персы, бахтияры, таджики, таджики Систана, белуджи, узбеки, ягнобцы, ваханцы, сарыкольцы, шугнанцы, мунджанцы, туркмены, коми, чуваши, казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, каракалпаки, уйгуры, барабинские татары, алтайцы, челканцы, тувинцы, тувинцы (южный Алтай), дархаты, буряты, монголы (Внутренняя Монголия), дагуры, дунсяне, манси, ассинибойн, кроу, хидатса, арикара, коги, мауэ.

Герой помогает детенышам, благодарная мать выносит его на землю из нижнего мира.

Палестинцы, арабы Ирака, тибетцы, молдаване, гагаузы, венгры, греки, боснийцы, албанцы, болгары, чехи, крымские татары [дает способность летать], калмыки, ставропольские туркмены, кабардинцы, абхазы, адыги (темиргоевцы), карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы, лезгины, удины, армяне, пшавы, сваны, грузины, турки, азербайджанцы, курды, персы, ягнобцы, шугнанцы, узбеки, туркмены, коми, мари, чуваши, татары, башкиры, казахи, тувинцы, буряты, дунсяне.

Герой помогает птенцам, благодарная птица приносит его в удаленное место, куда он стремится.

Тунис (спасает от змеи яйца птицы), Шумер, арабы Сирии, арабы Ирака, тибетцы, бенгальцы, гонды, мариа, сингалы, греки, калмыки, абазины, адыги (шапсуги), аварцы, грузины, азербайджанцы, турки, курды, персы, бахтияры, таджики Систана, таджики, узбеки, ваханцы, сарыкольцы, мунджанцы, башкиры, туркмены, казахи, киргизы, уйгуры, дагуры, манси, ингаригдовские эвенки, азиатские эскимосы (Наукан).

Герой помогает птенцам, птица награждает его иным образом.

Палестинцы [помогает спрятаться], Мустанг [дает птенца], хинди [дает птенца], варли [относит к реке, чтобы набрать песка, учит добыть невесту], маратхи [относит к месту, где хранится душа злого волшедника], ория [дает средство оживить друга], байга [дает птенца], греки [дает перо], молдаване [зовет сыновей-Ветров, те помогают найти сестру, добыть жену], албанцы [дает три волоса; дает перо], русские [дает перо], калмыки [возвращает жеребят, помогает спрятаться], даргинцы [дает птенца], аварцы [лает перо], азербайджанцы [дает перо], курды [дает перо], персы [дает перо], белуджи [дает своего птенца, дает перо], узбеки [дает перо], туркмены [дает перо], казанские татары [дает волшебное кольцо], казахи [дает перо], каракалпаки [дает перо], киргизы [дает перо], барабинские татары [дает искомый предмет – кость рыбы], алтайцы [дает перо, помогает советом], челканцы [дает перо], тувинцы (южный Алтай) [предупреждает об опасности], дархаты [приносит ядовитую пену – задание отца невесты], буряты [дает перо, дает волшебный предмет], монголы Внутренней Монголии [не указ., но речь не идет о полете из нижнего мира на землю].

Птица заманивает героя к себе, чтобы он убил чудовище, угрожающее ее птенцам.

Алтайцы, тувинцы, южноалтайские тувинцы, буряты (хоринские); см. мотив K38b1.

Птица приносит героя к себе в гнездо, чтобы он убил чудовище, угрожающее ее птенцам.

Казахи, ассинибойн, кроу, хидатса, арикара, коги.

Герой случайно оказывает в гнезде птицы и учит убить удава.

Мауэ.

 

Северная Африка. Тунис.

Передняя Азия. Палестинцы; арабы Сирии; арабы Ирака.

Тибет. Тибетцы: O'Connor 1906: 92-102; тибетцы Амдо: Kajihama 2004, № 28: 117-123; Мустанг: Kretschmar 1985, № 27 [старшая царица бездетна, младшая беременна; когда царь вернулся, старшая сказала, что младшая родила щенка лизать мозги царя и пест разбить ему голову; царь велел отослать младшую, старшая изгнала ее из страны, младенца бросила на съеденье сторожевой собаке; та три года воспитывает младенца, сама худеет; псарь рассказывает царю, что какой-то ребенок все съедает; царь велит убить собаку; та успела передать ребенка корове; та худеет, пастух проследил, что все съедает ребенок Otrung Gepo с золотым верхом, серебряным низом, перламутровым поясом; царь велит убить корову, та успела передать ОГ лошади; с ней то же; она велит ОГ принести седло, поводья, лук со стрелами, он сел на лошадь и ускакал; убил стрелой змею, собравшуюся съесть троих тигрят; взрослые тигры пришли, увидели спящих тигрят, решили, что человек их убил; тигрята проснулись, все рассказали, тигры дали ОГ одного тигренка; у трех птенцов Гаруды глаза слиплись, ОГ их промыл, птенцы заснули (то же, что с тигрятами – взрослые дали одного птенца); старик пасет табун, говорит, что через три дня слон выберет жениха для царской дочери; ОГ убил пастуха, надел на себя его морщины, слон выбрал его; царь изгнал молодых жить в лес; ОГ велит жене принести от матери медный котел, скамьи со столами, зовет на праздник царя и народ; царь велит дочери проследить за мужем; вечером она делает вид, что заснула; когда ОГ снял с себя кожу старика, она бросила ее в огонь; тесть и все счастливы; ОГ приезжает к отцу, тот говорит, что у него нет сына; ог требует вернуть мать; та покрылась шерстью как тигр, каждый раз зовет сына; ей подбросили еду с алкоголем, она уснула, ее смазали мукой и маслом, шерсть сошла; ОГ велел посадить на циновки обеих цариц, у каждой на голове яйцо; убил стрелой старшую царицу, стал править двумя царствами], 28 [старушка, приютившая мальчика Lhawa Döndrub, рассказала, что демон убил его отца и увел мать; он уходит мстить; другая старушка велит припасть демонице к груди и назвать ее матерью; та велит засунуть большие пальцы рук демона себе в рот, тогда тот не съест; тот велит идти только днем, мать юноши за рекой; демон чует, что пришел сын его жены, советует притвориться больной, послать сына 1) за молоком тигрицы; выстрелив в тигра, ЛД отстрелил ему зоб, благодарный тигр дал молоко и среднего тигренка в придачу; 2) за пером Гаруды; ЛД убил змею, собиравшуюся сожрать четырех птенцов Гаруды; та дает перо и одного птенца; 3) золотое перо со лба брата демона; тигр прыгнул тому на грудь, Гаруда схватила перо, демон закричал, что сам пойдет; они его привели, ЛД убил мать и ее демона-мужа; пошел искать невесту; у царя три дочери, ЛД выбрал младшую, когда те приходили за водой, но царь не отдал; Гаруда нашла дом небесной феи, ЛД взял ее в жены; они посадили два дерева: если с кем-то беда, оно засохнет; пока ЛД на охоте, к фее пришла старуха следить за собаками и скотом; догадалась, что жизнь ЛД в золотом кинжале, бросила его в огонь, ЛД упал замертво; затем старуха предложила фее покормить рисом рыб, утопила; Гаруда увидела, что деревья засохли, дружественный демон (у которого на лбу было перо) бросил амулет, узнал, что виновата старуха; ее привязали, прибили к дереву, остатки золотого кинжала вынули из очага; все хорошо {без подробностей}]: 158-164, 165-168.

Южная Азия. Хинди; варли; маратхи; бенгальцы; ория; гонды; байга; мариа; сингалы.

Балканы. Молдаване; гагаузы; македонцы; болгары; греки; албанцы; боснийцы; болгары.

Средняя Европа. Чехи.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары; калмыки; ставропольские туркмены; кабардинцы; абхазы; абазины; адыги (шапсуги, темиргоевцы); карачаевцы, балкарцы; осетины; ингуши; даргинцы; лезгины; удины; армяне; пшавы, сваны; грузины; азербайджанцы; турки; курды.

Иран – Средняя Азия. Персы; бахтияры; таджики; таджики Систана; белуджи; узбеки; ягнобцы; ваханцы; сарыкольцы; шугнанцы; мунджанцы; туркмены.

Волга – Пермь. Коми; чуваши; татары.

Туркестан. Казахи [охотник-мерген в одежде из шкур собирается выстрелить в архара, но в этот момент сам унесен беркутом; мерген живет в его гнезде на высокой скале, питается тем же, что и птенцы; видит летящего дракона-айдахара, который ежегодно пожирал птенцов беркута; мерген поражает айдахара стрелой, из его кожи делает ремни; привязывает себя ремнями к подросшим птенцам, спускается со скалы; возвращается домой, когда по нему хотели справлять поминки]: Бозинген 1985: 92-93; казахи; киргизы; каракалпаки; уйгуры; (ср. казахи (Джезказганская область) [птица Шынырау была Симургом; 15 лет гнездилась на вершине одного байтерека, за все это время не смогла вывести ни одного птенца; отправившись далеко, теперь возвращается, неся добычу – несколько туш; из глаз ее капают слезы и превращаются то в дождь, то в снег; этот плач, свист от взмахов крыльев, ветер, который они поднимают, передал певец Ихлас; птенцов поедал айдахар]: Каскабасов 1979, № 22: 51).

Южная Сибирь - Монголия. Барабинские татары; алтайцы; челканцы; тувинцы; южноалтайские тувинцы; дархаты; буряты; монголы (Внутренняя Монголия); дагуры; дунсяне.

Западная Сибирь. Манси.

Великие равнины. Ассинибойн; кроу; хидатса; арикара.

Северные Анды. Коги.

Центральная Амазония. Мауэ [человек заблудился, ночует в лесу; Удав приглашает его к себе в дупло; пускает ветер; человек отвечает, что пахнет приятно; человек уходит, лезет на дерево, где гнездо попугаев ара; утром Удав лезет на дерево за птенцами; человек научил их крикнуть Ha-Han; прилетела мать Ара, крикнула Ha-Han, Удав отшатнулся, упал на острые листья пальмы, разрезан на части; хвост превратился в большого ленивца, голова в красного инамбу (птицу), две вены - в два сорта растений для плетения мешков типити; сына Удава человек превратил в батат]: Ugge 1991, № 3: 147-156.